Тип предложений используемый для формулирования пунктов плана: Как составить план к тексту? Принципы рубрикации текста / Законодательная Дума Томской области

Содержание

C8. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ | Презентация к уроку по обществознанию на тему:

Слайд 1

C8 . СОСТАВЛЕНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ПЛАНА ОТВЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Как научиться составлять развернутый план по обществознанию? Ученику предлагается составить план не по тексту, а к предложенной теме, подобно тому, как школьник составляет план своей будущей реферативной или проектной работы по избранной тематике.

Слайд 2

С 8 .Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Слайд 3

Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные. 2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная. 3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д ) контрольная и др. 4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны. 5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Слайд 4

Система оценивания Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы) 3 Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Один из пунктов плана детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. 2 Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов 1 План по структуре и(или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы). ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один- два пункта 0 Максимальный балл 3

Слайд 5

При выполнении задания С8 проверяется не только знание содержательной части, но и умение выстроить логику содержания. Выпускник должен суметь сформулировать пункты плана. А для этого необходимо отобрать нужный материал.

Слайд 6

Условие выполнения данного задания : 1.Системное знание по теме 2.Глубокое знание по теме 3. Объемное знание по теме 4. Разностороннее знание по теме 5.Привлечение внутрикурсового материала 6. Привлечение материала из смежных учебных дисциплин 7.Привлечение оперативных знаний, получаемых из СМИ 8.Выстраивание логики содержания 9. Формулирование пунктов плана 10. Отбирать для сформулированного тезиса аспект темы, за которым стоит содержание, требующее раскрытия.

Слайд 7

Классификация тем

Слайд 8

Первая группа : а) широкие « однотемные », б) широкие « однообъектные », в) широкие «односоставные» 1. С8: Вам предстоит выступить на школьной конференции по проблеме: « Деятельность человека в ее многообразии ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 2. С8:Вам поручено подготовить доклад по проблеме: « Познание человеком мира и самого себя ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3…..«Налоги и их роль в современной экономике России». 4…..« Гражданское общество ». 5……« Деятельность, как способ существования людей ».

Слайд 9

Вариант плана Гражданское общество . 1.Понятие гражданское общество; 2 . История развития гражданского общества; 3 .Виды связей власти и общества: а) горизонтальные; б) вертикальные; 4 .Структура гражданского общества: а) рыночное хозяйство; б) социокультурные отношения; в) объединения по интересам; 5 . Власть в гражданском обществе — местное самоуправление; 6 . Роль гражданского общества в государстве. Вариант плана: Деятельность, как способ существования людей . 1 .Понятие деятельности 2 .Отличительные черты деятельности человека от поведения животных 3 .Структура деятельности а) цель б) средства в) действия г) результат 4 .Основные виды деятельности а) практическая б) духовная 5 . Роль деятельности в жизни общества и человека

Слайд 10

Алгоритм №1: составления развернутого плана к предложенной «широкой однообъектной » теме 1.понятие (определение) объекта; 2. основные признаки (особенности, свойства, черты) объекта: а) первый признак объекта; б) второй признак объекта; в) третий признак объекта 3. Типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта: а) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; б) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; в) тип (вид, класс, форма, стиль, разновидность) объекта; 4. главные (основные) функции объекта: а) первая функция объекта; б) вторая функция объекта; в) третья функция объекта 5. проблемы развития объекта ( тенденци развития…, основные направления развития…, специфика развития…). 6. политика в отношении объекта в современной России (мире…, Европе…). Очевидно, что такую схему можно применить практически к любой теме первого типа .

Слайд 11

Вторая группа: а) узкие « однообъектные » б) узкие « однотемные », в) узкие «односоставные» 1 .С8:Вы готовитесь к зачету по обществознанию по теме: « Социализация индивида ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 2 .С8:Вам поручено написать статью в школьную газету по проблеме: « Наука в жизни современного общества ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3. С8:Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: « Религия как форма духовной культуры ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 4 .С8 : выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по проблеме: « Межличностные конфликты и способ их разрешения ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 5. С8:Вам необходимо написать творческую работу по проблеме: « Образование как социальная ценность ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 6. С8: Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Слайд 12

Вариант плана: Государство – социальный институт. 1 . Понятие социального института. 2.Сущность и виды социальных институтов: а) государство б) школа в) политическая партия 3 .Государство – важнейший социальный институт. 4 . Государство – как совокупность социальных институтов. 5 . Функции института государства: а) понятий функций института государства; б) классификация функций института ; в) внутренние и внешние функции института государства. 6 .Взаимосвязи социальных институтов. 7 . Государство и гражданское общество. 8. Тенденции развития государства, как социального института в современной России. Вариант плана: Экологический кризис как глобальная проблема современности. 1. Понятие глобальных проблем человечества. 2. Некоторые виды глобальных пр о блем человечества. а) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; б) в значительной мере истреблен лесной покров в) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; г) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; 3 .Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами 4 . При ч ины экологического кризиса. а) безудержный и очень быстрый рост населения Земли б) несовершенные сельскохозяйственные и промышленные технологии в) легкомысленность человечества и пренебрежение законами развития биосферы 5 . Проявления и последствия экологического кризиса 6 .Пути преодоления экологического кризиса. а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) движения «зеленых».

Слайд 13

Алгоритм №2: составления развернутого плана к предложенной «узкой однообъектной » теме: 1. понятие (определение) объекта 2. свойства объекта а) б) 3. причины возникновения объекта 4. типология (виды, классификация, формы, стили, разновидности) объекта а) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта б) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта в) тип (вид, классификация, формы, стили) объекта 5. структура объекта 6. проблемы развития объекта (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…, пути преодоления.. )

Слайд 14

Третья группа: а)« многотемные » б) «двусоставные» в) « разнообъектные » г) « многосоставные» 1 .С8: Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: « Многовариантность и движущие силы развития общества ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 2 .С8:Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме: « Биологическое и социальное в человеке ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3 .С8: Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему: « Экономическая свобода и социальная ответственность ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Слайд 15

Вариант плана : Летнее и зимнее время: за и против. 1. Понятие летнего и зимнего времени; 2. Проблема введения летнего и зимнего времени в мире; 3. Причины введения зимнего и летнего времени; а) административные причины; б) социальные причины; в) экономические причины; 4. Некоторые последствия введения зимнего и летнего времени в России – позитивные и негативные: а) для экономики страны; б) для здоровья человека; в) для управления страной; 5. Перспективы существования зимнего и летнего времени в современной России. Вариант плана: Экономическая свобода и социальная ответственность . 1. Понятие: а) экономическая свобода; б) социальная ответственность; 2. Формы экономической свободы: а) предпринимательство; б) бизнес; 3. Механизм реализации экономической свободы и социальной ответственности в различных типах общества: а) традиционное общес т во б) индустриальное общество; в) постиндустриальное общество; 4. Проблемы взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности; 5. Проблемы развития экономической свободы и социальной ответственности в современной России.

Слайд 16

Алгоритм №3. Составления развернутого плана « многообъектной » теме. . 1.понятие (определение) объекта №1; 2.понятие (определение) объекта №2…№3…№4; 3. свойства (структура) объектов: а) свойство №1; б) 4. причины взаимодействия (взаимозависимости, взаимоисключения) объектов: а) причина №1 б) причина №2 5. взаимодействие объектов; 6. проблемы развития объектов (тенденции развития…, основные направления развития…, специфика развития…, особенности развития…,пути преодоления…) в современной России.

Слайд 17

Педагогические приемы и техники: 1.Актуализация знаний о типах планов. 2.Учебная лекция. 3. Логическая схема. 4.Работа с оглавлением учебника. 5.Работа с готовыми планами. 6.Составить сложный план сказки. 7.Составление кроссвордов. 8.Метод дебатов. 9.Уроки-суды, уроки-пресс-конференции. 10. Коллекции 10.1. тем 10.2. готовых планов 10.3.алгоритмов

Слайд 18

Заключение: Опыт показывает, что учащимся удается гораздо лучше свертывание информации, чем обратная операция по ее разворачиванию. Ученик достаточно хорошо может научиться упорядочивать, систематизировать информацию, представлять информацию в виде схем, таблиц (хотя это сложнее), рисунков, кластеров, но труднее научить ее извлекать. Наблюдается несимметрия в данных видах деятельности. Составление развернутых планов к предложенной теме относится к данной проблематике. Именно попыткой научить учащегося управлять информацией – разворачивать ее и обусловлена данная статья.

Слайд 19

Список источников Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ – 2010. Рутковская Е.А., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий. ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, 2010. 3.Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А., Общая информатика. 5-9 класс. Москва, АСТпресс , 1999 г. 4.Загашев И.О., -Бек С. И., Муштавинская И.В., «Учим детей мыслить критически», СПб: издательство «Альянс «Дельта», 2003 г. 5.Плинер Я.Г., Бухвалов В.А.., Педагогическая экспертиза школы, М., Педагогический поиск, 2000 г. 6.Слабунова Э.Э., Информационная культура в концепции лицейского образования, журнал ВИО, № 29, 10.09.05.г. 7.Кондаков Н.И., Логический словарь – справочник, М., Наука, 1976г. 8.Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-11 классы 9. Никитина Е.И. Русская речь. Дидактический материал. 10. Материалы сайта ФИПИ ( http://www.fipi.ru ) 11.Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб . Тюмень: Тюменский гос . ун-т, 2006. 12. Форум «Абитуриент…ПРО»

Слайд 20

Один из эффективнейших способов развития логического мышления во время работы с учебным текстом — это составление к нему плана. Планы могут быть: Простыми — передает только основную информацию в очень кратком виде; его задача — помочь выделить в тексте главное, осознать исторический факт логически целостно. Развернутыми — содержит более полную, конкретизирующую информацию. Картинными — позволяет воспроизвести детали главного исторического факта предельно эмоционально и красочно. Смысловыми — предполагают перечисление основных, существенных признаков, положений, характеризующих исторический факт: причины, последствия, историческое значение. Стереотипными — помогают рассмотреть в определенном в алгоритме однородные исторические факты, выявить их общие черты и особенности. Тезисными — предполагают перечисление существенных сторон, признаков, следствий единичных фактов, не имеющих в истории аналогов. ПРИЛОЖЕНИЕ №1. «…Метод — искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу по намеченному плану…» Дореволюционное методическое руководство

Слайд 21

Простой Сложный (развернутый) Название каждого раздела (части) параграфа записывается под соответствующим порядковым номером. К каждому разделу (части) параграфа составляется свой, уточняющий его содержание план. Цели составления плана: 1) систематизация информации 2) отработка четкости формулировок 3) развитие зрительной памяти. 1. Работа над планом всегда начинается с записи в тетради названия и указания номера параграфа (при этом тема выделяется или подчеркивается). 2. План может быть: ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ПАМЯТКА по составлению плана Формулировки в плане должны быть краткими и четкими, но при этом должны содержать обязательную для запоминания информацию . 2. Структура плана должна быть предельно четкой. Для этого используется нумерация разделов, пунктов и подпунктов. Логическая цепь — это конструирование рассуждения путем расстановки в логической последовательности элементов этого рассуждения. Учитель может на первый раз предложить учащимся готовые варианты ответов , а учащийся должен будет лишь поставить их в логической последовательности. Следующим шагом может стать логическая цепочка, в которой заполнены только первое и последнее звено , а учащиеся (например, работая с небольшим текстом учебника) должны самостоятельно заполнить уже 3-4 звена.

Слайд 22

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1.Мысленно представьте весь изученный материал , раскрывающий содержание предложенной темы. 2 . Разделите его на части по смыслу , в каждой из них определите главную мысль. 3.Озаглавьте эти части , подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. 4. Проанализируйте полученный план : А) Все ли аспекты проблемы были отражены в нем? Б) Корректны ли формулировки пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли? 5. Мысленно обоснуйте для себя логическую последовательность изложения материала по данной проблеме. Решающим фактором эффективного использования в процессе обучения разных типов заданий ЕГЭ выступает профессионализм учителя , в частности, его умение грамотно применять различные методы обучения и частные методики. В целях обеспечения дифференцированной подготовки к экзамену целесообразно проводить в выпускных классах диагностирующее тематическое и промежуточное тестирование (по завершению изучения тем и крупных разделов), при этом результаты выполнения работ каждым учащимся сравнивать и фиксировать динамику освоения как знаний, так и умений (способов деятельности).

Проектная работа «Работа над текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»

Введение

Развитие связной речи учащихся — одна из главных задач уроков русского языка в школах.

Большую роль в развитии речи учащихся играют связные тексты, которые являются основой уроков русского языка. Связный текст выражает законченную мысль, дает материал для речевой практики, позволяет показать источник информации, словарь, все виды речевой деятельности, решает обучающие и воспитывающие цели урока.

Умение учащихся работать с текстом — это также важный компонент умения учиться. Он часто оказывается несформированным даже у учащихся старших классов. Вместе с тем при правильной организации учебной деятельности это действие успешно выполняется учащимися начальной школы. Умение работать с текстом, прежде всего, необходимо для его понимания, что в свою очередь обеспечивает осмысленное запоминание текста.

Цель: изучить методы и способы обучения учащихся работать с текстом.

Задачи:

  • Определить этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста.
  • Изучить содержательные и структурные характеристики текста и основанных на нём речевых образований.
  • Определить структуру текста.
  • Выявить способы совмещения различных видов развёртывания основной мысли.

1. Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности

Чтение как средство формирования языковых и речевых навыков и умений.

Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации могут быть различными. Таким образом, работа над текстом на уроках русского языка заключается в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объёме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определённые технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:

  • использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
  • коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
  • упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

Традиционно в методике работы с текстом говорит о формировании языковых навыков и речевых умений, умение анализировать текст. Считается, что при деятельности учитель должен формировать не просто навыки, но умения, которые определены конкретной учебной программой и соответствуют реальным потребностям образования и развития личности. При этом, как уже отмечалось, далеко не каждый обучаемый может уметь анализировать текст, находить в тексте ключевые слова и выделять основное, о чем говорится в тексе, а также составлять тезисный план текста. В основе работы с текстом лежат определённые навыки, то есть те действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает. Если говорить о чтении, то к речевым умениям в данном случае можно отнести владения различными технологиями извлечения информации из текста, их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. Однако в основе всех этих умений лежит техника чтения и умения понимать прочитанное. Если не сформировать её в достаточной мере, не добиться автоматизации данного навыка, то все эти технологии или виды чтения будут поставлены под угрозу. Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, очевидно, что на среднем этапе обучения чтению речь идёт в первую очередь о формировании техники чтения, то есть «процессуального плана». Учащийся может и не знать, что лежит в основе того или иного навыка, но учителю понимать это абсолютно необходимо для того, чтобы выбрать оптимальный путь достижения поставленных практических задач обучения.

Сейчас не секрет, что дети мало уделяют времени чтению книг, и, придя в пятый класс, не каждый обучающийся владеет техникой чтения, а тем более работой над текстом.

Когда техника чтения недостаточно сформирована, то ученик не сможет понять о чем говорится в тексте, тем более выделить основное.

Нужно научить детей умению читать, так при чтении текста про себя плохо читающие люди, как правило, шевелят губами, проговаривая прочитанное. Без проговаривания у них не наступает стадия понимания. Прежде чем начать работу с текстом, дети должны знать, что такое текст.

Текст — объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность. Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору. Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованный в виде статьи.

В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре. Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся. Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста. Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов отбора языковых единиц.

Выделяют 3 типа текстов: описание; повествование; рассуждение.

Описание — это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи.

Повествование — это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.

Рассуждение — это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

Жанрами текстов являются:

  • текст-побуждение;
  • текст-ретроспекция;
  • оценочный текст;
  • контактоустанавливающий текст.

Указанные жанры текстов встречаются в разных функциональных стилях речи. В разговорной речи текстами-побуждениями являются просьба, совет, рекомендация, пожелание; в деловой речи — приказ, постановление, решение, распоряжение, предписание; в публицистической речи — призыв, совет, рекомендация. Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае, происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая статья, газетный или официальный отчет. Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации, рецензии.

Контактоустанавливающие тексты — это приглашения, поздравления, рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма — предложения о сотрудничестве.

Особенности работы с текстом в процессе общения

Текст является основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и адекватного его использования в качестве образца функционирования изучаемого языка. Преподавателю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы составления преподавателем, обучаемыми собственных речевых произведений.

Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапы работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не как средство формирования умений читать, а для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря, умений говорить. Рассмотрим цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

Дотекстовый этап (этап Антиципации).

Цели:

  • Определить \ сформировать речевую задачу для первого прочтения.
  • Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
  • По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания.

  • Работа с заголовком. По заголовку можно попросить учащихся определить: — тематику текста; — перечень поднимаемых в нём проблем; — ключевые слова и выражения и так далее.
  • Использование ассоциаций, связанных с именем автора. — к какому жанру можно предположительно отнести этот текст? — Кто, по — вашему, будет главным героем (его профессия, национальность и так далее). — Где и в какое время может происходить действие?
  • Сформулировать предположения о тематики текста на основе имеющихся иллюстраций.
  • Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику, проблематику текста на основе языковой догадки. Задача учащихся — определить основную идею текста.
  • Просмотреть текст, первый абзац и определить основную идею текста.
  • Прочесть вопросы, утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
  • Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

Текстовый этап.

Цели:

  • проконтролировать сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
  • продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Упражнения и задания

  • Найти, выбрать, прочесть, соединить, вставить:
  • ответы на предложенные вопросы;
  • подверженные правильность, ложности утверждений;
  • подходящий заголовок к каждому из абзацев;
  • подходящее по смыслу предложений, пропущенное в тексте;
  • предложения со следующими словами, грамматическими явлениями, идиоматическими выражениями и так далее;
  • глаголы, прилагательные, эпитеты, другие тропы, используемые авторам при описании кого-либо или чего-либо;
  • описание внешности, места события, отношения кого-либо к чему-либо и так далее.
  • Догадаться: о значении слова или слов по контексту;
  • какой из предложенных переводов, какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
  • как будут развиваться события во второй главе, следующей части текста.

Послетекстовый этап.

Цель — Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания

  • Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
  • Доказать, что.
  • Охарактеризовать.
  • Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передаёт основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
  • Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.
  • Составить план текста, выделив его основные мысли.
  • Рассказать текст от лица главного героя.
  • Кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст и так далее.
  • Придумать, что могло бы случиться, если бы. Придумать новый конец текста.
  • Придумать новое название.
  • Подобрать, отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста.
  • Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст, в другом жанре и так далее.

2. Содержательные и структурные характеристики текста и основанных на нём речевых образований. Логика — структурная схема темы

Логика — структурная схема темы (ЛССТ) представляет собой отражение в данной теме отношение и взаимосвязь между явлениями, предметами, их связующими в реальной действительности. Предметное содержание в текстах может быть представлено различными авторами с той или иной степенью полноты и в различной последовательности. Тема в схеме включает обычно несколько уровней подтем, тем полнее раскрывается предметное содержания текста.

Предложение в устном сообщении.

Каждое предложение в устном высказывании должно содержать конкретную информацию, быть простым, лаконичным, содержать не более 5-7 слов. Самостоятельное предложение — это каждое простое, однородное в сложносочинённом, главное и придаточное в сложноподчинённом предложениях.

Обращенность высказывания.

Речь всегда обращена к конкретному участнику разговора. Оформить обращенность речи помогают различные обращения, устойчивые обороты, клише, которые употребляются в речи.

Структура текста.

Текст в учебнике, статья, доклад, параграф, лекция характеризуются наличием трёх частей: вступления, основной части, заключения. Это наиболее удачный способ логической организации передаваемой информации. Вступление помогает читающему или слушающему подготовиться к восприятию основного содержания, увидеть основной тезис, который будет развёрнут в тексте. В основной части излагается основное содержание. При этом соблюдается строгая логическая организация материала, последовательность в развитии мысли, доказательность положений, связанность всех высказываний в единое смысловое целое. Особое значение для главной части приобретают тезис, аргумент, демонстрация, иллюстрация. Заключение подводит итог развёртыванию главного тезиса, обобщает сказанное, написанное.

Подготовка устного сообщения по теме.

При подготовке устного сообщения намечается и формулируется тема сообщения, затем определяется цель сообщения и адресат. Сначала следует обозначить планируемое время говорения. После этого необходимо составить план сообщения и сформулировать пункты плана введения, основной части и заключения. Завершающий этап подготовки сообщения — отбор и запись напротив пунктов плана ключевых слов, словосочетаний.

План смыслового содержания.

Смысловая структура любого абзаца позволяет выделить в нём основной тезис, который может быть представлен ключевым предложением, словами или словосочетаниями. Эти единицы абзаца передают обобщению его основное содержание, примеры, аргументы, цифры и прочие данные, раскрывающие основной тезис. Ключевые предложения, словосочетания или слова могут использоваться, как пункты плана будущего устного сообщения или подачи автором информации в тексте. Наиболее часто для формулирования пунктов плана используются: 1. именные словосочетания; 2. предложения; 3. вопросы.

Составление плана сообщения.

Доклад, сообщение, выступление всегда делятся на логически завершённые отрезки, части, между которыми существуют отношения, соподчинения, подчинения. Тема, включающая обычно подтемы различных уровней, может быть представлена в виде плана, к которому подбирается необходимый языковой материал.

Доказательство.

Доказательство служит для того, чтобы обосновать, аргументировать истинность того или иного высказывания. Оно строится следующим образом:

  • даётся обоснованное утверждение, тезис;
  • приводятся факты, характеристики, сведения, с помощью которых подтверждается истинность данного утверждения, тезиса;
  • в заключение приводится ещё раз подтверждённый, аргументированный тезис. В доказательстве может быть опущена его первая часть, тогда оно сразу начинается со второго пункта.

Опровержение.

При опровержении неправильного тезиса или положения соблюдается следующая последовательность развития мысли:

  • указывается неверный тезис, его источник, где и кем он был высказан, написан;
  • утверждается ошибочность, неточность или неправильность тезиса;
  • приводятся контрдоводы, факты, опровергающие ошибочность тезиса;
  • даётся правильный тезис, заключающий опровержение. Наиболее часто в опровержении используются следующие языковые фразы — клише: Это противоречит. Имеется противоположное мнение, и так далее.

Определение понятия.

Самым простым, наиболее устойчивым и логически строгим видом развертывания понятия является определение. Определение понятия заключается в том, что понятие (видовое понятие — меньшего объёма) соотносится с ближайшим родом (родовым понятием — большого объёма), к которому оно принадлежит, и при этом даются признаки (или признак), являющиеся особенными для данного понятия (видовые отличия). Формула определения: Видовое понятие = родовое понятие + видовые отличия. В текстах очень часто определению соответствует объяснение понятия, имеющее усложнённую структуру и более пространное описание, толкование понятия.

Средства раскрытия содержания понятий.

Кроме определения, наиболее употребительными, сходными с ним средствами раскрытия содержания понятий в научно-технической литературе являются:

  • указание — разъяснение значения слова путём перечисления предметов, явлений, называемых этим словом;
  • описание — выделение внешних признаков предмета, явления, события;
  • характеристика — раскрытие наиболее выдающихся признаков предметов, явлений;
  • пояснение — раскрытие какой-либо части понятия с определенной целью; 5. сравнение — пояснение одного понятия другим, более знакомым, ясным.

Повествование (сообщение).

В повествовании фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в порядке временной последовательности отражаемых в речи сложных событий, их частей. Структурными связями повествования являются:

  • прямая хронология;
  • обратная хронология;
  • прямая хронология с отступлениями.

Сообщение может содержать информацию о каком-либо событии, эксперименте, испытании машины, факте. В сообщении выделяются констатирующие части текста, содержащие уточнения, объяснения, обоснования, сравнения, оценки фактов. Для сообщения о процессах, событиях, явлениях характерно деление сообщений на отдельные фазы и периоды. В соответствии с этим употребляются глаголы, адекватные началу, ходу, общему и прогрессирующему изменению, окончанию и завершению повествования.

Описание.

Описание — развертывание основной мысли, главного тезиса. В описании фразы объединяются общей темой и следуют одна за другой в порядке структурных связей между сторонами, частями, элементами отражаемого в речи объекта, предмета, явления или повторяющегося процесса.

Рассуждение.

Рассуждение предполагает строго логическое развёртывание главного суждения в текст высказывания. В рассуждении фразы объединяются в целое общей темой, и следует одна за другой в логической последовательности движения мысли к выводу. Важно усвоить следующие структурные элементы рассуждения.

1. доказательство или опровержение:
а) от посылок, фактов к выводу;
б) от тезиса к аргументам и от них — к выбору.

2. познавательное движение:
а) от явления к сущности;
б) от фиксирования изменений к анализу;
в) от рассмотрения качественных характеристик предмета или явлений к изучению его количественных параметров;
г) от элементов к их связей;
д) от установления закона, его содержания к раскрытию форм проявления его в различных условиях.

3. движение от конкретного к абстрактному и наоборот.

Совмещение различных видов развёртывания основной мысли

В текстах часто можно встретить совмещение различных видов развёртывания основной мысли: определения, описания, повествования, рассуждения. В описательных текстах встречаются рассуждения, а в рассуждениях — описания. Очень часто в явных описаниях сами события, действия могут фиксироваться в их синхронной соотнесённости.

Ключевые слова.

Ключевые слова — это слова, наиболее существенные для раскрытия темы, обозначающие основные понятия в той или иной предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в тексте, находить необходимую информацию, воспринимать и усваивать смысл целой фразы, абзаца, текста в процессе чтения.

Система языковых средств текста.

Текст содержит систему языковых средств, функционирующую в связанных между собой предложениях данного текста. Решающее значение для установления предмета сообщения и того, что о нём рассказывается, имеют языковые средства, выражающие подлежащие и сказуемое. Все остальные члены предложения расширяют, дополняют, характеризуют информацию, сообщенную главными членами предложения.

Выписки.

Выписки — наиболее распространенный вид работы над учебной, научной литературой. Они фиксируют для дальнейшего использования нужные, важные места из учебника, книги, журнальной, статьи, брошюры, текста. Обычно выписываются отдельные положения, факты, цифровой, другой фактический и иллюстративный материал. Выписки легко объединять по одной теме, после того как прочитано несколько источников.

Тезисы.

Тезисы — вид записи при чтении, позволяющий обобщить материал, изложить его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение. В отличие от конспекта они дают возможность раскрыть содержание читаемого материала независимо от последовательности его изложения в тексте. Тезисы могут быть простыми и краткими (включать только основные положения), а также сложными и полными (включать, кроме основных второстепенные положения). Они должны вытекать один из другого. Некоторые положения могут быть объединены не в порядке следования в тексте, а в их логической связи. Часть текста может записываться в виде цитат. Основной для составления текстов является логикоструктурная схема текста.

См. продолжение статьи

Структура предложения и типы предложений – Грамматика

Определения и примеры основных элементов предложения

Серия веб-семинаров Mastering the Mechanics также описывает обязательные элементы предложений и различные типы предложений. Пожалуйста, ознакомьтесь с этими архивными вебинарами для получения дополнительной информации.

 

Ключ: Желтый, полужирный = тема; зеленое подчеркивание = глагол, синий, курсив = объект, розовый, обычный шрифт = предложная фраза

 

Независимая оговорка : Независимая оговорка может стоять отдельно как предложение. Он содержит подлежащее и глагол и представляет собой законченную идею.

  • I лайк спагетти .
  • Он читает много книг .

Придаточное предложение : Придаточное предложение не является полным предложением. Он должен быть присоединен к независимому пункту, чтобы стать полным. Это также известно как придаточное предложение.

  • Хотя я люблю спагетти,…
  • Поскольку он читает много книг,…

Субъект : Человек, животное, место, вещь или понятие, совершающее действие. Определите подлежащее в предложении, задав вопрос «Кто или что?»

  • Я люблю спагетти.
  • Он читает много книг.

Глагол : Выражает то, что делает человек, животное, место, вещь или понятие. Определите глагол в предложении, задав вопрос «Какое было действие или что произошло?»

  • Я люблю спагетти.
  • Он читает много книг.
  • Фильм хорош. (Глагол быть также иногда называют связкой или глаголом-связкой. Он связывает подлежащее, в данном случае «фильм», с дополнением или сказуемым предложения, в данном случае «хорошо». )

Объект : Человек, животное, место, вещь или концепция, на которую воздействует действие. Определите объект в предложении, задав вопрос «Что сделал подлежащее?» или «Кому?/Для кого?»

  • Мне нравятся спагетти .
  • Он читает много книг .

Предложная фраза : Фраза, которая начинается с предлога (т. е. в, за, за, до, после, из, во время) и изменяет слово в предложении. Предложная фраза отвечает на один из многих вопросов. Вот несколько примеров: «Где? Когда? В каком смысле?»

  • Я люблю спагетти на ужин.
  • Он читает много книг в библиотеке.

Структура английского предложения

Следующие утверждения верны для предложений на английском языке:

  • Новое предложение начинается с заглавной буквы.
    • H e получил ученую степень.
  • Предложение заканчивается знаком препинания (точкой, вопросительным или восклицательным знаком).
    • Получил степень .
  • Предложение содержит подлежащее, которое встречается только один раз.
    • Смит он получил степень.
  • Предложение содержит глагол или глагольную фразу.
    • Он получил свою степень.
  • Предложение следует порядку слов Подлежащее + Глагол + Дополнение.
    • Он (субъект) получил (глагол) его степень (объект).
  • Предложение должно иметь законченную идею, которая стоит особняком. Это также называется независимым предложением.
    • Получил ученую степень.

Простые предложения

Простое предложение содержит подлежащее и глагол, а также может иметь дополнение и модификаторы. Однако он содержит только один независимый пункт.

Ключ: Желтый, полужирный = тема; зеленое подчеркивание = глагол, синий, курсив = объект, розовый, обычный шрифт = предложная фраза

Вот несколько примеров:

  • Она написала .
  • Она завершила обзор литературы .
  • Он организовал свои источники по темам.
  • Они много часов изучали правила APA .

Составные предложения

Сложное предложение содержит не менее двух независимых предложений. Эти два независимых предложения могут быть объединены запятой и сочинительным союзом или точкой с запятой.

Ключ: независимое предложение = желтый, полужирный; запятая или точка с запятой = розовый, обычный шрифт; координирующий союз = зеленый, подчеркнутый

Вот несколько примеров:

  • Она завершила обзор литературы , и она создала свой список литературы .
  • Он организовал свои источники по теме ; , то он обновил свой список ссылок.
  • Они много часов изучали правила APA , , но они поняли, что им предстоит еще многому научиться.

Использование некоторых сложных предложений в письменной форме позволяет увеличить разнообразие предложений.

Сложные предложения

Сложное предложение содержит по крайней мере одно независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение. Зависимые предложения могут относиться к подлежащему (кто, какой), последовательности/времени (так как, пока) или каузальным элементам (потому что, если) независимого предложения.

Если предложение начинается с зависимого предложения, обратите внимание на запятую после этого предложения. Если, с другой стороны, предложение начинается с независимого предложения, запятая не разделяет два предложения.

Ключ: независимое предложение = желтый, полужирный; запятая = розовый, обычный шрифт; зависимое предложение = синий, курсив

Вот несколько примеров:

  • Несмотря на то, что она завершила обзор литературы , , ей все еще нужно было поработать над разделом методов.
    • Обратите внимание на запятую в этом предложении, потому что оно начинается с зависимого предложения.
  • Поскольку он организовал свои источники по темам , , его читателям было легче следить за ними.
    • Обратите внимание на запятую в этом предложении, потому что оно начинается с зависимого предложения.
  • Они много часов изучали правила APA настолько они были интересны .
    • Обратите внимание, что в этом предложении нет запятой, потому что оно начинается с независимого предложения.
  • Использование некоторых сложных предложений в письменной форме позволяет увеличить разнообразие предложений.

Сложносочиненные предложения

Типы предложений также можно комбинировать. Сложносочиненное предложение содержит не менее двух независимых и не менее одного зависимого предложения.

Ключ: независимое предложение = желтый, полужирный; запятая или точка с запятой = розовый, обычный шрифт; сочинительный союз = зеленый, подчеркнутый ; зависимое предложение = синий, курсив

  • Она завершила обзор литературы , , но ей все еще нужно поработать над разделом методов , хотя она закончила курс методов в прошлом семестре .
  • Хотя он организовал свои источники по темам , он решил упорядочить их в хронологическом порядке , и он тщательно следовал плану ПИТАНИЯ для организации.
  • Имея под рукой пиццу и содовую , они изучали правила APA в течение многих часов , и они решили, что писать в APA имеет смысл потому что это было ясно, кратко и объективно .
  • Использование некоторых сложносоставных предложений в письменной форме позволяет увеличить разнообразие предложений.
  • Обратите особое внимание на использование запятых в сложносоставных предложениях, чтобы читатель мог легко понять предполагаемое значение.

Список воспроизведения видео со структурой предложения

Связанные ресурсы

Проверка знаний: структура предложений и типы предложений

Вариация структуры предложения — Научный голос

Основы

Структура предложения относится к физической природе предложения и тому, как представлены элементы этого предложения. Как и в случае с выбором слов, писатели должны стремиться варьировать структуру своих предложений, чтобы создать ритмичную прозу и заинтересовать читателя. Предложения, требующие изменения, часто повторяют предметы, длину или типы.

Соответствующую информацию о различных структурах предложений можно найти по следующим ссылкам:

  • Структура предложений и типы предложений
  • Повторяющиеся предложения и фрагменты предложений
  • Параллельная конструкция
  • Относительные, ограничительные и неограничительные положения
  • Соединения
  • Модификаторы
  • Запятые
  • Точки с запятой

Выбор темы или слова

Один из самых простых способов определить текст, который требует разнообразия, — это отметить, как начинается каждое предложение. Писатели часто могут злоупотреблять одним и тем же словом, например, именем автора, или предметом, например, местоимениями для обозначения автора в начале предложения. Это отсутствие тематического разнообразия может отвлекать читателя. Просмотрите варианты предложений в следующем абзаце:

Моя философия образования основана на моем личном опыте. Я работаю педагогом уже 4 года и многому научилась у более опытных учителей в моем районе. Я также работаю в основном со студентами из низкого социально-экономического положения; мой фон был совсем другим. Я расскажу, как все эти элементы, наряду с научными текстами, повлияли на мою образовательную философию.

Обратите внимание, что автор этого абзаца начинает каждое предложение и пункт с личного местоимения. Хотя автор чередует «я» и «мой», оба местоимения относятся к одному и тому же предмету. Это повторение личных местоимений наиболее распространено при написании плана личного развития (PDP) или других личных документов. Чтобы избежать этого типа повторения, попробуйте отрегулировать расположение предложных фраз или зависимых предложений, чтобы подлежащее не открывало каждое предложение:

Моя философия образования основана на моем личном опыте. Проработав педагогом 4 года, я многому научился у более опытных учителей в моем районе. Я также работаю в основном со студентами из низкого социально-экономического положения, которое сильно отличается от моего. В этой статье я расскажу, как все эти элементы, наряду с научными текстами, повлияли на мою образовательную философию.

Различная длина предложения

Еще один способ определить необходимое разнообразие предложений — определить длину каждого предложения. Повторение более длинных предложений может затопить читателя и затмить аргументы, в то время как частое использование более коротких предложений может сделать аргумент поспешным или заторможенным.

Чрезмерное использование длинных предложений

Компания сообщила, что ежегодный рост прибыли, который стабильно увеличивался более чем на 7% с 1989 года, в 2009 году стабилизировался.с компенсацией 0%, а в 2010 году, когда они запустили СОБСТВЕННЫЙ проект, фактически уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 2%. Это объявление ошеломило аналитиков Уолл-Стрит, но с общим снижением аналогичного роста прибыли компаний во всем мире, как сообщил автор (Year) в своей статье, подробно описывающей историю компании, объявление компании соответствует отраслевым тенденциям и прогнозам отрасли на будущее.

Обратите внимание, этот абзац состоит всего из двух предложений. Хотя каждый пункт содержит соответствующую информацию, у читателя могут возникнуть трудности с определением темы и цели всего абзаца.

Чрезмерное использование коротких предложений

В 2010 году годовой рост прибыли компании снизился по сравнению с предыдущим годом на 2%. В этом году они запустили СОБСТВЕННЫЙ проект. Рост прибыли неуклонно увеличивался более чем на 7% с 1989 года (они стабилизировались в 2009 году). Это заявление ошеломило аналитиков Уолл-стрит. Тем не менее, это согласуется с уменьшением аналогичного роста прибыли компаний во всем мире. Он также поддерживает прогнозы на будущее для отрасли (автор, год).

Обратите внимание, что в этом абзаце используется та же информация, что и в предыдущем, но она разбита на семь предложений. В то время как информация лучше усваивается через эти более короткие предложения, читатель может не знать, какая информация наиболее актуальна для цели абзаца.

Чередование длины предложений

Чередование длин предложений позволяет писателям стратегически использовать предложения, подчеркивая важные моменты короткими предложениями и рассказывая истории более длинными:

Компания сообщила, что рост прибыли в 2009 г. 7% с 1989 года. В 2010 году, когда они запустили СОБСТВЕННЫЙ проект, рост прибыли компании снизился по сравнению с предыдущим годом. Это заявление ошеломило аналитиков Уолл-стрит. Однако, по словам автора (Year), это снижение было примером тенденции роста аналогичной прибыли компании во всем мире; он также поддерживает прогнозы на будущее для отрасли.

Различные типы предложений

Одна из самых сложных для обнаружения закономерностей — повторяющиеся предложения. Так же, как тема и длина, чрезмерное использование типа предложения может помешать читателю вовлечься в текст. Существует четыре типа предложений: простые, сложносочиненные, сложносочиненные и сложносочиненные. Каждое предложение определяется использованием независимых и зависимых предложений, союзов и подчиненных.

  • Простые предложения: Простое предложение — это независимое предложение без союзного или зависимого предложения.
  • Сложные предложения: Сложное предложение состоит из двух независимых предложений, соединенных союзом (например, и, но, или, для, ни, еще, так).
  • Сложные предложения: Сложное предложение содержит одно независимое предложение и по крайней мере одно зависимое предложение. Предложения в сложном предложении сочетаются с союзами и подчиненными, терминами, которые помогают зависимым предложениям относиться к независимому предложению. Подчинительные могут относиться к подлежащему (кто, который), последовательности/времени (так как, пока) или каузальным элементам (потому что, если) независимого предложения.
  • Сложно-сложные предложения: Сложно-сложное предложение содержит несколько независимых предложений и по крайней мере одно зависимое предложение. Эти предложения будут содержать как союзы, так и подчиненные.

Понимание типа предложения поможет авторам отметить области, которые следует варьировать, используя предложения, союзы и подчиненные.

В своей статье Автор (Год) отметила, что участники не заметили изменения симптомов после лечения. Даже во время лечения Автор не заметил изменений в утверждениях участников относительно их симптомов. Основываясь на этих выводах, я не буду использовать эту статью для своего окончательного проекта. Поскольку мой проект будет опираться на статьи, в которых отмечается улучшение симптомов, авторская работа неприменима.

Обратите внимание, что в этом абзаце автор опирается исключительно на сложные предложения, даже помещая зависимые предложения в начало каждого предложения. Вот пример простой корректировки размещения этих зависимых предложений, но не типа предложения:

В своей статье Автор (Год) отметила, что участники не заметили изменения симптомов после лечения. Автор наблюдал, даже во время лечения, никаких изменений в заявлениях участников относительно их симптомов. Я не буду использовать эту статью для моего окончательного проекта, основанного на этих выводах. Поскольку мой проект будет опираться на статьи, в которых отмечается улучшение симптомов, авторская работа неприменима.

Хотя это изменение в размещении зависимых предложений позволяет избежать повторяющегося ритма в абзаце, попробуйте объединить предложения или использовать союзы для создания сложных или составно-сложных предложений для изменения типа предложения:

В своей статье Автор (Год) отметила, что участники не заметили изменения симптомов после лечения. Автор не заметил, даже во время лечения, никаких изменений в заявлениях участников относительно их симптомов, и, основываясь на этих выводах, я не буду использовать эту статью для своего окончательного проекта. Поскольку мой проект будет опираться на статьи, в которых отмечается улучшение симптомов, авторская работа неприменима.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *