Три точки знак – Азбука Морзе — перечень сигналов, состоящих из точек и тире, воспроизводящихся с помощью радиосигналов или прерыванием постоянного электрического тока.

Содержание

Знамя Мира — Википедия

Центральный элемент «Знамени мира»

Знамя Мира — символ Пакта Рериха, международного договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (15 апреля 1935 года).

Данный знак был предложен Н. К. Рерихом для международного Пакта по охране культурных ценностей. По его мнению этот знак:

«Имеет огромную древность и встречается во всем мире, потому не может быть ограничен какой-либо сектой, религией или традицией, ибо он представляет эволюцию сознания во всех её фазах».[1]

Оригинальный текст (англ.)

«It has existed for immeasurable periods of time and is to be found throughout the world. No one therefore can pretend that it belongs to any particular sect, confession, or tradition, and it represents the evolution of consciousness in all its varied phases».

Николай Рерих описывает предложенный им знак и его символику в следующих образных выражениях:

«… предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира. Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения. Хотя мы не знаем, когда именно это Знамя будет развеваться над всеми культурными памятниками, но несомненно, что семя уже взросло. Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая ещё раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства.»[2]

«Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно — одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры.

»[3]

В официальном тексте договора описание знака приводится кратко и просто.

Статья III

Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье I, может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору.

(Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха))

По одной из версий, источником замысла Н. К. Рериха по созданию знака Знамени Мира является древнерусская икона Андрея Рублёва. В буддизме схожий символ называется триратна. Рерих описывает это в своём письме к барону М. А. Таубе:

«Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвященной смыслу значения знака Знамени. Можете показать эту фотографию и некоторым членам Комитета, и всем тем, кому, предполагаете, это будет полезно. Скажите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные или злонамеренные объяснения, о смысле этого Изображения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева „Святая Живоначальная Троица“ Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ — символ древнейшего Христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева. Пусть этот снимок будет у Вас в Париже на случай каких-либо новых попыток опрокидывать уже существующее. Посылаю Вам ещё снимок Св. Владычицы Знамени — Мадонны Орифламмы.» Н. К. Рерих — барону М. А. Таубе, 13.2.1932 г.

Н. К. Рерих приводит свидетельства о наличии элементов знака Знамени Мира в артефактах и образах великих подвижников человечества:

«Сегодня почта из разных стран принесла немало знаков о движении нашего Пакта по охранению Культурных ценностей. Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца „…“, утверждённая к печатанию митрополитом Антонием. Из других мест прислан снимок с издания типографии Киево-Печерской Лавры шестидесятого года служба Преподобному Сергию, игумену Радонежскому Чудотворцу. Из Испании посылается снимок с изображения Святого Доминго из „Силоса“ (археологический музей Мадрида). Также из Испании посылается изображение Святого Михаила, работы Бартоломео Вермехо (1440). На всех этих изображениях можно видеть знак Знамени Пакта, что для многих будет полезно запомнить».[4]

«В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака. Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру».

[5]

Условия использования знака «Знамя Мира»[править | править код]

Памятники и учреждения, на которые предполагается установить знак Знамени Мира подлежат включением национальным правительством страны в специальный перечень.

Правительства государств, подписавших настоящий договор и присоединившихся к нему, одновременно с подписанием договора или присоединения к нему, направляют в Пан-Американский союз перечень памятников и учреждений, на которые желательно распространить покровительство, предусмотренное настоящим договором.

При уведомлении правительств о подписавшихся и присоединившихся сторонах Пан-Американский союз направляет им перечень памятников и учреждений, упомянутых в данной статье, а также информирует другие правительства о любых изменениях в указанном перечне.

Памятники и учреждения, указанные в статье I, перестают пользоваться привилегиями, предусмотренными в настоящем договоре, в случае их использования в военных целях.(Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.[6]

Автор знака, Н.Рерих писал об этих условиях так:

«Учреждения, коллекции и миссии, зарегистрированные на основании Пакта Рериха, выставляют отличительный флаг, который даст им право на особое покровительство и уважение со стороны воюющих государств и народов всех договорных стран».

Из слов Николая Рериха видно, что для того, чтобы иметь право выставлять отличительный флаг, необходимо быть зарегистрированными органами Пакта. Такое же положение существует и относительно отличительного флага Красного Креста (также созданного на основе древнейшего символа — креста).

Однако протодиакон Андрей Кураев в своей книге «Сатанизм для интеллигенции», опираясь на тексты «Живой этики», подвергает критике пацифистское намерение использовать знак и излагает такую точку зрения на символизм «Знамени мира»[7]:

Но при более близком знакомстве с текстами прорериховского круга оказывается, во-первых, что этот символ изобретён отнюдь не Рерихом. Прежде всего это «Знамя Владык, Знамя таинственной Гималайской Общины великих Учителей, которых на Востоке называют Махатмы. Это — Трёхглазое Знамя Шамбалы. «В индуистской мифологии он («знак Рериха») означает чудесный камень Чантамана, который исполнял любые желания людей, чистых сердцем. То есть перед нами некий магический талисман, призванный, говоря в терминологии современных оккультистов, изменять «энергетику» того места, в котором он находится.

Его функция так описывается Махатмами: «Великое Знамя Мира несёт свои заряды Света и огненно насыщает токи вокруг Земли, как панацея от зла». Ясно, что это знамя — отнюдь не пацифистский знак, но некий оккультный талисман. Частный акт, призывающий защищать памятники культуры от военного вандализма, никак не может претендовать на звание «панацеи от зла».

Использование Знамени Мира до Второй мировой войны[править | править код]

Знамя Мира на Второй международной конференции, посвящённой Пакту Рериха. Брюгге. Август, 1932 г.

В целях продвижения Пакта Рериха в 30-х годах 20-го века в разных странах были созданы общественные организации, которые использовали символ Знамени Мира в качестве собственной символики, в изданиях посвящённых защите культурных ценностей, при проведении культурных мероприятий. Среди них: «Международный союз за принятие Пакта Рериха и Знамени Мира» (Брюгге, 1931 г.), «Всемирная Лига Культуры и Всемирный Совет Культуры» (Нью-Йорк, 1931 г.), «Индийский комитет Пакта Рериха» (Наггар, 1931 г.) , «Особый Комитет Пакта Рериха при Европейском центре» (Париж, 1932 г.), «Постоянный Комитет Пакта и Знамени Мира» (Нью-Йорк, 1933 г.), «Харбинский Русский Комитет Пакта Рериха» (Харбин, 1934 г.), «Комитет по продвижению Пакта Рериха» (София, 1934 г.), «Постоянный Комитет Пакта и Знамени Мира» (Брюссель, 1934 г.) и т.д.

Под Знаменем Мира проводились многочисленные акции, международные конференции, встречи и собрания. Кульминацией деятельности данных организаций стало подписание Пакта Рериха в 1935 году.

После подписания Пакта организации под Знаменем Мира были созданы во многих странах Америки и Европы. Наибольшую активность вёл «Португальский Комитет Пакта и Знамени Мира» (Комбра, 1939 г.). В процесс присоединения к Пакту подключились прибалтийские республики. В прибалтийских странах были созданы организации, которые использовали Знамя Мира в качестве собственных символов: «Общество имени академика Н. К. Рериха» (Литва, 1936 г.)[8], «Комитет Пакта Рериха» (Рига, 1937 г.), «Эстонский инициативный комитет Пакта Рериха» (Таллин, 1937 г.). В октябре 1937 г. в Риге состоялся I конгресс Прибалтийских обществ Рериха. Съезд постановил создать при каждом обществе имени Рериха в балтийских государствах Комитеты Пакта Рериха, которые занимались бы защитой культурных и художественных ценностей

[9].

Кроме того в Европе и Америке в 30-х года 20-го века были созданы общества Рериха (Общества друзей музея Рериха и т.д.), которые также использовали Знамя Мира или его элементы в качестве собственных символов. Среди них: «Латвийское общество друзей Музея Рериха в Нью-Йорке» (Рига, 1930 г.), «Европейский центр имени Николая Рериха» (Париж, 1932 г.), «Фонд Рериха за Мир, Науку, Искусство и Труд» (Брюгге, 1932), «Французское Рериховское общество» (Париж, 1932 г.), «Общество Музея Рериха» (Рига, 1938 г.) [10].

В Индии 17 ноября 1938 года Знамя Мира было поднято над Карачи (Индия) [11]. Тогда же литературное общество города Бенареса приняло специальную резолюцию по Пакту Рериха

[12]. Кроме обществ, использующих Знамя Мира в Европе были организовано несколько музеев Рериха: «Музей картин Николая и Святослава Рерихов» (Рига, 1933-1940 г.), «Музей Рериха» при «Фонде Рериха за Мир, Науку, Искусство и Труд» (Брюгге, 1932 г.).

Отдельно стоит выделить организации, основанные лично Н.К. Рерихом. Большинство из них использовали символ Знамени Мира в своих логотипах и эмблемах. В первую очередь – это «Музей Рериха», «Международный Центр Искусств», «Общество Рериха». Большая часть рериховских организаций вела активную работу вплоть до 1940 года и прекратили свою активную деятельность в связи с последующими событиями. В Париже, перед началом Второй мировой войны, французский общественный комитет Пакта направил предложение о принятии Пакта Рериха посольствам ряда европейских государств.

Использование Знамени Мира после Второй мировой войны[править | править код]

Почтовая марка Мексики.
На марке — эмблема ООН и символ Знамени Мира

Несмотря на тяжесть послевоенных лет, движение не угасло. Комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира действовали в Италии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, Португалии, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Уругвае, Боливии и на Кубе, многие из них были созданы после войны.

В декабре 1945 г. Комитет Пакта и «Знамени Мира» возобновил свою работу в Нью-Йорке. В 1949 году в Нью-Йорке по инициативе американских сотрудников Рерихов был открыт новый Музей Николая Рериха, который качестве своего логотипа выбрал символ Знамени Мира с подписью «PAX».

В 1948–1949 годы развернул активную кампанию Итальянский Комитет Пакта Рериха, созданный в Болонье востоковедом Энрико Джерардо Карпани. В 1949 г. в Болонье был создан Рериховский университет.

В сентябре 1948 г. за Пакт высказалось и Правительство свободной Индии [13]. В конце 1940-х гг. в Индийском Комитете Пакта Рериха и Знамени Мира было 18 видных деятелей государства и культуры.

Использование Знамени Мира в современный период[править | править код]

В настоящее время Комитеты Знамени Мира и Рериховские организации продолжают работу во многих странах мира. Наибольшую активность имеют организации Латинской Америки, Мексики и стран Восточной Европы, включая Россию.

19 июля 2006 года сейм Литовской Республики принял постановление о ежегодном праздновании Дня Культуры — 15 апреля (в день подписания Пакта Рериха). В этот день культурные и правительственные учреждения Литвы поднимают Знамя Мира, проводятся специальные мероприятия, торжественные собрания и встречи[14] . С 5 июля 2006 года стилизованный знак Знамени Мира присутствует на гербе и флаге Волосовского муниципального района[15].

В 2010 году в Москве было учреждено Международное Движение за утверждение «Всемирного Дня Культуры под Знаменем Мира», которое объединяет общественных деятелей 13 государств, 34 творческих и научных организаций.

26 декабря 2012 года республика Аргентина присоединилась к празднованию Международного Дня Мира, законодательно закрепив Знамя Мира в качестве официального флага праздника[16]. 21 сентября каждого года Знамя Мира подымается над государственными учреждениями республики.

При ООН действует НГО «Международный Комитет Знамени Мира» (Мексика), которое инициирует установку Знамени Мира над Культурными и учебными учреждениями Мексики и других стран. Организация выступила с инициативой присвоения звания «Город Мира». Знамя Мира является основным символом Городов Мира. Так в Аргентине провозглашены три Города Мира, в которых Знамя Мира установлено постоянно. В России с 2008 года подобным городом является город Елец [17], а в 2014 году Алтайскому краю было присвоено звание «Территория Мира»[18]. С 2010 года Знамя Мира изображено на официальном флаге Изварского сельского поселения.

В России Знамя Мира получило широкое распространение с конца 80-х годов 20-го века. Знамя Мира широко используется культурными инициативами, культурными организациями, а также организациями, связанными с наследием семьи Рерихов.

Регистрация Знамени Мира в качестве товарного знака[править | править код]

Регистрация знака в России[править | править код]

01.11.2002 Международный центр Рерихов (МЦР) осуществил государственную регистрацию графического знака «Знамя Мира» и его словесного обозначения в качестве товарного знака (№ 226539 и 226540), обосновав это тем, что выполняет таким образом волю семьи Рерихов по защите знака Знамени Мира[19]. Целью такой строгой регламентации и контроля МЦР считает обеспечение жизненного соответствия между действиями тех, кто использует этот знак, и «высокими идеями, заключёнными в знаке»[19]. Регистрацию поддержали общественные деятели, являющиеся членами Попечительского совета МЦР[20][21]. 09.03.2011 право на данный знак было продлено МЦР до 16.05.2021.

В настоящее время знак Знамени Мира зарегистрирован в Евросоюзе, Украине и в Республике Беларусь. Несмотря на то, что МЦР получил отказ в регистрации знака Знамени Мира от Латвийского патентного ведомства, тем не менее, этот знак был зарегистрирован во всём Евросоюзе, юридические нормы которого распространяются, в том числе, и на Латвию[22].

Спор о регистрации Знамени Мира в качестве товарного знака[править | править код]

Регистрация Международным центром Рерихов Знамени Мира как товарного знака вызвала волну протеста со стороны ряда рериховских сообществ[23][24][25][26][27][28], в частности, со стороны руководителя общественного объединения «Урусвати» М. Лунева и вице-президента международной ассоциации «Мир через Культуру»[29] В. Августата. Особый резонанс вызвала статья главного редактора газеты «Знамя Мира» Г. С. Горчакова «На что вы замахнулись»[30], после которой он, наряду с другими противниками регистрации, был добавлен в список «лжерериховцев» Международным советом рериховских организаций имени С. Н. Рериха, патронируемым МЦР[31].

Заведующая мемориальным кабинетом Н. К. Рериха в Государственном Музее Востока О. В. Румянцева 19.07.2004 подала апелляцию в Палату по патентным спорам против регистрации Знамени Мира Международным центром Рерихов[32]. Однако 10.06.2005 апелляция была оставлена без удовлетворения[32].

На сайте Международного совета рериховских организаций имени С. Н. Рериха приводится множество доводов и мнений в защиту регистрации Знамени Мира в качестве товарного знака МЦР[33]. Однако недовольство политикой, которую ведёт МЦР в отношении наследия Рерихов (в частности, в отношении регистрации в качестве товарного знака имени «Урусвати»[34]), продолжает иметь место[35][36][37].

История регистрации Знамени Мира в США[править | править код]

О регистрации Знамени Мира в качестве товарного знака директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Д. Энтин сказал следующее: «Николай Рерих лично дал этот символ нашему Музею в качестве логотипа, а Совет Попечителей Музея ходатайствовал в Патентный Офис в Вашингтоне для регистрации этого знака как принадлежащего Музею. Заявление было отклонено на основании того, что это универсальный символ и он не может быть предметом защиты по закону об авторском праве. Однако нас информировали, что мы могли бы зарегистрировать символ в том случае, если добавим к нему девиз Знамени — Pax Cultura, что мы и сделали»[38].

Призывая к миру в среде последователей Рерихов, он добавил:

Этот символ везде и во все времена был универсальным. <…> Знамя никогда не может принадлежать кому бы то ни было. Знамя никогда не может быть под чьим-то контролем. Оно сила природы, оно больше чем все мы, это Знамя Учителей Духа. <…> Оно принадлежит всем вам.[38]

Логотип «Мастер Банка»[править | править код]

Эмблема «Мастер-банка» повторяет атрибут учения Рерихов Агни-йоги с добавлением букв «М» и «Б»[39] По словам первого вице-президента МОО «Международный Центр Рерихов» Шапошниковой Л. В., «многие рериховские организации» просили у МЦР разрешения на использование зарегистрированного товарного знака, и МЦР дали разрешение на использование символа Знамени Мира в логотипе банка.[40] Председатель правления «Мастер-Банка» в 1994—2013 гг., член правления и главный меценат МЦР Б. И. Булочник был увлечён учением Рерихов, что и привело к тому, что в качестве элемента логотипа был выбран символ триединства, а для названия банка — слово «Мастер», связываемое последователями Рериха с создателем учения[K 1][39][40][41][42][43].

  • 23 июля 1979 году вице-президент Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Кэтрин Кэмпбелл вручила Знамя Мира Обществу охраны памятников и культурных ценностей города Новосибирска. В этот же день флаг был передан восходителям на вершину Урусвати (Алтай). Впоследствии полотнище было передано на хранение в Музей Н.К.Рериха в Новосибирске[44].
  • В 1990 году экипаж космонавтов в составе А. Н. Баландина и А. Я. Соловьёва совершил космический полёт со Знаменем Мира, которое с февраля по август находилось на борту орбитального комплекса «Мир», в том числе, в течение 9 суток в открытом космосе, совершив 144 витка вокруг Земли.
  • В январе 1994 года Знамя Мира было установлено в фойе Государственной Думы Российской Федерации и находилось там по 22 декабря 2004 г.[45]
  • В 1997 году был реализован Международный научно-просветительский космический Проект «Знамя Мира». Его цель состояла в призыве к сотрудничеству под Знаменем Культуры, во имя сохранения жизни и красоты на нашей планете. С доставленным на орбитальную станцию «Мир» Знаменем Мира работали многие международные экипажи. Участник Проекта космонавт Павел Виноградов сказал:

«Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды. Мы призываем к строительству нового духовного, научного и художественного сотрудничества всех людей и народов Земли».[46]

После завершения Проекта и возвращения с орбиты Знамя Мира было передано в Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха, где в настоящее время представлено в экспозиции.[47]
Ежегодный праздник День Культуры (15 апреля) в саду «Василеостровец» (Санкт-Петербург) у памятника Н. К. Рериху
 — Эльбрус[49]
 — Белуха, пик Рериха, пик Урусвати, пик Святослава Рериха (Алтай)[49];
 — Хан-Тенгри (Средняя Азия)[49] ;
 — Пик Эверест (Гималаи).
  • На Северном полюсе Земли Знамя Мира впервые было установлено в 1988 году знаменитым путешественником Федором Конюховым.
  • На Южном полюсе Земли Знамя Мира впервые поднято в 1999 году участниками первой Международной комплексной антарктической экспедиции «Навстречу 21 веку». В настоящее время Знамена, побывавшие на полюсах, также находятся в экспозиции Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха.[47]
  • В октябре 2004 года в Индии во время торжественных мероприятий, посвящённых 100-летию со дня рождения С. Н. Рериха, Знамя Мира, побывавшее в космосе, было подарено индийскому парламенту. Принимая это Знамя, спикер С. Чаттерджи сказал:

«..оно будет храниться в библиотеке парламента Индии как самое драгоценное сокровище».[49]

Статьи Н. К. Рериха о знаке «Знамя Мира»[править | править код]

  • Roerich N. Banner of Peace: Letters supporting the «Banner of Peace». – New York: Roerich Museum Press, 1931.
  • Roerich N. Realm of Light. – New York: Roerich Museum Press, 1931.
  • Рерих Н.К. Держава Света: Сборник статей. – Southbury: Алатас, 1931.
  • Roerich N. Fiery Stronghold. – Boston (Mass.): Stratford Co., 1933.
  • Рерих Н.К. Знамя Мира: Сборник статей. – Харбин, 1934.
  • Roerich N. The New Banner of Peace // Rosicrucian Digest. – 1933. – Nov. – P. 369 – 372.
  • Roerich N.. Banner of Peace // Roerich Essays: One hundred essays: In two vol. – India, 1937.
  • Roerich N. Pax per Cultura: (Address to Members of ARCA) // Americ. Russ. Cultural Assoc. – 1946. – P. 20 – 22.
  • Roerich N. Himavat: Diary Leaves. – Allahabad: Kitabistan, 1946.
  • Roerich N. Red Cross of Culture // India. – 1948. – 24 Oct. – P. 6.
  • Roerich N. Banner // The Invincible. – New York: Nicholas Roerich Museum, 1974. – P. 158 – 161.
  1. ↑ В большинстве случаев под создателем учения имеется в виду Махатма Мориа.
  1. Nicholas Roerich. The Banner of Peace // Flamma. — 1939. — № 7. — P.161-162
  2. ↑ Знамя Мира: Сб. — М. : Международный Центр Рерихов. — 1995. — С.105.
  3. ↑ Знамя Мира // Знамя Мира: Сб. — М. : Международный Центр Рерихов. — 1995. — С.165.
  4. ↑ Рерих Н. К. ЛИСТЫ ДНЕВНИКА, Том 1. «ПОЛВЕКА»
  5. ↑ Рерих Н. К. ЛИСТЫ ДНЕВНИКА, Том 1. «ЗНАКИ»
  6. ↑ Пакт Рериха
  7. ↑ Кураев А. В. Сатанизм для интеллигенции
  8. ↑ МЕМОРАНДУМ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ЛИТВЫ (неопр.) (Декабрь 1936 г.).
  9. ↑ МАТЕРИАЛЫ КОНГРЕССА БАЛТИЙСКИХ РЕРИХОВСКИХ ОБЩЕСТВ (неопр.) (Riga, 1938).
  10. ↑ Пакт Рериха и Знамя Мира (неопр.). Нью-Йорк: Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира (1947).
  11. ↑ ЗНАМЯ МИРА РЕРИХА РАЗВЕРНУЛОСЬ В КАРАЧИ | Электронная библиотека
  12. ↑ «НАГАРИ ПРАЧАРИНИ САБХА» ПОДДЕРЖИВАЕТ ПАКТ РЕРИХА | Электронная библиотека
  13. ↑ ШЕСТАЯ ВСЕИНДИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ЕДИНСТВА | Электронная библиотека
  14. ↑ ПОЛОЖЕНИЕ О ГЕРБЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОСОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (неопр.). — «В целом символика ГЕРБА (голова быка, колосья) символизируют сельское хозяйство (животноводство и растениеводство) – основу экономики района, а ромбы – элемент древнерусского орнамента и знак Н.К. Рериха – богатую духовную культуру края.».
  15. ↑ Город Мира.Общество . Издательский дом
  16. ↑ Комитет по культуре города Барнаула — Алтайскому краю вручено Знамя мира и присвоено звание «Территория мира» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 27 января 2015. Архивировано 3 апреля 2015 года.
  17. 1 2 Куцарова М. П. Знамя Мира — красный крест Культуры // Журнал «Культура и время», № 2(8), 2003.
  18. ↑ Письмо председателя Попечительского Совета МЦР А. Е. Карпова генеральному директору Роспатента Б. П. Симонову, 5.07.2004
  19. ↑ Письмо заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ М. Е. Николаева генеральному директору Роспатента А. Д. Корчагину, 11.07.2003
  20. Майская И. Знамя Мира: на пути в Европу // Защитим имя и наследие Рерихов. М., Т.4., 2007.
  21. ↑ ОБРАЩЕНИЕ Международного комитета Единения Народов под Знаменем Мира от 10 марта 2003 г. Архивная копия от 7 февраля 2009 на Wayback Machine
  22. ↑ ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ РОСПАТЕНТА от международной ассоциации «Мир через Культуру») // СВЯЩЕННЫЙ ЗНАК (№ 4, 24 мая 2003) — о знаке Знамени Мира
  23. ↑ Открытое письмо редакции сайта «Живая Этика в Германии» служащим русского патентного сервиса Архивная копия от 24 октября 2010 на Wayback Machine
  24. ↑ Обращение рериховцев СНГ к иностранным рериховцам Архивная копия от 29 сентября 2009 на Wayback Machine
  25. ↑ Знамя Мира — величайший символ человечества Архивная копия от 22 января 2015 на Wayback Machine // Журнал «Грани эпохи» № 16, зима 2003—2004 года (дата публикации: 7.12.2003)
  26. ↑ Патентовать нельзя не патентовать! Архивная копия от 15 июня 2009 на Wayback Machine
  27. ↑ Международная ассоциация «Мир через Культуру»; не путать с: Научно-философским обществом «Мир через Культуру»
  28. ↑ На что вы замахнулись? // Газета «Знамя Мира». № 3. 2003. С. 7
  29. ↑ Список «лжерериховцев» по представлению МЦР Архивная копия от 28 августа 2008 на Wayback Machine
  30. 1 2 Апелляция в Палату по патентным спорам О. В. Румянцевой против регистрации Знамени Мира со стороны МЦР
  31. ↑ В защиту Знака Знамени Мира и Пакта Рериха Архивная копия от 18 ноября 2008 на Wayback Machine
  32. ↑ Открытое письмо Президенту РФ Путину В. В. от Краснодарской краевой общественной организации «Восточное рериховское общество „Урусвати“»
  33. Корольков И. «Похищение Рериха» // «Московские новости» № 28 от 20.07.2007
  34. ↑ «Восточное Рериховское Общество «Урусвати»
  35. ↑ Живая Этика в Германии
  36. 1 2 Обращение Д.Энтина, директора Музея Н.Рериха в Нью-Йорке (на английском и русском языках)
  37. 1 2 Игорь Попов. Банкир на промысле // Forbes. — 03.09.2007. — Вып. 42. Архивировано 13 июля 2012 года. — из первоисточника 13.07.2012.
  38. 1 2 Крах «Мастер-банка» угрожает … наследию Рериха
  39. ↑ Работой лишённого лицензии «Мастер-Банка» занялось МВД Архивная копия от 22 января 2015 на Wayback Machine // Мир 24, 24.11.2013
  40. ↑ Мастер-Банк. Досье // ТАСС, 20 ноября 2014.
  41. ↑ Почему у Мастер-банка так долго не отзывали лицензию Архивная копия от 28 октября 2014 на Wayback Machine // Ведомости, 25.11.2013
  42. ↑ * Андросова Л. Урусвати — новая вершина Алтая // Рериховские чтения. 1979 год. К 50-летию института «Урусвати». Материалы конференции.. — Новосибирск: Комиссия по востоковедению при Президиуме СО АН СССР., 1980. (недоступная ссылка)
  43. ↑ Сайт Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха
  44. 1 2 МУЗЕЙ ИМЕНИ Н. К.РЕРИХА: Путеводитель. ― М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006. — 428 с., илл. ISBN 5-86988-174-9
  45. ↑ Вручение Знамени Мира Президенту Республики Казахстан Н. А. Назарбаеву (стенограмма) / «Новая Эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования», N 2(21), 1999 год.
  46. 1 2 3 4 А.Мартовицкая. Знамя Мира на земле, в горах и на орбите Архивная копия от 22 января 2015 на Wayback Machine / Газета «Культура», № 14, 14-20 апреля 2005 г.
  47. ↑ Organismo No Gubernamental de Naciones Unidas (неопр.).
  48. ↑ * История творится сегодня (неопр.).
  49. ↑ Арсеньеву передано Знамя Мира (неопр.). (недоступная ссылка)
  50. ↑ Gernika-Lumo recibe la Bandera de la Paz Cultural de Nicolas K. Roerich (неопр.).
  51. ↑ Gernika iza la bandera por la paz (неопр.) (недоступная ссылка). Архивировано 10 мая 2015 года.
  • Знамя Мира. Русский Комитет Пакта Рериха в Харбине. 1934
  • Н. К. Рерих. Рига, 1935. (Сборник статей, посвящённых Н. К. Рериху)
  • Arnoux, Cornte d’Objets et Monuments d’Art devant ie Droit des Gens. Paris, 1934
  • Jagadiswarananda, Swami. Nicholas Roerich, the Apostle of Culture and Peace. Reprinted from «The Scholar», N 5.
  • Le Pacte Roerich Pact. Nr. 1. Paris, 1931.
  • The Roerich Pact and Banner of Peace. Vol. II. New York, 1934
  • The Roerich Pact and Banner of Peace. Vol& 111& (Signing of the Pact of White House, Waschington. (Apr. 15, 1935.)
  • Quillot, Michel. La Protection des Monuments Historiques et des Sites en Belgique. Lille, 1934
  • Roerich, the Peace-Maker. Reprinted from «Maha Bodhi». Calcutta, 1933
  • Sarti, V. For Peace and Culture
  • Scott, James Brown. The Banner of Peace. Reprinted from «The Scholar». 1934
  • Shibayev, V.A. The Roerich Pact and Banner of Peace. 1935. Reprinted from «The New Dawn». N 8.
  • Shibayev, V.A. Supplement (Roerich Pact signet by United States and all Latin American Governments). (Lahore). 1935
  • Shibayev, V.A. The Roerich Pact and Banner of Peace. Aims and history. (Lion Press, Lahore). 1935
  • Siegrist, Mary. Nicolas Roerich. Apostle of Wordi Unity. 1928. Reprinted from «World Unity Magazine». N 12
  • The Banner of Peace. Dedicated to the Banner of Peace Convention Waschington, November 17, 1933. (Reprinted from the Special Peace Section of «The Scholar Annual», 1933). (Сборник статей)
  • Roerich Pact and Peace Banner. The Red Cross of Culture. New World, Febrary, 1934
  • Roerich Banner of Peace. Roerich Museum Press. New York, 1931
  • Rericho Pactas ir taikos veliava (The Roerich Pact and the Banner of Peace) «Prof. N. K. Roeriho draugijos Lietuvoje» Liedinys. Kaunas. 1936
  • The Roerich Pact and the Banner of Peace. Published by The Roerich Pact and Banner of Peace Committe. New York, 1947
  • The Roerich Pact and the Banner of Peace. Ceremony of the Signing of the Roerich Pact. White House, Washington, D.C., April 15, 1935
  • Фотогалерея Знак Знамени Мира в мировом искусстве
  • Л. В. Шапошникова. В основе — красота и знание (О Знамени Мира и Пакте Рериха) // Газета «Культура», № 14 (7473) 14 — 20 апреля 2005 г.)
  • Иванова Т. А., Синенко С. П. О практике применения символики семьи Рерихов // Защитим имя и наследие Рерихов. — Т. 5. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: Международный Центр Рерихов, 2010. С. 220—227.
  • Петрова Е. В. Комментарий специалиста по вопросам защиты исключительного права на товарные знаки // Защитим имя и наследие Рерихов. — Т. 5. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: Международный Центр Рерихов, 2010. С. 220—227.
  • Зал Знамени Мира Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха (виртуальный тур)
  • Вячеслав Моргачев. Знак отличия // Газета «Культура», № 14 (7473) 14 — 20 апреля 2005 г.
  • М. П. Куцарова. Защита знака Знамени Мира — Красного Креста Культуры
  • А. Л. Баркова. Символика Знамени Мира Рериха
  • А. Н. Баландин, М. Н. Чирятьев, Н. В. Беляк, Г. С. Лебедев. Знамя Мира в космосе // Защитим культуру. Материалы международной общественно-научной конференции, посвящённой 60-летию Пакта Рериха. 1995. — М.: Международный Центр Рерихов, 1996—208 с.
  • Юбилей рериховского Знамени Мира отмечен в Гималаях // ИТАР-ТАСС, 06.04.09
  • В Астраханском кремле подняли Знамя мира. В данной акции приняли участие министерство культуры Астраханской области, кафедра ЮНЕСКО «Сохранение культурного наследия региона» // 16.04.09
  • Фестиваль «Звучи, Земля!» под Знаменем Мира // Портал «Музеи России», 22.04.2009
  • День Культуры в Твери // Сайт Тверской областной Рериховской общественной организации, 16.04.09
  • Чистова М. — Знамя мира: Из прошлого в будущее// Сайт «Беловодье» Алтайской краевой общественной организации «Рериховское общество «Беловодье», 23.01.2012

Триединство — Знак трёх кругов

Одним из наиболее распространенных символов цивилизации является так называемый знак триединства, представляющий собой три круга или три полусферы, соединенные в виде треугольника. Присутствует этот знак повсеместно от Древнего Египта и архаичной Греции до классической Японии. Этому символу в свое время пристальное внимание уделил художник и мыслитель Николай Рерих. Удивляясь его распространенности в различных культурах и традициях, Рерих назвал этот символ «Знаменем Мира» и отметил: «Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах». Также он отмечает неопределенность символики этого знака: «в языческих культурах, будь то монголы, народы Кавказа, скифы, славяне или финно-угры, символика знака не поддается однозначной трактовке Несомненно одно: три точки не являются просто орнаментальным мотивом, они представляют собой священный символ, точно определить который уже невозможно»

 

В 1929 году знак в виде трёх красных кругов заключённых в большую окружность по инициативе Рериха утверждается в качестве символа Пакта Культуры (Международного Соглашения об Охране Памятников Культуры).

 

О распространенности этого знака можно судить уже из статьи Рериха.

Триединство - Знак трёх кругов

Реpих Н.К. «ЗНАМЯ МИРА»

 

Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.
Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.

 

24 мая 1939 г.

 

Впоследствии, в 1935 году, во время монгольской экспедиции, Рерих опять встречает знакомое изображение и отмечает «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть, и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях — везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить — одинаково нужны»

 

В дальнейшем находились все новые и новые проявления этого символа в культурах разных времен и народов. Причем, помимо «классического» знака в виде композиции из трех кругов, встречается и множество стилизаций, например, слитное изображение кругов в виде трилистника. (Со многими примерами употребления этого знака, зафиксированных исследователями, можно ознакомиться в обзорной статье Е.Маточкина «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха»,

 

Ниже приведены некоторые иллюстрации, позволяющие составить впечатление о всеохватности и стилистическом многообразии «знака трех кругов».

 

 

 

Илл. Три круга на каменной пластине периода верхнего палеолита (около 30 тыс. лет до н.э.), найденной на территории Хакасии (1), на петроглифах из Ирландии (2) и Пуэрто-Рико (3)

 

 

 

Илл. Знак трех кругов на керамике из Древней Греции (1,2) и Китая (3)

 

Три круга на шумерской табличке

Илл. Три круга на шумерской табличке

 

 

 

Илл. Три круга на украшениях из Древнего Египта, Крита и Хакасии

 

 

 

Илл. Изделия, найденные на территории Древней Руси (1), Мордовии (2), Хакасии (3)

 

 

 

Илл. Орнаменты на кельтском кресте, японском кимоно и одеянии жреца из древней (доарийской) Индии

 

 

Символика шведского правителя Биргера Магнуссона (гравюра XVII века)

Илл. Символика шведского правителя Биргера Магнуссона (гравюра XVII века)

 

 

 

Илл. Орнаменты, украшающие европейские соборы

 

 

 

Илл. Орнаменты на Каирской мечети, Шаолиньском храме (Китай) и мавзолее династии Токугава (Япония)

 

 Фламандский художник Ганс Мемлинг (XV век) изобразил символ трех кругов на груди Христа

Илл. Фламандский художник Ганс Мемлинг (XV век) изобразил символ трех кругов на груди Христа

 

 

 

Илл. Символ трех кругов из бисера в иконографии

 

 

Истукан(скульптура) на берегу реки Клязьмы — этот монумент поставили на территории комплекса «Рублевские Зори» специально для привлечения туристов.

 

 

 

ОБЕРЕГ СЕРЕБРЯНЫЙ «ТРИГЛАВ»

 

 

 

Таким образом, из приведенных примеров со всей очевидностью следует «ностратическая» родословная «знака трех кругов», который распространился впоследствии по всему миру. Остается вопрос – что же символизирует этот знак, и каков его прототип? Версии о неких архетипических «возвышенно духовных» свойствах самого этого знака, которые проявились независимо друг от друга в разных культурах, на мой взгляд, совершенно несостоятельны. Напротив, этот знак (как и многие другие символы), несомненно, пришел из общей «матричной» ностратической протокультуры.

 

 

 

Комментарии запрещены.

Знак трех кругов

Андрей ЛЕОНОВ

Знак трех кругов

 

       Одним из наиболее распространенных символов цивилизации является так называемый знак триединства, представляющий собой три круга или три полусферы, соединенные в виде треугольника. Присутсвует этот знак повсеместно от Древнего Египта и архаичной Греции до классической Японии.  Этому символу в свое время пристальное внимание уделил художник и мыслитель Николай Рерих. Удивляясь его распространенности в различных культурах и традициях, Рерих назвал этот символ «Знаменем Мира» и отметил: «Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах». Также он отмечает неопределенность символики этого знака: «в языческих культурах, будь то монголы, народы Кавказа, скифы, славяне или финно-угры, символика знака не поддается однозначной трактовке Несомненно одно: три точки не являются просто орнаментальным мотивом, они представляют собой священный символ, точно определить который уже невозможно» [1].

       В 1929 году знак в виде трёх красных кругов заключённых в большую окружность по инициативе Рериха утверждается в качестве символа Пакта Культуры (Международного Соглашения об Охране Памятников Культуры).

       О распространенности этого знака можно судить уже из статьи Рериха.

       Реpих Н.К. «ЗНАМЯ МИРА»

       Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
       Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
       Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.
       Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.

24 мая 1939 г. [2].

       Впоследствии, в 1935 году, во время монгольской экспедиции, Рерих опять встречает знакомое изображение и отмечает«Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть, и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях — везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить — одинаково нужны» [3].

       В дальнейшем находились все новые и новые проявления этого символа в культурах разных времен и народов. Причем, помимо «классического» знака в виде композиции из трех кругов, встречается и множество стилизаций, например, слитное изображение кругов в виде трилистника. (Со многими примерами употребления этого знака, зафиксированных исследователями, можно ознакомиться в обзорной статье Е.Маточкина «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха», выдержки из которой приведены на сайте)

       Ниже приведены некоторые иллюстрации, позволяющие составить впечатление о всеохватности и стилистическом многообразии «знака трех кругов».

      

Илл. Три круга на каменной пластине периода верхнего палеолита (около 30 тыс. лет до н.э.), найденной на территории Хакасии (1), на петроглифах из Ирландии (2) и Пуэрто-Рико (3)

 

              

Илл. Знак трех кругов на керамике из Древней Греции (1,2) и Китая (3)

 

Илл. Три круга на шумерской табличке

 

               

Илл. Три круга на украшениях из Древнего Египта,Крита и Хакасии

 

              

Илл. Изделия, найденные на территории Древней Руси (1), Мордовии (2), Хакасии (3)

 

              

Илл. Орнаменты на кельтском кресте, японском кимоно и одеянии жреца из древней (доарийской) Индии

 

Илл. Символика шведского правителя Биргера Магнуссона (гравюра XVII века)

 

              

Илл. Орнаменты, украшающие европейские соборы

 

              

Илл. Орнаменты на Каирской мечети, Шаолиньском храме (Китай) и мавзолее династии Токугава (Япония)

 

Илл. Фламандский художник Ганс Мемлинг (XV век) изобразил символ трех кругов на груди Христа

 

              

Илл. Символ трех кругов из бисера в иконографии

       Таким образом, из приведенных примеров со всей очевидностью следует «ностратическая» родословная «знака трех кругов», который распространился впоследствии по всему миру. Остается вопрос – что же символизирует этот знак, и каков его прототип? Версии о неких архетипических «возвышенно духовных» свойствах самого этого знака, которые проявились независимо друг от друга в разных культурах, на мой взгляд, совершенно несостоятельны. Напротив, этот знак (как и многие другие символы), несомненно, пришел из общей «матричной» ностратической протокультуры. (об этом планируемый в перспективе материал)

 

 

Список литературы:

1. Реpих Н.К. Листы дневника. М.: МЦР, 1995. Т. 2.
2.Баркова А.Л. Символика Знамени Мира Рериха (статья на сайте www.mith.ru)
3. Рерих Н. К. Пути благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.

 

 

Copyright © Леонов А.А. 2010.

На главную

 

Символ — Libre

Логитип Libre.Life

Знамя Мира

Этот знак «Имеет огромную древность и встречается во всем мире, потому не может быть ограничен какой-либо сектой, религией или традицией, ибо он представляет эволюцию сознания во всех ее фазах».

Знамя Мира — символ Пакта Рериха, международного договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (15 апреля 1935 года). Википедия

В 1997 году был реализован Международный научно-просветительский космический Проект «Знамя Мира». Его цель состояла в призыве к сотрудничеству под Знаменем Культуры, во имя сохранения жизни и красоты на нашей планете. С доставленным на орбитальную станцию «Мир» Знаменем Мира работали многие международные экипажи. Участник Проекта космонавт Павел Виноградов сказал: «Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды. Мы призываем к строительству нового духовного, научного и художественного сотрудничества всех людей и народов Земли».

Знак Шамбалы. Знамя Мира. Предложено Николаем Константиновичем Рерихом как символ Триединства… в Едином круге Вечности. Пакт Рериха (Пакт Мира) — подписан в 1935 году — является международным договором о защите Культуры от невежества войны…

Источник: po-tu-storonu.com/forum/101-1140-1

Триратна

Триратна — три драгоценности буддийской доктрины: Будда, Дхарма (закон, учение), Сангха (монашеская община). Википедия

Знак трех кругов

Андрей Леонов

Одним из наиболее распространенных символов цивилизации является так называемый знак триединства, представляющий собой три круга или три полусферы, соединенные в виде треугольника. Присутсвует этот знак повсеместно от Древнего Египта и архаичной Греции до классической Японии. Этому символу в свое время пристальное внимание уделил художник и мыслитель Николай Рерих. Удивляясь его распространенности в различных культурах и традициях, Рерих назвал этот символ «Знаменем Мира» и отметил: «Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах». Также он отмечает неопределенность символики этого знака: «в языческих культурах, будь то монголы, народы Кавказа, скифы, славяне или финно-угры, символика знака не поддается однозначной трактовке Несомненно одно: три точки не являются просто орнаментальным мотивом, они представляют собой священный символ, точно определить который уже невозможно». (Реpих Н.К. Листы дневника. М.: МЦР, 1995. Т. 2.)

В 1929 году знак в виде трёх красных кругов заключённых в большую окружность по инициативе Рериха утверждается в качестве символа Пакта Культуры (Международного Соглашения об Охране Памятников Культуры).

О распространенности этого знака можно судить уже из статьи Рериха.

Реpих Н.К. «ЗНАМЯ МИРА»

Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.

Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях. Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.

24 мая 1939 г. (Баркова А.Л. Символика Знамени Мира Рериха (статья на сайте www.mith.ru))

Впоследствии, в 1935 году, во время монгольской экспедиции, Рерих опять встречает знакомое изображение и отмечает «Скала монастыря Шара Мурена вся усеяна синими знаками Знамени Мира. На черкесских клинках гурды тот же знак. От монастыря, от священных предметов и до боевого клинка везде тот же знак. На щитах крестоносцев можно его видеть, и на тамге Тамерлана. На старинных английских монетах и на монгольских печатях — везде тот же знак. Не значит ли эта повсеместность, что всюду о нем нужно вспомнить? Не значит ли, что поверх отдельно народных обозначений всюду живут объединительные и напоминательные знаки, лишь бы разглядеть их и запомнить твердо? Оба условия: разглядеть и запомнить — одинаково нужны». (Рерих Н. К. Пути благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.)

В дальнейшем находились все новые и новые проявления этого символа в культурах разных времен и народов. Причем, помимо «классического» знака в виде композиции из трех кругов, встречается и множество стилизаций, например, слитное изображение кругов в виде трилистника. (Со многими примерами употребления этого знака, зафиксированных исследователями, можно ознакомиться в обзорной статье Е.Маточкина «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха», выдержки из которой приведены на сайте)

Источник: megamatrix.ru/simbol/3sfer/3sfera.htm

Цвет

Три цвета в стиле растаманов и Ямайки называют цветами свободы

Источник: wallpaper-yaport.ru/obscure/oboibcuu.html

Вариант


thepandoraproject.ru

Intercenter

Пацифик


Пацифик («лапка») — символ мира. Логотип Организации ядерного разоружения, используемый и для антивоенных демонстраций

Пацифик (англ. pacific — «мирный, миролюбивый», «примирительный») — международный символ мира, разоружения, антивоенного движения. Этот знак (☮) был изначально создан для британского движения за ядерное разоружение. Он был разработан и закончен 21 февраля 1958 года Джеральдом Холтомом (англ.), профессиональным художником и дизайнером из Британии для марша, планируемого Комитетом прямых действий против атомной войны. Марш планировалось провести 4 апреля от Трафальгарской площади в Лондоне до Управления исследований ядерного оружия в Элдермэстоне в Англии. После этого символ был принят Движением за ядерное разоружение (CND) и в 1960-х годах стал международной эмблемой антивоенного движения и контркультуры того времени. Википедия

Сам по себе этот знак представляет собой сочетание семафорных сигналов N и D, что означает «ядерное разоружение» (англ. nuclear disarmament). В семафорной азбуке букву N передают, держа два флага в виде перевернутой буквы V, а букву D — направив один флаг вверх и второй вниз. Эти два сигнала, наложенные друг на друга, образуют форму знака мира. В первой официальной версии CND линии расширялись от центра, и знак был белый на чёрном.

Инь и ян


Символ Инь и ян, используемый и популяризируемый хиппи
Иллюстрация представления о мироздании в китайской философии

Иллюстрация представления о мироздании в китайской философии. Чистый круг — у-цзи, круг с волнистой линией — тайцзи, две запятые без точек — лян-и и они же образуют инь-ян, четыре диграммы — сы-сян, преднебесные триграммы и посленебесные триграммы — ба-гуа.

Происхождение. По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова символизм инь-ян был заимствован даосами от буддистов в I—III вв.: «их привлекала буддийская рисованная символика — и в даосизме появилась своя „мандала“: знаменитые черно-белые „рыбки“ инь и ян».

Смысл концепции. Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. И, во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового.

Голубь мира

Голубь мира — выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира. Википедия

Хиппи

Хиппи (англ. hippy или hippie; от разг. hip или hep, — «понимающий, знающий») — философия и субкультура. Википедия

Хиппи верит что:
— человек должен быть свободным;
— достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
— поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
— красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;
— все, кто разделяет сказанное выше, образуют духовную общину;
— духовная община — идеальная форма общежития;
— все, думающие иначе, заблуждаются.

Свобода

Свобода — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми факторами. Существует множество различных определений свободы. В философии: Свобода — возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. Википедия

Конституция
Кодекс
Хартии
Манифест
Идеология

Документация

᳟ — Ведический знак три точки ниже (U+1CDF)

Описание символа

Ведический знак три точки ниже. Ведические символы.

Кодировка

Кодировкаhexdec (bytes)decbinary
UTF-8E1 B3 9F225 179 1591479158311100001 10110011 10011111
UTF-16BE1C DF28 223739100011100 11011111
UTF-16LEDF 1C223 285711611011111 00011100
UTF-32BE00 00 1C DF0 0 28 223739100000000 00000000 00011100 11011111
UTF-32LEDF 1C 00 00223 28 0 0374315417611011111 00011100 00000000 00000000

значение, описание, автор знака мира, особенности использования, виды изображения и священные символы

Символ триединства — изображение трех идентичных или подобных элементов, расположенных на равнозначном расстоянии друг от друга и образующих либо треугольную фигуру, либо круг. Как правило, эти знаки содержат глубокий духовный смысл, и нередко им приписывают чудесные мистические свойства. Они означают и единение трех качеств, явлений, состояний, ипостасей в целостную сущность. Статья представляет описание и фото символа триединства, составляющего треугольник.

НЕКОТОРЫЕ СИМВОЛЫ ТРИЕДИНСТВА

Древнее происхождение

Некоторые знаки появились задолго до нашей эры, и точно определить их первоначальное значение теперь практически невозможно. Древнейшим символом триединства стало изображение треугольника, которое можно наблюдать в виде вырезов на кости и рисунков на первой керамике каменного века. Со временем появлялись круги, точки, спирали, другие фигуры, составлявшие окружность или треугольник. Не всегда подобные рисунки имели какое-либо значение, чаще всего они были просто орнаментом. Порой такие изображения отмечали места культов и погребений.

С развитием богатой мифологии и организованной религии древних египтян, шумеров, греков, кельтов, иранских и других народов некоторые знаки стали священными. Они символизировали триады богов или ипостаси одного божества, трех его качеств и проявлений, обозначали мир высший, человеческий, подземный, процесс от рождения до смерти, а также другие представления о мироздании.

В период формирования античной философии, астрономии, геометрии знаки триад обрели дополнительное значение. Целое, состоящее из трех частей, означало человеческие качества, состояния, действия, природные явления, стихии, небесные объекты, временные соотношения, виды искусства, математические функции, другие понятия. Появились визуальные варианты пересекающихся элементов треугольных форм и сочетания их с другими геометрическими фигурами.

Средневековье

Ранние христиане образ Бога графически обозначали треугольником, изображения которого можно видеть в римских катакомбах и погребальных плитах. После Первого Вселенского собора (325 г.), на котором была утверждена формула вероисповедания, церковь адаптировала некоторые из древних знаков в качестве христианской символики. До десятого века не принято было изображение трех ипостасей (ликов) единого Бога, а именно Отца, Сына, Святого Духа в человеческих образах. Потому такие фигуры, как трикветр, стилизованный трилистник, трискелион, простой и образованный из различных элементов треугольник, а также иные знаки стали знаменовать Святую Троицу. Какой-нибудь древний символ триединства превращался в декоративный элемент храмовой архитектуры и богато иллюстрированной библии. Подобные знаки появлялись на фресках и в религиозной живописи, в качестве украшений и защитных амулетов на рыцарских щитах, оружии, доспехах, а также на родовых гербах.

Щит святой троицы

Оккультизм XIX века

В середине позапрошлого столетия интерес к philosophia occulta получил широкое распространение по всей Европе и многим областям Северной Америки, став довольно модным явлением в средних и высших кругах общества. С развитием наук и технологий появились разработки, подводящие идеи эзотеризма под научную основу. Было написано множество теоретических трудов, издано немало книг и журналов по различным направлениям оккультизма. Поскольку в эзотерической традиции одним из главных принципов считается подчинение всех сущностей закону триединства, символ триады в «тайных учениях» наделен особой, мистической значимостью. В оккультных изданиях XIX века подобные изображения трактуются с точки зрения их глубокого смысла в эзотерике, а также сакральной роли западных и восточных религиозных систем.

Треугольник

Издавна фигура соотносилась с огнем, горой, камнем, вершиной, отражала связь мира земного и горнего. Перевернутая вершиной вниз фигура олицетворяла древнейшую Великую Богиню, подательницу небесных вод. В зависимости от положения вершины, изображение означает женское или мужское начало, а две совмещенные фигуры символизируют созидание и творческую силу. Перевернутый треугольник уподоблялся чаше и Святому Граалю, вершиной вверх — сердцу.

Тетрактис Пифагора

Как первейший символ триединства фигура чаще всего отражала небо, землю и между ними человека либо сущность божественную, человеческую, животную. Треугольник также обозначал мир мертвых, живых и высших сфер.

  1. У древних египтян вертикальная сторона треугольника отождествлялась с мужчиной (начало), горизонтальная — с женщиной (середина, хранилище), гипотенуза — с потомством (завершение). В мире богов эти основы продолжения рода представляла триада Озириса, Изиды и Гора. Египтяне считали природой всего сущего и совершенством число три, содержащееся в треугольнике, священное соотношение сторон и гипотенузы которого соответствовало соотношению 3:4:5.
  2. В античных Афинах правильный треугольник был посвящен богине знания и мудрости Афине, а также символизировал космос, созидание, абсолют и считался божественным творением. Тетрактис Пифагора, содержащий десять точек и девять равносторонних треугольников, отождествлялся с Великим Единосущным, содержащим в себе все остальное.
  3. В христианстве фигура символизирует Троицу и в качестве треугольного нимба является атрибутом Бога-Отца. Так называемый щит Святой Троицы в виде перевернутого треугольника нередко является частью витражей готических соборов. В период Возрождения треугольник с божественным всевидящим Оком изображался как знак высшего проведения, а позже стал частью масонской символики. Глаз Бога, изображенный в треугольнике, также является символом Иеговы в иудаизме и присутствует в культовом изобразительном искусстве Древнего Египта.

Существуют иные фигуры, образующие три равные стороны. Период и места их происхождения отличаются, но в христианстве значение символа триединства для этих знаков остается аналогичным — они все отождествляют Святую Троицу.

масонская символика

Христианские варианты треугольника

В религиозной символике Средневековья появлялось много разновидностей подобных фигур:

  1. Треугольник в сочетании с крестом символизировал смерть на кресте Иисуса за грехи человеческие, воскресение его Богом-Отцом, покаяние христиан и снисхождение Святого Духа.
  2. Три рыбы, составляющие треугольник, означали: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Также они знаменовали Троицу.
  3. Треугольник, содержащий греческие буквы Omicron, Omega и Nu. Эти буквы означают собой слова εγω ειμι ο ων, сказанные Богом Моисею из горящего куста (Исход 3:14), которые переводятся как «Я есть Сущий». Дословно фраза была взята из Септуагинты, древнегреческого перевода Ветхого Завета.
  4. Три фигурки бегущих кроликов создают два треугольника, внутренний и внешний. Символ часто присутствовал как рельефный элемент архитектуры и деревянных деталей. Знак также знаменует Триединого Бога. Такое изображение встречается в настенной живописи древнего Египта и, возможно, тогда символизировало мужчину, женщину, потомство.
треугольник из кроликов

Трикветр

Считается, что этот красивый сбалансированный символ появился изначально в кельтской культуре и обозначал три положения солнца на небе: восход, зенит, закат. Нынешнее название фигуры происходит от двух латинских слов, tri и quetrus, что означает «треугольный». У символа есть еще одно название — тройной кельтский узел. Знак был весьма распространен среди северного европейского населения, и его часто можно увидеть на кельтских крестах. У этих народов символ был связан с богом Мананнаном, у скандинавов — с Тором.

Трикветр на руническом камне Фунбо,

Позднее десятого века знак в качестве орнаментального элемента стал появляться в культуре балтийских славян — варягов. От них изображение попало на земли Руси, где трикветр встречался крайне редко и, скорее всего, оставался просто красивым узором. Если говорить о значении символа триединства у славян, то на Руси подобные изображения практически не использовались. Распространенные формы в русском древнеславянском орнаменте и сакральной символике — это крест, квадрат, круг (Коловрат). Символ Божественного Триединства появился после крещения Руси.

В средневековой Европе трикветр стал христианским символом Троицы, а также популярным элементом архитектуры и художественного декора. В созданной ирландскими монахами великолепно иллюстрированной Келлской книге начала девятого века мотив триквера повторяется многократно. Фигура бывает одинарной, двойной, может сочетаться с внешним и внутренним кругом и треугольником.

Знамя Мира

"Знамя мира" в живописи Рериха

У символа из трех кругов или точек очень широкая область интерпретаций, во многом аналогичная с равносторонним треугольником. Самым известным вариантом знака стало Знамя Мира, дизайн которого был разработан русским художником, философом и писателем Рерихом Николаем Константиновичем для международного Пакта защиты культурного наследия в 1935 году. Описание и цель применения символа в официальном договоре приводится таким образом:

Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье I, может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору.

(Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)).

О том, насколько знак распространен в религиозной культуре разных народов и что вдохновило художника на идейное и визуальное содержание Знамени Мира, сам Рерих говорит в своих письмах и записях, изданных в двухтомном собрании «Листы дневника»:

Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской лавры. Именно этот символ — символ древнейшего христианства, освещенный для нас также и именем св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева».

«В Храме Неба тоже оказался знак Знамени. Тамга Тамерлана состоит из того же знака. Знак трех сокровищ широко известен по многим странам Востока. На груди тибетки можно видеть большую фибулу, представляющую собою знак. Такие же фибулы видим мы и в кавказских находках, и в Скандинавии. Страсбургская мадонна имеет знак этот так же, как и святые Испании. На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы. Когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру.

Трифол

Название фигуры означает трилистник и происходит от латинского trifolium. Этот символ триединства Господа возник приблизительно в десятом веке. Он достиг своей популярности в XIII и XIV веках, когда часто использовался в архитектуре и витражах. Это графическая форма, состоящая из контура трех пересекающихся колец. Термин часто применяется к другим трехкратным символам. Любопытно, что логотип известного концерна Adidas также содержит стилизованный трилистник.

TREFOIL - великий символ Троицы

Валкнут

Три взаимосвязанных треугольника получили название от древнескандинавских слов valr (убитые воины) и knut (узел). Знак присутствует на множестве археологических объектов древних германских народов. Составное существительное valknut появилось в современную эпоху, и неизвестно, как символ назывался во время его исторического изображения.

Ученые, давая описание символа триединства валкнута, затрудняются в точной его трактовке. Некоторые связывают знак с богом Одином. Авторитетный специалист по германскому и кельтскому язычеству академик Хильда Эллис Дэвидсон считала, что фигура означала Одина в окружении его атрибутов, двух волков или воронов. Эти животные, как и валкнут, часто изображались на кремационных урнах, найденных на англосаксонских кладбищах Восточной Англии. Так как символ присутствует рядом с изображением Одина на погребальных плитах и подношениях, то большинство специалистов считает, что знак соотносится с религиозными практиками, связанными со смертью.

Часть камня Stora Hammars

Изображение применяется в современной народной культуре неоязычества. Как и другие древние символы, в наше время знак валкнут обретает новые интерпретации. Его используют различные политические и коммерческие группы, иногда изображение встречается в современной народной культуре. Поскольку знак происходит из традиций германского язычества, его как символ своего наследия используют некоторые «белые» националистические группы. Несмотря на это, валкнут не был классифицирован немецким правительством как нежелательное изображение.

… — Многоточие (U+2026) hellip

Описание символа

Многоточие (эллипсис) обозначает незаконченность фразы или пропуск куска текста. По-английски ellipses, произошло от греческого ἔλλειψις, что означает «упущение». В русской письменности, многоточие, как знак препинания, впервые появилось в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова и называлось «знак пресекательный». В европейских языках употребляется вместо «и так далее», «и тому подобное». В китайском, вместо одного знака ставят два — получается шесть точек.

Другие многоточия: ⋮ ⋯ ⋰ ⋱ ︙

ຯ Лаосское.

Похожие символы

Кодировка

Кодировкаhexdec (bytes)decbinary
UTF-8E2 80 A6226 128 1661484407011100010 10000000 10100110
UTF-16BE20 2632 38823000100000 00100110
UTF-16LE26 2038 32976000100110 00100000
UTF-32BE00 00 20 260 0 32 38823000000000 00000000 00100000 00100110
UTF-32LE26 20 00 0038 32 0 063963136000100110 00100000 00000000 00000000

Наборы с этим символом:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *