Работа с текстом карточки 3 -4 класс
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
На море.
В конце августа мы с родителями поехали на Черное море. Мы отдыхали на южном берегу полуострова Крым. Я много купался и загорал. Папа научил меня хорошо плавать. Мы с ним ныряли и разглядывали морское дно. А еще мы с папой и мамой ходили в горы. Горы здесь невысокие. Мы даже сумели взобраться на вершину одной горы. После двух недель мы вернулись в родной город загорелые и отдохнувшие. Но я долго буду вспоминать о чудесном времени на морском берегу.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Крепость.
Как хорошо отдыхать на берегу Черного моря! Денис и Илья дружно строят крепости и форты из мокрого песка. А из камней ребята возводят могучие стены и высокие башни. Мальчики роют глубокие рвы и перекидывают через них мосты из щепочек. Сейчас Денис старательно укрепляет северную часть крепости. Илья занимается Южной частью. Охранять крепость будут маленькие игрушечные солдатики. Одни из них выстраиваются вдоль стен. Другие игрушечные бойцы занимают форт. Некоторых солдатиков мальчики помещают в окопах. Штурмовать такие укрепления будет очень сложно.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
На Алтае.
Прошлым летом мы с дядей Витей отправились отдыхать на Алтай. Мы трое суток ехали из Москвы на поезде до города Барнаула. Потом на автобусе нас повезли к Алтайским горам. Там мы с дядей совершили несколько небольших туристических походов по горным долинам. Видели горные речки и водопады. Бродили по тайге среди скал. Любовались чудесными пейзажами. В алтайских деревнях покупали вкуснейшее парное молоко, домашний хлеб. Дядя Витя много фотографировал. Эти фотографии составили целый альбом. Всю зиму я рассматривал их и вспоминал о прекрасном путешествии.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Велосипедная прогулка.
Стояло теплое лето. Дима жил на даче. Он часто катался на велосипеде. Однажды мальчик со своим другом Максимом поехали далеко на озеро. До него было километров десять. Мальчики выехали из поселка и покатили по проселочной дороге через широкое поле. За полем начинался лес. Велосипедисты ехали по извилистой тропке среди елок и сосен. Иногда им встречались лиственные деревья. Но вот лес закончился. Дима и Максим проехали через большую деревню и скоро спустились к озеру. Мальчики выкупались и поспешили обратно.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Друг.
Маша давно мечтала о собаке. И вот на день рождения родители подарили ей щенка таксы. Он был черный с рыжими лапками. На меленькой остренькой мордочке выделялись крупные карие глаза с длинными черными ресницами. Маша была счастлива. Она осторожно прижимала к груди теплый живой комочек. Щенок лизал ей лицо и руки. Девочка назвала своего нового друга Кингом. Она заботилась о нем, водила щенка на прогулку, оберегала от крупных собак. А щенок рос. Постепенно он вырос в красивую таксу. Кинг стал замечательным Машиным другом.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Летний дождь.
Стояло жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла и потрескалась. Реки и озера обмелели. Ручьи почти совсем исчезли. Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться черные тучи. Все говорило о приближении дождя. Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. НА землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Мечтатель.
Рома любит читать книги. Мальчик прочел уже много интересных повестей и рассказов. Он часто подходит к книжному шкафу и рассматривает корешки книг. Вот стоят толстые тома толкового словаря. Вот разноцветные сборники сказок разных народов. А это собрания сочинений великих русских поэтов Пушкина и Лермонтова. Рома достает с полки свою любимую книгу о пиратах и сокровищах далеких морей. Мальчик тоже хотел бы стать отважным моряком. Но не кровожадным пиратом. Рома часто представляет себя в мечтах добрым капитаном. Он приходит людям на помощь в трудную минуту.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Шахматисты.
Сережа и Толя решили сыграть в шахматы. Они берут шахматную доску и аккуратно расставляют на ней фигуры. Сережа будет играть белыми, а Толя сыграет черными. Вот Сережа делает первый ход пешкой. Толя тоже отвечает ходом пешки. Начинается интересная игра. Кто из ребят окажется изобретательнее и внимательнее? Кто будет лучше следить за своими и чужими фигурами? Кто точнее рассчитает различные варианты игры? Шахматы приносят детям большую пользу. Эта игра развивает ум, память и логическое мышление. Шахматы вырабатывают внимательность и усидчивость.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Старый пес.
Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Верой и правдой служил хозяину. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Даже нюх притупился. Однажды в ясный летний день Полкан не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал на него лаять. Хозяин удивился. Один знакомый хозяина посоветовал выгнать пса. Хозяин промолчал. Но через несколько дней он принес маленького щенка. Хозяин поселил его рядом с Полканом. Старый пес подружился со щенком. Полкану теперь не было скучно. Они часто вместе играли. Старый пес обучал малыша нелегкому сторожевому делу.
Было ли решение хозяина правильным?
Чему учит этот рассказ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Картошка.
Летом мы живее на даче. Моя мама очень любит цветы. Она посадила их около дома. Вдруг среди цветов взошла обыкновенная картошка. Вот любительница прекрасного! Жалко выдергивать! Мама стала ухаживать за ней. Загадочная картошка росла. Она цвела, пожелтела. Скоро папа с этого куста картошки накопал целую корзину картофеля. Полная корзина картошки стояла на крыльце. Вдруг прибежал наш пес Куцик. Я дал ему самую большую картофелину. Он быстро ее сгрыз. Я дал собаке вторую картошку. Она отнесла ее под куст и зарыла глубоко в землю. Я понял, кто посадил картошку ранней весной! А вы догадались?
Подбери синонимы.
Дом— ___________________________________________________________________
Обыкновенный- _________________________________________________________
Догадаться— ____________________________________________________________
Подбери антонимы.
Глубоко- _______________________________________________________________
Ранняя— ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Белка.
Летом мы с сестрой приехали к бабушке в деревню. Утром собрались на озеро. А в орешнике на берегу поймали белку. Мы обрадовались красивой зверюшке с пушистым хвостом, любопытными глазами и проворными лапками. Сестра привела в порядок старую клетку. В ней раньше жил кролик. Мы сделали подстилку из листьев, поставили блюдце с молоком, положили орешки. Мы с сестренкой решили, что осчастливили белочку. А зверек не стал обживать свой домик. Белочка печально сидела в углу и жалобно повизгивала. К корму она не притронулась. Мы отнесли белку в орешник. Зверек стремительно понесся с ветки на ветку.
Как они решили осчастливить белку?
Почему белка загрустила?
Хорошо ли живется диким зверям в неволе?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
*Детство художника.
Детство Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошло в небольшой вятском селе Рябово. Их отец был священником. Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. У Васнецовых был большой светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студеной водой. Во дворе рос огромный вяз. Это дерево посадил отец. Братья любили играть под этим деревом. Во время осеннего праздника сельская площадь превращалась в веселую ярмарку. Сюда вели расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка с иконами и книгами. Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогло ему верить в добро и создавать прекрасные картины. В картинах великого художника сказка и быль сливались воедино.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Дидактический материал по русскому языку «Работа с текстом» (4 класс)
учени _____ 4- __ класса _____________________________________________________
1. Прочитай текст.
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядающие желтоватые листья, блистающие золотом.
Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей как будто помолодевшие ели и сосны. Они освежены холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.
Устлана земля сухими разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. Но листья эти жёсткие и хрупкие в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.
(С. Аксаков)
2. Определи главную тему текста. Закончи предложение. (1 балл)
Этот текст о ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение. Нужное подчеркни. (1 балл)
4. Определи стиль текста: научный, художественный, публицистический или официально-деловой. Нужное подчеркни. (1 балл)
5. Из первого абзаца выпиши предложение, содержание которого соответствует рисунку. (1 балл)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Запиши, с чем сравнивает автор мелкие осенние дожди. Закончи предложение. (1 балл)
Автор сравнивает мелкие осенние дожди с _____________________________________
7. Используя текст, составь словосочетания. (1 балл)
ели и сосны (какие?) ______________________________________________________
туманами (какими?) ______________________________________________________
вскакивают (от чего?) _____________________________________________________
8. Из двух слов образуй одно. В сложных словах выдели корни. (2 балла)
лист, падать ___________________________
разный, цвет ___________________________
разный, вид ____________________________
9. Вставь в слова пропущенные буквы. Спиши предложение, раскрывая скобки. Выдели грамматическую основу, обозначь части речи. (2 балла)
(По)синему небу (про)плывают ни…кие т…жёлые …блака.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Перечитай текст, составь его план. (2 балла)
1 ________________________________________________________________________
2 _______________________________________________________________________
3 _______________________________________________________________________
4 _______________________________________________________________________
11. Найди в таблице слова: деревья, осень, охотник , птицы, дождь, туман, облака. (1 балл)
й
д
е
к
е
н
г
в
а
т
у
м
а
н
ц
р
р
о
с
е
н
л
л
у
а
н
о
а
е
р
л
д
с
ь
л
в
а
х
н
б
м
в
а
о
р
р
т
а
н
т
а
р
л
н
ь
к
х
т
г
п
т
и
ц
ы
м
а
в
я
ш
о
я
я
м
а
л
с
о
и
к
д
ь
б
т
н
и
к
с
и
д
з
г
а
т
р
о
с
т
н
и
к
в
о
а
ш
э
в
р
г
л
ы
ы
ы
в
е
ж
д
ь
Количество набранных баллов:_______
Отметка: ______
Учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему: Сборник заданий по работе с текстом 4 класс
Работа с текстом. 4 класс. № 1.
1.Прочитай текст.
После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонкие опёнки.
На моховых болотах ожерельем рассыпана по клочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.
В осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
2.Определи главную тему текста.
3.Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.
4.Допиши недостающие пункты плана:
1).Осень наступила.
2).
3).
4).
5).Птицы готовятся к отлёту.
5.Восстанови предложение. Впиши пропущенные слова.
По опушкам лесов ещё растут : красноголовые
, зеленоватые и розоватые , скользкие
и душистые .
6.Допиши предложения, используя слова из текста.
Тонкие опёнки (что делают?)
Гроздья рябины (что делают?)
Золотая осень (что сделала?)
7.Определи границы предложений. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
З…ленной л…ствою одеты д…ревья пахнет гр…бамии и спелой з…мл…никой громко п…ют птицы под д…ревьями в л…су рыщ… звери.
8.Объясни выражение.
«ожерельем рассыпана клюква»-
Работа с текстом. 4 класс. № 2.
1.Прочитай текст.
Ливень.
Земля долго ждала дождя. Дождь начался на рассвете.
Ветер волной пробежал по ниве, пригнул одинокую берёзку у оврага и вдруг взметнул столбы пыли, расстелил до земли колосья ржи. Упали первые крупные, тяжёлые капли. Они падали всё чаще и чаще, пошли мелкой дробью, потом разом хлынул неукротимый ливень.
Ливень шумел по косогорам, земля набухла и почернела. После долгих засушливых дней она задышала и ожила. Живительная влага напоила поле.
Дождь кончился внезапно. С неба брызнули солнечные лучи. Солнце и тёплый ветерок подсушили колосья, рожь поднялась, в небо глянули синие глаза васильков.
2.Озоглавь части текста.
1)
2)
3)
3.Определи главную тему текста.
4.Определи тип речи: повествование, описание, рассуждение.
5.Что сделал ветер? Выпиши глаголы из текста.
по ниве
ветер столбы пыли
ветер берёзку
колосья ржи
6.Выпиши из второго абзаца предложение, которое соответствует схеме.
Какая? Что? Что сделала? Что?
7.Выдели корни в однокоренных словах. Подчеркни лишнее слово.
Поле, полевой, полочка, полюшко.
Соринка, сорняк, сорвал, насорил.
8. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
По…вилась в небе клякса- ( )
Уд…вительная плакса! ( )
Если клякса зар…вет- ( )
Разб…жится весь народ! ( )
Только ветер был х…тёр: ( )
Нал…тел и кляксу стёр! ( )
Что это?
9.Вставь пропущенные буквы. Спиши предложения, дополняя каждое именем прилагательным.
Св…ркнула молния. Прок…тился удар грома. Прибл…жалась гроза. Полил дождь. Капли стучали по стеклу.
Работа с текстом. 4 класс. № 3.
1.Прочитай текст.
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно – зелёными, то совсем золотыми. А внизу под берёзами на траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражение солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.
Солнце и в небе, и на земле… И становится так хорошо, так весело. Что хочется убежать куда – то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку –ку, ку – ку!…»
2.Определи стиль текста: научный, художественный, публицистический.
3.Определи главную тему текста.
4.Объясни выражение «струятся ветви берёз».
5.Запиши, с чем сравнивает автор синеватые тени под берёзами.
6.Вставь слова, используя текст, чтобы предложения имели смысл.
Вся природа в золотых волнах тепла и света. Стволы молодых берёз сверкают .
7.Укажи главное слово в словосочетании.
Светлые зайчики, сверкает белизна, бежать вдаль, отражение солнца. Солнечное отражение, молодые берёзки.
8.Разбери слова по составу.
В перелеске, под берёзками, по дорожке.
Послышался, брожу, убегает.
9.Спиши, раскрывая скобки.
Дорога (с)вернула (в)берёзовый (пере)лесок. Мы (с)товарищами зашли (в)густую чащу. Вдруг (по)слышался голос кукушки. Совсем рядом (за)стрекотал кузнечик. Как здесь хорошо!
Конспект на тему «Составление плана по прочитанному 4 класс
предмет Основы смыслового чтения урок №19 4 класс | |
Тема урока | Составление плана текста с пересказом по плану. |
Педагогическая цель | Актуализация знаний учащихся; развивать речь учащихся, обогащение их словарного запаса; составление плана текста для дальнейшего пересказа; Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме. |
Планируемые результаты | Понимать смысл прочитанного |
Личностные результаты | 1)Развитие речи учащихся через формирование умения выражать свои мысли в разных формах устной речи; 2)Формирование личности ребенка через осмысление нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; 3)Способность переносить ранее усвоенные знания и навыки в новые условия учебной деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | — Умение выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении; — Проявлять инициативу при ответе на вопросы; — Участвовать в групповом обсуждении заданий. |
Образовательные | Толковый словарь, рабочая тетрадь, карточка с загадками |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организация начала урока
Приветствие. Проверка готовности к уроку
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок
II. Постановка учебной цели и задач урока
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Игра «Звук заблудился»
-Прочитайте стихи, найди слова, в которых «заблудились звуки.
Исправьте допущенные ошибки, заучите наизусть.
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
На поляне весной
Вырос зуб (дуб)молодой
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)
Работа над чистоговоркой
Ег-ег-ег-ег – падает пушистый снег.
Ра-ра-ра-ра- играет в снежки детвора.
Ах-ах-ах-ах- мчатся с горки на конбках.
Ех-ех-ех-ех- всюду слышен детский смех
Работа над скороговоркой
Только Таня утром встанет,
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать!
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Читают стихи, находят заблудившиеся звуки ( работа в парах)
Работа с карточками с чистоговорками
— коллективно
-в парах
-индивидуально
Работа над скороговоркой (проговаривание скороговорки с разной скоростью)
III. Актуализация знаний
Установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение прежних знаний в новой ситуации; организация и направление познавательной активности учащихся на решение учебной задачи
Беседа
Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; готовность ученика к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока.
IV этап: Первичное закрепление
V этап: Творческое задание – выполнять только на уроке, домой домашнее задание не задавать.
VI этап: Рефлексия. Выставление оценок.
Диагностическая работа по литературному чтению (работа с текстом) для 4 класса
Диагностическая работа по литературному чтению
(работа с текстом)
для 4 класса
Цель: проверить умение читать текст «про себя», делить его на смысловые части, составлять план, определять жанры предложенных текстов, выражать собственное отношение и отношение автора к персонажам и событиям в тексте.
Эта работа ориентирована на государственный образовательный стандарт. Работа не выходит за рамки традиционных требований, предъявляемых к учащимся начальной школы. В основу тестовых заданий, кроме требований стандарта, положены представления о желательном уровне подготовки учащихся, обеспечивающим им возможность успешного обучения в дальнейшем. Эти задания позволяют оценить уровень подготовки школьников.
В тесте два варианта, эквивалентных по структуре и сложности для учащихся.
Предварительно по данному тексту делается замер чтения «про себя».
На тест и замер чтения «про себя» отводится один урок. Каждый вариант теста состоит из трёх блоков. В основном, задания теста имеют форму вопроса с вариантами ответа.
Правильность выполнения каждого из заданий теста или способ его выполнения отмечается баллами.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Блок А
Замер чтения «про себя»:
менее 90 слов оценка «2»;
от 90 до 100 слов оценка «3»;
от 100 до110 слов оценка «4»;
от 110 и более слов оценка «5».
Тест
Блок Б. Часть 1
1 – 8 задание
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Максимальное количество – 8 баллов.
Блок В. Часть 2
задание. Озаглавливание частей
(по 1 баллу за каждую часть)
не более 3 баллов.
10 – 14 задания
(по 3 балла за полный ответ, 1-2 балла за неполный ответ)
25 — 26 баллов оценка «5»;
24 — 19 балла оценка «4»;
19 – 12 баллов оценка «3»;
менее 12 баллов оценка «2».
Тест по чтению ____вариант
Дата______________________
Фамилия , имя___________________________________________
1вариант
Илья Муромец.
У князя Владимира пир идёт, за столами сидят богатыри русские. Вошёл Илья, поклонился, стал у порога.
Спрашивает его Владимир Красное Солнышко:
— Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут? Какого роду-племени?
— Зовут меня Ильёй. Я из-под Мурома. Крестьянский сын из села Карачарова. Ехал я из Чернигова дорогой прямоезжей.
Тут как вскочит из-за стола Алёшка Попович:
— Князь Владимир, ласковое наше солнышко, в глаза мужик над тобой насмехается. Нельзя ехать дорогой прямой из Чернигова. Там уж тридцать лет сидит Соловей-разбойник, не пропускает ни конного, ни пешего.
Не взглянул Илья на Алёшку Поповича, поклонился князю Владимиру:
— Я привёз тебе, князь, Соловья-разбойника. Ты не хочешь ли поглядеть на него?
Поспешили князь с княгинею и все богатыри на княжеский двор.
А разбойник висит у стремени, по рукам-ногам ремнями связан. Левым глазом глядит на Киев и на князя Владимира. Говорит ему князь Владимир:
— Ну-ка, засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному.
Не глядит на него Соловей-разбойник, не слушает:
— Не ты меня с бою брал, не тебе мне приказывать.
Просит тогда Владимир-князь Илью Муромца:
— Прикажи ты ему, Илья Иванович.
— Хорошо, только ты на меня, князь, не гневайся. А ты, Соловей Рахманович, делай, что тебе приказано! Только смотри, Соловей, не смей свистать во весь голос, а свистни ты полусвистом, зырычи полурыком, а то будет худо тебе.
Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, захотел разорить он Киев-град, захотел убить князя с княгиней, всех русских богатырей. Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь. Что тут сделалось!
Маковки на теремах покривились, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали. Сам князь Владимир еле живой стоит, у Ильи под кафтаном прячется.
Рассердился Илья на разбойника:
— Я велел тебе князя потешить, а ты столько бед натворил! Ну, теперь я с тобой за всё рассчитаюсь! Полно тебе слезить отцов-матерей, сиротить детей, полно разбойничать!
Взял Илья саблю острую, отрубил Соловью голову.
— Спасибо тебе, Илья Муромец, — говорит Владимир-князь. – Оставайся в моей дружине, будешь старшим богатырём, над другими богатырями начальником. И живи ты у нас в Киеве, век живи, отныне и до смерти.
И пошли они пир пировать.
Часть 1
1.Элементы, какого жанра присутствуют в тексте?
1)Сказки
2)Былины
3)Басни
2.Где происходят события, описанные в тексте?
1)В селе Карачарове
2)В городе Чернигове
3)В Киеве-граде
3.Кто такой богатырь?
1)Богатый человек
2)Могучий человек
3)Защитник Родины, наделённый необычайной силой
4.Как называют князя Владимира в этом произведении?
1)Великий князь
2)Красное Солнышко
4)Львиное сердце
5.Как относится Алёшка Попович к Илье Муромцу?
1)С уважением
2)С недоверием
3)С ненавистью
6. Какой запрет был дан Соловью-разбойнику Ильёй Муромцем?
1)Не свистать и не рычать во весь голос
2)Не глядеть на князя и княгиню
3)Не разговаривать с князем
7.Как Илья Муромец победил Соловья-разбойника?
1)С помощью волшебного предмета
2)Самостоятельно
3)С помощью других богатырей
8.Как ты понимаешь словосочетание пир пировать
1)Приём пищи в середине дня
2)Обильное угощение с приглашением многих гостей
3)Собрание богатырей
Часть 2
9.Составь план к тексту и запиши его.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
10.Найди и выпиши из текста сочетания слов, которые показывают мощь свиста Соловья-разбойника.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
11.Подтверди словами из текста то, что Соловей-разбойник – и получеловек, и чудо-юдо, и полуптица.
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
12.Какие черты характера Ильи Муромца проявились в этой былине? Отметьте их. (Ответов может быть несколько.)
Смелый
Жадный
Грубый
Сдержанный
Злой
Безвольный
Могучий
13.Каких ещё богатырей ты знаешь? Перечисли их имена.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Выбери пословицу, которая подходит к произведению. Объясни её смысл.
1)Кто духом пал, тот пропал.
2)Русский в словах горд, в делах тверд.
3)Если народ един, он непобедим.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант
Рыбы-следопыты
А как ты думаешь – могут ли рыбы различать запахи?
Есть такая рыба – лосось. Взрослые лососи живут в океане, а когда у них созревает икра, они плывут в реки. Удивительны упорство и сила этих рыб, которые пробиваются вверх по течению. Через пороги и водопады до прохладных и чистых горных ручьёв. Но самое замечательное то, что каждый лосось плывёт для метания икры в тот самый ручей, в котором когда-то вывелся из икринки он сам. Как находит лосось дорогу? Ведь в океаны впадают десятки рек, а в каждую реку – сотни ручьёв.
И вот учёные поставили опыт. В верховьях реки выловили несколько сотен лососей, чуть-чуть не доплывших до своих родных ручьёв, а затем в цистерне с водой отвезли обратно, вниз по реке. Там их пометили особыми метками и выпустили. Но прежде у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты. Что же получилось? Рыбы с заткнутыми ноздрями так и остались там, где их выпустили. Они кружились на одном месте и никак не могли отыскать дорогу обратно. А все остальные снова поплыли вверх по реке, в тот самый ручей, в котором они родились. Значит, лососи отыскивают дорогу по запаху!
И вообще оказалось, что у рыб очень тонкое обоняние. Например, форель по запаху определяет места, где вода хоть чуточку загрязнена, и уходит подальше, в чистую воду. А сомы и другие рыбы по запаху могут узнавать друг друга. Соседа, к которому привыкли, не тронут – а чужака будут прогонять.
Часть 1
1.К какому стилю текста относится данное произведение?
1)художественному
2)научному
3)деловому
2.Какое значение в данном тексте имеет слово пороги?
1)Брусок между дверью и полом
2)Граница чего-либо
3)Каменистое возвышение речного дна
3.Куда отправляется лосось для метания икры?
1) в океан 3) в реки
2) в море 4) в ручьи
4. Какие препятствия встречаются на пути лосося?
1) загрязнение воды
2) течение реки
3) плотины
5. Какой метод использовали учёные для получения информации о нересте лосося?
1) измерение
2) опыт
3) наблюдение
6. Какой из органов чувств помог лососю найти дорогу в родной ручей?
1) осязание 3) слух
2) обоняние 4) зрение
7. Какая рыба не водится в загрязнённой воде?
1) форель 3) щука
2) сом 4) окунь
8. В какой книжный сборник можно поместить это произведение?
1) сказки
2) рассказы
3) всё обо всём
Часть 2
9.Составь план к тексту и запиши его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Что помогает рыбам преодолевать препятствия на пути к нересту?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Напиши кратко, какие действия учёные выполнили для проведения эксперимента над рыбами?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
12.Напиши о том, что получилось в результате действий учёных.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.А что сом определяет по запаху?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Почему текст назвали «Рыбы-следопыты»?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы
Часть 1
Задания
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Вариант 1
| 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Вариант 2
| 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 |
Часть 2
Вариант 1
Задание |
|
9 | Свободный ответ. |
10 | Маковки на теремах покривились, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали, князь Владимир еле живой стоит, прячется. |
11 | Свистит по-соловьиному, рычит по-звериному, имеет облик человека, говорит. |
12 | 1, 4, 7. |
13 | Алёша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка. |
14 | 2 + Свободный ответ. |
Часть 2
Вариант 2
Задание |
|
9 | Свободный ответ. |
10 | Упорство и сила. |
11 | Выловили лососей, пометили метками, у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты и выпустили рыб. |
12 | Рыбы с заткнутыми ноздрями остались там, где их выпустили, остальные нашли дорогу в родной ручей. |
13 | Сомы по запаху узнают друг друга и чужих. |
14 | Рыбы по запаху, как следопыты по признакам, могут находить нужное место. |
Работа с текстами 4 класс
Диагностическая работа по литературному чтению
(работа с текстом)
для 4 класса
Цель: проверить умение читать текст «про себя», делить его на смысловые части, составлять план, определять жанры предложенных текстов, выражать собственное отношение и отношение автора к персонажам и событиям в тексте.
Эта работа ориентирована на государственный образовательный стандарт. Работа не выходит за рамки традиционных требований, предъявляемых к учащимся начальной школы. В основу тестовых заданий, кроме требований стандарта, положены представления о желательном уровне подготовки учащихся, обеспечивающим им возможность успешного обучения в дальнейшем. Эти задания позволяют оценить уровень подготовки школьников.
В тесте два варианта, эквивалентных по структуре и сложности для учащихся.
Предварительно по данному тексту делается замер чтения «про себя».
На тест и замер чтения «про себя» отводится один урок. Каждый вариант теста состоит из трёх блоков. В основном, задания теста имеют форму вопроса с вариантами ответа.
Правильность выполнения каждого из заданий теста или способ его выполнения отмечается баллами.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Блок А
Замер чтения «про себя»:
менее 90 слов оценка «2»;
от 90 до 100 слов оценка «3»;
от 100 до110 слов оценка «4»;
от 110 и более слов оценка «5».
Блок Б. Часть 1
1 – 8 задание
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Максимальное количество – 8 баллов.
Блок В. Часть 2
задание. Озаглавливание частей
(по 1 баллу за каждую часть)
не более 3 баллов.
10 – 14 задания
(по 3 балла за полный ответ, 1-2 балла за неполный ответ)
25 — 26 баллов оценка «5»;
24 — 19 балла оценка «4»;
19 – 12 баллов оценка «3»;
менее 12 баллов оценка «2».
Фамилия, имя_______________________________
Илья Муромец.
У князя Владимира пир идёт, за столами сидят богатыри русские. Вошёл Илья, поклонился, стал у порога.
Спрашивает его Владимир Красное Солнышко:
— Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут? Какого роду-племени?
— Зовут меня Ильёй. Я из-под Мурома. Крестьянский сын из села Карачарова. Ехал я из Чернигова дорогой прямоезжей.
Тут как вскочит из-за стола Алёшка Попович:
— Князь Владимир, ласковое наше солнышко, в глаза мужик над тобой насмехается. Нельзя ехать дорогой прямой из Чернигова. Там уж тридцать лет сидит Соловей-разбойник, не пропускает ни конного, ни пешего.
Не взглянул Илья на Алёшку Поповича, поклонился князю Владимиру:
— Я привёз тебе, князь, Соловья-разбойника. Ты не хочешь ли поглядеть на него?
Поспешили князь с княгинею и все богатыри на княжеский двор. А разбойник висит у стремени, по рукам-ногам ремнями связан. Левым глазом глядит на Киев и на князя Владимира. Говорит ему князь Владимир:
— Ну-ка, засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному.
Не глядит на него Соловей-разбойник, не слушает:
— Не ты меня с бою брал, не тебе мне приказывать.
Просит тогда Владимир-князь Илью Муромца:
— Прикажи ты ему, Илья Иванович.
— Хорошо, только ты на меня, князь, не гневайся. А ты, Соловей Рахманович, делай, что тебе приказано! Только смотри, Соловей, не смей свистать во весь голос, а свистни ты полусвистом, зырычи полурыком, а то будет худо тебе.
Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, захотел разорить он Киев-град, захотел убить князя с княгиней, всех русских богатырей. Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь. Что тут сделалось!
Маковки на теремах покривились, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали. Сам князь Владимир еле живой стоит, у Ильи под кафтаном прячется.
Рассердился Илья на разбойника:
— Я велел тебе князя потешить, а ты столько бед натворил! Ну, теперь я с тобой за всё рассчитаюсь! Полно тебе слезить отцов-матерей, сиротить детей, полно разбойничать!
Взял Илья саблю острую, отрубил Соловью голову.
— Спасибо тебе, Илья Муромец, — говорит Владимир-князь. – Оставайся в моей дружине, будешь старшим богатырём, над другими богатырями начальником. И живи ты у нас в Киеве, век живи, отныне и до смерти.
И пошли они пир пировать.
Часть 1
1.Элементы, какого жанра присутствуют в тексте?
1)Сказки 2)Былины 3)Басни
2.Где происходят события, описанные в тексте?
1)В селе Карачарове 2)В городе Чернигове 3)В Киеве-граде
3.Кто такой богатырь?
1)Богатый человек 2)Могучий человек 3)Защитник Родины, наделённый необычайной силой
4. Как называют князя Владимира в этом произведении?
1)Великий князь 2)Красное Солнышко 3)Львиное сердце
5. Как относится Алёшка Попович к Илье Муромцу?
1)С уважением 2)С недоверием 3)С ненавистью
6. Какой запрет был дан Соловью-разбойнику Ильёй Муромцем?
1)Не свистать и не рычать во весь голос 2)Не глядеть на князя и княгиню
3)Не разговаривать с князем
7.Как Илья Муромец победил Соловья-разбойника?
1)С помощью волшебного предмета 2)Самостоятельно 3)С помощью других богатырей
8. Как ты понимаешь словосочетание «пир пировать»
1)Приём пищи в середине дня 2)Обильное угощение с приглашением многих гостей
3)Собрание богатырей
Часть 2
9. Составь план к тексту и запиши его.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Найди и выпиши из текста сочетания слов, которые показывают мощь свиста Соловья-разбойника.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
11.Подтверди словами из текста то, что Соловей-разбойник – и получеловек, и чудо-юдо, и полуптица.
Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Какие черты характера Ильи Муромца проявились в этой былине? Отметьте их. (Ответов может быть несколько.)
Смелый Жадный Грубый Сдержанный Злой Безвольный Могучий
13.Каких ещё богатырей ты знаешь? Перечисли их имена.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Выбери пословицу, которая подходит к произведению. Объясни её смысл.
1)Кто духом пал, тот пропал. 2)Русский в словах горд, в делах тверд.
3)Если народ един, он непобедим.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя_______________________________
Рыбы-следопыты
А как ты думаешь – могут ли рыбы различать запахи?
Есть такая рыба – лосось. Взрослые лососи живут в океане, а когда у них созревает икра, они плывут в реки. Удивительны упорство и сила этих рыб, которые пробиваются вверх по течению. Через пороги и водопады до прохладных и чистых горных ручьёв. Но самое замечательное то, что каждый лосось плывёт для метания икры в тот самый ручей, в котором когда-то вывелся из икринки он сам. Как находит лосось дорогу? Ведь в океаны впадают десятки рек, а в каждую реку – сотни ручьёв.
И вот учёные поставили опыт. В верховьях реки выловили несколько сотен лососей, чуть-чуть не доплывших до своих родных ручьёв, а затем в цистерне с водой отвезли обратно, вниз по реке. Там их пометили особыми метками и выпустили. Но прежде у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты. Что же получилось? Рыбы с заткнутыми ноздрями так и остались там, где их выпустили. Они кружились на одном месте и никак не могли отыскать дорогу обратно. А все остальные снова поплыли вверх по реке, в тот самый ручей, в котором они родились. Значит, лососи отыскивают дорогу по запаху!
И вообще оказалось, что у рыб очень тонкое обоняние. Например, форель по запаху определяет места, где вода хоть чуточку загрязнена, и уходит подальше, в чистую воду. А сомы и другие рыбы по запаху могут узнавать друг друга. Соседа, к которому привыкли, не тронут – а чужака будут прогонять.
Часть 1
1.К какому стилю текста относится данное произведение?
1)художественному 2)научному 3)деловому
2.Какое значение в данном тексте имеет слово пороги?
1)Брусок между дверью и полом 2)Граница чего-либо
3)Каменистое возвышение речного дна
3.Куда отправляется лосось для метания икры?
1) в океан 3) в реки
2) в море 4) в ручьи
4. Какие препятствия встречаются на пути лосося?
1) загрязнение воды 2) течение реки 3) плотины
5. Какой метод использовали учёные для получения информации о нересте лосося?
1) измерение 2) опыт 3) наблюдение
6. Какой из органов чувств помог лососю найти дорогу в родной ручей?
1) осязание 3) слух
2) обоняние 4) зрение
7. Какая рыба не водится в загрязнённой воде?
1) форель 3) щука
2) сом 4) окунь
8. В какой книжный сборник можно поместить это произведение?
1) сказки 2) рассказы 3) всё обо всём
Часть 2
9.Составь план к тексту и запиши его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Что помогает рыбам преодолевать препятствия на пути к нересту?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Напиши кратко, какие действия учёные выполнили для проведения эксперимента над рыбами?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
12. Напиши о том, что получилось в результате действий учёных.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. А что сом определяет по запаху?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Почему текст назвали «Рыбы-следопыты»?
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы
Часть 1
Задания
1
2
3
4
5
6
7
8
Вариант 1
2
3
3
2
2
1
2
2
Вариант 2
2
3
4
2
2
2
1
3
Часть 2
Вариант 1
Задание
9
Свободный ответ.
10
Маковки на теремах покривились, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали, князь Владимир еле живой стоит, прячется.
11
Свистит по-соловьиному, рычит по-звериному, имеет облик человека, говорит.
12
1, 4, 7.
13
Алёша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка.
14
2 + Свободный ответ.
Часть 2
Вариант 2
Задание
9
Свободный ответ.
10
Упорство и сила.
11
Выловили лососей, пометили метками, у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты и выпустили рыб.
12
Рыбы с заткнутыми ноздрями остались там, где их выпустили, остальные нашли дорогу в родной ручей.
13
Сомы по запаху узнают друг друга и чужих.
14
Рыбы по запаху, как следопыты по признакам, могут находить нужное место.
Урок русского языка 4 класс развитие речи. Составление плана
Всем нам хочется учиться,Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны
И во всём старательны!
Проверка подготовки к уроку.
2.
Мотивация
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности
На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов. Это наша речь.
3
Актуализация .
Постановка темы урока
Подготовка мышления обучающимися и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Какие 2 вида речи мы с вами уже знаем?
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом.
Устная и письменная.
УСТНАЯ РЕЧЬ — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.
Письменная речь — это умение писать красиво и правильно. Для письма мы используем буквы, разные знаки.
4.
Обобщение и систематизация знаний
Повторение знаний о тексте.
Повторим то, что знаем о тексте.
С какими видами текстов мы знакомы?
Игра «Определи вид текста»
(Слайд)
-Из каких частей состоит текст?
Что ещё имеет текст?
Текст-повествование рассказывает о каком-то событии и отвечает на вопрос что произошло?
Текст-описание описывает что-то, отвечает на вопросы какой? какая? какие?
Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений и отвечает на вопросы почему? зачем?
вступление, основная часть, заключение
тему, заголовок, в котором отражена основная мысль, т.е. что хотел рассказать автор.
5
Физминутка
Полёт осеннего листа
6.
Построение проекта для реализации
Повторение основных этапов работы с текстом
Повторим шаги работы с текстом
1. чтение текста.
2. определение темы
3. основная мысль.
4. заголовок
5. Составление плана.
7
Реализация построенного проекта
Формирование умений работать с текстом по алгоритму в группах
1. чтение текста.
2. определение темы
3. основная мысль.
4. заголовок
5. Составление плана.
Стр. 119-120
Тема. Осень. Полёт осинового листа на землю.
Несмотря, что осенью всё отмирает, жизнь на земле не исчезает.
А жизнь на Земле продолжается.
1. Мечты осинового листа
2. «Всё кончено», — подумал лист
3.В ожидании весны.
8
Анализ и итог урока
Осознание учащимися метода преодоления затруднений, и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Что мы с вами повторили на уроке?
— Чему учились?
-Для чего мы с вами это делали?
9
Рефлексия
Д/З
Формирование навыка осмысления и оценивания своей деятельности на уроке
— оценивают собственную деятельность на уроке
Сегодня на уроке:
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
Выписать слова и сочетания, передающие осеннее настроение стр.121