Строка буква текст – 1С 8.x : Функция проверки, строка написана только русскими и латинскими буквами? » Работа с Текстом (Строкой) » FAQ 1С 8.x : » HelpF.pro

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 8 класс) на тему: «Буква-строка-текст. Искусство шрифта».

Конспект  урока

 «Буква-строка-текст. Искусство шрифта».

Цели:

 - познакомить учащихся с искусством и историей шрифта;    

 - дать понятие слова и строки как об элементах плоскостной композиции;  

 - развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность,  умение анализировать.

 - воспитание нравственных чувств и нравственных качеств личности.

Задачи:

1.Узнать историю развития шрифта,  понять  как менялся шрифт с древних времен до  настоящего дня.

2.Разобраться в различных видах шрифта.

3.Придумать, разработать, нарисовать свой логотип.

4.Воспитывать интерес к искусству через самостоятельную творческую работу.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование:

для учителя: мультимедийная презентация по теме « Буква – строка - текст. Искусство шрифта», тестовые задания для учащихся, примеры написания буквы, образцы использования различных шрифтов с современном  мире , примеры выполнения задания.

ТСО: мультимедийный проектор ,компьютер.  

для обучающихся: учебник  «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». А. С. Питерских, Г.Е. Гуров.  Москва «Просвещение» 2015г., тетради, художественные материалы (фломастеры, цветные карандаши, гелиевые ручки)  ,  формат А4, иллюстрации различных видов шрифта.

                                              План урока:

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3.Актуализация знаний.

4.Первичное усвоение знаний.

5.Первичная проверка понимания.

6.Индивидуальное творческое задание.

7.Рефлексия (подведение итогов урока , выставка работ).

                                                  Ход урока:

1.Здравствуйте, ребята. Садитесь на места.  Проверим готовность к уроку: нам понадобиться тетрадь, формат А4, графические материалы на выбор фломастеры, ручки, цветные карандаши и конечно внимание.

2.Обратите внимание на классную доску. Что вы видите  буква «А». А какая она эта буква? Ее даже произнести можно совершенно по-разному ( мелодично, загадочно, дерзко …), а написать и подавно. Кто-нибудь  из вас задумывался, почему она первая буква причем во всех европейских алфавитах?  Кто придумал писать ее именно так? Как выглядят другие буквы и как они сочетаются между собой, как одну и ту же букву или цифру можно написать разными способами и как эти способы появились. В жизни мы постоянно встречаемся с буквами. Буквы складываются в слова (шрифт), разный по характеру , как люди: тяжелый, приземистый, легкий, ажурный, скругленный, рубленный, ясно читаемый, декоративный…

(презентация) В тетради.  Записываем: число, месяц, тему урока.

1.(слайд). Буква - строка – текст. Искусство шрифта.

2. (слайд). Шрифт – графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую  и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка (записываем в тетради).

3. (слайд). История шрифта - пиктограмма- картинное или рисунчатое письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей.

4. (слайд). Появилось иероглифическое письмо .Первые книги были глиняные. писали текст деревянной  палочкой клином (клинопись). Появилось буквенно-звуковое письмо, алфавит.

5.(слайд). История развития шрифтов.

  Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником  большинства  алфавитов  мира; греческого, латинского, кириллического и прочих.

   Греки усовершенствовали финикийский алфавит  введя в него гласные звуки - литеры.  Знаки литеры его очень просты, имеют четкие линии одной толщины и состоят из простых геометрических форм: круга, треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым в Европе.          

6(слайд). Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка .В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками. Потом рисунки, превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.

                              «алеф»                                                                                                    

«альфа»                                        «маим»                 «мю»

7(слайд).  Глаголица - одна из первых славянских азбук. Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица была создана до кириллицы, а та в свою очередь создавалась на основе глаголицы и греческого алфавита.

8(слайд).  Древнерусское письмо-кириллица. Древнерусскими называются все рукописные и первопечатные шрифты со времени возникновения и вплоть до конца17-начала 18 века. Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий уроженцы города Солоники. Славянский язык был их родной языком, воспитание и образование они получили греческое. Заслуга братьев состоит в том, что они впервые создали азбуку с четкой и ясной графикой букв, положив в основу греческое письмо и дополнив ее знаками, обозначавшими специфические звуки славянского языка  (шипящие, свистящие и йотированные). Они расставили буквы в определенной последовательности, придав им и цифровое значение, которым в течение многих веков обозначались простые и многозначные цифры.                Новая азбука, передававшая все особенности живой речи, очень скоро  получила широчайшее распространение не только в церковнославянских книгах, но и в светском, деловом и обычном письме. Величайшее открытие 20 века – новгородские берестяные грамоты свидетельствуют как раз о , что письмо  кириллицей было привычным элементом русского средневекового быта и им владели различные слои населения: от княжеско-боярского и церковного кругов до простых ремесленников.

9(слайд). Ранняя каллиграфическая форма кириллицы - устав. Буквы устава имели почти  квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм. В строке они располагались свободно, промежутков между словами не было. Расстояние между строчками  равно или несколько больше высоты буквы. Уставное письмо довольно трудоемкое для написания. Начертание букв  устава требовало частой смены положения  орудия труда. Таким образом, они больше  рисовались пером, чем писались. Концы букв оформлялись короткими засечками, другие в виде треугольных наплывов или утолщений.

10(слайд). Разновидность кириллического письма -  полуустав. Имеет общую более светлую картину, буквы округлее и мельче. Слова и предложения разделены четкими промежутками. Появляется ударение  и целая система знаков препинания. Начертание более простое, пластичное и быстрое, чем в уставном письме. Перо затачивается острее, пользуются исключительно птичьими перьями ( раньше применялись и тростниковые). Письмо приобретает заметный  наклон, каждая буква как-бы помогает общей ритмической направленности  вправо. Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга.

11(слайд). Древнерусская скоропись. Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись, которая скоро попадает и в  книги. Ею пишут различные грамоты, акты, книги, она оказывается одним из самых подвижных видов кириллицы. Скоропись превратилась в самостоятельный тип письма с присущими ему чертами: округлостью букв, плавностью их начертания, а главное  способностью к дальнейшему развитию.

12(слайд). Гражданский Петровский шрифт. Реформа алфавита и шрифта, проведенная Петром 1 в начале 18 века, способствовала  распространению грамотности  и просвещения. Новым гражданским шрифтом  стали печатать всю светскую литературу, научные и государственные издания. По  форме пропорциям и начертанию гражданский шрифт был близок  латинским буквам. Одинаковые пропорции большинства букв придали шрифту спокойный характер. Удобочитаемость его намного повысилась Формы букв Ь, У, Ъ, ять, которые по высоте были больше остальных прописных букв, являют собой характерную особенность петровского шрифта.

13 (слайд).  В дальнейшем процесс развития был направлен на усовершенствование азбуки и шрифта. Появлялись новые рисунки шрифтов. Рубленый  шрифт гельветика. Прописной. Прямое светлое начертание.

                                                   

14-15(слайд). Использование шрифта в современном мире.                     

16(слайд). Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом.  Организующим всю композицию. Буква - своеобразная картинка. Ее графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического  обозначения фабрики или товара, фирмы или организации.                                 

17(слайд).   Буква сама состоит из структурных элементов штрихов. Основными - называются штрихи определяющие основы  букв (прямые, кривые, вертикальные, наклонные, тонкие и толстые).   Соединительными штрихами – называются элементы, соединяющие  основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы. Засечками – называют дополнительные элементы.                                                         

18(слайд).  На карточке - задании подписываем Ф.И. класс. Задание№1: Не приходилось ли вам  рассматривать алфавит с точки зрения симметричности букв? Попробуйте выделить на рисунке следующие группы букв: 1) имеющие только вертикальную ось симметрии, 2) имеющие только горизонтальную ось симметрии, 3) имеющие две оси симметрии, 4)не имеющие признаков симметрии.                             

19(слайд). Написание слова «НОС» имеет  горизонтальную ось симметрии, слова «ПОТОП»- вертикальную. Как надо написать слово «НАТАША», что бы и оно обрело ось симметрии.                             

20(слайд).  Проверяем правильность ответов. Сдаем листочки.                      

21(слайд).  Записываем в тетради: Логотип. Логотип (др. греч.)- «отпечаток»- специально разработанное, оригинальное, начертание полного или сокращенного наименования фирмы ( или группы товаров данной фирмы), фирменный товарный знак.                                      

22(слайд).  Важно. Дизайнеры при создании эскиза плаката или афиши заменяют настоящий текст набором любых букв. Такой внесмысловой  набор  текста называется в дизайне «рыба».  Этот прием позволяет сосредоточить внимание на поиске наилучшего  композиционного  решения. Воспользуйтесь в своих работах «рыбой» и вы.                  

23-24-25(слайды). Образцы самых узнаваемых логотипов.  

26(слайд).  Буква как знак. Создайте эскиз эмблемы или торговой марки, состоящий из одной ( максимум двух) букв и символического изображения. При желании можно создать логотип (стр31. задание№4).              

6.Индивидуальное творческое задание (создание логотипа класса; рассмотреть логотип школы) - 20 мин.

7. Рефлексия: 

  1. Ответы на вопросы. а) Что такое шрифт?

б) Что такое логотип?

в) Почему буква «а» первая во многих алфавитах мира.

  1. Прочитать текст написанный «уставом» и «полууставом».
  2. Расставить по порядку карточки со словами.
  3.  Выставка лучших работ.

Буква – строка – шрифт. Искусство шрифта. 8-й класс

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к шрифтовым композициям в современном дизайне
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна

Оснащение урока:

  1. Компьютерный класс.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Выставка полиграфической продукции.

План урока:

  1. Дать определение дизайна, основных категорий и роли шрифта в дизайне.
  2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением
  3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ – технологий.

Организационный момент.

Вступление. Вот мы и подошли с Вами к тому моменту, когда сможем на практике использовать знания и композиционный опыт, которые приобрели, выполняя упражнения с квадратиками и линиями. Искусство композиции лежит в основе Графического Дизайна и определяет облик книг, журналов, плакатов, влияет на их образное восприятие.

Ход урока

Слайд 1,2 (Приложение 1.)

Тема, которую предстоит изучить сегодня , является “Буква – строка – шрифт. Искусство шрифта”.

  1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.
  2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие.
  3. Движение и статика.
  4. Прямые линии и организация пространства.
  5. Цвет – элемент композиционного пространства.
  6. Буква – строка – шрифт. Искусство шрифта.

Слайд 3.

Что такое дизайн? Попробуем дать определение.

Дизайн – англ. “designe” – замысел, умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект, чертеж, расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция искусство композиции, произведение искусства.

Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированный на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим

Слайд 4.

Какие основные категории и принципы в дизайне Вы можете назвать?

Ответы детей: цвет, форма – основные категории и единство, баланс, контраст – основные принципы дизайна..

Слайд 5.

Компьютерные технологии всё глубже проникают во все сферы человеческой деятельности. Художники и дизайнеры в своём творчестве активно и плодотворно используют возможности программно-технических комплексов на базе персональных компьютеров. В полиграфическом и промышленном дизайне творческие работы в настоящее время практически повсеместно создаются при помощи компьютерных технологий.

Компьютерный дизайн мы можем определить, как область дизайна, в которой в качестве основного инструмента художественного конструирования и проектирования используется компьютер. Ключевым понятием, определяющим особенность этого вида художественного творчества в словосочетании “компьютерный дизайн” является понятие “дизайн”. С возникновением и развитием компьютерной графики, художники-дизайнеры одними из первых начали её использовать в своём творчестве, и компьютерный дизайн в настоящее время применяется практически во всех областях дизайна:

– собственно графику;
– полиграфический дизайн;
– электронные издания;
– Web– дизайн;
– трехмерную графику

Слайд 6.

На предыдущих занятиях мы выяснили как воздействую на наше восприятие различные свободные формы – пятна и линии. Такие композиции воздействуют только ассоциативно-образно и никакой конкретной информации не несут. Но есть композиции, состоящие из линий, которые имеют конкретный смысл – это буквы.

Слайд 7.

Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками.
Картинное, или рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей – называется пиктограммой.

Слайд 8.

Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв. (Рассматриваем рисунок.)

Слайд 9.

На смену пиктографическому письму пришло и деографическое. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т.д.

Слайд 10.

Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь

Слайд 11.

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение.

Слайд 12.

Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединенные одним стилем графического начертания. Сравните шрифты , придуманные разными дизайнерами.
Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.

Слайд 13.

Давайте посмотрим , как выглядит шрифт в древности у разных народов.

Слайд 14.

Мы очень часто используем слово “шрифт”. Что это такое?

  1. Совокупность букв, цифр, знаков определенного рисунка стиля, служащая техническим средством воспроизведения речи на каком– либо языке.
  2. Комплект наборных литер (гарнитура) для типографского набора.
  3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр, знаков.

В практике художников принято классифицировать шрифты по группам в исторической последовательности. Такая классификация удобна для восприятия и помогает изучать графические особенности шрифта. На современном уровне шрифт – основа графического дизайна, индикатор визуальной культуры. Именно в этой области к шрифтам предъявляются самые высокие требования

Слайд 15,16, 17, 18.

Какие требования предъявляются к шрифтовым композициям:

  1. Сбалансированность – это такая компоновка, с помощью которой можно достичь приятного для глаза распределения. На зрительное впечатление влияют: размеры, цвет, форма, плотность конкретного элемента.
  2. Пропорциональность – соотношение частей и целого.
  3. Ритмичность – чередование элементов, которое придает композиции четкость, стройность, особую выразительность, соразмерность.
  4. Равновесие – ощущение симметричности.
  5. Тон – светлота цвета. Ахроматическая – от белого к черному. Хроматическая – цветная.
  6. Контрастность – в переводе с французского “противоположность”.
  7. Гармоничность – взаимосвязь всех элементов, единство формы и цвета.
  8. Целостность – впечатление завершенности, простота элементов.

Слайд 19.

Буква состоит из структурных элементов – штрихов:
Основными называют штрихи, определяющие основы букв (прямые и кривые, вертикальные и наклонные, тонкие и толстые).
Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы.
Засечками называют дополнительные элементы.

Слайд 20.

Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом, организующим всю композицию. Буква – своеобразная картина. Ее графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения или товара, фирмы или организации. Шрифт таит в себе большие изобразительные возможности.

Слайд 21.

Перед тем как приступит к практической части нашего урока, проведем физкультминутку.

Задание 1. Написать букву – образ.

Задание выполняется в любой программе (по выбору ученика).

Примеры образов: буква– цветок, буква– зверь, буква– предмет и т.д.

Слайд 22, 23.

Задание 2. Создать шрифтовую композицию.

  1. Шрифтовая композиция должна быть выполнена в соответствии с требованиями.
  2. Текст выдержан в одном стиле.
  3. Использованы разные виды модификации, которые психологически воздействуют на зрителя, вызывая различные ассоциации.

Для этого можно использовать такие приемы:

  1. Оттенить буквы.
  2. Применить закругленные или прямые подсечки.
  3. Обвести буквы по контуру.
  4. Применить полые буквы.
  5. Написать буквы только с помощью объемной тени и т.д.

Слайд 24.

Задание 3. Создать композицию, в которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами.

Слайд 25.

Сравним линейные композиции из узорчатой полоски, прямой линии, буквенной строчки. В отличие от линии и полоски строка имеет смысл, т. е. несет информацию. Но изобразительного различия между линией и строчкой нет. Как элемент композиции они играют одинаковую роль.

Слайд 26.

Дизайнеры при создании эскиза плаката или афиши заменяют настоящий текст набором любых букв. Называется прием “рыба”.

Слайд 27.

План выполнения работы.

Подведение итогов урока.

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
Ответы учеников.(компьютерная графика, пиктограмма, шрифт и т.д.)
Просмотр работ и анализ.

Список литературы.

  1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. “Титул”, 1993 г.
  2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, “Просвещение”, 2008 г.

Поурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 5. Буква – строка – текст. Искусство шрифта

Содержание страницы

Урок 5. Буква – строка – текст. Искусство шрифта

Цели: познакомить учащихся с искусством и историей шрифта; поговорить о слове и строке как об элементах плоскостной композиции.

Материалы: книги, журналы, иллюстрации различных видов шрифтов; цветная бумага (или картон), клей, ножницы.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Слово учителя

В жизни мы постоянно встречаемся с буквами. Каждая буква – это изображение, своеобразная картинка. В древности, когда не было письменности, люди передавали всю информацию при помощи рисунков. Затем они преобразовались в буквенные символы, которые и стали фундаментом для создания современных букв. Шрифт – это буквы, объединенные общим стилем графического начертания. Графический стиль буквы зависит от содержания текста. Обратите внимание: каждая буква представляет собой совокупность линий – прямых, волнистых, плавных и резких. Важную роль в искусстве шрифта играет и цвет. Он является важным выразительным средством при создании плакатов, афиш, газет.

Русский шрифт X–XVII вв.

Развитие русской письменности во многом отличается от путей развития латинской. Азбуки, ставшие основой для славянского письма, называются глаголица и кириллица. Если вы посмотрите на глаголицу, то заметите, что формы букв довольно необычны. Знаки часто состоят из деталей, расположенных как бы друг на друге. Простые и округлые формы практически отсутствуют.

Поурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 5. Буква – строка – текст. Искусство шрифтаПоурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 5. Буква – строка – текст. Искусство шрифта

Все связано между собой лишь прямыми линиями. Глаголица западных славян (чехов, поляков и др.) продержалась сравнительно недолго и была заменена латинским письмом, а остальные славяне перешли позже на кириллицу.

В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново. Древнейшую форму кириллицы называют уставом. Его отличительная черта – отчетливость и прямолинейность начертаний. Большинство букв угловаты и имеют довольно тяжеловесный характер, и стоят отдельно друг от друга.

Поурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 5. Буква – строка – текст. Искусство шрифтаПоурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 5. Буква – строка – текст. Искусство шрифта

Начиная с XIV столетия, развивается второй вид письма – полуустав. Он впоследствии вытесняет устав. Этот вид письма гораздо округлее устава, буквы мельче, довольно много надстрочных знаков, разработана целая система знаков препинания.

Обратите внимание, что буквы более подвижны и размашисты, чем в уставном письме, и со многими нижними и верхними удлинениями. Полуустав использовался в XIV–XVIII вв. наряду с другими видами письма в основном со скорописью и вязью. Писать полууставом было намного проще.

В XV столетии, во времена правления великого русского князя Ивана III, в России появляется новый стиль письма – скоропись. Это связано с тем, что Москва становится не только политическим, но и культурным центром страны. Возникла необходимость в упрощенном, более удобном стиле письма.

Поурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 5. Буква – строка – текст. Искусство шрифтаПоурочные разработки. Изо 7 класс. Урок 5. Буква – строка – текст. Искусство шрифта

Буквы в скорописи имеют всевозможные крючки и прибавки, и все письмо сильно отличается от предыдущих стилей. В XV в. буквы скорописи выполняются с некоторыми удлинениями. В дальнейшем прямые и кривые линии приходят в равновесие, и буквы становятся более симметричными и округлыми.

3. Творческое задание

Посмотрите на виды русского шрифта. Какой из них вам наиболее симпатичен? Сегодня предлагается создать композицию, где будут преобладать именно буквы. Можно использовать как современный алфавит, так и древнерусский. Для работы понадобится цветной картон или цветная бумага. Вырежьте и наклейте буквы на фоновый лист (буквы должны быть разного цвета). Постарайтесь создать интересную и гармоничную композицию.

4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
– Что такое шрифт?
– Как вы думаете, какую роль играет буква в искусстве?

 

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

Конспект урока по изобразительному искусству "Буква- Строка- Текст"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 87 Тракторозавадского района Волгограда»

Конспект урока с использованием здоровьсберегающих технологий

Тема «Буква-строка-текст. Искусство шрифта».

Калашникова Екатерина Алексеевна

Учитель технологии и

изобразительного искусства

МОУ СШ №87

Класс 8 23.10. 2017

Волгоград 2017

Конспект урока

«Буква-строка-текст. Искусство шрифта».

Цели:

- познакомить учащихся с искусством и историей шрифта;

- дать понятие слова и строки как об элементах плоскостной композиции;

- развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение анализировать.

- воспитание нравственных чувств и нравственных качеств личности.

Задачи:

1.Узнать историю развития шрифта, понять как менялся шрифт с древних времен до настоящего дня.

2.Разобраться в различных видах шрифта.

3.Придумать, разработать, нарисовать свой логотип.

4.Воспитывать интерес к искусству через самостоятельную творческую работу.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование:

для учителя: мультимедийная презентация по теме « Буква – строка - текст. Искусство шрифта», тестовые задания для учащихся, примеры написания буквы, образцы использования различных шрифтов с современном мире , примеры выполнения задания.

ТСО: мультимедийный проектор ,компьютер.

для обучающихся: учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». А. С. Питерских, Г.Е. Гуров. Москва «Просвещение» 2015г., тетради, художественные материалы (фломастеры, цветные карандаши, гелиевые ручки) , формат А4, иллюстрации различных видов шрифта.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3.Актуализация знаний.

4.Первичное усвоение знаний.

5.Первичная проверка понимания.

6.Индивидуальное творческое задание.

7.Рефлексия (подведение итогов урока , выставка работ).

Ход урока:

1.Здравствуйте, ребята. Садитесь на места. Проверим готовность к уроку: нам понадобиться тетрадь, формат А4, графические материалы на выбор фломастеры, ручки, цветные карандаши и конечно внимание.

2.Обратите внимание на классную доску. Что вы видите буква «А». А какая она эта буква? Ее даже произнести можно совершенно по-разному ( мелодично, загадочно, дерзко …), а написать и подавно. Кто-нибудь из вас задумывался, почему она первая буква причем во всех европейских алфавитах? Кто придумал писать ее именно так? Как выглядят другие буквы и как они сочетаются между собой, как одну и ту же букву или цифру можно написать разными способами и как эти способы появились. В жизни мы постоянно встречаемся с буквами. Буквы складываются в слова (шрифт), разный по характеру , как люди: тяжелый, приземистый, легкий, ажурный, скругленный, рубленный, ясно читаемый, декоративный…

(презентация) В тетради. Записываем: число, месяц, тему урока.

1.(слайд). Буква - строка – текст. Искусство шрифта.

2. (слайд). Шрифт – графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка (записываем в тетради).

3. (слайд). История шрифта - пиктограмма- картинное или рисунчатое письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей.

4. (слайд). Появилось иероглифическое письмо .Первые книги были глиняные. писали текст деревянной палочкой клином (клинопись). Появилось буквенно-звуковое письмо, алфавит.

5.(слайд). История развития шрифтов.

Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира; греческого, латинского, кириллического и прочих.

Греки усовершенствовали финикийский алфавит введя в него гласные звуки - литеры. Знаки литеры его очень просты, имеют четкие линии одной толщины и состоят из простых геометрических форм: круга, треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым в Европе.

6(слайд). Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка .В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками. Потом рисунки, превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.

«алеф»

«альфа» «маим» «мю»

7(слайд). Глаголица - одна из первых славянских азбук. Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица была создана до кириллицы, а та в свою очередь создавалась на основе глаголицы и греческого алфавита.

8(слайд). Древнерусское письмо-кириллица. Древнерусскими называются все рукописные и первопечатные шрифты со времени возникновения и вплоть до конца17-начала 18 века. Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий уроженцы города Солоники. Славянский язык был их родной языком, воспитание и образование они получили греческое. Заслуга братьев состоит в том, что они впервые создали азбуку с четкой и ясной графикой букв, положив в основу греческое письмо и дополнив ее знаками, обозначавшими специфические звуки славянского языка (шипящие, свистящие и йотированные). Они расставили буквы в определенной последовательности, придав им и цифровое значение, которым в течение многих веков обозначались простые и многозначные цифры. Новая азбука, передававшая все особенности живой речи, очень скоро получила широчайшее распространение не только в церковнославянских книгах, но и в светском, деловом и обычном письме. Величайшее открытие 20 века – новгородские берестяные грамоты свидетельствуют как раз о , что письмо кириллицей было привычным элементом русского средневекового быта и им владели различные слои населения: от княжеско-боярского и церковного кругов до простых ремесленников.

9(слайд). Ранняя каллиграфическая форма кириллицы - устав. Буквы устава имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм. В строке они располагались свободно, промежутков между словами не было. Расстояние между строчками равно или несколько больше высоты буквы. Уставное письмо довольно трудоемкое для написания. Начертание букв устава требовало частой смены положения орудия труда. Таким образом, они больше рисовались пером, чем писались. Концы букв оформлялись короткими засечками, другие в виде треугольных наплывов или утолщений.

10(слайд). Разновидность кириллического письма - полуустав. Имеет общую более светлую картину, буквы округлее и мельче. Слова и предложения разделены четкими промежутками. Появляется ударение и целая система знаков препинания. Начертание более простое, пластичное и быстрое, чем в уставном письме. Перо затачивается острее, пользуются исключительно птичьими перьями ( раньше применялись и тростниковые). Письмо приобретает заметный наклон, каждая буква как-бы помогает общей ритмической направленности вправо. Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга.

11(слайд). Древнерусская скоропись. Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись, которая скоро попадает и в книги. Ею пишут различные грамоты, акты, книги, она оказывается одним из самых подвижных видов кириллицы. Скоропись превратилась в самостоятельный тип письма с присущими ему чертами: округлостью букв, плавностью их начертания, а главное способностью к дальнейшему развитию.

12(слайд). Гражданский Петровский шрифт. Реформа алфавита и шрифта, проведенная Петром 1 в начале 18 века, способствовала распространению грамотности и просвещения. Новым гражданским шрифтом стали печатать всю светскую литературу, научные и государственные издания. По форме пропорциям и начертанию гражданский шрифт был близок латинским буквам. Одинаковые пропорции большинства букв придали шрифту спокойный характер. Удобочитаемость его намного повысилась Формы букв Ь, У, Ъ, ять, которые по высоте были больше остальных прописных букв, являют собой характерную особенность петровского шрифта.

13 (слайд). В дальнейшем процесс развития был направлен на усовершенствование азбуки и шрифта. Появлялись новые рисунки шрифтов. Рубленый шрифт гельветика. Прописной. Прямое светлое начертание.

14-15(слайд). Использование шрифта в современном мире.

16(слайд). Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом. Организующим всю композицию. Буква - своеобразная картинка. Ее графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения фабрики или товара, фирмы или организации.

17(слайд). Буква сама состоит из структурных элементов штрихов. Основными - называются штрихи определяющие основы букв (прямые, кривые, вертикальные, наклонные, тонкие и толстые). Соединительными штрихами – называются элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы. Засечками – называют дополнительные элементы.

18(слайд). На карточке - задании подписываем Ф.И. класс. Задание№1: Не приходилось ли вам рассматривать алфавит с точки зрения симметричности букв? Попробуйте выделить на рисунке следующие группы букв: 1) имеющие только вертикальную ось симметрии, 2) имеющие только горизонтальную ось симметрии, 3) имеющие две оси симметрии, 4)не имеющие признаков симметрии.

19(слайд). Написание слова «НОС» имеет горизонтальную ось симметрии, слова «ПОТОП»- вертикальную. Как надо написать слово «НАТАША», что бы и оно обрело ось симметрии.

20(слайд). Проверяем правильность ответов. Сдаем листочки.

21(слайд). Записываем в тетради: Логотип. Логотип (др. греч.)- «отпечаток»- специально разработанное, оригинальное, начертание полного или сокращенного наименования фирмы ( или группы товаров данной фирмы), фирменный товарный знак.

22(слайд). Важно. Дизайнеры при создании эскиза плаката или афиши заменяют настоящий текст набором любых букв. Такой внесмысловой набор текста называется в дизайне «рыба». Этот прием позволяет сосредоточить внимание на поиске наилучшего композиционного решения. Воспользуйтесь в своих работах «рыбой» и вы.

23-24-25(слайды). Образцы самых узнаваемых логотипов.

26(слайд). Буква как знак. Создайте эскиз эмблемы или торговой марки, состоящий из одной ( максимум двух) букв и символического изображения. При желании можно создать логотип (стр31. задание№4).

hello_html_m15c15480.jpg

6.Индивидуальное творческое задание (создание логотипа класса; рассмотреть логотип школы) - 20 мин.

7. Рефлексия:

  1. Ответы на вопросы. а) Что такое шрифт?

б) Что такое логотип?

в) Почему буква «а» первая во многих алфавитах мира.

  1. Прочитать текст написанный «уставом» и «полууставом».

  2. Расставить по порядку карточки со словами.

  3. Выставка лучших работ.

Буква-строка-шрифт. Искусство шрифта - ИЗО

Просмотр содержимого документа
«Буква-строка-шрифт. Искусство шрифта»

Искусство шрифта Свободные формы – пятна и линии, как мы выяснили, воздействуют только ассоциативно-образно и никакой конкретной информации не несут. Однако есть состоящие из линий, абстракции, которые имеют конкретный смысл. Это буквы

Искусство шрифта

Свободные формы – пятна и линии, как мы выяснили, воздействуют только ассоциативно-образно и никакой конкретной информации не несут. Однако есть состоящие из линий, абстракции, которые имеют конкретный смысл.

Это буквы

 История шрифта Пиктограмма  - картинное или рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей.

История шрифта

  • Пиктограмма - картинное или рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей.
 Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками. Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.

Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками. Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение.

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме,

передающие новое значение.

Шрифт (или шрифтовая гарнитура)- это буквы, объединенные одним стилем графического начертания. Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.

Шрифт (или шрифтовая гарнитура)- это буквы,

объединенные одним стилем графического начертания.

Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.

Шумерское письмо Египетское письмо Греческое письмо
  • Шумерское письмо
  • Египетское письмо
  • Греческое письмо
 Основные варианты  разбивки заголовка  Вариант разбивки большого заголовка

Основные варианты

разбивки заголовка

Вариант разбивки

большого заголовка

Акцентирование размером и насыщенностью  НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ

Акцентирование размером и насыщенностью

НОВЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Зависимость ритмического строя от величины межбуквенных пробелов

Зависимость ритмического строя от величины межбуквенных пробелов

Зависимость ритмического строя от величины межбуквенных пробелов  Зависимость ритмического строя от величины межбуквенных пробелов  Основными называют штрихи, определяющие основы букв (прямые и кривые, вертикальные и наклонные, тонкие и толстые).  Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы. Засечками называют дополнительные элементы. Основной штрих  Соединительный штрих Засечка

Основными называют штрихи, определяющие основы букв (прямые и кривые, вертикальные и наклонные, тонкие и толстые).

Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы.

Засечками называют дополнительные элементы.

Основной штрих

Соединительный штрих

Засечка

 Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом, организующим всю композицию.  Буква – своеобразная картина. Ее графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения или товара, фирмы или организации.

Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом, организующим всю композицию.

Буква – своеобразная картина. Ее графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения или товара, фирмы или организации.

Практическое задание №1. Написать букву-образ.

Практическое задание №1.

Написать букву-образ.

Практическое задание №2. Создать шрифтовую композицию.

Практическое задание №2.

Создать шрифтовую композицию.

Практическое задание №2. Создать шрифтовую композицию.

Конспект урока "Буква-строка-текст. Искусство шрифта"

Урок №5

Тема: Буква — строка — текст. Искусство шрифта.

Оборудование: бумага, карандаши, фломастеры.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступление. Вот мы и подошли с Вами к тому моменту, когда сможем на практике использовать знания и композиционный опыт, которые приобрели, выполняя упражнения с квадратиками и линиями. Искусство композиции лежит в основе Графического Дизайна и определяет облик книг, журналов, плакатов, влияет на их образное восприятие.

Слайд 1

Тема, которую предстоит изучить сегодня , является “Буква – строка – шрифт. Искусство шрифта”.

2.Вступительная беседа.

Слайд 2.

Что такое дизайн? Попробуем дать определение.

Дизайн – англ. “designe” – замысел, умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект, чертеж, расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция искусство композиции, произведение искусства.

Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированный на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим

Слайд 3.

Какие основные категории и принципы в дизайне Вы можете назвать?

Ответы детей: цвет, форма – основные категории и единство, баланс, контраст – основные принципы дизайна..

Слайд 4.

Компьютерные технологии всё глубже проникают во все сферы человеческой деятельности. Художники и дизайнеры в своём творчестве активно и плодотворно используют возможности программно-технических комплексов на базе персональных компьютеров. В полиграфическом и промышленном дизайне творческие работы в настоящее время практически повсеместно создаются при помощи компьютерных технологий.

Компьютерный дизайн мы можем определить, как область дизайна, в которой в качестве основного инструмента художественного конструирования и проектирования используется компьютер. Ключевым понятием, определяющим особенность этого вида художественного творчества в словосочетании “компьютерный дизайн” является понятие “дизайн”. С возникновением и развитием компьютерной графики, художники-дизайнеры одними из первых начали её использовать в своём творчестве, и компьютерный дизайн в настоящее время применяется практически во всех областях дизайна:

– собственно графику;
– полиграфический дизайн;
– электронные издания;
– Web– дизайн;
– трехмерную графику

Слайд 5.

На предыдущих занятиях мы выяснили как воздействую на наше восприятие различные свободные формы – пятна и линии. Такие композиции воздействуют только ассоциативно-образно и никакой конкретной информации не несут. Но есть композиции, состоящие из линий, которые имеют конкретный смысл – это буквы.

Слайд 6.

Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками.
Картинное, или рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей – называется пиктограммой.

Слайд 7.

Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв. (Рассматриваем рисунок.)

Слайд 8.

На смену пиктографическому письму пришло и деографическое. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т.д.

Слайд 9.

Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь

Слайд 10.

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение.

Слайд 11.

Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединенные одним стилем графического начертания. Сравните шрифты , придуманные разными дизайнерами.
Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.

Слайд 12.

Давайте посмотрим , как выглядит шрифт в древности у разных народов.

Слайд 13.

Мы очень часто используем слово “шрифт”. Что это такое?

  1. Совокупность букв, цифр, знаков определенного рисунка стиля, служащая техническим средством воспроизведения речи на каком– либо языке.

  2. Комплект наборных литер (гарнитура) для типографского набора.

  3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр, знаков.

В практике художников принято классифицировать шрифты по группам в исторической последовательности. Такая классификация удобна для восприятия и помогает изучать графические особенности шрифта. На современном уровне шрифт – основа графического дизайна, индикатор визуальной культуры. Именно в этой области к шрифтам предъявляются самые высокие требования

Слайд 14, 15,16, 17,

Какие требования предъявляются к шрифтовым композициям:

  1. Сбалансированность – это такая компоновка, с помощью которой можно достичь приятного для глаза распределения. На зрительное впечатление влияют: размеры, цвет, форма, плотность конкретного элемента.

  2. Пропорциональность – соотношение частей и целого.

  3. Ритмичность – чередование элементов, которое придает композиции четкость, стройность, особую выразительность, соразмерность.

  4. Равновесие – ощущение симметричности.

  5. Тон – светлота цвета. Ахроматическая – от белого к черному. Хроматическая – цветная.

  6. Контрастность – в переводе с французского “противоположность”.

  7. Гармоничность – взаимосвязь всех элементов, единство формы и цвета.

  8. Целостность – впечатление завершенности, простота элементов.

Слайд 18.

Буква состоит из структурных элементов – штрихов:
Основными называют штрихи, определяющие основы букв (прямые и кривые, вертикальные и наклонные, тонкие и толстые).
Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы.
Засечками называют дополнительные элементы.

Слайд 19.

Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом, организующим всю композицию. Буква – своеобразная картина. Ее графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения или товара, фирмы или организации. Шрифт таит в себе большие изобразительные возможности.

3.Практическая работа

Слайд 20.

Задание 1. Написать букву – образ.

Задание выполняется в любой программе (по выбору ученика).

Примеры образов: буква– цветок, буква– зверь, буква– предмет и т.д.

Слайд 22, 23.

Задание 2. Создать шрифтовую композицию.

  1. Шрифтовая композиция должна быть выполнена в соответствии с требованиями.

  2. Текст выдержан в одном стиле.

  3. Использованы разные виды модификации, которые психологически воздействуют на зрителя, вызывая различные ассоциации.

Для этого можно использовать такие приемы:

  1. Оттенить буквы.

  2. Применить закругленные или прямые подсечки.

  3. Обвести буквы по контуру.

  4. Применить полые буквы.

  5. Написать буквы только с помощью объемной тени и т.д.

  1. Подведение итогов урока.

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
Ответы учеников.(компьютерная графика, пиктограмма, шрифт и т.д.)
Просмотр работ и анализ.

Конспект урока по ИЗО «Буква-строка-текст. Искусство шрифта».

8 класс.
Дизайн и архитектура в жизни человека Урок № 3

Конспект открытого урока

по ИЗО по теме «Буква-строка-текст.

Искусство шрифта».

Цели:

- познакомить учащихся с искусством и историей шрифта;

- дать понятие слова и строки как об элементах плоскостной композиции;

- развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение анализировать.

- воспитание нравственных чувств и нравственных качеств личности.

Задачи:

1.Узнать историю развития шрифта, понять как менялся шрифт с древних времен до настоящего дня.

2.Разобраться в различных видах шрифта.

3.Придумать, разработать, нарисовать свой логотип.

4.Воспитывать интерес к искусству через самостоятельную творческую работу.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование:

для учителя: мультимедийная презентация по теме « Буква – строка - текст. Искусство шрифта», тестовые задания для учащихся, примеры написания буквы, образцы использования различных шрифтов с современном мире , примеры выполнения задания.

ТСО: мультимедийный проектор ,компьютер.

для обучающихся: учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». А. С. Питерских, Г.Е. Гуров. Москва «Просвещение» 2010 г., тетради, художественные материалы (фломастеры, цветные карандаши, гелиевые ручки) , формат А4, иллюстрации различных видов шрифта.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3.Актуализация знаний.

4.Первичное усвоение знаний.

5.Первичная проверка понимания.

6.Индивидуальное творческое задание.

7.Рефлексия (подведение итогов урока , выставка работ).

Ход урока:

1.Здравствуйте, ребята. Садитесь на места. Проверим готовность к уроку: нам понадобиться тетрадь, формат А4, графические материалы на выбор фломастеры, ручки, цветные карандаши и конечно внимание.

2.Обратите внимание на классную доску. Что вы видите буква «А». А какая она эта буква? Ее даже произнести можно совершенно по-разному ( мелодично, загадочно, дерзко …), а написать и по давно. Кто-нибудь из вас задумывался, почему она первая буква причем во всех европейских алфавитах? Кто придумал писать ее именно так? Как выглядят другие буквы и как они сочетаются между собой, как одну и ту же букву или цифру можно написать разными способами и как эти способы появились. В жизни мы постоянно встречаемся с буквами. Буквы складываются в слова (шрифт), разный по характеру , как люди: тяжелый, приземистый, легкий, ажурный, скругленный, рубленный, ясно читаемый, декоративный…

(презентация) В тетради. Записываем: число, месяц, тему урока.

1.(слайд). Буква - строка – текст. Искусство шрифта.

2. (слайд). Шрифт – графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка (записываем в тетради).

3. (слайд). История шрифта - пиктограмма- картинное или рисунчатое письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей.

4. (слайд). Появилось иероглифическое письмо .Первые книги были глиняные. писали текст деревянной палочкой клином (клинопись). Появилось буквенно-звуковое письмо, алфавит.

5.(слайд). История развития шрифтов.

Первый алфавит литеро-фонетического письма создали финикийцы. Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира; греческого, латинского, кириллического и прочих.

Греки усовершенствовали финикийский алфавит введя в него гласные звуки - литеры. Знаки литеры его очень просты, имеют четкие линии одной толщины и состоят из простых геометрических форм: круга, треугольника, отрезка. Древнегреческий алфавит стал первым в Европе.

6(слайд). Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка .В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками. Потом рисунки, превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв.

«алеф»

«альфа» «маим» «мю»

7(слайд). Глаголица - одна из первых славянских азбук. Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица была создана до кириллицы, а та в свою очередь создавалась на основе глаголицы и греческого алфавита.

8(слайд). Древнерусское письмо-кириллица. Древнерусскими называются все рукописные и первопечатные шрифты со времени возникновения и вплоть до конца17-начала 18 века. Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий уроженцы города Солоники. Славянский язык был их родной языком, воспитание и образование они получили греческое. Заслуга братьев состоит в том, что они впервые создали азбуку с четкой и ясной графикой букв, положив в основу греческое письмо и дополнив ее знаками, обозначавшими специфические звуки славянского языка (шипящие, свистящие и йотированные). Они расставили буквы в определенной последовательности, придав им и цифровое значение, которым в течение многих веков обозначались простые и многозначные цифры. Новая азбука, передававшая все особенности живой речи, очень скоро получила широчайшее распространение не только в церковнославянских книгах, но и в светском, деловом и обычном письме. Величайшее открытие 20 века – новгородские берестяные грамоты свидетельствуют как раз о , что письмо кириллицей было привычным элементом русского средневекового быта и им владели различные слои населения: от княжеско-боярского и церковного кругов до простых ремесленников.

9(слайд). Ранняя каллиграфическая форма кириллицы - устав. Буквы устава имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм. В строке они располагались свободно, промежутков между словами не было. Расстояние между строчками равно или несколько больше высоты буквы. Уставное письмо довольно трудоемкое для написания. Начертание букв устава требовало частой смены положения орудия труда. Таким образом, они больше рисовались пером, чем писались. Концы букв оформлялись короткими засечками, другие в виде треугольных наплывов или утолщений.

10(слайд). Разновидность кириллического письма - полуустав. Имеет общую более светлую картину, буквы округлее и мельче. Слова и предложения разделены четкими промежутками. Появляется ударение и целая система знаков препинания. Начертание более простое, пластичное и быстрое, чем в уставном письме. Перо затачивается острее, пользуются исключительно птичьими перьями ( раньше применялись и тростниковые). Письмо приобретает заметный наклон, каждая буква как-бы помогает общей ритмической направленности вправо. Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга.

11(слайд). Древнерусская скоропись. Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись, которая скоро попадает и в книги. Ею пишут различные грамоты, акты, книги, она оказывается одним из самых подвижных видов кириллицы. Скоропись превратилась в самостоятельный тип письма с присущими ему чертами: округлостью букв, плавностью их начертания, а главное способностью к дальнейшему развитию.

12(слайд). Гражданский Петровский шрифт. Реформа алфавита и шрифта, проведенная Петром 1 в начале 18 века, способствовала распространению грамотности и просвещения. Новым гражданским шрифтом стали печатать всю светскую литературу, научные и государственные издания. По форме пропорциям и начертанию гражданский шрифт был близок латинским буквам. Одинаковые пропорции большинства букв придали шрифту спокойный характер. Удобочитаемость его намного повысилась Формы букв Ь, У, Ъ, ять, которые по высоте были больше остальных прописных букв, являют собой характерную особенность петровского шрифта.

13 (слайд). В дальнейшем процесс развития был направлен на усовершенствование азбуки и шрифта. Появлялись новые рисунки шрифтов. Рубленый шрифт гельветика. Прописной. Прямое светлое начертание.

14-15(слайд). Использование шрифта в современном мире.

16(слайд). Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом. Организующим всю композицию. Буква - своеобразная картинка. Ее графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения фабрики или товара, фирмы или организации.

17(слайд). Буква сама состоит из структурных элементов штрихов. Основными - называются штрихи определяющие основы букв (прямые, кривые, вертикальные, наклонные, тонкие и толстые). Соединительными штрихами – называются элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы. Засечками – называют дополнительные элементы.

18(слайд). На карточке - задании подписываем Ф.И. класс. Задание№1: Не приходилось ли вам рассматривать алфавит с точки зрения симметричности букв? Попробуйте выделить на рисунке следующие группы букв: 1) имеющие только вертикальную ось симметрии, 2) имеющие только горизонтальную ось симметрии, 3) имеющие две оси симметрии, 4)не имеющие признаков симметрии.

19(слайд). Написание слова «НОС» имеет горизонтальную ось симметрии, слова «ПОТОП»- вертикальную. Как надо написать слово «НАТАША», что бы и оно обрело ось симметрии.

20(слайд). Проверяем правильность ответов. Сдаем листочки.

21(слайд). Записываем в тетради: Логотип. Логотип (др. греч.)- «отпечаток»- специально разработанное, оригинальное, начертание полного или сокращенного наименования фирмы ( или группы товаров данной фирмы), фирменный товарный знак.

22(слайд). Важно. Дизайнеры при создании эскиза плаката или афиши заменяют настоящий текст набором любых букв. Такой внесмысловой набор текста называется в дизайне «рыба». Этот прием позволяет сосредоточить внимание на поиске наилучшего композиционного решения. Воспользуйтесь в своих работах «рыбой» и вы.

23-24-25(слайды). Образцы самых узнаваемых логотипов.

26(слайд). Буква как знак. Создайте эскиз эмблемы или торговой марки, состоящий из одной ( максимум двух) букв и символического изображения. При желании можно создать логотип (стр31. задание№4).

6.Индивидуальное творческое задание (создание логотипа класса; рассмотреть логотип школы) - 20 мин.

7. Рефлексия:

  1. Ответы на вопросы. а) Что такое шрифт?

б) Что такое логотип?

в) Почему буква «а» первая во многих алфавитах мира.

  1. Прочитать текст написанный «уставом» и «полууставом».

  2. Расставить по порядку карточки со словами.

  3. Выставка лучших работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *