Википедия инженер конструктор: Колесников, Николай Васильевич (инженер-конструктор) — Википедия – Бородулин, Александр Васильевич (инженер-конструктор) — Википедия

Содержание

Колесников, Николай Васильевич (инженер-конструктор) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Николай Васильевич Колесников (род. 1920) — советский инженер-конструктор, специалист в области разработки ядерного оружия, первый заместитель главного конструктора ВНИИТФ.

Родился 4 ноября 1920 года в деревне Ордынцы, Подольского района Московской области в рабочей семье. С 1944 года после окончания Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского служил в частях ВВС, участник Великой Отечественной войны[1]. Уволился в запас в 1946 году.

С 1946 года работал в системе Первого главного управления при Совете Министров СССР. С 1946 года направлен в закрытый город Арзамас-16 с назначением инженер-конструктором, с 1947 года — старшим инженер-конструктором, с 1953 года — руководителем конструкторской группы Всесоюзного научно-исследовательского института экспериментальной физики.

С 1955 года направлен в закрытый город Челябинск-70 во Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики и назначен заместителем начальника Конструкторского отделения, с 1958 года — начальником Конструкторского отделения (Сектор №7 по ). С 1955 года — заместитель главного конструктора, с 1960 по 1968 годы — первый заместитель главного конструктора по

[1], под его руководством проводилась разработка для ракет РВСН серии УР-100, конструкций боевых частей и устройств механической стыковки их с носителями для комплексов Войск ПВО С-75[2]. Избирался депутатом Челябинского областного Совета депутатов трудящихся[3].

С 1968 по 1986 годы работал в центральном аппарате МСМ СССР в Шестом Главном управлении (производство ядерного оружия), под его руководством на предприятиях ядерно-оружейного комплекса разрабатывались, испытывались и внедрялись в серийное производство ряд специальных изделий новой военной техники[1].

В отставке с 1986 года.

Ордена[править | править код]

Премии[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Энциклопедия: Атомные города Урала. Город Снежинск / Под общ.ред: академика РАН В. В. Алексеева и Г. Н. Рыкованова. — Екатеринбург: ИИА УрО РАН, ВНИИТФ; «Банк культурной информации», 2009. — С. 259. — 358 с. — ISBN 978-5-7851-0716-8.
  2. ↑ Российский ядерный центр: ВНИИТФ / Под ред.: Железнов М. Е. — Снежинск: ВНИИТФ, 2015 г. — 480 с. — ISBN 978-5-902278-71-9.
  3. Дела и годы: 50-летию КБ-2 РФЯЦ-ВНИИТФ посвящается / под общ. ред. С. Г. Андреева. - Снежинск, Челябинская обл. : Изд-во РФЯЦ-ВНИИТФ, 2010 г. — 487 с. — 12 с. — ISBN 978-5-902278-44-3
  4. Атомный проект СССР: Документы и материалы / М-во РФ по атом. энергии, РАН; [Сост.: Л. И. Кудинова (отв. сост.) и др.]; Под общ. ред. Л. Д. Рябева. - М. : Наука : Физматлит, т. 2, кн. 7: Атомная бомба, 1945-1954 гг. / сост. Г. А. Гончаров (отв. сост.), П. П. Максименко. - 2007 г. — 693 с. — 630 с. — ISBN 978-5-9221-0855-3
  5. ↑ ООВ2

Бородулин, Александр Васильевич (инженер-конструктор) — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бородулин; Бородулин, Александр; Бородулин, Александр Васильевич.
Александр Васильевич Бородулин
Дата рождения 18 августа 1921(1921-08-18)
Место рождения
дер. Бор-Бельский, Бежецкий уезд, Тверская губерния, РСФСР
Дата смерти 26 августа 1984(1984-08-26) (63 года)
Место смерти г. Челябинск-70, Челябинская область, РСФСР
СССР
Страна Бородулин Александр Васильевич.jpg СССР
Научная сфера ядерная физика
Место работы ВНИИЭФ, ВНИИТФ
Альма-матер КАИ
Награды и премии
Орден Ленина
Орден Октябрьской Революции Орден Трудового Красного Знамени
Орден Трудового Красного Знамени
Орден Красной Звезды Орден «Знак Почёта» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Ленинская премия

Александр Васильевич Бородулин (1921—1984) — советский инженер-конструктор, организатор лабораторно-конструкторских испытаний ядерных зарядов и боеприпасов[1]; Лауреат Ленинской премии (1963).

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Награды
    • 2.1 Ордена
    • 2.2 Премии
    • 2.3 Знаки отличия
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

Родился 18 августа 1921 года в Тверской губернии.

С 1940 года после окончания Рыбинского авиационного техникума работал технологом и старшим техником на Казанском авиационном заводе №16 НКАП СССР.

С 1942 по 1946 годы в РККА, участник Великой Отечественной войны, в 1943 году был тяжело ранен. В 1944 году за храбрость был награждён Орденом Красной Звезды[2], войну закончил в звании гвардии старшина. [3]

С 1946 года инженер-конструктор завода № 16 НКАП СССР.

С 1952 года после окончания Казанского авиационного института работал в системе атомной промышленности СССР. С 1954 года направлен в закрытый город Арзамас-16 работал инженер-конструктором, старшим инженером и руководителем конструкторской группы ВНИИЭФ.

С 1955 года направлен в закрытый город Челябинск-70 был начальником отдела и заместителем начальника Сектора, с 1956 года после окончания вечернего отделения МИФИ был назначен начальником Сектора, с 1973 по 1984 годы был заместителем главного конструктора, с 1984 года начальник Научно-исследовательского испытательного комплекса (НИИК) ВНИИТФ[4].

С 1967 по 1984 годы избирался депутатом городского Совета депутатов трудящихся и членом ГК КПСС города Челябинск-70.

Источники:[4]

Ордена[править | править код]

  • Орден Ленина (1976)
  • Орден Октябрьской революции (1971)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1956, 1962)
  • Орден Красной Звезды (1944)
  • Орден «Знак Почета» (1954)

Премии[править | править код]

  • Ленинская премия (1963)

Знаки отличия[править | править код]

  • Почётный гражданин города Челябинск-70 (1982 — «за большой вклад в дело строительства и развития города»[5])
  1. ↑ На орбитах памяти: Об основателях и созидателях уральского ядерного центра / Сост: Никитин В. И., Казаченкова Г. В.. — Снежинск: ВНИИТФ, 2009. — С. 49. — 744 с. — ISBN 978-5-902278-35-1.
  2. ↑ Подвиг народа
  3. ↑ Память народа
  4. 1 2 Энциклопедия: Атомные города Урала. Город Снежинск / Под общ.ред: академика РАН В. В. Алексеева и Г. Н. Рыкованова. — Екатеринбург: ИИА УрО РАН, ВНИИТФ; «Банк культурной информации», 2009. — С. 232. — 358 с. — ISBN 978-5-7851-0716-8.
  5. ↑ Официальный сайт города Снежинска
  • Энциклопедия: Атомные города Урала. Город Снежинск / Под общ.ред: академика РАН В. В. Алексеева и Г. Н. Рыкованова. — Екатеринбург: ИИА УрО РАН, ВНИИТФ; «Банк культурной информации», 2009. — С. 229. — 358 с. — ISBN 978-5-7851-0716-8.
  • На орбитах памяти: Об основателях и созидателях уральского ядерного центра / Сост: Никитин В. И., Казаченкова Г. В.. — Снежинск: ВНИИТФ, 2009. — С. 49. — 744 с. — ISBN 978-5-902278-35-1.
  • Российский ядерный центр: ВНИИТФ / Под ред.: Железнов М. Е. — Снежинск: ВНИИТФ, 2015 г. — 480 с. — ISBN 978-5-902278-71-9.

Инженер-конструктор — Википедия

Инжене́р-констру́ктор — инженерная специальность, чья деятельность (работа) необходима для разработки и создания конечного (целевого) продукта из продуктов и ресурсов существующего материального производства. Например: инженер-конструктор деревообрабатывающего и мебельного производства, инженер-конструктор стальных конструкций и т. д. Под созданием конечного (целевого) продукта при этом понимают объединение продуктов (ресурсов), например: сборка, монтаж, сварка, бетонирование и т. д.

Также инженер, разработчик конструкций, инструмента и механизмов электросхем[1][2]. В странах Запада, особенно в США, конструкторами традиционно называют инженеров-электротехников, собственно инженеров-конструкторов, инженеров-строителей и др. Также в США профессии архитектора и инженера-проектировщика считаются тесно связанными с конструкторскими[3].

Терминология

В русском языке в начале 1990-х годов появилось слово «дизайнер», обозначающее творческую деятельность, направленную на создание эстетичных и эргономичных технических средств. При переводе иностранных публикаций и особенно теле- и радиопередач переводчики очень часто забывают, что англ. designer имеет несколько значений, которые переводятся по-разному. Также нельзя путать конструктора с чертёжником, который лишь изображает чертёж в соответствии с государственным стандартом (ЕСКД) и не занимается непосредственно разработкой. Как правило, конструктор ведёт разработку, изображая чертёж самостоятельно.

Функции инженера-конструктора

Обычно конструктор получает от промышленного дизайнера и маркетологов основную идею разработки, ожидания клиентов, и также запрашиваемые технические характеристики, что в совокупности, выраженное в согласованном документе, является техническим заданием на разработку. После чего начинается процесс конструирования. Часто разработки должны соответствовать возможностям производства, доступным материалам, квалификации работников, имеющейся упаковке и возможным способам доставки до потребителя.

Работа инженера-конструктора заключается фактически в разработке информационной модели изделия и выдаче конструкторской документации производству. Для этого инженеру-конструктору необходимо представлять варианты конструкции изделия, обосновать лучший вариант конструкции, выполнить сборочный чертеж, спецификацию и деталировку.

В практике зарубежных компаний менее квалифицированный труд, такой как оформление документации, подсчёт крепежа и тп., часто отдаётся занимающимся данными направлениями специалистам (драфтерам, см. англ. drafter), в России в основном это выполнят инженеры-конструкторы с низкой категорией.

Кроме этого, совместно с инженером-технологом осуществляются анализ детали на технологичность (доработка конструкции изделия для удобства изготовления на том или ином технологическом оборудовании) и нормативный контроль (соответствие чертежа нормативным документам, правильность оформления).

Если разрабатываемое оборудование оказывает влияние на общественную безопасность, то для осуществления такой деятельности требуется лицензия. Например, в США может потребоваться лицензия «профессионального инженера»[4]. В России лицензию на право осуществления соответствующей разработки должна получить организация-разработчик.

В России

Статья 4[5] Федерального Закона N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» гласит:

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Тем не менее, это требование обычно не распространяется на разработку устройств для внутренних потребностей производства.

В практике отечественных государственных предприятий ещё с советских времён принято следующее разделение конструкторов по категориям:

  • без категории — выполняет простейшие работы под контролем более опытных сотрудников.
  • 3 категория — то же, что и без категории, кроме того, выполняет чертежи простейших сборочных единиц под контролем.
  • 2 категория — то же, что и 3 категория, кроме того, разрабатывает отдельные сборочные единицы невысокой сложности.
  • 1 категория — то же, что и 2 категория, кроме того, разрабатывает узлы и агрегаты по заданию ведущего.
  • ведущий — разрабатывает основы конструкции, кинематики механизма, осуществляет общую координацию разработки и т. д.
  • главный (генеральный) — осуществляет общее управление конструкторскими подразделениями предприятия и координацию их действий.

Существуют следующие инженерные должности:

Влияние САПР

В то же время развитие компьютерных технологий (прежде всего, трёхмерной графики и математического моделирования) обусловило появления различных САПР — как двухмерных (например, широко известный Autodesk AutoCAD и российский Компас — График), так и трехмерных (например, Autodesk Inventor, SolidWorks, Pro/ENGINEER, Bocad-3D, CATIA, Siemens PLM Software, отечественные САПР Компас 3D, T-FLEX CAD). САПР размывают границы между упомянутыми категориями «без категории», 3 и 2 ввиду очевидных преимуществ и возможностей, предоставляемых САПР. Например, САПР позволяют создавать модель детали в наглядном представлении и размещать её в сборке, а также позволяют генерировать чертеж по имеющейся модели детали. Подробнее о САПР см. соответствующую статью. САПР упрощает поиск и проверку технического решения, но, конечно же, не может полностью автоматизировать этот процесс.

Конструкторская подготовка производства

В ответственность некоторых конструкторов входит создание прототипов, после чего прототип подвергается критике и пересмотру. Прототипы бывают действующими моделями и недействующими (макетами). Действующую модель испытывают, а имитацию используют для определения эстетических параметров, а также соответствию заданию. Определяются и устраняются все возможные несоответствия. На этом этапе конструкторская разработка изделия завершается, конструкторская документация передается в технический архив. Далее специалист по подготовке производства совместно с инженером-технологом разрабатывают техпроцесс. Также на этом этапе начинается разработка упаковки.

Когда после многочисленных изменений прототип завершён и детали изготовлены, начинается сборка опытного образца. Ведущий конструктор изделия совместно с инженером по качеству и начальником сборочного цеха обсуждают замечания по опытному образцу и проблемы в процессе сборки. Также часто используются статистические методы контроля. Вариации изделий соответствуют определенным аспектам техпроцесса и взаимно уничтожаются. Наиболее общий используемый показатель — коэффициент производительности процесса Cpk. Показатель Cpk = 1.0 считается минимальным для постановки изделия в производство.

Чем креативнее и качественнее, проанализировав, решение при разработке применил конструктор, тем меньше затрат уйдет на изготовление продукта – ресурсы, время изготовления, цена комплектующих, способ и простота изготовления и др.

Инженер конструктор несет ответственность за полный цикл решения задачи от идеи до готового продукта, его монтажа, срока годности, безопасности и др. На каждом техническом документе ставиться его подпись, чем заверяется полная работоспособность идеи, то есть человек осознанно готов нести всю ответственность за дальней путь изделия: деньгами, временем, энергией, вложением сил и исправлением неправильно принятого решения.

Конструктор может сопровождать изделие и вносить изменения и модификации в течение всего времени производства изделия. Этот принцип иногда называют «от колыбели до могилы».

Какие нужны требования к образованию для работы инженером-конструктором

От конструктора, как правило, требуется следующее:

  • высшее, незаконченное высшее или среднеспециальное образование (техник-конструктор)
  • квалификация инженера-конструктора
  • знания основных («типовых») конструкций и их элементов по тематике разработки;
  • знания приемов создания технологичных, экономичных и эффективных конструкций;
  • знания основных технологий и способов производства.

В других странах для соискателей выдвигаются аналогичные требования:

Желающие обучаться по специальности инженер-конструктор могут посещать дополнительные занятия по аналитической геометрии, физике и моделированию.

Обязанности инженера-конструктора в России

  1. Разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты особо сложных, сложных и средней сложности изделий, используя средства автоматизации проектирования, передовой опыт конкурентоспособных изделий, обеспечивает при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, нормам охраны труда и техники безопасности, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также использование в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц.
  2. Проводит патентные исследования и определяет показатели технического уровня проектируемых изделий.
  3. Составляет кинематические схемы, общие компоновки и теоретические увязки отдельных элементов конструкций на основании принципиальных схем и эскизных проектов, проверяет рабочие проекты и осуществляет контроль чертежей по специальности или профилю работы, снимает эскизы сложных деталей с натуры и выполняет сложные деталировки.
  4. Проводит технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых конструкций, а также расчет рисков при разработке новых изделий, составляет инструкции по эксплуатации конструкций, пояснительные записки к ним, карты технического уровня, паспорта (в том числе патентные и лицензионные), программы испытаний, технические условия, извещения об изменениях в ранее разработанных чертежах и другую техническую документацию.
  5. Изучает и анализирует поступающую от других организаций конструкторскую документацию в целях её использования при проектировании и конструировании.
  6. Согласовывает разрабатываемые проекты с другими подразделениями предприятия, представителями заказчиков и органов надзора, экономически обосновывает разрабатываемые конструкции.
  7. Участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных конструкций, выпускаемой предприятием продукции, в составлении заявок на изобретения и промышленные образцы, а также в работах по совершенствованию модернизации, унификации конструируемых изделий, их элементов и в разработке проектов стандартов и сертификатов.
  8. Дает отзывы и заключения на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся отдельных элементов и сборочных единиц.

Требования. Инженер-конструктор должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, другие нормативные и методические материалы, касающиеся конструкторской подготовки производства;
  • системы и методы проектирования;
  • принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства;
  • перспективы технического развития предприятия;
  • оборудование предприятия, применяемые оснастку и инструмент;
  • технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым;
  • технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации;
  • стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации;
  • средства автоматизации проектирования;
  • современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
  • методы проведения технических расчетов при конструировании;
  • применяемые в конструкциях материалы и их свойства;
  • порядок и методы проведения патентных исследований;
  • основы изобретательства;
  • методы анализа технического уровня объектов техники и технологии;
  • основные требования организации труда при проектировании и конструировании;
  • основы технической эстетики и художественного конструирования;
  • основы систем автоматизированного проектирования;
  • передовой российский и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции;
  • основы экономики, организации труда и управления;
  • основы трудового законодательства Российской Федерации;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты[6].

См. также

Примечания

Ссылки

Инженер-конструктор — Википедия

Инжене́р-констру́ктор — инженерная специальность, чья деятельность (работа) необходима для разработки и создания конечного (целевого) продукта из продуктов и ресурсов существующего материального производства. Например: инженер-конструктор деревообрабатывающего и мебельного производства, инженер-конструктор стальных конструкций и т. д. Под созданием конечного (целевого) продукта при этом понимают объединение продуктов (ресурсов), например: сборка, монтаж, сварка, бетонирование и т. д.

Инжене́р-констру́ктор — инженер, разработчик конструкций, инструмента и механизмов. Последнее время во многих компаниях конструкторами стали называть также разработчиков электросхем[1][2]. В странах Запада, особенно в США, конструкторами традиционно называют инженеров-электротехников, собственно инженеров-конструкторов, инженеров-строителей и др. Также в США профессии архитектора и инженера-проектировщика считаются тесно связанными с конструкторскими[3].

Терминология

В русском языке в начале 1990-х годов появилось слово «дизайнер», обозначающее творческую деятельность, направленную на создание эстетичных и эргономичных технических средств. При переводе иностранных публикаций и особенно теле- и радиопередач переводчики очень часто забывают, что англ. designer имеет несколько значений, которые переводятся по-разному. Также нельзя путать конструктора с чертёжником, который лишь изображает чертёж в соответствии с государственным стандартом (ЕСКД) и не занимается непосредственно разработкой. Как правило, конструктор ведёт разработку, изображая чертёж самостоятельно.

Функции инженера-конструктора

Обычно конструктор получает от промышленного дизайнера и маркетологов основную идею разработки, ожидания клиентов, и также запрашиваемые технические характеристики, что в совокупности, выраженное в согласованном документе, является техническим заданием на разработку. После чего начинается процесс конструирования. Часто разработки должны соответствовать возможностям производства, доступным материалам, квалификации работников, имеющейся упаковке и возможным способам доставки до потребителя.

Работа инженера-конструктора заключается фактически в разработке информационной модели изделия и выдаче конструкторской документации производству. Для этого инженеру-конструктору необходимо представлять варианты конструкции изделия, обосновать лучший вариант конструкции, выполнить сборочный чертеж, спецификацию и деталировку.

В практике зарубежных компаний менее квалифицированный труд, такой как оформление документации, подсчёт крепежа и тп., часто отдаётся занимающимся данными направлениями специалистам (драфтерам, см. англ. drafter), в России в основном это выполнят инженеры-конструкторы с низкой категорией.

Кроме этого, совместно с инженером-технологом осуществляются анализ детали на технологичность (доработка конструкции изделия для удобства изготовления на том или ином технологическом оборудовании) и нормативный контроль (соответствие чертежа нормативным документам, правильность оформления).

Если разрабатываемое оборудование оказывает влияние на общественную безопасность, то для осуществления такой деятельности требуется лицензия. Например, в США может потребоваться лицензия «профессионального инженера»[4]. В России лицензию на право осуществления соответствующей разработки должна получить организация-разработчик.

В России

Статья 4[5] Федерального Закона N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» гласит:

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Тем не менее, это требование обычно не распространяется на разработку устройств для внутренних потребностей производства.

В практике отечественных государственных предприятий ещё с советских времён принято следующее разделение конструкторов по категориям:

  • без категории — выполняет простейшие работы под контролем более опытных сотрудников.
  • 3 категория — то же, что и без категории, кроме того, выполняет чертежи простейших сборочных единиц под контролем.
  • 2 категория — то же, что и 3 категория, кроме того, разрабатывает отдельные сборочные единицы невысокой сложности.
  • 1 категория — то же, что и 2 категория, кроме того, разрабатывает узлы и агрегаты по заданию ведущего.
  • ведущий — разрабатывает основы конструкции, кинематики механизма, осуществляет общую координацию разработки и т. д.
  • главный (генеральный) — осуществляет общее управление конструкторскими подразделениями предприятия и координацию их действий.

Влияние САПР

В то же время развитие компьютерных технологий (прежде всего, трёхмерной графики и математического моделирования) обусловило появления различных САПР — как двухмерных (например, широко известный Autodesk AutoCAD и российский Компас — График), так и трехмерных (например, Autodesk Inventor, SolidWorks, Pro/ENGINEER, Bocad-3D, CATIA, Siemens PLM Software, отечественные САПР Компас 3D, T-FLEX CAD). САПР размывают границы между упомянутыми категориями «без категории», 3 и 2 ввиду очевидных преимуществ и возможностей, предоставляемых САПР. Например, САПР позволяют создавать модель детали в наглядном представлении и размещать её в сборке, а также позволяют генерировать чертеж по имеющейся модели детали. Подробнее о САПР см. соответствующую статью. САПР упрощает поиск и проверку технического решения, но, конечно же, не может полностью автоматизировать этот процесс.

Конструкторская подготовка производства

В ответственность некоторых конструкторов входит создание прототипов, после чего прототип подвергается критике и пересмотру. Прототипы бывают действующими моделями и недействующими (макетами). Действующую модель испытывают, а имитацию используют для определения эстетических параметров, а также соответствию заданию. Определяются и устраняются все возможные несоответствия. На этом этапе конструкторская разработка изделия завершается, конструкторская документация передается в технический архив. Далее специалист по подготовке производства совместно с инженером-технологом разрабатывают техпроцесс. Также на этом этапе начинается разработка упаковки.

Когда после многочисленных изменений прототип завершён и детали изготовлены, начинается сборка опытного образца. Ведущий конструктор изделия совместно с инженером по качеству и начальником сборочного цеха обсуждают замечания по опытному образцу и проблемы в процессе сборки. Также часто используются статистические методы контроля. Вариации изделий соответствуют определенным аспектам техпроцесса и взаимно уничтожаются. Наиболее общий используемый показатель — коэффициент производительности процесса Cpk. Показатель Cpk = 1.0 считается минимальным для постановки изделия в производство.

Чем креативнее и качественнее, проанализировав, решение при разработке применил конструктор, тем меньше затрат уйдет на изготовление продукта – ресурсы, время изготовления, цена комплектующих, способ и простота изготовления и др.

Инженер конструктор несет ответственность за полный цикл решения задачи от идеи до готового продукта, его монтажа, срока годности, безопасности и др. На каждом техническом документе ставиться его подпись, чем заверяется полная работоспособность идеи, то есть человек осознанно готов нести всю ответственность за дальней путь изделия: деньгами, временем, энергией, вложением сил и исправлением неправильно принятого решения.

Конструктор может сопровождать изделие и вносить изменения и модификации в течение всего времени производства изделия. Этот принцип иногда называют «от колыбели до могилы».

Какие нужны требования к образованию для работы инженером-конструктором

От конструктора, как правило, требуется следующее:

  • высшее, незаконченное высшее или среднеспециальное образование (техник-конструктор)
  • квалификация инженера-конструктора
  • знания основных («типовых») конструкций и их элементов по тематике разработки;
  • знания приемов создания технологичных, экономичных и эффективных конструкций;
  • знания основных технологий и способов производства.

В других странах для соискателей выдвигаются аналогичные требования:

Желающие обучаться по специальности инженер-конструктор могут посещать дополнительные занятия по аналитической геометрии, физике и моделированию.

Обязанности инженера-конструктора в России

  1. Разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты особо сложных, сложных и средней сложности изделий, используя средства автоматизации проектирования, передовой опыт конкурентоспособных изделий, обеспечивает при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, нормам охраны труда и техники безопасности, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также использование в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц.
  2. Проводит патентные исследования и определяет показатели технического уровня проектируемых изделий.
  3. Составляет кинематические схемы, общие компоновки и теоретические увязки отдельных элементов конструкций на основании принципиальных схем и эскизных проектов, проверяет рабочие проекты и осуществляет контроль чертежей по специальности или профилю работы, снимает эскизы сложных деталей с натуры и выполняет сложные деталировки.
  4. Проводит технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых конструкций, а также расчет рисков при разработке новых изделий, составляет инструкции по эксплуатации конструкций, пояснительные записки к ним, карты технического уровня, паспорта (в том числе патентные и лицензионные), программы испытаний, технические условия, извещения об изменениях в ранее разработанных чертежах и другую техническую документацию.
  5. Изучает и анализирует поступающую от других организаций конструкторскую документацию в целях её использования при проектировании и конструировании.
  6. Согласовывает разрабатываемые проекты с другими подразделениями предприятия, представителями заказчиков и органов надзора, экономически обосновывает разрабатываемые конструкции.
  7. Участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных конструкций, выпускаемой предприятием продукции, в составлении заявок на изобретения и промышленные образцы, а также в работах по совершенствованию модернизации, унификации конструируемых изделий, их элементов и в разработке проектов стандартов и сертификатов.
  8. Дает отзывы и заключения на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся отдельных элементов и сборочных единиц.

Требования. Инженер-конструктор должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, другие нормативные и методические материалы, касающиеся конструкторской подготовки производства;
  • системы и методы проектирования;
  • принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства;
  • перспективы технического развития предприятия;
  • оборудование предприятия, применяемые оснастку и инструмент;
  • технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым;
  • технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации;
  • стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации;
  • средства автоматизации проектирования;
  • современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
  • методы проведения технических расчетов при конструировании;
  • применяемые в конструкциях материалы и их свойства;
  • порядок и методы проведения патентных исследований;
  • основы изобретательства;
  • методы анализа технического уровня объектов техники и технологии;
  • основные требования организации труда при проектировании и конструировании;
  • основы технической эстетики и художественного конструирования;
  • основы систем автоматизированного проектирования;
  • передовой российский и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции;
  • основы экономики, организации труда и управления;
  • основы трудового законодательства Российской Федерации;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты[6].

См. также

Примечания

Ссылки

Инженер-конструктор — Википедия. Что такое Инженер-конструктор

Инжене́р-констру́ктор — инженерная специальность, чья деятельность (работа) необходима для разработки и создания конечного (целевого) продукта из продуктов и ресурсов существующего материального производства. Например: инженер-конструктор деревообрабатывающего и мебельного производства, инженер-конструктор стальных конструкций и т. д. Под созданием конечного (целевого) продукта при этом понимают объединение продуктов (ресурсов), например: сборка, монтаж, сварка, бетонирование и т. д.

Инжене́р-констру́ктор — инженер, разработчик конструкций, инструмента и механизмов. Последнее время во многих компаниях конструкторами стали называть также разработчиков электросхем[1][2]. В странах Запада, особенно в США, конструкторами традиционно называют инженеров-электротехников, собственно инженеров-конструкторов, инженеров-строителей и др. Также в США профессии архитектора и инженера-проектировщика считаются тесно связанными с конструкторскими[3].

Терминология

В русском языке в начале 1990-х годов появилось слово «дизайнер», обозначающее творческую деятельность, направленную на создание эстетичных и эргономичных технических средств. При переводе иностранных публикаций и особенно теле- и радиопередач переводчики очень часто забывают, что англ. designer имеет несколько значений, которые переводятся по-разному. Также нельзя путать конструктора с чертёжником, который лишь изображает чертёж в соответствии с государственным стандартом (ЕСКД) и не занимается непосредственно разработкой. Как правило, конструктор ведёт разработку, изображая чертёж самостоятельно.

Функции инженера-конструктора

Обычно конструктор получает от промышленного дизайнера и маркетологов основную идею разработки, ожидания клиентов, и также запрашиваемые технические характеристики, что в совокупности, выраженное в согласованном документе, является техническим заданием на разработку. После чего начинается процесс конструирования. Часто разработки должны соответствовать возможностям производства, доступным материалам, квалификации работников, имеющейся упаковке и возможным способам доставки до потребителя.

Работа инженера-конструктора заключается фактически в разработке информационной модели изделия и выдаче конструкторской документации производству. Для этого инженеру-конструктору необходимо представлять варианты конструкции изделия, обосновать лучший вариант конструкции, выполнить сборочный чертеж, спецификацию и деталировку.

В практике зарубежных компаний менее квалифицированный труд, такой как оформление документации, подсчёт крепежа и тп., часто отдаётся занимающимся данными направлениями специалистам (драфтерам, см. англ. drafter), в России в основном это выполнят инженеры-конструкторы с низкой категорией.

Кроме этого, совместно с инженером-технологом осуществляются анализ детали на технологичность (доработка конструкции изделия для удобства изготовления на том или ином технологическом оборудовании) и нормативный контроль (соответствие чертежа нормативным документам, правильность оформления).

Если разрабатываемое оборудование оказывает влияние на общественную безопасность, то для осуществления такой деятельности требуется лицензия. Например, в США может потребоваться лицензия «профессионального инженера»[4]. В России лицензию на право осуществления соответствующей разработки должна получить организация-разработчик.

В России

Статья 4[5] Федерального Закона N128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» гласит:

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Тем не менее, это требование обычно не распространяется на разработку устройств для внутренних потребностей производства.

В практике отечественных государственных предприятий ещё с советских времён принято следующее разделение конструкторов по категориям:

  • без категории — выполняет простейшие работы под контролем более опытных сотрудников.
  • 3 категория — то же, что и без категории, кроме того, выполняет чертежи простейших сборочных единиц под контролем.
  • 2 категория — то же, что и 3 категория, кроме того, разрабатывает отдельные сборочные единицы невысокой сложности.
  • 1 категория — то же, что и 2 категория, кроме того, разрабатывает узлы и агрегаты по заданию ведущего.
  • ведущий — разрабатывает основы конструкции, кинематики механизма, осуществляет общую координацию разработки и т. д.
  • главный (генеральный) — осуществляет общее управление конструкторскими подразделениями предприятия и координацию их действий.

Влияние САПР

В то же время развитие компьютерных технологий (прежде всего, трёхмерной графики и математического моделирования) обусловило появления различных САПР — как двухмерных (например, широко известный Autodesk AutoCAD и российский Компас — График), так и трехмерных (например, Autodesk Inventor, SolidWorks, Pro/ENGINEER, Bocad-3D, CATIA, Siemens PLM Software, отечественные САПР Компас 3D, T-FLEX CAD). САПР размывают границы между упомянутыми категориями «без категории», 3 и 2 ввиду очевидных преимуществ и возможностей, предоставляемых САПР. Например, САПР позволяют создавать модель детали в наглядном представлении и размещать её в сборке, а также позволяют генерировать чертеж по имеющейся модели детали. Подробнее о САПР см. соответствующую статью. САПР упрощает поиск и проверку технического решения, но, конечно же, не может полностью автоматизировать этот процесс.

Конструкторская подготовка производства

В ответственность некоторых конструкторов входит создание прототипов, после чего прототип подвергается критике и пересмотру. Прототипы бывают действующими моделями и недействующими (макетами). Действующую модель испытывают, а имитацию используют для определения эстетических параметров, а также соответствию заданию. Определяются и устраняются все возможные несоответствия. На этом этапе конструкторская разработка изделия завершается, конструкторская документация передается в технический архив. Далее специалист по подготовке производства совместно с инженером-технологом разрабатывают техпроцесс. Также на этом этапе начинается разработка упаковки.

Когда после многочисленных изменений прототип завершён и детали изготовлены, начинается сборка опытного образца. Ведущий конструктор изделия совместно с инженером по качеству и начальником сборочного цеха обсуждают замечания по опытному образцу и проблемы в процессе сборки. Также часто используются статистические методы контроля. Вариации изделий соответствуют определенным аспектам техпроцесса и взаимно уничтожаются. Наиболее общий используемый показатель — коэффициент производительности процесса Cpk. Показатель Cpk = 1.0 считается минимальным для постановки изделия в производство.

Чем креативнее и качественнее, проанализировав, решение при разработке применил конструктор, тем меньше затрат уйдет на изготовление продукта – ресурсы, время изготовления, цена комплектующих, способ и простота изготовления и др.

Инженер конструктор несет ответственность за полный цикл решения задачи от идеи до готового продукта, его монтажа, срока годности, безопасности и др. На каждом техническом документе ставиться его подпись, чем заверяется полная работоспособность идеи, то есть человек осознанно готов нести всю ответственность за дальней путь изделия: деньгами, временем, энергией, вложением сил и исправлением неправильно принятого решения.

Конструктор может сопровождать изделие и вносить изменения и модификации в течение всего времени производства изделия. Этот принцип иногда называют «от колыбели до могилы».

Какие нужны требования к образованию для работы инженером-конструктором

От конструктора, как правило, требуется следующее:

  • высшее, незаконченное высшее или среднеспециальное образование (техник-конструктор)
  • квалификация инженера-конструктора
  • знания основных («типовых») конструкций и их элементов по тематике разработки;
  • знания приемов создания технологичных, экономичных и эффективных конструкций;
  • знания основных технологий и способов производства.

В других странах для соискателей выдвигаются аналогичные требования:

Желающие обучаться по специальности инженер-конструктор могут посещать дополнительные занятия по аналитической геометрии, физике и моделированию.

Обязанности инженера-конструктора в России

  1. Разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты особо сложных, сложных и средней сложности изделий, используя средства автоматизации проектирования, передовой опыт конкурентоспособных изделий, обеспечивает при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, нормам охраны труда и техники безопасности, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также использование в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц.
  2. Проводит патентные исследования и определяет показатели технического уровня проектируемых изделий.
  3. Составляет кинематические схемы, общие компоновки и теоретические увязки отдельных элементов конструкций на основании принципиальных схем и эскизных проектов, проверяет рабочие проекты и осуществляет контроль чертежей по специальности или профилю работы, снимает эскизы сложных деталей с натуры и выполняет сложные деталировки.
  4. Проводит технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых конструкций, а также расчет рисков при разработке новых изделий, составляет инструкции по эксплуатации конструкций, пояснительные записки к ним, карты технического уровня, паспорта (в том числе патентные и лицензионные), программы испытаний, технические условия, извещения об изменениях в ранее разработанных чертежах и другую техническую документацию.
  5. Изучает и анализирует поступающую от других организаций конструкторскую документацию в целях её использования при проектировании и конструировании.
  6. Согласовывает разрабатываемые проекты с другими подразделениями предприятия, представителями заказчиков и органов надзора, экономически обосновывает разрабатываемые конструкции.
  7. Участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных конструкций, выпускаемой предприятием продукции, в составлении заявок на изобретения и промышленные образцы, а также в работах по совершенствованию модернизации, унификации конструируемых изделий, их элементов и в разработке проектов стандартов и сертификатов.
  8. Дает отзывы и заключения на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся отдельных элементов и сборочных единиц.

Требования. Инженер-конструктор должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, другие нормативные и методические материалы, касающиеся конструкторской подготовки производства;
  • системы и методы проектирования;
  • принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства;
  • перспективы технического развития предприятия;
  • оборудование предприятия, применяемые оснастку и инструмент;
  • технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым;
  • технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации;
  • стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации;
  • средства автоматизации проектирования;
  • современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
  • методы проведения технических расчетов при конструировании;
  • применяемые в конструкциях материалы и их свойства;
  • порядок и методы проведения патентных исследований;
  • основы изобретательства;
  • методы анализа технического уровня объектов техники и технологии;
  • основные требования организации труда при проектировании и конструировании;
  • основы технической эстетики и художественного конструирования;
  • основы систем автоматизированного проектирования;
  • передовой российский и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции;
  • основы экономики, организации труда и управления;
  • основы трудового законодательства Российской Федерации;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты[6].

См. также

Примечания

Ссылки

Автомобильный инженер века — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Автомобильный инженер века (англ. Car Engineer of the Century) — международная награда, присуждённая самому значительному автомобильному инженеру двадцатого века. Избирательный процесс находился под надзором организации Global Automotive Elections Foundation. Победитель, Фердинанд Порше, был объявлен на торжественном вручении 18 декабря 1999 года в Лас-Вегасе.

Фердинанд Порше, автомобильный инженер XX века

На звание автомобильного инженера века претендовали следующие кандидаты, отобранные специальной комиссией:

ФИО Достижения
Бела Барени Работа в области пассивной безопасности в Daimler-Benz
Уолтер Оуэн Бентли Инновационные решения в области автомобилестроения
Бенц, Карл Разработка первого в мире легкового автомобиля с бензиновым ДВС в 1886 году
Марк Биркигт Создание роскошного автомобиля Hispano-Suiza H6
Этторе Бугатти Разработка автомобилей Bugatti
Колин Чепмен Радикальные и инновационные технические решения в рамках Lotus Cars
Готлиб Даймлер Пионер в области разработки двигателей внутреннего сгорания
Рудольф Дизель Разработка дизельного двигателя
Уильям Эдвардс Деминг Революционное автомобильное производство с использованием статистического управления процессами
Генри Форд Пионер в области автомобилестроения, предприниматель и промышленный идеолог
Данте Джакоза Инновационные решения в рамках Fiat
Уолтер Хассан Инновации в области разработки двигателей в рамках Coventry Climax и Jaguar
Николас Хайек Создатель концепта MCC Smart
Алек Иссигонис Инновационная конструкция Mini
Витторио Яно Новатор в области автомобилестроения
Чарльз Спенсер Создатель люксового концепта SUV Range Rover с полным приводом
Фредерик Уильям Ланчестер Пионер в области автомобилестроения, основатель компании Lanchester Motor Company, один из основателей исследования операций
Ганс Ледвинка Создатель особого шасси с хребтовой рамой, один из разработчиков модели Volkswagen Beetle и дизайнер компании Tatra
Андре Лефевр Инженер-конструктор компании Citroën
Гарри Манди Новатор в области автомобильных двигателей, работник компаний Coventry Climax, Lotus и Jaguar
Николаус Отто Изобретатель двигателя внутреннего сгорания
Фердинанд Порше Новатор в области автомобилестроения, создатель концерна Volkswagen
Фредерик Генри Ройс Инженер, изобретатель и предприниматель, один из основателей компании Rolls-Royce
Рудольф Уленхаут Инженер-конструктор, глава отдела Mercedes-Benz cars, разработчик успешных гоночных моделей «Серебряная стрела»
Габриэль Вуазен Новатор в области автомобилестроения и двигателей
Феликс Ванкель Усовершенствовал конструкцию роторно-поршневого двигателя совместно с NSU

Жюри, состоявшее из 132 профессиональных автомобильных журналистов из 33 различных стран мира[1], под председательством лорда Монтегю из Болье сократило список до 5 человек. Результат голосования был объявлен в ноябре 1999 года. Абсолютным победителем стал Фердинанд Порше[2][3].

Совет главных конструкторов — Википедия

Совет главных конструкторов

Наиболее известная фотография. Байконур, 1954 год
Дата основания 1946
Дата роспуска 1966
Тип группа учёных-ракетчиков
Число участников 6 постоянных (общее число варьировалось)
лидер С. П. Королёв

Совет главных конструкторов (также именовавшийся «твёрдотопливным»,[1] так как главные сторонники развития РКТ на основе жидкостных ракетных двигателей имели свои совещательно-консультативные органы; или просто «Совет Главных»[2]) — неформальный совет по развитию ракетной отрасли СССР под руководством Сергея Королёва, объединял главных конструкторов основных предприятий, участвовавших в ракетно-космической программе 1940-х — 1950-х годов. Существовал с момента развёртывания крупномасштабных работ в отрасли (1946 год)[3], был расширен в 1954 году[4][нет в источнике][3]. Возглавлял совет С. П. Королёв, объединявший действия ученых и конструкторов, направлявший их работу к достижению единой цели — созданию баллистических, а затем и космических ракет[5]. Фактически, руководство советом С. П. Королёвым осуществлялось до 1961 г., после чего его члены перешли на сторону В. Н. Челомея[6], который возглавил аналогичный совещательный орган, также называвшийся Советом главных конструкторов, просуществовавший в таком виде до осени 1964 г., то есть до времени отставки Н. С. Хрущёва с поста Генерального секретаря ЦК КПСС[7]. Окончательно, Совет главных конструкторов прекратил своё существование как самостоятельное явление в 1966 году, после смерти С. П. Королёва,[8] хотя отдельные сообщения о проведении заседаний органа с аналогичным названием относятся и к концу 1966 года, и к более поздним датам[9]. Впоследствии, в 1970-е — 1980-е гг. в СССР существовали внутриведомственные и корпоративные советы главных конструкторов крупных научно-производственных объединений военно-промышленного комплекса (включавших в себя по несколько конструкторских учреждений и соответствующее количество главных конструкторов).

Для управления системой научно-технических разработок потребовался координационный орган, каковым стал совет главных конструкторов, которые принимали все важные решения, на заседаниях этой команды принимались решения всех принципиальных и текущих вопросов космической программы. Несмотря на то, что совет имел неформальный характер, его члены обладали необходимыми полномочиями для формирования направления развития советской ракетно-космической программы и смежных исследований, что упоминают в своих воспоминаниях члены совета, другие участники проекта[4][10][11] и исследователи отрасли[12].

В первый совет вошли главные конструкторы предприятий, которые занимались ракетно-космической программой на руководящих должностях с 1946 года:

Эта команда иногда называется «великолепная шестёрка»[4][11]. На часто использующейся в литературе фотографии шести конструкторов, снятой на Байконуре в 1954 году, нет Кузнецова, но есть Богомолов, которого отдельные авторы называют членом «великолепной шестёрки»[12].

Около 1954 года советский космический проект вплотную приблизился к решению задачи отправки человека в космос. В связи с расширением круга решаемых задач в совет были введены новые специалисты[3]:

В состав совета в разное время также входили:[13]

Несмотря на то, что С. П. Королёву удалось на длительное время сплотить под своим руководством видных советских учёных в сфере ракетно-космической техники, необходимо учитывать, что в космонавтике они были фигурами не менее важными, чем Королёв[14]. Между членами совета сохранились противоречия и старая, длящаяся годами, а подчас десятилетиями, хотя и нигде не афишируемая борьба и антагонизм, часто переходящий за рамки сугубо научных противоречий и выходящий на уровень межличностных конфликтов (к примеру, между Янгелем и Челомеем, между Челомеем и Королёвым, между Королёвым и Глушко, между Королёвым и Янгелем, и так далее). По воспоминаниям Бориса Чертока в 1960 году обострились проблемы во взаимоотношениях Глушко и Королёва[10], которые окончательно завели в тупик взаимодействие между членами совета после запуска человека в космос в 1961 году. Необходимо особо отметить, что несмотря на остроту противоречий между членами совета, ни Королёв, ни кто-либо ещё из числа членов совета, не позволяли себе публичной критики своих оппонентов и шагов, которые могли быть истолкованы как выходящие за рамки приличия, при том, что каждый конструктор, разумеется, старался перетянуть «одеяло на свою сторону» в плане обеспечения государственной поддержки собственных проектов и сокращения, либо поглощения конкурирующих структур[15]. Критика соперников, при этом, носила сугубо технический и весьма вежливый характер, но это не отменяло её бескомпромиссной сути и, как по этому поводу вспоминал позже С. Н. Хрущёв, — на тот момент заместитель главного конструктора ОКБ-52 В. Н. Челомея, — он получал от своего руководителя негласное указание: на заседаниях научно-технических советов «топить» как бесперспективные те проекты конкурирующих конструкторских бюро, бесперспективность которых не была доказана, — и Челомей это понимал, — но развитие которых шло вразрез с теми проектами, которые разрабатывались в его собственном конструкторском бюро (в случае изменения политической конъюнктуры в стране, Челомей ожидал, и небезосновательно, точно таких же шагов от Королёва и других своих конкурентов, а потому пользовался своим служебным положением и неформальными связями с Генеральным секретарём ЦК КПСС, как, впрочем, и другие конструктора, имевшие своих негласных покровителей из числа кандидатов и членов Политбюро ЦК). Причём, не только межличностные конфликты довлели над учёными, — от каждого из членов совета, как от руководителя той или иной научно-исследовательской, научно-производственной или опытно-конструкторской организации, зависело сохранение и увеличение числа рабочих мест на курируемых ими предприятиях, укрупнение штатов, расширение производственной базы, ведь за каждым членом совета стояли тысячи научно-технических и инженерно-технических работников, военнослужащих и гражданских лиц участвующих в проектах, занятость которых и обеспечение их работой напрямую зависело от стойкости и успешности в отстаивании их начальниками собственной позиции перед высшим военно-политическим руководством страны[7].

«Я помню, когда наше КБ конкурировало с Королёвым, кто первым пошлёт человека на Луну, то мой приятель, наш главный баллистик Володя Модестов сказал: „Ты посмотри на этих двоих [Челомея и Королёва]. Каждый из них предпочтёт, чтобы американцы первые сели, а не конкуренты“
— Сергей Хрущёв в эфире радио «Эхо Москвы»[16]
»

При всём накале противостояния, даже в кругу ближайших знакомых из числа коллег, подчинённых и доверенных лиц, учёные вели себя весьма сдержанно, как и подобает персонам такого уровня, и не позволяли себе каких-либо резких выпадов в адрес оппонентов, — даже в конфиденциальном разговоре Королёв позволял себе лишь посетовать в отношении Челомея: «Челомей и то, Челомей и сё, Челомей всё берет в свои руки».[17] Несмотря на напряжённые отношения Королёва с Янгелем, известно, что Королёв приезжал к Янгелю в Днепропетровск и они провели несколько дней на рыбалке, на Днепре, обсуждая ситуацию в ракетостроении, ситуацию в стране и вырабатывая совместный план действий. Свидетели событий тех лет из числа лиц, поддерживавших доверительные отношения со многими из указанных учёных, единодушны в том, что ни Королёв к Челомею, ни Челомей к Королёву с откровенной враждебностью не относились. Один из ведущих сотрудников Челомея — Г. А. Болтянский рассказывал, что Челомей любил ставить Королёва в пример другим как сильную личность. А сотрудники Королёва И. В. Лавров и М. С. Флорианский вспоминали, как Королёв посылал своё «посольство» к Челомею для налаживания деловых контактов[18]. Как отмечает по этому поводу А. П. Соловьёв, история противостояния двух ракетных гениев — Челомея и Королёва — заслуживает если не отдельной книги, то фильма уж точно[19]. В этом плане можно сказать, что С. П. Королёву силой собственного авторитета и организационных способностей удалось создать такой орган, который долгое время выполнял не только совещательные функции, но и являлся дискуссионной площадкой для поиска компромисса и примирения конфликтующих сторон, каждая из которых имела большой вес и значение в определении направления развития ракетно-космических технологий, как военного, так и гражданского назначения.

В начале 2000-х гг. делались попытки воссоздать Совет генеральных конструкторов, как совещательный орган при Президенте РФ (наряду с аналогичными советами по другим вопросам), который бы определял направление развития вооружений, военной техники и изделий гражданского назначения[20].

  1. Черток Б. Е. Безымянный главный конструктор: К 100-летию со дня рождения академика С. П. Королёва. // Вестник Российской академии наук. — М.: Наука, 2007 — Т.77 — № 1 — С.61
  2. Черток Б. Е. «Нам удалось сделать рывок». Из воспоминаний действительного члена АН СССР (РАН) Б. Е. Чертока. / Публ. подготовили Е. Ю. Башилова, Т. А. Головкина. // Исторический архив : журнал. — М.: РОССПЭН, 2003. — № 4 — С.52 — ISSN 0869-6322.
  3. 1 2 3 Черток Б. Е.. Глава 4. Становление на родной земле. Три новые технологии – три государственных комитета // Ракеты и люди. — М.: Машиностроение, 1999. — Т. 1. Ракеты и люди.
  4. 1 2 3 Когорта // Русская линия. — СПб., 2009. — Вып. 11 марта.
  5. Королёва Н. С. Отец : в 2-х книгах. — М.: Наука, 2002. — Кн.2 — С.279 — 410 с. — ISBN 5-02-011807-9.
  6. Ребров М. Ф. Сергей Павлович Королев. Жизнь и необыкновенная судьба. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С.323 — 383 с. — (Архив) — ISBN 5-224-03679-8.
  7. 1 2 Хрущёв С. Н. Никита Хрущев: Рождение сверхдержавы. — М.: Время, 2010. — С.210—225, 245—291, 553—576 с. — (Трилогия об отце) — ISBN 978-5-9691-0534-8.
  8. Ямской Н. За кулисами лунных премьер. // Огонёк : еженедельный общественно-политический и литературно-художественный журнал. — М., 24.09.2006. — № 38 — С.44 — Цитата: «в 1964 году Хрущева сместили, и это рикошетом ударило по „возомнившему себя“ Челомею. А в самом начале 1966 года не стало Королёва. После этого в сфере принятия государственных решений и без того излишне подчиненный административно-бюрократической системе Совет генеральных конструкторов оказался ею окончательно и безраздельно подмят.»
  9. Каманин Н. П. Скрытый космос : в 2-х книгах. — М.: Инфортекст-ИФ, 1997. — Кн.2: 1964—1967 гг. — С.424 — 448 с.
  10. 1 2 Б. Е. Черток Ракеты и люди. Книга 4. Лунная гонка. — М.: «Машиностроение", 1999 Архивная копия от 15 марта 2008 на Wayback Machine
  11. 1 2 В. М. Филин. Немного истории // Путь к «Энергии». — М.: Логос, 2001. — 200 с. — ISBN 5-94010-101-1.
  12. 1 2 Ю. Б. Окунев. Есть ли Бог, или Почему Россия проиграла Америке лунную гонку // редактор Евгений Беркович Заметки по еврейской истории : сетевой журнал. — 2008. — Вып. декабрь. — № 12 (103).
  13. Новосёлов В. Н., Финадеев А. П. Эра ракет. Создание ракетной промышленности на Урале. — Челябинск: Книга, 2006. — С.68 — 319 с. — ISBN 978-5-7135-0561-5.
  14. Стернин Л. Е. и др. Однажды и навсегда: документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. — М.: Машиностроение, 1998. — С.211 — 632 с. — ISBN 5-121-02896-3
  15. Дроздов Н. Д. Из истории создания системы противоракетной обороны в СССР, 1957-77 годы (монография). — Тверь: Тверской государственный университет, 1998. — С.30,39 — 48 с.
  16. Дымарский В. (ведущий радиопередачи) Дорогой наш Никита Сергеевич : эфир с С. Н. Хрущёвым (электронный ресурс). / Эхо Москвы : радиостанция. Время выхода в эфир: 4 апреля 2010, 17:15.
  17. Хрущёв С. Н. Время, люди, власть (Воспоминания в 4-х книгах). — М.: Московские новости, 1999. — Кн.4 — С.201 — 728 с. — ISBN 5-900036-07-3.
  18. Завалишин А. П. Байконурские университеты. Записки ветерана-испытателя. — М.: Машиностроение, 1999. — С.41 — 208 с. — ISBN 5-217-02907-2.
  19. Соловьёв А. П. Выбор профессии. — М.: ЭКСМО, 2013. — С.31 — 384 с. — (Библиотека «Коммерсантъ») — ISBN 978-5-699-58866-4.
  20. Ушакова В. Опережение: [О проблемах новых технологий в создании рос. вооружения и военной техники: По материалам беседы с д-ром техн. наук, действит. членом Рос. академии ракетно-артиллерийских наук С. П. Непобедимым]. // Москва : журнал русской культуры. — 2003 — № 5. — С.188.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *