Узнать тип переменной javascript – Бесплатный онлайн урок: Как узнать тип данных переменной? Оператор typeof в JavaScript

Содержание

Справочник javascript: typeof

Вызов typeof возвращает строку, содержащую информацию о типе операнда.

Оператор typeof используется в двух формах:

  1. typeof operand
  2. typeof (operand)

Эти формы идентичны: можно использовать скобки, а можно и не использовать — работает одинаково.

Оператор возвращает тип в виде строки, например:

var a = 5
alert(typeof a) // "number"

var a = 'test'
alert(typeof a) // "string"

Тип typeof возвращается, исходя из следующей таблицы соответствия типам javascript:

ТипРезультат
Undefined«undefined»
Null«object»
Boolean«boolean»
Number«number»
String«string»
Function«function»
Любой другой объект«object»

Часто возникают вопросы — почему и зачем таблица именно такая? Ответ простой: потому что так получилось по ходу развития javascript.

В старом javascript-коде можно увидеть применение typeof для проверки существования переменной:

if (typeof(var) == "undefined") { ... }

В современном javascript лучше писать:

if (window.var !== undefined) { ... }

или, зачастую, подойдет и просто:

if (window.var) { ... }

P.S. Использовать просто if(var) нельзя, так как доступ к неопределенной переменной вызовет ошибку. Ну а обращение к отсутствующему свойству глобального объекта window всего лишь вернет undefined

Кроме того, оператор typeof используется для полиморфизма. Например, следующая функция получает узел DOM или ID узла и в обоих случаях корректно прячет узел.

function hideNode(node) {
  if (typeof node == 'string') {
    node = document.getElementById(node)
  }
  node.style.display = 'none'
}

переменные, типы данных, выражения, объекты / RUVDS.com corporate blog / Habr

Сегодня, в третьей части перевода руководства по JavaScript, мы поговорим о разных способах объявления переменных, о типах данных, о выражениях и об особенностях работы с объектами.

→ Часть 1: первая программа, особенности языка, стандарты
→ Часть 2: стиль кода и структура программ
→ Часть 3: переменные, типы данных, выражения, объекты
→ Часть 4: функции
→ Часть 5: массивы и циклы
→ Часть 6: исключения, точка с запятой, шаблонные литералы
→ Часть 7: строгий режим, ключевое слово this, события, модули, математические вычисления
→ Часть 8: обзор возможностей стандарта ES6
→ Часть 9: обзор возможностей стандартов ES7, ES8 и ES9



Переменные


Переменная представляет собой идентификатор, которому присвоено некое значение. К переменной можно обращаться в программе, работая таким образом с присвоенным ей значением.

Сама по себе переменная в JavaScript не содержит информацию о типе значений, которые будут в ней храниться. Это означает, что записав в переменную, например, строку, позже в неё можно записать число. Такая операция ошибки в программе не вызовет. Именно поэтому JavaScript иногда называют «нетипизированным» языком.

Прежде чем использовать переменную, её нужно объявить с использованием ключевого слова var или let. Если речь идёт о константе, применяется ключевое слово const. Объявить переменную и присвоить ей некое значение можно и не используя эти ключевые слова, но делать так не рекомендуется.

▍Ключевое слово var


До появления стандарта ES2015 использование ключевого слова var было единственным способом объявления переменных.
var a = 0

Если в этой конструкции опустить var, то значение будет назначено необъявленной переменной. Результат этой операции зависит от того, в каком режиме выполняется программа.

Так, если включён так называемый строгий режим (strict mode), подобное вызовет ошибку. Если строгий режим не включён, произойдёт неявное объявление переменной и она будет назначена глобальному объекту. В частности, это означает, что переменная, неявно объявленная таким образом в некоей функции, окажется доступной и после того, как функция завершит работу. Обычно же ожидается, что переменные, объявляемые в функциях, не «выходят» за их пределы. Выглядит это так:

function notVar() {
  bNotVar = 1 //лучше так не делать
}
notVar()
console.log(bNotVar)

В консоль попадёт 1, такого поведения от программы обычно никто не ждёт, выражение bNotVar = 1 выглядит не как попытка объявления и инициализации переменной, а как попытка обратиться к переменной, находящейся во внешней по отношению к функции области видимости (это — вполне нормально). Как результат, неявное объявление переменных сбивает с толку того, кто читает код и может приводить к неожиданному поведению программ. Позже мы поговорим и о функциях, и об областях видимости, пока же постарайтесь всегда, когда смысл некоего выражения заключается в объявлении переменной, пользоваться специализированными ключевыми словами. Если в этом примере тело функции переписать в виде
var bNotVar = 1
, то попытка запустить вышеприведённый фрагмент кода приведёт к появлению сообщения об ошибке (его можно увидеть в консоли браузера).

Выглядеть оно, например, может так: Uncaught ReferenceError: bNotVar is not defined. Смысл его сводится к тому, что программа не может работать с несуществующей переменной. Гораздо лучше, при первом запуске программы, увидеть такое сообщение об ошибке, чем писать непонятный код, который способен неожиданно себя вести.

Если, при объявлении переменной, её не инициализируют, не присваивают ей какого-либо значения, ей автоматически будет присвоено значение undefined.

var a //typeof a === 'undefined'

Переменные, объявленные с помощью ключевого слова
var
, можно многократно объявлять снова, назначая им новые значения (но это может запутать того, кто читает код).
var a = 1
var a = 2

В одном выражении можно объявить несколько переменных:
var a = 1, b = 2

Областью видимости переменной (scope) называют участок программы, в котором доступна (видима) эта переменная.

Переменная, инициализированная с помощью ключевого слова var за пределами какой-либо функции, назначается глобальному объекту. Она имеет глобальную область видимости и доступна из любого места программы. Если переменная объявлена с использованием ключевого слова var внутри функции, то она видна только внутри этой функции, являясь для неё локальной переменной.

Если в функции, с использованием var, объявлена переменная, имя которой совпадает с именем некоей переменной из глобальной области видимости, она «перекроет» глобальную переменную. То есть, при обращении к такой переменной внутри функции будет использоваться именно её локальный вариант.

Важно понимать, что блоки (области кода, заключённые в фигурные скобки) не создают новых областей видимости. Новая область видимости создаётся при вызове функции. Ключевое слово var имеет так называемую функциональную область видимости, а не блочную.

Если в коде функции объявлена некая переменная, она видна всему коду функции. Даже если переменная объявлена с помощью var в конце кода функции, обратиться к ней можно и в начале кода, так как в JavaScript работает механизм поднятия переменных (hoisting). Этот механизм «поднимает» объявления переменных, но не операции их инициализации. Это может стать источником путаницы, поэтому возьмите себе за правило объявлять переменные в начале функции.

▍Ключевое слово let


Ключевое слово let появилось в ES2015, его, упрощённо, можно назвать «блочной» версией var. Область видимости переменных, объявленных с помощью ключевого слова
let
, ограничивается блоком, оператором или выражением, в котором оно объявлено, а также вложенными блоками.

Если само слово «let» кажется не очень понятным, можно представить, что вместо него используется слово «пусть». Тогда выражение let color = 'red' можно перевести на английский так: «let the color be red», а на русский — так: «пусть цвет будет красным».

При использовании ключевого слова let можно избавиться от неоднозначностей, сопутствующих ключевому слову var (например, не удастся два раза, используя let, объявить одну и ту же переменную). Использование let за пределами функции, скажем, при инициализации циклов, не приводит к созданию глобальных переменных.

Например, такой код вызовет ошибку:

for (let i = 0; i < 5; i++) {
    console.log(i)
}
console.log(i)

Если же, при инициализации цикла, счётчик i будет объявлен с использованием ключевого слова
var
, то i будет доступно и за пределами цикла, после того, как он завершит работу.

В наши дни, при разработке JS-программ на основе современных стандартов, вполне можно полностью отказаться от var и использовать только ключевые слова let и const.

▍Ключевое слово const


Значения переменных, объявленных с использованием ключевых слов var или let, могут быть перезаписаны. Если же вместо этих ключевых слов используется const, то объявленной и инициализированной с его помощью константе новое значение присвоить нельзя.
const a = 'test'

В данном примере константе a нельзя присвоить новое значение. Но надо отметить, что если a — это не примитивное значение, наподобие числа, а объект, использование ключевого слова const не защищает этот объект от изменений.

Когда говорят, что в переменную записан объект, на самом деле имеют в виду то, что в переменной хранится ссылка на объект. Эту вот ссылку изменить не удастся, а сам объект, к которому ведёт ссылка, можно будет изменить.

Ключевое слово const не делает объекты иммутабельными. Оно просто защищает от изменений ссылки на них, записанные в соответствующие константы. Вот как это выглядит:

const obj = {}
console.log(obj.a)
obj.a = 1 //работает
console.log(obj.a)
//obj = 5 //вызывает ошибку

В константу obj, при инициализации, записывается новый пустой объект. Попытка обращения к его свойству a, несуществующему, ошибки не вызывает. В консоль попадает undefined. После этого мы добавляем в объект новое свойство и снова пытаемся обратиться к нему. В этот раз в консоль попадает значение этого свойства — 1. Если раскомментировать последнюю строку примера, то попытка выполнения этого кода приведёт к ошибке.

Ключевое слово const

очень похоже на let, в частности, оно обладает блочной областью видимости.

В современных условиях вполне допустимо использовать для объявления всех сущностей, значения которых менять не планируется, ключевое слово const, прибегая к let только в особых случаях. Почему? Всё дело в том, что лучше всего стремиться к использованию как можно более простых из доступных конструкций для того, чтобы не усложнять программы и избегать ошибок.

Типы данных


JavaScript иногда называют «нетипизированным» языком, но это не соответствует реальному положению дел. В переменные, и правда, можно записывать значения разных типов, но типы данных в JavaScript, всё-таки, есть. В частности, речь идёт о примитивных и об объектных типах данных.

Для того чтобы определить тип данных некоего значения, можно воспользоваться оператором typeof. Он возвращает строку, указывающую тип операнда.

▍Примитивные типы данных


Вот список примитивных типов данных JavaScript:
  • number (число)
  • string (строка)
  • boolean (логическое значение)
  • null (специальное значение null)
  • undefined (специальное значение undefined)
  • symbol (символ, используется в особых случаях, появился в ES6)

Здесь названия типов данных приведены в том виде, в котором их возвращает оператор typeof.

Поговорим о наиболее часто используемых типах данных из этого списка.

Тип number

Значения типа number в JavaScript представлены в виде 64-битных чисел двойной точности с плавающей запятой.

В коде числовые литералы представлены в виде целых и дробных чисел в десятичной системе счисления. Для записи чисел можно использовать и другие способы. Например, если в начале числового литерала имеется префикс 0x — он воспринимается как число, записанное в шестнадцатеричной системе счисления. Числа можно записывать и в экспоненциальном представлении (в таких числах можно найти букву e).

Вот примеры записи целых чисел:

10
5354576767321
0xCC // шестнадцатеричное число

Вот дробные числа.
3.14
.1234
5.2e4 //5.2 * 10^4

Числовые литералы (такое поведение характерно и для некоторых других примитивных типов), при попытке обращения к ним как к объектам, автоматически, на время выполнения операции, преобразуются в соответствующие объекты, которые называют «объектными обёртками». В данном случае речь идёт об объектной обёртке Number.

Вот, например, как выглядит попытка обратиться к переменной a, в которую записан числовой литерал, как к объекту, в консоли Google Chrome.


Подсказка по объектной обёртке Number

Если, например, воспользоваться методом toString() объекта типа Number, он возвратит строковое представление числа. Выглядит соответствующая команда, которую можно выполнить в консоли браузера (да и в обычном коде) так:

a.toString()

Обратите внимание на двойные скобки после имени метода. Если их не поставить, система не выдаст ошибку, но, вместо ожидаемого вывода, в консоли окажется нечто, совсем не похожее на строковое представление числа 5.

Глобальный объект Number можно использовать в виде конструктора, создавая с его помощью новые числа (правда, в таком виде его практически никогда не используют), им можно пользоваться и как самостоятельной сущностью, не создавая его экземпляры (то есть — некие числа, представляемые с его помощью). Например, его свойство Number.MAX_VALUE содержит максимальное числовое значение, представимое в JavaScript.

Тип string

Значения типа string представляют собой последовательности символов. Такие значения задают в виде строковых литералов, заключённых в одинарные или двойные кавычки.
'A string'
"Another string"

Строковые значения можно разбивать на несколько частей, используя символ обратной косой черты (backslash).
"A \
string"

Строка может содержать так называемые escape-последовательности, интерпретируемые при выводе строки в консоль. Например, последовательность \n означает символ перевода строки. Символ обратной косой черты можно использовать и для того, чтобы добавлять кавычки в строки, заключённые в такие же кавычки. Экранирование символа кавычки с помощью \ приводит к тому, что система не воспринимает его как специальный символ.
'I\'m a developer'

Строки можно конкатенировать с использованием оператора +.
"A " + "string"

Шаблонные литералы

В ES2015 появились так называемые шаблонные литералы, или шаблонные строки. Они представляют собой строки, заключённые в обратные кавычки (`) и обладают некоторыми интересными свойствами.
`a string`

Например, в шаблонные литералы можно подставлять некие значения, являющиеся результатом вычисления JavaScript-выражений.
`a string with ${something}`
`a string with ${something+somethingElse}`
`a string with ${obj.something()}`

Использование обратных кавычек упрощает многострочную запись строковых литералов:
`a string
with
${something}`

Тип boolean

В JavaScript есть пара зарезервированных слов, использующихся при работе с логическими значениями — это true (истина), и false (ложь). Операции сравнения, например, такие, как ==, ===, <, >, возвращают true или false.

Логические выражения используются в конструкциях наподобие if и while, помогая управлять ходом выполнения программы.

При этом надо отметить, что там, где ожидается значение true или false, можно использовать и другие значения, которые автоматически расцениваются языком как истинные (truthy) или ложные (falsy).

В частности, ложными значениями являются следующие:

0
-0
NaN
undefined
null
'' //пустая строка

Остальные значения являются истинными.
Тип null

В JavaScript имеется специальное значение null, которое указывает на отсутствие значения. Подобные значения используются и в других языках.
Тип undefined

Значение undefined, записанное в некую переменную, указывает на то, что эта переменная не инициализирована и значение для неё отсутствует.

Это значение автоматически возвращается из функций, результат работы которых не возвращается явно, с использованием ключевого слова return. Если функция принимает некий параметр, который, при её вызове, не указан, он также устанавливается в undefined.

Для того чтобы проверить значение на undefined, можно воспользоваться следующей конструкцией.

typeof variable === 'undefined'

▍Объекты


Все значения, не являющиеся примитивными, имеют объектный тип. Речь идёт о функциях, массивах, о том, что мы называем «объектами», и о многих других сущностях. В основе всех этих типов данных лежит тип object, и они, хотя и во многом друг от друга отличаются, имеют и много общего.

Выражения


Выражения — это фрагменты кода, которые можно обработать и получить на основе проведённых вычислений некое значение. В JavaScript существует несколько категорий выражений.
Арифметические выражения

В эту категорию попадают выражения, результатом вычисления которых являются числа.
1 / 2
i++
i -= 2
i * 2

Строковые выражения

Результатом вычисления таких выражений являются строки.
'A ' + 'string'
'A ' += 'string'

Первичные выражения

В эту категорию попадают литералы, константы, ссылки на идентификаторы.
2
0.02
'something'
true
false
this //контекст выполнения, ссылка на текущий объект
undefined
i //где i является переменной или константой

Сюда же можно отнести и некоторые ключевые слова и конструкции JavaScript.
function
class
function* //генератор
yield //команда приостановки/возобновления работы генератора
yield* //делегирование другому итератору или генератору
async function* //асинхронное функциональное выражение 
await //организация ожидания выполнения асинхронной функции
/pattern/i //регулярное выражение
() //группировка

Выражения инициализации массивов и объектов
[] //литерал массива
{} //объектный литерал
[1,2,3]
{a: 1, b: 2}
{a: {b: 1}}

Логические выражения

В логических выражениях используются логические операторы, результатом их вычисления оказываются логические значения.
a && b
a || b
!a

Выражения доступа к свойствам

Эти выражения позволяют обращаться к свойствам и методам объектов.
object.property //обращение к свойству (или методу) объекта
object[property]
object['property']

Выражения создания объектов
new object()
new a(1)
new MyRectangle('name', 2, {a: 4})

Выражения объявления функций
function() {}
function(a, b) { return a * b }
(a, b) => a * b
a => a * 2
() => { return 2 }

Выражения вызова

Такие выражения используются для вызова функций или методов объектов.
a.x(2)
window.resize()

Работа с объектами


Выше мы уже сталкивались с объектами, говоря об объектных литералах, о вызове их методов, о доступе к их свойствам. Здесь мы поговорим об объектах подробнее, в частности, рассмотрим механизм прототипного наследования и использование ключевого слова class.

▍Прототипное наследование


JavaScript выделяется среди современных языков программирования тем, что поддерживает прототипное наследование. Большинство же объектно-ориентированных языков используют модель наследования, основанную на классах.

У каждого JavaScript-объекта есть особое свойство (__proto__), которое указывает на другой объект, являющийся его прототипом. Объект наследует свойства и методы прототипа.

Предположим, у нас имеется объект, созданный с помощью объектного литерала.

const car = {}

Или мы создали объект, воспользовавшись конструктором Object.
const car = new Object()

В любом из этих случаев прототипом объекта car будет Object.prototype.

Если создать массив, который тоже является объектом, его прототипом будет объект Array.prototype.

const list = []
//или так
const list = new Array()

Проверить это можно следующим образом.
car.__proto__ == Object.prototype //true
car.__proto__ == new Object().__proto__ //true
list.__proto__ == Object.prototype //false
list.__proto__ == Array.prototype //true
list.__proto__ == new Array().__proto__ //true

Здесь мы пользовались свойством __proto__, оно не обязательно должно быть доступно разработчику, но обычно обращаться к нему можно. Надо отметить, что более надёжным способом получить прототип объекта является использование метода getPrototypeOf() глобального объекта Object.
Object.getPrototypeOf(new Object())

Все свойства и методы прототипа доступны объекту, имеющему этот прототип. Вот, например, как выглядит их список для массива.
Подсказка по массиву

Базовым прототипом для всех объектов является Object.prototype.

Array.prototype.__proto__ == Object.prototype

У Object.prototype прототипа нет.

То, что мы видели выше, является примером цепочки прототипов.

При попытке обращения к свойству или методу объекта, если такого свойства или метода у самого объекта нет, их поиск выполняется в его прототипе, потом — в прототипе прототипа, и так — до тех пор, пока искомое будет найдено, или до тех пор, пока цепочка прототипов не кончится.

Помимо создания объектов с использованием оператора new и применения объектных литералов или литералов массивов, создать экземпляр объекта можно с помощью метода Object.create(). Первый аргумент, передаваемый этому методу, представляет собой объект, который станет прототипом создаваемого с его помощью объекта.

const car = Object.create(Object.prototype)

Проверить, входит ли некий объект в цепочку прототипов другого объекта, можно с использованием метода isPrototypeOf().
const list = []
Array.prototype.isPrototypeOf(list)

Функции-конструкторы

Выше мы создавали новые объекты, пользуясь уже имеющимися в языке функциями-конструкторами (при их вызове используется ключевое слово new). Такие функции можно создавать и самостоятельно. Рассмотрим пример.
function Person(name) {
  this.name = name
}

Person.prototype.hello = function() {
  console.log(this.name)
}

let person = new Person('Flavio')
person.hello()

console.log(Person.prototype.isPrototypeOf(person))

Здесь мы создаём функцию-конструктор. При её вызове создаётся новый объект, на который указывает ключевое слово this в теле конструктора. Мы добавляем в этот объект свойство name и записываем в него то, что передано конструктору. Этот объект возвращается из конструктора автоматически. С помощью функции-конструктора можно создать множество объектов, свойства name которых будут содержать то, что передано при их создании конструктору.

После создания конструктора мы добавляем в его прототип функцию, которая будет выводить в консоль значение свойства name объекта, созданного с помощью этой функции. Все объекты, созданные с помощью этого конструктора, будут иметь один и тот же прототип, а значит и пользоваться одной и той же функцией hello(). Это несложно проверить, создав ещё один объект типа Person и сравнив его функцию hello() с функцией уже имеющегося в примере объекта (имя функции в таком случае записывают без скобок).

▍Классы


В стандарте ES6 в JavaScript пришло такое понятие как «класс».

До этого в JavaScript можно было пользоваться лишь вышеописанным механизмом прототипного наследования. Этот механизм непривычно выглядел для программистов, пришедших в JS из других языков. Поэтому в языке и появились классы, которые, по сути, являются «синтаксическим сахаром» для прототипного механизма наследования. То есть, и объекты, созданные традиционным способом, и объекты, созданные с использованием классов, имеют прототипы.

Объявление класса

Вот как выглядит объявление класса.
class Person {
  constructor(name) {
    this.name = name
  }
  hello() {
    return 'Hello, I am ' + this.name + '.'
  }
}

У класса есть идентификатор, который можно использовать для создания новых объектов с применением конструкции new ClassIdentifier().

При создании нового объекта вызывается метод constructor, ему передаются параметры.

В классе можно объявлять методы. В нашем случае hello() — это метод, который могут вызывать все объекты, созданные на основе класса. Вот как выглядит создание нового объекта с использованием класса Person.

const flavio = new Person('Flavio')
flavio.hello()

Наследование, основанное на классах

Классы могут расширять другие классы. Объекты, созданные на основе таких классов, будут наследовать и методы исходного класса, и методы, заданные в расширенном классе.

Если класс, расширяющий другой класс (наследник этого класса) имеет метод, имя которого совпадает с тем, который есть у класса-родителя, этот метод имеет преимущество перед исходным.

class Programmer extends Person {
  hello() {
    return super.hello() + ' I am a programmer.'
  }
}
const flavio = new Programmer('Flavio')
flavio.hello()

При вызове метода hello() в вышеприведённом примере будет возвращена строка Hello, I am Flavio. I am a programmer.

В классах не предусмотрено наличие переменных (свойств), свойства создаваемых с помощью классов объектов нужно настраивать в конструкторе.

Внутри класса можно обращаться к родительскому классу с использованием ключевого слова super.

Статические методы

Методы, описываемые в классе, можно вызывать, обращаясь к объектам, созданным на основе этого класса, но не к самому классу. Статические (static) методы можно вызывать, обращаясь непосредственно к классу.
Приватные методы

В JavaScript нет встроенного механизма, который позволяет объявлять приватные (частные, закрытые) методы. Это ограничение можно обойти, например, с использованием замыканий.
Геттеры и сеттеры

В классе можно описывать методы, предваряя их ключевыми словами get или set. Это позволяет создавать так называемые геттеры и сеттеры — функции, которые используются для управления доступом к свойствам объектов, созданных на основе класса. Геттер вызывается при попытке чтения значения псевдо-свойства, а сеттер — при попытке записи в него нового значения.
class Person {
    constructor(name) {
      this.userName = name
    }
    set name(value) {
      this.userName = value
    }
    get name() {
      return this.userName
    }
  }

Итоги


В этом материале мы поговорили о переменных, о типах данных, о выражениях и о работе с объектами в JavaScript. Темой нашего следующего материала будут функции.

Уважаемые читатели! Если вы уже давно пишете на JS, просим рассказать о том, как вы относитесь к появлению в языке ключевого слова class.

Типы данных Javascript

Переменные JavaScript могут хранить данные самых разных типов — числа, строки, объекты и другие:


var length = 16;                                // Число
var lastName = "Сидоров";                       // Строка
var  x = {firstName:"Иван", lastName:"Иванов"}; // Объект

Концепция типов данных

В программировании типизация данных является очень важной концепцией.

Чтобы можно было оперировать переменными, крайне важно знать об их типах.

Без типов данных компьютер не будет знать как безопасно вычислить, например, такое выражение:


var x = 16 + "Volvo"; 

Имеет ли смысл добавлять к строке «Volvo» число 16? Это приведет к ошибке или какому-либо разумному результату?

JavaScript будет интерпретировать приведенный выше пример следующим образом:


var x = "16" + "Volvo"; 

Внимание! При сложении числа и строки JavaScript будет воспринимать число как строку.

JavaScript вычисляет выражения слева направо. Таким образом, разные последовательности могут привести к разным результатам:


JavaScript:
 var x = 16 + 4 + "Volvo"; 

Результат:
 20Volvo 

JavaScript:
 var x = "Volvo" + 16 + 4; 

Результат:
 Volvo164 

В первом примере JavaScript воспринимает 16 и 4 как числа, пока не достигнет строки «Volvo».

Во втором примере, так как первый операнд — строка, все последующие операнды также считаются строками.

JavaScript типы являются динамическими

В JavaScript все типы данных являются динамическими. Это означает, что одна и та же переменная может использоваться для хранения данных разных типов:


 var x;       // x имеет тип undefined
 x = 5;       // теперь x - число
 x = "John";  // теперь x - строка 

Строки в JavaScript

Строка (или текстовая строка) это последовательность символов, например, «Иван Петров».

Строки должны записываться внутри кавычек. Это могут быть двойные или одинарные кавычки:


var carName = "Volvo XC60";   // Используются двойные кавычки
var carName = 'Volvo XC60';   // Используются одинарные кавычки

Внутри строки можно использовать кавычки только в том случае, если они отличаются от кавычек, в которые заключена строка:


var answer = "It's alright";             // Одинарные кавычки внутри двойных
var answer = "He is called 'Johnny'";    // Одинарные кавычки внутри двойных
var answer = 'He is called "Johnny"';    // Двойные кавычки внутри одинарных

Подробнее о строках будет рассказано дальше в этом учебнике.

Числа в JavaScript

В JavaScript существует только один тип числовых данных.

Числа могут записываться как с десятичной точкой, так и без нее:


var x1 = 34.00;   // С десятичной точкой
var x2 = 34;      // Без десятичной точки

Очень большие и очень малые числа могут записываться при помощи научной (экспоненциальной) нотации (имеет вид Mep, где M – число, e — означает «умножить на 10 в степени…», p – порядок или степень, в которую возводится 10):


var y = 123e5;      // 12300000
var z = 123e-5;     // 0.00123 

Подробнее о числах будет рассказано дальше в этом учебнике.

Логические данные в JavaScript

Есть два логических значения: true (истина) и false (ложь).


var x = 5;
var y = 5;
var z = 6;
(x == y)       // Вернет true
(x == z)       // Вернет false 

Логические значения часто используются в проверках различных условий.

Подробнее об этом будет рассказано дальше в этом учебнике.

Массивы в JavaScript

Массивы в JavaScript записываются при помощи квадратных скобок.

Элементы массива разделяются запятыми.

В следующем примере декларируется (создается) массив с именем cars, содержащий три элемента:


var cars = ["Saab", "Volvo", "BMW"]; 

Индексация элементов массива начинается с нуля. Это означает, что первый элемент имеет индекс [0], второй [1] и так далее.

Подробнее о массивах будет рассказано дальше в этом учебнике.

Объекты в JavaScript

Объекты в JavaScript записываются при помощи фигурных скобок.

Свойства объектов записываются в виде пар имя:значение, разделенных запятыми.


var person = {firstName:"John", lastName:"Doe", age:50, eyeColor:"blue"};

В приведенном выше примере объект с именем person имеет 4 свойства: firstName, lastName, age, eyeColor.

Подробнее об объектах будет рассказано дальше в этом учебнике.

Оператор typeof

Чтобы определить тип данных переменной в JavaScript используется оператор typeof.

Оператор typeof возвращает тип данных переменной или выражения:


typeof ""            // Вернет "string"
typeof "John"        // Вернет "string"
typeof "John Doe"    // Вернет "string" 
typeof 0             // Вернет "number"
typeof 314           // Вернет "number"
typeof 3.14          // Вернет "number"
typeof (3)           // Вернет "number"
typeof (3 + 4)       // Вернет "number" 

Тип undefined

В JavaScript переменные без значения на самом деле имеют значение undefined. И оператор typeof также покажет тип undefined.


var car;   // Значение undefined, тип undefined

Любую переменную можно «сбросить», присвоив ей значение undefined. Ее тип также станет undefined.


car = undefined;   // Значение undefined, тип undefined

Пустые значения

Пустое значение не имеет ничего общего со значением undefined.

У пустой строки есть корректные значение и тип.


var car = "";   // Значение "", тип typeof "string" 

Null

В JavaScript значение null означает «ничего». Это что-то чего не существует.

При этом в JavaScript тип null является объектом.

Внимание! Случайно можно посчитать ошибкой, что проверка типов typeof null возвращает тип объект. Ведь он, очевидно, должен быть null. Но в JavaScript null — объект.

Вы можете обнулить объект присвоив ему значение null:


var person = {firstName:"John", lastName:"Doe", age:50, eyeColor:"blue"};
person = null;        // Теперь здесь значение null, но тип по прежнему object

Также, обнулить объект можно при помощи значения undefined:


var person = {firstName:"John", lastName:"Doe", age:50, eyeColor:"blue"};
person = undefined;   // Теперь здесь значение и тип undefined

Разница между undefined и null

Undefined и null равны по значению, но различны по типу:


typeof undefined      // undefined
typeof null           // object

null === undefined    // false
null == undefined     // true 

Примитивные данные

Примитивными данными являются одиночные простые значения без дополнительных свойств и методов.

В этом случае оператор typeof возвращает один из следующих примитивных типов:

  • string
  • number
  • boolean
  • undefined

typeof "John"              // Вернет "string" 
typeof 3.14                // Вернет "number"
typeof true                // Вернет "boolean"
typeof false               // Вернет "boolean"
typeof x                   // Вернет "undefined" (если у переменной x нет значения)

Сложные (комплексные) данные

В JavaScript существует два сложных или комплексных типа данных:

Оператор typeof возвращает тип «object» для объектов, массивов и значения null.

Для функций оператор typeof возвращает тип не «object», а «function».


typeof {name:'John', age:34} // Вернет "object"
typeof [1,2,3,4]             // Вернет "object" (не "array", см. ниже)
typeof null                  // Вернет "object"
typeof function myFunc(){}   // Вернет "function"

Внимание! Для массивов оператор typeof возвращает тип «object», потому что в JavaScript массивы являются объектами.

JavaScript | Типы данных

333 142

Веб-программирование — JavaScript — Типы данных

Типы данных в JavaScript можно разделить на две категории: простые типы и объекты. К категории простых типов в языке JavaScript относятся числа, текстовые строки и логические (или булевы) значения.

Специальные значения null и undefined являются элементарными значениями, но они не относятся ни к числам, ни к строкам, ни к логическим значениям. Каждое из них определяет только одно значение своего собственного специального типа.

Любое значение в языке JavaScript, не являющееся числом, строкой, логическим значением или специальным значением null или undefined, является объектом. Объект (т.е. член объектного типа данных) представляет собой коллекцию свойств, каждое из которых имеет имя и значение (либо простого типа, такое как число или строка, либо объектного).

Обычный объект JavaScript представляет собой неупорядоченную коллекцию именованных значений. Кроме того, в JavaScript имеется объект специального типа, известный как массив, представляющий упорядоченную коллекцию пронумерованных значений. Для работы с массивами в языке JavaScript имеются специальные синтаксические конструкции.

В JavaScript определен еще один специальный тип объекта, известный как функция. Функция — это объект, с которым связан выполняемый код. Функция может вызываться для выполнения определенной операции и возвращать вычисленное значение. Подобно массивам, функции ведут себя не так, как другие виды объектов, и в JavaScript определен специальный синтаксис для работы с ними. Одна из важнейших особенностей функций в JavaScript состоит в том, что они являются самыми настоящими значениями, и программы JavaScript могут манипулировать ими, как обычными объектами.

Функции, которые пишутся для инициализации вновь создаваемых объектов (с оператором new), называются конструкторами. Каждый конструктор определяет класс объектов — множество объектов, инициализируемых этим конструктором. Классы можно представлять как подтипы объектного типа.

В дополнение к классам Array и Function в базовом языке JavaScript определены еще три полезных класса. Класс Date определяет объекты, представляющие даты. Класс RegExp определяет объекты, представляющие регулярные выражения (мощный инструмент сопоставления с шаблоном). А класс Error определяет объекты, представляющие синтаксические ошибки и ошибки времени выполнения, которые могут возникать в программах на языке JavaScript. Имеется возможность определять собственные классы объектов, объявляя соответствующие функции-конструкторы.

Далее мы рассмотрим простые типы данных, а к объектам перейдем в следующих статьях.

Числа

В отличие от многих языков программирования, в JavaScript не делается различий между целыми и вещественными значениями. Все числа в JavaScript представляются вещественными значениями (с плавающей точкой). Для представления чисел в JavaScript используется 64-битный формат, определяемый стандартом IEEE 754. Этот формат способен представлять числа в диапазоне от ±1,8 x 10308 до ±5 x 10-324.

В JavaScript целые десятичные числа записываются как последовательность цифр. Помимо десятичных целых литералов JavaScript распознает шестнадцатеричные значения. Шестнадцатеричные литералы начинаются с последовательности символов «0x», за которой следует строка шестнадцатеричных цифр. Шестнадцатеричная цифра — это одна из цифр от 0 до 9 или букв от A до F, представляющих значения от 10 до 15:

   var a = 255;
   var b = 0xFF;  // Число 255 в шестнадцатеричной системе исчисления

Литералы вещественных чисел должны иметь десятичную точку — при определении таких литералов используется традиционный синтаксис вещественных чисел. Вещественное значение представляется как целая часть числа, за которой следуют десятичная точка и дробная часть числа.

Литералы вещественных чисел могут также представляться в экспоненциальной нотации: вещественное число, за которым следует буква e (или E), а затем необязательный знак плюс или минус и целая экспонента. Такая форма записи обозначает вещественное число, умноженное на 10 в степени, определяемой значением экспоненты:

   var a = 16.75;
   var b = 2e4;  // 2 * 10^4 = 20 000

Арифметические операции

Обработка чисел в языке JavaScript выполняется с помощью арифметических операторов. В число таких операторов входят: оператор сложения +, оператор вычитания — , оператор умножения *, оператор деления / и оператор деления по модулю % (возвращает остаток от деления).

Помимо этих простых арифметических операторов JavaScript поддерживает более сложные математические операции, с помощью функций и констант, доступных в виде свойств объекта Math:

Math.pow(2,53)            // 2 в степени 53
Math.round(.6)            // Округление до ближайшего целого (результат 1.0)
Math.ceil(.6)             // Округление вверх (результат 1.0)
Math.floor(.6)            // Округление вниз (результат 0)
Math.abs(-5)              // Модуль числа (результат 5)
Math.max(x,y,z)           // Возвращает наибольший аргумент
Math.min(x,y,z)           // Во

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *