последние отзывы сотрудников, условия работы, требования при приеме и должностные обязанности
Оператор колл-центра «Яндекс» – вакансия, которая вызывает немало интереса со стороны интернет-пользователей. Крупнейший в России поисковик предлагает удаленную работу для жителей всех регионов. Сотрудников оформляют официально и осуществляют налоговые отчисления. Давайте узнаем подробнее, что собой представляет данная профессия.
Оператор колл-центра – кто это?
Данная вакансия уже давно набирает популярность. Однако до сих пор остаются те, кто ничего о ней не знает. Давайте внесем некоторую ясность. Работа оператором колл-центра в «Яндексе» или другой компании предполагает необходимость общаться с клиентами или партнерами, получая или предоставляя запрашиваемую информацию.
Например, операторы колл-центров востребованы в службах доставки, сервисах заказа такси и т.д. Задача специалиста – выяснить запрос клиента и предоставить информацию. В этом состоит суть приема входящих звонков.
Однако есть такие вакансии, на которых специалисту самому приходится совершать исходящие звонки. Именно к такому типу относится вакансия оператор колл-центра «Яндекс» (отзывы сотрудников представлены в статье).
Как правило, исходящие звонки совершают с несколькими целями.
- Привлечение новых клиентов.
- Информирование действующих клиентов о скидках или акциях.
- Выполнение опросов или анкетирований.
Именно к последнему типу относится названная ранее вакансия оператора колл-центра «Яндекс», отзывы о ней подтверждают эту информацию.
Суть работы
Каждый день поисковиком пользуются миллионы людей. Многие из них -«Яндекс.Справочником», который считается едва ли не самым крупным каталогом, в котором собраны организации со всей России. Задача удаленных операторов — следить за актуальностью опубликованной информации.
Кому подходит?
По мнению представителей компании, вакансия оператора колл-центра «Яндекс», отзывы сотрудников о которой противоречивы, адресована тем, кого интересует стабильная удаленная работа. Среди личных качеств приветствуется общительность, а также усидчивость и внимательность. В процессе работы придется общаться с немалым количеством людей, поэтому нелишней будет стрессоустойчивость.
Занять вакансию оператора колл-центра «Яндекс», отзывов о которой немало, может соискатель абсолютно из любого города. Так как эта работа происходит в удаленном формате. То есть для выполнения обязанностей сотруднику понадобится компьютер или ноутбук с устойчивым интернет-соединением.
Также некоторых соискателей может привлечь возможность работать по четыре часа в день. Таким способом можно совмещать выполнение обязанностей оператора колл-центра «Яндекс» (отзывы свидетельствуют, что многие так и делают) с обучением или другой работой.
Должностные обязанности
Как сообщает компания, потенциальному сотруднику предстоит выполнять следующие обязанности:
- Обзванивать организации из предоставленной базы и удостоверяться в актуальности данных.
- При необходимости редактировать предоставленную информацию.
По сути это все обязанности, которые возлагают на операторов колл-центра «Яндекс» (отзывы о работе вы узнаете несколько позднее). Согласитесь, их перечень удивляет своей лаконичностью.
Требования при приеме
Потенциальному сотруднику предстоит работать удаленно, то есть на дому. Это означает, что не придется каждое утро торопиться в офис, простаивая в пробках. Однако при этом необходимость обеспечить комфортные условия труда ложится на самого сотрудника.
Каким требованиям должен соответствовать потенциальный оператор колл-центра «Яндекс. драйв»? Отзывы сообщают, что кандидат должен:
- Грамотно писать и устно изъясняться по-русски.
- Быть уверенным пользователем ПК.
Что касается технической стороны вопроса, кандидат должен иметь стабильный доступ к высокоскоростному интернету, а также ноутбук или компьютер с подключенной к устройству гарнитурой.
Личная характеристика
Любая работа дается легче, если она соответствует характеру потенциального соискателя. Давайте узнаем, какими характеристиками должен обладать идеальный оператор колл-центра «Яндекс» (отзывы сотрудников настоятельно рекомендуется изучить перед трудоустройством):
- Желание выполнять однообразную работу. Сотруднику крупнейшей поисковой компании приходится изо дня в день выполнять довольно-таки монотонные действия. Тем, кто ищет постоянного разнообразия, здесь не место.
- Внимательность. Специалисту приходится работать с огромным потоком информации, в которой важна каждая деталь. Вот почему нужно обладать достаточной концентрацией, чтобы ничего не упустить из виду. Иначе пользователи справочника могут получить недостоверную информацию. Подобная ситуация крайне нежелательна для «Яндекса».
- Ответственность. Ни один работодатель не хочет иметь дело с безответственным сотрудником, который не готов обеспечивать достойный результат собственной работы. «Яндекс» не исключение в данном вопросе.
- Умение ставить и достигать цели. Это выдает уверенный характер, который привлекает большинство потенциальных работодателей. Кроме того, рабочий день для оператора колл-центра «Яндекс. Справочника» (отзывы об этом предупреждают) — постоянная смена одной цели другой.
- Стремление к получению новых знаний и освоению дополнительных навыков. Этот пункт дополняет предыдущий и совпадает с ним. Кадровая политика «Яндекса» такова, что предпочтение отдают сотрудникам, которые готовы постоянно узнавать новое, осваивая современные технологии и получая другие полезные для работы знания.
- Самоорганизация. Работать оператором колл-центра «Яндекс» удаленно (отзывы это подчеркивают) очень удобно. Но в то же время нужно уметь организовать себя. В период работы сотрудника ничего не должно отвлекать. Он должен добросовестно выполнять собственные обязанности, а не заниматься посторонними делами.
Условия работы
Если потенциальный сотрудник соответствует всем вышеизложенным требованиям, компания готова предложить ему следующие условия:
- Надомная работа.
- Частичная занятость.
- Официальное трудоустройство.
- Сдельная оплата.
- Бесплатное обучение.
Надомная работа
Это отличная возможность для людей, которые живут в удаленных уголках страны и не имеют возможности претендовать на вакансии с более-менее достойной оплатой. Этот вариант предпочитают те, кто не хочет много времени тратить на дорогу, добираясь до работы и обратно, а также те, кто по каким-либо причинам просто не желает работать в офисе, а предпочитает домашнюю обстановку.
Частичная занятость
Работать можно всего по четыре часа в смену. Конечно, это сказывается на уровне дохода. Однако такой вариант идеален для тех, кто ищет подработку. Многие работодатели предпочитают нанимать сотрудников на полный день. Те, кому нужна подработка, обычно сталкиваются с проблемой поиска вакантной должности. В сочетании с предыдущим пунктом это позволяет совмещать работу оператора колл-центра «Яндекс» (отзывы говорят о том, что это легко сделать) с основной должностью или обучением.
Официальное трудоустройство
Даже при частичной занятости «Яндекс» оформляет собственных сотрудников по трудовому договору или договору подряда. Это означает, что за работника будут совершать налоговые отчисления. Соответственно, в дальнейшем он сможет рассчитывать на получение положенного от государства вычета. Например, за обучение.
Сдельная оплата
В отличие от фиксированного оклада, в данном случае уровень дохода зависит от результата работы. Эта должность не подходит тем, кто привык создавать иллюзию бурной деятельности, но на самом деле «просиживает штаны» на рабочем месте, а не занимается непосредственным выполнением собственных обязанностей. В «Яндексе» так не получится.
Бесплатное обучение
Все затраты, связанные с освоением особенностей профессии оператора колл-центра «Яндекс» берет на себя, не взимая дополнительную плату с собственных работников. Это актуально для тех, кто желает осваивать современные технологии, но не готов за это платить. Кроме того, благодаря «Яндексу» можно приобрести полезные навыки и в дальнейшим устроиться оператором колл-центра в другую организацию, если не сложатся отношения с данным работодателем.
Как устроиться
Если вы согласны со всеми вышеперечисленными условиями, у вас наверняка возник логичный вопрос: как стать оператором колл-центра «Яндекс» на дому? Отзывы говорят о том, что это отнюдь не просто.
Итак, прежде всего, компания предлагает заполнить анкету, а затем пройти тест.
Еще до заполнения анкеты придется предоставить согласие на обработку персональной информации. Далее последуют стандартные вопросы. Например, Ф.И.О., гражданство, наличие супруга/супруги и т.д.
После ответа на формальные вопросы потенциальным кандидатам на вакансию удаленного оператора в «Яндексе» предлагают пройти тестирование. На его вдумчивое выполнение рекомендуется отводить примерно один-полтора часа времени.
Важно понимать, что это еще не гарантирует дальнейшего трудоустройства. Только после прохождения всех вышеперечисленных формальностей «Яндекс» принимает потенциальную кандидатуру на рассмотрение.
Отзывы сотрудников
Среди негативных мнений немало жалоб на сложность трудоустройства. Сотрудникам неоднократно предлагают заполнять анкету и проходить тест. Однако даже в случае выполнения этих условий никто не гарантирует успешного рассмотрения кандидатуры. Некоторым потенциальным кандидатам на работу в «Яндексе» месяцами приходится ждать ответа, а некоторые его так и не дожидаются вовсе.
Что касается заявленной зарплаты, то фактически у операторов колл-центра «Яндекса» она может оказаться меньше заявленной. Это связано с тем, что в публичной информации указаны фиксированные суммы. Однако для сотрудников установлена сдельная система оплаты труда. Это означает, что фактически доход зависит от выполнения установленных показателей. То есть никто не гарантирует, что вы будете зарабатывать именно ту сумму, которая изначально заявлена «Яндексом» для операторов колл-центра. Фактически она достижима при выполнении максимальных показателей. Как заявляет потенциальный работодатель, начинающие сотрудники выходят на подобные показатели в среднем за пару месяцев.
Преимущества для сотрудников
Однако на фоне негативных отзывов о работе на позиции оператора колл-центра в «Яндексе» встречаются и положительные мнения. Например, некоторые сотрудники весьма довольны удаленным форматом работы. Кроме того, занятость на данной позиции предполагает свободный график, позволяя работать даже в ночные часы, если для кого-либо такой вариант наиболее предпочтителен.
Среди преимуществ отмечают своевременные выплаты заработной платы. Это выделяет «Яндекс» на фоне недобросовестных работодателей, которые нередко задерживают обещанные выплаты или вовсе «кидают» с оплатой, оставляя собственных сотрудников ни с чем. Операторы крупнейшего российского поисковика всегда получают выплаты в установленную дату.
Также сотрудники считают, что в процессе работы им довелось поработать с адекватным начальством. Это становится преимуществом «Яндекса», выделяет его среди тех колл-центров, в которых менеджеры позволяют себе грубое общение с собственными сотрудниками.
Занять вышеназванную позицию можно, даже не имея специального образования. Вот почему вакансию рекомендуют тем, кто не имеет высшего образования, но обладает характеристиками идеального для «Яндекса» кандидата. Это шанс проявить себя, работая в известной компании. Для кого-то это может стать первой ступенькой в дальнейшей карьере в этой или другой организации.
Итак, работа на позиции оператора колл-центра «Яндекса» обладает как преимуществами, так и недостатками.
«Кто работал диспетчером Яндекс такси на дому, есть отзывы о такой работе?» — Яндекс Кью
ПопулярноеСообщества
Кто-нибудь работал из дома диспетчером от Яндекс такси, хотелось бы услышать реальные отзывы о такой работе
Отзывы о компанияхОтзывы о работе+2
Татьяна Клюева
·
22,9 K
ОтветитьУточнитьПавел Брух
Менеджмент
37
Интересуюсь многим, интернет магазины, автозапчасти, транспортные услуги и перевозки и… · 25 авг 2021 · obmen86. ru
Смотря, что именно вы подразумеваете под работой диспетчером Яндекс Такси.
Если Вы имеете ввиду официальную работу яндекс и принимать звонки от пассажиров — то работа сложная. Ваша задача принимать звонки и заказы на такси, плюс получать претензии от пассажиров по любой ситуации.
Но если же Вы будете работать «диспетчерском» на ИП Вася Пупкин, то это не Яндекс. Вы будете принимать звонки от водителей партнёра сервиса. Решать их проблемы и соответственно заниматься урегулированием вопросов именно партнёра.
Пассажиры тоже будут звонить и жаловаться на водителей, ругаться и так далее и вам тоже придётся решать эту проблему.
По зарплате учитывайте, что ИП не будет платить столько сколько бы платил Яндекс.
С уважением к Вам Руководитель Интернет-магазина АвтоТУРА.ру
Перейти на autotura.ru19,3 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Наталья Каркачёва
3
Курьер, диспетчер, книголюб.
Интересны Игорь Прокопенко и Анна Чампман. · 17 авг 2021Если вы стрессоустойчивы, то милости просим, называется. Будьте готовы к тому, что Вам будут поступать звонки со всей России. И не всегда попадаются адекватные клиенты. И не всегда эти клиенты более менее сносо говорят по русски. Я, хоть и стрессоустойчива, но выдержала 2 смены. В моральном плане тяжело. По поводу оформления. Не ждите, что Вас сразу оформят. Договор в… Читать далее
1 эксперт не согласен
16,2 K
Павел Брух
возражает
25 августа 2021
Отсутствуют факты
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
a²+b²=c²
5
10 мар
Проходила обучение перед НГ.Сказали в вых праздничные работать-«ок,хорошо».Прошла обучение,сдала экзамены,отправила документы и всё!!!молчок.
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Алексей Евдокимов
3
4 февр
Насчёт диспетчера не в курсе, но работал в 2016 году водителем партнёра Яндекс такси, подачи далёкие больше бензина искатаеш и за несколько отказов снимают с линии на сутки, для иногородних это проблема так как на дорогу домой можно остаться без бензина, совет будущим водителям на собственном а/м никогда не оклеивать машину рекламой чтоб можно было перейти на другое такси.
Комментировать ответ…Комментировать…Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Яндекс Отзывов | Прочтите обзоры обслуживания клиентов Yandex.
taxi5-звездочный
43%
4-звездочный
0%
3-звездочный
0%
2-Star
0%
10009
57%
Старший разработчик
2
отзывы
Никогда не доверяйте этой платформе
Никогда не доверяйте этой платформе. Водители просто очень злые люди!
Дата опыта: 04 июля 2022 г.
Взгляните
ГК
Гиорги Карели1
отзыв
Я недавно сделал заказ, и это было…
Я недавно сделал заказ, и это было около 5,60 лари. Цена была справедливой, поэтому я согласился. Но потом выяснилось, что водитель отменил поездку и заставил меня платить определенную стоимость за каждый километр, что было дороже, чем поездка, которую я заказал. Мне пришлось заплатить 7 лари. Разница между этими цифрами невелика, но никто не любит быть обманутым, поэтому я решил написать об этом, надеясь, что больше никому не придется сталкиваться с такой проблемой. Вот номерной знак: YF718FY
С наилучшими пожеланиями
Дата опыта: 09 января 2022 г.
CÉ
Седрик1
отзыв
Очень плохой опыт
Плохой опыт. Я заказал такси. Он приходит. А цену спрашивайте, я ответил 420р. Он извинился. Это невозможно, это слишком дешево. И после этого он сказал, что отменит гонку. Он не отменил. Оплатил 100р
Дата опыта: 14 февраля 2022
pisolino_Meow12
отзывов
Надежная компания, оперативное обслуживание, хорошие цены.
Хорошая надежная компания, оперативное обслуживание, хорошие цены. Вы можете положиться на компанию Яндекс Такси, они оперативно обслуживают клиентов. Иногда некоторые плохие водители, по каким-то причинам не желающие приезжать по указанному адресу, нарушают условия, но после уведомления службы поддержки Яндекса наказываются должным образом. Яндекс Такси порекомендовал.
Дата опыта: 24 января 2021 г.
МЕЛОДИ ДЖЕЙКОБС4
отзывы
Пока все заняты притворством и…
Пока все заняты притворством и написанием ложных отзывов, вот настоящая сделка об этой компании. У них мало 🚕 такси, которые ненадежны. Вы можете записаться на 1 и вызвать такси к 12 и все равно опоздать с этой компанией такси. Большинство автомобилей, используемых этой компанией, очень старые. Ваша поездка не будет такой расслабляющей, короче говоря, некоторые автомобили даже рвут вашу одежду из-за открытых металлов.
Эта компания предлагает услуги такси премиум-класса, что является чистым мошенничеством, потому что даже если вы заказываете такси премиум-класса, они все равно отправят вам такси эконом-класса, потому что большинство водителей, зарегистрированных в этой компании, используют очень старые автомобили. Зимой в такси сильно пахнет. Водители иногда не будут по адресу и будут указывать, что они по адресу, и когда вы, наконец, направите их по адресу, они все еще хотят взимать с вас очень высокую плату за трату вашего собственного времени. Вы садитесь в какое-то такси, а выходите, чувствуя себя плохо из-за неприятного запаха.
Дата опыта: 03 марта 2021 г.
Onyrix5
отзывов
Хорошие цены
Хорошие цены, высокое качество. Комфорт на высоте. Что еще тебе нужно? 10/10
Дата опыта: 02 июня 2021
WI
WinterWizard1
отзыв
Мне нравится служба такси Яндекса
Мне нравится Яндекс. На самом деле совсем не дорого.
Дата опыта: 03 ноября 2020 г.
KD
Ким Даммерс3
отзывов
В Алматы
В Алматы, Казахстан, вы можете пометить любого водителя, который захочет попросить о платном подвозе. Хотя эти поездки намного дешевле, чем обычные такси, они могут быть сомнительными, поскольку водитель может не знать, как добраться туда, куда вы хотите, или просто не хочет уходить с дороги. Так вот, я специально выбрал Яндекс-такси, когда хотел попасть на спектакль в месте, где никогда не был. 900:50 Я показал водителю распечатку двух театральных билетов с названием театра и адресом (все по-русски). Он отвез меня и где-то остановился, указал на здание и сказал, что там театр. Хотя не было вывески, указывающей на то, что это театр, я знал, что театр, в который я собирался, представляет собой небольшую оперу (немецко-русские пьесы), и поскольку здесь нормально, когда в больших зданиях есть несколько помещений без каких-либо внешних указаний, Я заплатил крутой тариф на такси, вышел 900:50 и подошел к зданию. Оказавшись внутри,
мне сказали, что в здании
нет театра. Когда я показал билет, мне
сказали, что название улицы на билете на
отличается от улицы, на которой мы были. К 9:00:50 такси уже не было. Кончилось тем, что
я опоздал на спектакль, и мои два билета
были потеряны.
Когда мне позвонил местный Яндекс, он
сказал, что у Яндекса есть защита для их водителей
, но нет защиты для клиентов, когда их водители ошибаются. Другими словами, «не повезло, приятель».
Спустя долгое время я нашел контакт центра Яндекса (думаю в Москве) и написал им. Я получил ответ, но он хотел конкретного таксиста и дату. Конечно, я не знал ни номера такси, ни имени водителя, и к тому времени у меня не было бесполезных билетов в театр, и я уже не знал даты.
Дата опыта: 20 ноября 2020 г.
CO
Consuela6
отзывы
команда поддержки лучшая
Дата опыта: ноября 08, 2021
Константино6
Обзоры
Очень лучший сайт
Дата опыта: 08 ноября, 2021
Honsuelo6
. Обзоры
0303334
33343033430333430333409
0933349
30334033404
3033403. клиент
Дата опыта: 08 ноября 2021 г.
LV
Лукас Витенберг 4
отзывы
ОТЛИЧНОЕ СЕРВИС!
Дата опыта: 11 сентября 2020 г.
Показать отзывы на всех языках. (отзывов: 14) Это ваша компания?
Зарегистрируйте свой профиль, чтобы получить доступ к бесплатным бизнес-инструментам Trustpilot и общаться с клиентами.
Получить бесплатную учетную запись
Взглянуть
О Яндексе
Информация из различных внешних источников
Yandex NV — российская многонациональная корпорация, специализирующаяся на продуктах и услугах, связанных с Интернетом, включая транспортные, поисковые и информационные услуги, электронную коммерцию, навигация, мобильные приложения и интернет-реклама.
Опыт работы с Trustpilot
Любой может оставить отзыв о Trustpilot. Люди, которые пишут отзывы, имеют право редактировать или удалять их в любое время, и они будут отображаться до тех пор, пока активна учетная запись.
Компании могут запрашивать отзывы с помощью автоматических приглашений. Помеченные как «Проверено», они посвящены подлинному опыту.
Узнайте больше о других видах обзоров.
Мы используем преданных своему делу людей и умные технологии для защиты нашей платформы. Узнайте, как мы боремся с поддельными отзывами.
Вот 8 советов по написанию хороших отзывов.
Проверка может помочь убедиться, что реальные люди пишут отзывы о реальных компаниях.
Поощрение за отзывы противоречит нашим правилам. Мы также гарантируем, что все отзывы публикуются без модерации.
Подробнее
Станция 2. Истории разработки одного из самых сложных устройств Яндекса | Леонид Клюев | Yandex
Yandex Station 2 — наше новейшее устройство, которое становится центральным элементом умного дома с Алисой, нашим голосовым помощником. Мы полностью переработали дизайн интерьера и экстерьера, добавили светодиодный экран на верхнюю панель и попытались перенять опыт предыдущего поколения, когда дело дошло до многих деталей, которые могут быть не сразу очевидны.
Я хочу поделиться внутренней работой этого процесса. Ниже вы найдете несколько историй о разных аспектах аппаратной разработки: мы обсудим изучение формы комнаты с помощью микрофонов, рассеяние света в прозрачных материалах, генеративные анимации и неожиданные преимущества ПЛИС.
Изначально мы планировали, что Станция 2 будет меньше, чем первая Станция. Тем не менее, наш акустический флагман — Station Max — уже был выпущен к тому времени, когда мы начали разрабатывать Station 2. Меньшему устройству было почти невозможно конкурировать с Max, когда дело касалось звука. Чтобы противостоять этому, мы решили сделать звук другим — не направленным на человека, а равномерно распределенным по комнате (так называемый «360-градусный звук»). Кроме того, мы стремились найти баланс между всеми частотами, чтобы пользователи могли воспроизводить голосовые композиции или подкасты без раздражающего подавляющего баса.
Режим 360 градусов уже используется в наших меньших колонках. В Station Mini ощущение объемного звучания достигается путем направления динамика вниз и рассеивания звука в стороны. И все же Station 2 должен был стать более мощным устройством с гораздо лучшим качеством звука, чем у Mini. Ранние эксперименты показали, что динамик, направленный вниз, не может обеспечить качество, которое мы искали.
Кроме того, мы хотели сохранить отличительную черту первой версии Station и Max — возможности стереозвука.
В результате множества экспериментов и тестирования различных звуковых схем мы пришли к той, что показана на иллюстрации выше: два полнодиапазонных динамика направлены вперед и назад. С правой и левой стороны их поддерживают пассивные излучатели, отвечающие за низкие частоты.
Главным преимуществом такого расположения является то, что вы можете поворачивать устройство как угодно. Динамики могут быть направлены вперед и назад или влево и вправо — последнее расположение немного усиливает стереоэффект. Но вот в чем проблема: мало кто ставит колонку в центр комнаты.
В реальном мире один из динамиков, а иногда и оба, могут оказаться вплотную к стене, и звук будет портиться из-за постоянных отражений. Два года назад мы бы сдались и выбрали более безопасную звуковую схему. Но, кстати, при разработке акустики для Station 2 мы получили обнадеживающие результаты, поэкспериментировав с Room Correction. (Я расскажу вам, что это такое и как это влияет на звук, в следующем рассказе.) Увидев эти результаты, мы решили рискнуть. Пришлось повозиться с динамиками — они должны были быть широкополосными, с максимально возможной амплитудно-частотной характеристикой, но при этом очень компактными. Кроме того, мы обнаружили интересный аспект: при таком расположении нужно учитывать положение центра тяжести устройства. Чем выше центр тяжести, тем менее устойчиво устройство. В динамиках используются магниты особой формы, дополнительно утяжеленные для обеспечения устойчивости. И да, наши колонки традиционно изготавливаются на заказ — найти такие колонки на рынке невозможно.
Неожиданным преимуществом такой симметричной компоновки является то, что громкий звук не вызывает лишних вибраций по всему корпусу устройства. Им свойственно негативно влиять на все, в том числе и на качество распознавания голоса Алисой, ведь мембраны микрофонов вибрируют вместе с самим устройством.
В своих обзорах Station и Station Max первого поколения пользователи часто отмечали, что в них слишком много басов. Доминировали низкие частоты, даже в инструментальных треках и оркестровой музыке. Мы обнаружили, что, по крайней мере частично, это восприятие зависело от того, где именно было размещено устройство. Небольшое исследование показало, что у многих людей Station стоит на утопленной полке или в нише, а некоторые пользователи даже ставят ее на пол в самом углу комнаты. Стены и комнатные перегородки в непосредственной близости от устройства создают акустические барьеры. Полученные изменения соотношения частот часто означали именно то, о чем писали наши пользователи: переизбыток баса.
Эту проблему можно решить с помощью эквалайзера — мы запустили свой в декабре прошлого года. Но эта функция больше ориентирована на любителей музыки, чем на более широкую базу пользователей. Мы хотели, чтобы Station отлично звучала сразу после покупки: даже если ее убрать в шкаф.
С одной стороны, на рынке есть решения, которые помогают адаптировать акустическую систему к конкретному помещению. С другой стороны, это в первую очередь относится к настройкам с несколькими динамиками. Качество звука оптимизировано для слушателя, находящегося в определенном месте, например, на диване в центре комнаты.
Для автоматической настройки параметров в зависимости от окружающей среды устройство должно учитывать свое окружение. В отличие от беспилотных автомобилей, у динамика нет лидара (лазерных датчиков): он не может определять форму ближайших объектов. Что у него есть, так это микрофоны.
С помощью микрофонов Станции 2 мы записали звуки, издаваемые ею в акустической камере, и использовали их в качестве эталона. Когда динамик воспроизводит те же звуки в реальной среде пользователя, он оценивает тонкие различия между тем, что он «слышит», и предварительно записанным эталоном. Таким образом, устройство может получить приблизительное представление о том, как окружающая среда искажает воспроизводимые звуки. Предположим, что некоторые частоты громче эталонных на 2–3 децибела: тогда Станция снижает громкость на этих частотах.
Сначала пытались регулировать звук на всех частотах. Мы потратили много недель на тесты, но в итоге поняли, что восприятие «высоких» зависит не только от физического местоположения говорящего, но и от слушателя. Мы еще не научились определять, где находится человек по отношению к Станции; кроме того, слушателей часто может быть несколько. Тем не менее, мы довольны тем, как бас и часть средних частот могут адаптироваться к окружающей комнате.
Придумать дизайн устройства нового поколения — задача не из легких. Важно, чтобы пользователи, знакомые с предыдущими станциями Яндекса, увидели преемственность в новой умной колонке и почувствовали ее принадлежность к большему семейству продуктов. Кроме того, нам нужно было разработать что-то совершенно новое.
Для начала мы решили выяснить, какие внешние черты больше всего ассоциируются у людей со Станциями Яндекса. Вот эти функции:
- Простые формы: проще, чем, скажем, у Amazon Echo.
- Освещение: светодиоды вокруг регуляторов громкости на первой станции, светящийся логотип Alice на станции Mini и т. д.
- Ткань корпуса.
Все три функции должны были остаться. Станция 2 — это второе устройство после Модуля Яндекса, использующее наш новый язык дизайна, который мы планируем использовать и дальше. Основным свойством этого языка является его двумерность. Основная часть отвечает за функцию (в данном случае она обтянута тканью, а функция звук), а верхняя часть отвечает за эмоции. Если вы посмотрите на Яндекс Модуль или адаптер питания для новой Станции 2, вы заметите этот двухмерный принцип в действии.
В Станции 2 мы стремились сделать ее более элегантной по сравнению с первым поколением. Чтобы добиться этой элегантности, мы придали основанию более гладкую форму. Гладкость создает тонкую иллюзию: кажется, что Station парит над столом. В одном из прототипов стороны устройства плавно переходили в основание. Этот прототип мог опрокинуться от легкого толчка, поэтому мы решили немного усложнить нижнюю часть, сохранив скругленные углы. Чтобы сравнить наши прототипы по неустойчивости, мы ставили их на наклонную поверхность и наблюдали за углами, при которых колонки начинали бы опрокидываться. В итоге мы достигли улучшения на 4–5 градусов. Окончательный дизайн базы довольно замысловат:
Выбор подходящей ткани был непростым делом. Мы хотели сделать шаг вперед и сделать станцию частью домашнего интерьера: она должна была хорошо смотреться в большинстве помещений. Поэкспериментировав с разными тканями, мы поняли, что меланж — лучшее решение. Возможно, вам знаком этот вид ткани, так как его часто можно увидеть в одежде и мягкой мебели:
Источник изображения Меланж подразумевает, что нить соткана из волокон разного цвета, и сама ткань сделана из этой нити. Добавив 30% серой нити, получили цвет темный Антрацит с более светлыми вкраплениями:
Но при выборе среди более ранних станций большинство клиентов тяготели к светло-серому варианту. Это не будет хорошо сочетаться с черной верхней панелью нового динамика. Мы решили эту проблему, придумав вариацию песочного цвета. Голубой кобальт, в свою очередь, практически черный, но с легкой изюминкой — такой вид часто выбирают люди.
Идея освещения, которую я перечислил среди основных функций, общих для всех станций Яндекса, доведена до крайности в Station 2. Мы выбрали светодиод как наиболее подходящую технологию для нашей цели: осветить верхнюю панель от края до края. . Впереди нас ждало много трудностей, лишь немногие из которых мы предвидели.
Концепция рассеяния света иногда встречается в бытовых устройствах, хотя и не очень часто. Обычно над источниками света размещают одну или несколько линз. Мы проводили эксперименты с разными типами светодиодов, постоянно меняя их количество и взаимное расположение. Стало ясно, что диодов потребуется намного больше 50. С таким количеством диодов было нецелесообразно использовать линзы, так как это сделало бы наше устройство слишком дорогим. Нам пришлось разработать панель, которая сама по себе рассеивала бы свет — и при этом выглядела великолепно.
На этом рисунке: два материала с одинаковыми свойствами, но разной толщиной Мы попробовали выложить полупрозрачные кусочки пластика поверх платы светодиодов. Важно было, чтобы один диод не освещал всю панель, но и не выглядел слишком акцентировано, как яркая точка. Мы хотели что-то среднее, чтобы свет плавно перетекал между диодами. Причем картинка должна была быть хорошо видна на солнце. Глянцевые поверхности больше бликуют, а матовые поверхности могут влиять на насыщенность. Даже способ матирования играет роль.
Дополнительным усложнением стало оснащение пульта центральным блоком — «островком» с сенсорными кнопками и микрофонами. Мы рассматривали вариант освещения всей панели, в том числе и через печатную плату острова. Его предполагалось сделать либо из прозрачной пленки, либо из стекловолокна, настолько тонкого, что оно просвечивается. Увы, не все должно быть прозрачным: при испытаниях светящиеся диоды подсвечивали дорожки, микросхемы, резисторы и конденсаторы, делая их видимыми. В конце концов, мы решили выделить отдельное место для острова. Мы тщательно выбирали размер центрального блока, чтобы пользователи случайно не задевали микрофоны при нажатии кнопок. Кстати, переключаться между треками можно свайпом по трем кнопкам.
Наличие этого центрального блока наложило определенные ограничения, что побудило нас добавить к логотипу Alice дополнительные светодиоды, свет от которых действительно должен был выделяться на видном месте. В одном из прототипов мы зашли так далеко, что сквозь логотип просвечивало несколько отдельных точек. В другом макете свет от диодов просачивался в соседние микрофонные отверстия; их нельзя полностью изолировать.
В финальном варианте компоненты острова спрятаны под непрозрачной центральной частью пленки, покрывающей всю верхнюю панель. Рассеивание света внутри пластика (точнее поликарбоната) достигается за счет добавления специального рассеивающего вещества, состав которого почти такой же секретный, как и рецепт Кока-Колы. Края верхней панели видны с боков: свет доходит и до них. Даже если динамик находится выше уровня глаз, он все равно даст вам визуальную подсказку о том, какое действие выполняется. Подсветку обеспечивают 84 светодиода — на таком количестве мы в итоге и остановились.
Мозговой штурм и реализация светящегося верха была одним из самых длительных этапов разработки Станции 2. Изготовление таких сложных «бутербродов» с IML-пленкой достаточно большой площади — задача отнюдь не тривиальная. Мы нашли только одну компанию в Китае, которая могла производить панели достаточного качества.
Экран, описанный выше, не может отображать какие-либо определенные объекты или индикаторы. Казалось бы, достаточно 84 светодиодов, но на практике это примерно соответствует разрешению 7х12 точек без острова: меньше, чем в ранних цветных телефонах. Для сравнения, дисплей Nokia 3310 имеет разрешение 84×48, что составляет 4032 пикселя.
Но как показать завораживающую анимацию при воспроизведении музыки всего с 84 источниками света? Решение стало известно в результате тесного сотрудничества между разработчиком и технически подкованным дизайнером. Мы представляем звуковую дорожку как последовательность необработанных данных, отсекаем выбросы и сглаживаем данные. В каждый момент рендерер «видит» кадр с набором данных, распределенных по частотам и их общее количество. Можно представить себе это так: верхи имеют одну громкость, средние — другую, а сабы — другую свою громкость. Далее распределяем данные по светодиодам и определяем какая группа диодов за какие частоты отвечает. Если сабов много, соответствующие диоды мигают с большей интенсивностью и т.д.
Однако в этом режиме анимация выглядела слишком упрощенно. Чтобы бороться с этим, мы придумали слой математической модификации данных. От каждой точки мы бы построили так называемое манхэттенское расстояние. Это позволяет нам зажечь не один светодиод, а своего рода круг вокруг него, состоящий из нескольких диодов. В качестве последнего штриха мы немного рандомизировали границы этого круга. Получаются всплески неоднозначных форм, которые непрерывно «перетекают» друг в друга — картинка меняется по мере воспроизведения трека.
Хорошо, я рассказал вам, как мы генерируем фигуры на верхней панели. Но как Станция выбирает, какие цвета использовать? Ответ в том, что наш дизайнер нарисовал большую карту градиента со сложным, разноцветным и нелинейным градиентом. В каждый момент времени набор цветов для светодиодов берется из определенного фрагмента этой карты, затем из соседнего и так далее. Так изображения, всплывающие во время анимации, трансформируются не только по форме, но и по цвету. Каждый раз генерируются уникальные комбинации, даже при повторном воспроизведении одного и того же трека.
Во время разработки Station Mini, нашего предыдущего устройства, мы впервые столкнулись с Чипагеддоном, нехваткой оборудования, вызванной пандемией. Этот опыт подготовил нас к проблемам с поиском подходящих компонентов для станции 2.
Чипагеддон особенно сильно повлиял на доступность трех узлов: контроллера Type-C, STM32 (подробнее об этом ниже) и усилителя. Последний пришлось заменить в процессе разработки; Изначально мы разрабатывали устройство с расчетом на другую модель усилителя. Выяснилось, что усилители класса D с цифровым входом и встроенной обработкой сигналов представлены всего несколькими SKU на всем рынке, и их настройка существенно различается от одного производителя к другому. Итак, у нас было около двух месяцев, чтобы довести уровень звука на новом усилителе до заданных требований.
Наши предыдущие динамики использовали стандартный STM32 в качестве контроллера светодиодов, и ранние версии Station 2 не были исключением. Но в начале прошлого года STMicroelectronics, производившая эти контроллеры миллионами, прекратила поставлять их в таком количестве. Резкое падение объемов производства вскоре вызвало цепную реакцию: многие компании начали в панике скупать все, что осталось от STM32. В результате чипы не только подорожали, но и вовсе исчезли с рынка. На тот момент в наличии были китайские аналоги с нужными нам характеристиками (объем памяти и частота). Но их было немного; они стоят примерно в 2,5 раза дороже, чем знакомые нам чипы STM, и не имеют подробной документации. Присматривались и к отечественным микроконтроллерам: они оказались еще дороже. Возможность производства сотен тысяч чипов в требуемые (короткие) сроки также была туманной.
Затем один из наших дистрибьюторов предложил более доступную FPGA (программируемая пользователем логическая интегральная схема) в качестве замены STM32. Мощные схемы этого типа используются для сложных вычислений и быстрой обработки, такой как преобразование Фурье или транскодирование видео. Простые ПЛИС, в свою очередь, часто используются для управления простыми устройствами. Мы были приятно удивлены, когда дистрибьютор сообщил, что может быстро подготовить MVP такого решения. А пока у нас была возможность набраться опыта в не совсем знакомой нам области. Дело в том, что работа с ПЛИС — это не то же самое, что работа с STM32. Да, вы пишете код в IDE в обоих случаях, но программирование FPGA основано на совершенно другой логике.
FPGA на плате Station 2 Ранее мы разобрались с управлением светодиодами в Station Max: там было 400 одноцветных диодов. На станции 2 имеется 84 четырехцветных светодиода (RGBW), что составляет 336 каналов. Помня, что в FPGA все дело в параллельной обработке, мы решили воспользоваться возможностями, предоставляемыми этой логикой. STM32 управлял четырьмя сотнями диодов через чипы регистров сдвига, последовательно соединенные в один 400-битный регистр. Для сравнения, FPGA параллельно управляет семью 48-битными цепочками — плюс одна более короткая цепочка для светодиодов логотипа. Это позволило увеличить частоту кадров до нескольких сотен в секунду, сделав анимацию более плавной.
Но со светодиодами разобраться несложно, даже с учетом кадрового буфера и 256 уровней яркости на канал. Было намного сложнее реализовать сенсорное управление.
В то время как STM32 имеет встроенный контроллер сенсорного интерфейса, FPGA его не имеет. Казалось бы, есть из чего выбрать сенсорные микросхемы, выпускаемые многими производителями. Но Чипагеддон забрал все это. Нужные чипы практически отсутствовали — последнюю оставшуюся партию в несколько сотен тысяч, которую удалось заказать, пришлось зарезервировать для Station Mini.
Поэтому мы начали сборку контроллера сенсорного ввода на ПЛИС. Достаточно подключить сенсорную зону двумя ножками ПЛИС и одним конденсатором. Но из-за конструкции станции 2 дорожки между интегральной схемой и сенсорным управлением должны были проходить по всей плате, через разъемы и по гибкому кабелю. Вокруг было много мешающих сигналов управления светодиодами. Первая прошивка с сенсорным экраном работала довольно хорошо… до тех пор, пока мы не включили анимацию. Тогда-то и начались ложные срабатывания: система фиксировала нажатие клавиши, даже если ее никто не трогал.
Нам нужно было собрать необработанные данные с датчиков, проанализировать их и построить цифровые фильтры, а также подобрать параметры для снижения шума. Затем мы обнаружили, что средний уровень сигнала от сенсорной зоны медленно меняется во времени, поэтому порог срабатывания необходимо сделать адаптивным. Но это был еще не конец. Оказалось, что качество сигнала зависит от конкретной микросхемы. Около 17 из 20 динамиков тестовой партии работали надежно. С оставшимися тремя мы наблюдали ложные срабатывания. Мы подправили параметры фильтрации, и три «плохих» устройства перестали работать некорректно. Но четыре из «хороших» сломались.
Такой эффект вызван тем, что каждая микросхема имеет индивидуальные задержки в каждой ячейке: скорость передачи сигнала немного отличается. Мы говорим о наносекундах, но даже такие незначительные различия имеют значение. Наконец-то удалось переписать алгоритм измерения так, чтобы разница между микросхемами ни на что не влияла. Но к этому моменту мы уже добавили в прошивку ПЛИС специальный измеритель качества сигнала касания и внедрили его в процедуру тестирования при производстве. Теперь мы убедимся, что сенсорное управление работает правильно на каждой станции.
Раньше Алиса управляла устройствами умного дома только через облака. Запрос «включи лампочку» будет отправлен в облако умного дома Яндекса, а затем в облако производителя лампочки. Наконец, облако производителя подало сигнал на включение лампочки: так это работало для большинства умных устройств. Эта схема нестабильна и непрочна, что часто приводит к задержкам выполнения команд.
Современный протокол Zigbee позволяет отправлять команды локально, прямо с динамика на лампочку. Это возможно, когда на обоих устройствах установлен чип Zigbee. Такие чипы могут работать от батареи несколько лет — в десятки раз дольше, чем модули Wi-Fi. Хотя пропускная способность Zigbee намного скромнее, ее вполне достаточно для умного дома. Кроме того, сеть Zigbee представляет собой ячеистую сеть в том смысле, что устройства с постоянной мощностью (например, розетки) могут действовать как повторители и автоматически расширять зону покрытия. Вновь устанавливаемые устройства выбирают для подключения ближайший репитер, и в случае сбоя быстро адаптируются к изменившейся топологии.
Крайне важно было найти место для модуля Zigbee где-нибудь в корпусе динамика. В результате он делит плату со светодиодами верхней панели, расположенными прямо под сенсорным управлением. Он расположен на максимально возможном расстоянии от всех металлических компонентов, которые могут негативно повлиять на антенну модуля.
Умный динамик по-прежнему использует облако для распознавания голоса, но для нас появление Zigbee — это шаг к полностью локальному умному дому.
Предварительная плата со светодиодами и модулем Zigbee В чем сложность реализации порта Type-C на станциях первого поколения? Когда пользователи видят USB Type-C, они ожидают, что смогут питать устройство от любого адаптера, например от зарядного устройства для телефона. Вот тут и возникает задача: нам нужно определить, подходит ли подключенный адаптер. Протокол USB Power Delivery (PD) был разработан именно для решения этой проблемы.
Для корректной работы протокола необходимы две специальные микросхемы: одна в адаптере, другая в устройстве. Адаптер использует чип, чтобы сообщить вам, какое напряжение и ток он может обеспечить. Устройство отвечает, сообщая о своих потребностях в напряжении и токе, и соединение происходит с параметрами, подходящими для обеих сторон.
Когда мы разрабатывали систему питания Станции 2, мы впервые договорились о доступных PD-контроллерах как для адаптера, так и для устройства. Блок питания был специально разработан для этого динамика. Он выдает точные необходимые параметры, но также специально адаптирован для воспроизведения музыки, способный по запросу обеспечивать кратковременные скачки гораздо более сильного тока. И, конечно же, вы можете использовать его для зарядки любых других устройств, поддерживающих PD.
Однако наибольшая трудность заключалась не в разработке подходящего адаптера, а в ситуациях, когда блок питания либо не имеет чипа PD, либо имеет его, но не может обеспечить достаточную мощность. На этом этапе мы приняли волевое решение: мы позволили станции загрузиться от неподдерживаемых блоков питания и незаметно предупредили пользователя о том, что следует использовать более подходящий адаптер.
9
30334033404
3033403. клиент
Дата опыта: 08 ноября 2021 г.
LV
Лукас Витенберг4
отзывы
ОТЛИЧНОЕ СЕРВИС!
Дата опыта: 11 сентября 2020 г.
Показать отзывы на всех языках. (отзывов: 14)Это ваша компания?
Зарегистрируйте свой профиль, чтобы получить доступ к бесплатным бизнес-инструментам Trustpilot и общаться с клиентами.
Получить бесплатную учетную запись
Взглянуть
О Яндексе
Информация из различных внешних источников
Yandex NV — российская многонациональная корпорация, специализирующаяся на продуктах и услугах, связанных с Интернетом, включая транспортные, поисковые и информационные услуги, электронную коммерцию, навигация, мобильные приложения и интернет-реклама.
Опыт работы с Trustpilot
Любой может оставить отзыв о Trustpilot. Люди, которые пишут отзывы, имеют право редактировать или удалять их в любое время, и они будут отображаться до тех пор, пока активна учетная запись.
Компании могут запрашивать отзывы с помощью автоматических приглашений. Помеченные как «Проверено», они посвящены подлинному опыту.
Узнайте больше о других видах обзоров.
Мы используем преданных своему делу людей и умные технологии для защиты нашей платформы. Узнайте, как мы боремся с поддельными отзывами.
Вот 8 советов по написанию хороших отзывов.
Проверка может помочь убедиться, что реальные люди пишут отзывы о реальных компаниях.
Поощрение за отзывы противоречит нашим правилам. Мы также гарантируем, что все отзывы публикуются без модерации.
Подробнее
Станция 2. Истории разработки одного из самых сложных устройств Яндекса | Леонид Клюев | Yandex
Yandex Station 2 — наше новейшее устройство, которое становится центральным элементом умного дома с Алисой, нашим голосовым помощником. Мы полностью переработали дизайн интерьера и экстерьера, добавили светодиодный экран на верхнюю панель и попытались перенять опыт предыдущего поколения, когда дело дошло до многих деталей, которые могут быть не сразу очевидны.
Я хочу поделиться внутренней работой этого процесса. Ниже вы найдете несколько историй о разных аспектах аппаратной разработки: мы обсудим изучение формы комнаты с помощью микрофонов, рассеяние света в прозрачных материалах, генеративные анимации и неожиданные преимущества ПЛИС.
Изначально мы планировали, что Станция 2 будет меньше, чем первая Станция. Тем не менее, наш акустический флагман — Station Max — уже был выпущен к тому времени, когда мы начали разрабатывать Station 2. Меньшему устройству было почти невозможно конкурировать с Max, когда дело касалось звука. Чтобы противостоять этому, мы решили сделать звук другим — не направленным на человека, а равномерно распределенным по комнате (так называемый «360-градусный звук»). Кроме того, мы стремились найти баланс между всеми частотами, чтобы пользователи могли воспроизводить голосовые композиции или подкасты без раздражающего подавляющего баса.
Режим 360 градусов уже используется в наших меньших колонках. В Station Mini ощущение объемного звучания достигается путем направления динамика вниз и рассеивания звука в стороны. И все же Station 2 должен был стать более мощным устройством с гораздо лучшим качеством звука, чем у Mini. Ранние эксперименты показали, что динамик, направленный вниз, не может обеспечить качество, которое мы искали.
Кроме того, мы хотели сохранить отличительную черту первой версии Station и Max — возможности стереозвука.
В результате множества экспериментов и тестирования различных звуковых схем мы пришли к той, что показана на иллюстрации выше: два полнодиапазонных динамика направлены вперед и назад. С правой и левой стороны их поддерживают пассивные излучатели, отвечающие за низкие частоты.
Главным преимуществом такого расположения является то, что вы можете поворачивать устройство как угодно. Динамики могут быть направлены вперед и назад или влево и вправо — последнее расположение немного усиливает стереоэффект. Но вот в чем проблема: мало кто ставит колонку в центр комнаты.
Пришлось повозиться с динамиками — они должны были быть широкополосными, с максимально возможной амплитудно-частотной характеристикой, но при этом очень компактными. Кроме того, мы обнаружили интересный аспект: при таком расположении нужно учитывать положение центра тяжести устройства. Чем выше центр тяжести, тем менее устойчиво устройство. В динамиках используются магниты особой формы, дополнительно утяжеленные для обеспечения устойчивости. И да, наши колонки традиционно изготавливаются на заказ — найти такие колонки на рынке невозможно.
Неожиданным преимуществом такой симметричной компоновки является то, что громкий звук не вызывает лишних вибраций по всему корпусу устройства. Им свойственно негативно влиять на все, в том числе и на качество распознавания голоса Алисой, ведь мембраны микрофонов вибрируют вместе с самим устройством.
В своих обзорах Station и Station Max первого поколения пользователи часто отмечали, что в них слишком много басов. Доминировали низкие частоты, даже в инструментальных треках и оркестровой музыке. Мы обнаружили, что, по крайней мере частично, это восприятие зависело от того, где именно было размещено устройство. Небольшое исследование показало, что у многих людей Station стоит на утопленной полке или в нише, а некоторые пользователи даже ставят ее на пол в самом углу комнаты. Стены и комнатные перегородки в непосредственной близости от устройства создают акустические барьеры. Полученные изменения соотношения частот часто означали именно то, о чем писали наши пользователи: переизбыток баса.
Эту проблему можно решить с помощью эквалайзера — мы запустили свой в декабре прошлого года. Но эта функция больше ориентирована на любителей музыки, чем на более широкую базу пользователей. Мы хотели, чтобы Station отлично звучала сразу после покупки: даже если ее убрать в шкаф.
С одной стороны, на рынке есть решения, которые помогают адаптировать акустическую систему к конкретному помещению. С другой стороны, это в первую очередь относится к настройкам с несколькими динамиками. Качество звука оптимизировано для слушателя, находящегося в определенном месте, например, на диване в центре комнаты.
Для автоматической настройки параметров в зависимости от окружающей среды устройство должно учитывать свое окружение. В отличие от беспилотных автомобилей, у динамика нет лидара (лазерных датчиков): он не может определять форму ближайших объектов. Что у него есть, так это микрофоны.
С помощью микрофонов Станции 2 мы записали звуки, издаваемые ею в акустической камере, и использовали их в качестве эталона. Когда динамик воспроизводит те же звуки в реальной среде пользователя, он оценивает тонкие различия между тем, что он «слышит», и предварительно записанным эталоном. Таким образом, устройство может получить приблизительное представление о том, как окружающая среда искажает воспроизводимые звуки. Предположим, что некоторые частоты громче эталонных на 2–3 децибела: тогда Станция снижает громкость на этих частотах.
Сначала пытались регулировать звук на всех частотах. Мы потратили много недель на тесты, но в итоге поняли, что восприятие «высоких» зависит не только от физического местоположения говорящего, но и от слушателя. Мы еще не научились определять, где находится человек по отношению к Станции; кроме того, слушателей часто может быть несколько. Тем не менее, мы довольны тем, как бас и часть средних частот могут адаптироваться к окружающей комнате.
Придумать дизайн устройства нового поколения — задача не из легких. Важно, чтобы пользователи, знакомые с предыдущими станциями Яндекса, увидели преемственность в новой умной колонке и почувствовали ее принадлежность к большему семейству продуктов. Кроме того, нам нужно было разработать что-то совершенно новое.
Для начала мы решили выяснить, какие внешние черты больше всего ассоциируются у людей со Станциями Яндекса. Вот эти функции:
- Простые формы: проще, чем, скажем, у Amazon Echo.
- Освещение: светодиоды вокруг регуляторов громкости на первой станции, светящийся логотип Alice на станции Mini и т. д.
- Ткань корпуса.
Все три функции должны были остаться. Станция 2 — это второе устройство после Модуля Яндекса, использующее наш новый язык дизайна, который мы планируем использовать и дальше. Основным свойством этого языка является его двумерность. Основная часть отвечает за функцию (в данном случае она обтянута тканью, а функция звук), а верхняя часть отвечает за эмоции. Если вы посмотрите на Яндекс Модуль или адаптер питания для новой Станции 2, вы заметите этот двухмерный принцип в действии.
В Станции 2 мы стремились сделать ее более элегантной по сравнению с первым поколением. Чтобы добиться этой элегантности, мы придали основанию более гладкую форму. Гладкость создает тонкую иллюзию: кажется, что Station парит над столом. В одном из прототипов стороны устройства плавно переходили в основание. Этот прототип мог опрокинуться от легкого толчка, поэтому мы решили немного усложнить нижнюю часть, сохранив скругленные углы. Чтобы сравнить наши прототипы по неустойчивости, мы ставили их на наклонную поверхность и наблюдали за углами, при которых колонки начинали бы опрокидываться. В итоге мы достигли улучшения на 4–5 градусов. Окончательный дизайн базы довольно замысловат:
Выбор подходящей ткани был непростым делом. Мы хотели сделать шаг вперед и сделать станцию частью домашнего интерьера: она должна была хорошо смотреться в большинстве помещений. Поэкспериментировав с разными тканями, мы поняли, что меланж — лучшее решение. Возможно, вам знаком этот вид ткани, так как его часто можно увидеть в одежде и мягкой мебели:
Источник изображенияМеланж подразумевает, что нить соткана из волокон разного цвета, и сама ткань сделана из этой нити. Добавив 30% серой нити, получили цвет темный Антрацит с более светлыми вкраплениями:
Но при выборе среди более ранних станций большинство клиентов тяготели к светло-серому варианту. Это не будет хорошо сочетаться с черной верхней панелью нового динамика. Мы решили эту проблему, придумав вариацию песочного цвета. Голубой кобальт, в свою очередь, практически черный, но с легкой изюминкой — такой вид часто выбирают люди.
Идея освещения, которую я перечислил среди основных функций, общих для всех станций Яндекса, доведена до крайности в Station 2. Мы выбрали светодиод как наиболее подходящую технологию для нашей цели: осветить верхнюю панель от края до края. . Впереди нас ждало много трудностей, лишь немногие из которых мы предвидели.
Концепция рассеяния света иногда встречается в бытовых устройствах, хотя и не очень часто. Обычно над источниками света размещают одну или несколько линз. Мы проводили эксперименты с разными типами светодиодов, постоянно меняя их количество и взаимное расположение. Стало ясно, что диодов потребуется намного больше 50. С таким количеством диодов было нецелесообразно использовать линзы, так как это сделало бы наше устройство слишком дорогим. Нам пришлось разработать панель, которая сама по себе рассеивала бы свет — и при этом выглядела великолепно.
На этом рисунке: два материала с одинаковыми свойствами, но разной толщинойМы попробовали выложить полупрозрачные кусочки пластика поверх платы светодиодов. Важно было, чтобы один диод не освещал всю панель, но и не выглядел слишком акцентировано, как яркая точка. Мы хотели что-то среднее, чтобы свет плавно перетекал между диодами. Причем картинка должна была быть хорошо видна на солнце. Глянцевые поверхности больше бликуют, а матовые поверхности могут влиять на насыщенность. Даже способ матирования играет роль.
Дополнительным усложнением стало оснащение пульта центральным блоком — «островком» с сенсорными кнопками и микрофонами. Мы рассматривали вариант освещения всей панели, в том числе и через печатную плату острова. Его предполагалось сделать либо из прозрачной пленки, либо из стекловолокна, настолько тонкого, что оно просвечивается. Увы, не все должно быть прозрачным: при испытаниях светящиеся диоды подсвечивали дорожки, микросхемы, резисторы и конденсаторы, делая их видимыми. В конце концов, мы решили выделить отдельное место для острова. Мы тщательно выбирали размер центрального блока, чтобы пользователи случайно не задевали микрофоны при нажатии кнопок. Кстати, переключаться между треками можно свайпом по трем кнопкам.
Наличие этого центрального блока наложило определенные ограничения, что побудило нас добавить к логотипу Alice дополнительные светодиоды, свет от которых действительно должен был выделяться на видном месте. В одном из прототипов мы зашли так далеко, что сквозь логотип просвечивало несколько отдельных точек. В другом макете свет от диодов просачивался в соседние микрофонные отверстия; их нельзя полностью изолировать.
В финальном варианте компоненты острова спрятаны под непрозрачной центральной частью пленки, покрывающей всю верхнюю панель. Рассеивание света внутри пластика (точнее поликарбоната) достигается за счет добавления специального рассеивающего вещества, состав которого почти такой же секретный, как и рецепт Кока-Колы. Края верхней панели видны с боков: свет доходит и до них. Даже если динамик находится выше уровня глаз, он все равно даст вам визуальную подсказку о том, какое действие выполняется. Подсветку обеспечивают 84 светодиода — на таком количестве мы в итоге и остановились.
Мозговой штурм и реализация светящегося верха была одним из самых длительных этапов разработки Станции 2. Изготовление таких сложных «бутербродов» с IML-пленкой достаточно большой площади — задача отнюдь не тривиальная. Мы нашли только одну компанию в Китае, которая могла производить панели достаточного качества.
Экран, описанный выше, не может отображать какие-либо определенные объекты или индикаторы. Казалось бы, достаточно 84 светодиодов, но на практике это примерно соответствует разрешению 7х12 точек без острова: меньше, чем в ранних цветных телефонах. Для сравнения, дисплей Nokia 3310 имеет разрешение 84×48, что составляет 4032 пикселя.
Но как показать завораживающую анимацию при воспроизведении музыки всего с 84 источниками света? Решение стало известно в результате тесного сотрудничества между разработчиком и технически подкованным дизайнером. Мы представляем звуковую дорожку как последовательность необработанных данных, отсекаем выбросы и сглаживаем данные. В каждый момент рендерер «видит» кадр с набором данных, распределенных по частотам и их общее количество. Можно представить себе это так: верхи имеют одну громкость, средние — другую, а сабы — другую свою громкость. Далее распределяем данные по светодиодам и определяем какая группа диодов за какие частоты отвечает. Если сабов много, соответствующие диоды мигают с большей интенсивностью и т.д.
Однако в этом режиме анимация выглядела слишком упрощенно. Чтобы бороться с этим, мы придумали слой математической модификации данных. От каждой точки мы бы построили так называемое манхэттенское расстояние. Это позволяет нам зажечь не один светодиод, а своего рода круг вокруг него, состоящий из нескольких диодов. В качестве последнего штриха мы немного рандомизировали границы этого круга. Получаются всплески неоднозначных форм, которые непрерывно «перетекают» друг в друга — картинка меняется по мере воспроизведения трека.
Хорошо, я рассказал вам, как мы генерируем фигуры на верхней панели. Но как Станция выбирает, какие цвета использовать? Ответ в том, что наш дизайнер нарисовал большую карту градиента со сложным, разноцветным и нелинейным градиентом. В каждый момент времени набор цветов для светодиодов берется из определенного фрагмента этой карты, затем из соседнего и так далее. Так изображения, всплывающие во время анимации, трансформируются не только по форме, но и по цвету. Каждый раз генерируются уникальные комбинации, даже при повторном воспроизведении одного и того же трека.
Во время разработки Station Mini, нашего предыдущего устройства, мы впервые столкнулись с Чипагеддоном, нехваткой оборудования, вызванной пандемией. Этот опыт подготовил нас к проблемам с поиском подходящих компонентов для станции 2.
Чипагеддон особенно сильно повлиял на доступность трех узлов: контроллера Type-C, STM32 (подробнее об этом ниже) и усилителя. Последний пришлось заменить в процессе разработки; Изначально мы разрабатывали устройство с расчетом на другую модель усилителя. Выяснилось, что усилители класса D с цифровым входом и встроенной обработкой сигналов представлены всего несколькими SKU на всем рынке, и их настройка существенно различается от одного производителя к другому. Итак, у нас было около двух месяцев, чтобы довести уровень звука на новом усилителе до заданных требований.
Наши предыдущие динамики использовали стандартный STM32 в качестве контроллера светодиодов, и ранние версии Station 2 не были исключением. Но в начале прошлого года STMicroelectronics, производившая эти контроллеры миллионами, прекратила поставлять их в таком количестве. Резкое падение объемов производства вскоре вызвало цепную реакцию: многие компании начали в панике скупать все, что осталось от STM32. В результате чипы не только подорожали, но и вовсе исчезли с рынка. На тот момент в наличии были китайские аналоги с нужными нам характеристиками (объем памяти и частота). Но их было немного; они стоят примерно в 2,5 раза дороже, чем знакомые нам чипы STM, и не имеют подробной документации. Присматривались и к отечественным микроконтроллерам: они оказались еще дороже. Возможность производства сотен тысяч чипов в требуемые (короткие) сроки также была туманной.
Затем один из наших дистрибьюторов предложил более доступную FPGA (программируемая пользователем логическая интегральная схема) в качестве замены STM32. Мощные схемы этого типа используются для сложных вычислений и быстрой обработки, такой как преобразование Фурье или транскодирование видео. Простые ПЛИС, в свою очередь, часто используются для управления простыми устройствами. Мы были приятно удивлены, когда дистрибьютор сообщил, что может быстро подготовить MVP такого решения. А пока у нас была возможность набраться опыта в не совсем знакомой нам области. Дело в том, что работа с ПЛИС — это не то же самое, что работа с STM32. Да, вы пишете код в IDE в обоих случаях, но программирование FPGA основано на совершенно другой логике.
FPGA на плате Station 2Ранее мы разобрались с управлением светодиодами в Station Max: там было 400 одноцветных диодов. На станции 2 имеется 84 четырехцветных светодиода (RGBW), что составляет 336 каналов. Помня, что в FPGA все дело в параллельной обработке, мы решили воспользоваться возможностями, предоставляемыми этой логикой. STM32 управлял четырьмя сотнями диодов через чипы регистров сдвига, последовательно соединенные в один 400-битный регистр. Для сравнения, FPGA параллельно управляет семью 48-битными цепочками — плюс одна более короткая цепочка для светодиодов логотипа. Это позволило увеличить частоту кадров до нескольких сотен в секунду, сделав анимацию более плавной.
Но со светодиодами разобраться несложно, даже с учетом кадрового буфера и 256 уровней яркости на канал. Было намного сложнее реализовать сенсорное управление.
В то время как STM32 имеет встроенный контроллер сенсорного интерфейса, FPGA его не имеет. Казалось бы, есть из чего выбрать сенсорные микросхемы, выпускаемые многими производителями. Но Чипагеддон забрал все это. Нужные чипы практически отсутствовали — последнюю оставшуюся партию в несколько сотен тысяч, которую удалось заказать, пришлось зарезервировать для Station Mini.
Поэтому мы начали сборку контроллера сенсорного ввода на ПЛИС. Достаточно подключить сенсорную зону двумя ножками ПЛИС и одним конденсатором. Но из-за конструкции станции 2 дорожки между интегральной схемой и сенсорным управлением должны были проходить по всей плате, через разъемы и по гибкому кабелю. Вокруг было много мешающих сигналов управления светодиодами. Первая прошивка с сенсорным экраном работала довольно хорошо… до тех пор, пока мы не включили анимацию. Тогда-то и начались ложные срабатывания: система фиксировала нажатие клавиши, даже если ее никто не трогал.
Нам нужно было собрать необработанные данные с датчиков, проанализировать их и построить цифровые фильтры, а также подобрать параметры для снижения шума. Затем мы обнаружили, что средний уровень сигнала от сенсорной зоны медленно меняется во времени, поэтому порог срабатывания необходимо сделать адаптивным. Но это был еще не конец. Оказалось, что качество сигнала зависит от конкретной микросхемы. Около 17 из 20 динамиков тестовой партии работали надежно. С оставшимися тремя мы наблюдали ложные срабатывания. Мы подправили параметры фильтрации, и три «плохих» устройства перестали работать некорректно. Но четыре из «хороших» сломались.
Такой эффект вызван тем, что каждая микросхема имеет индивидуальные задержки в каждой ячейке: скорость передачи сигнала немного отличается. Мы говорим о наносекундах, но даже такие незначительные различия имеют значение. Наконец-то удалось переписать алгоритм измерения так, чтобы разница между микросхемами ни на что не влияла. Но к этому моменту мы уже добавили в прошивку ПЛИС специальный измеритель качества сигнала касания и внедрили его в процедуру тестирования при производстве. Теперь мы убедимся, что сенсорное управление работает правильно на каждой станции.
Раньше Алиса управляла устройствами умного дома только через облака. Запрос «включи лампочку» будет отправлен в облако умного дома Яндекса, а затем в облако производителя лампочки. Наконец, облако производителя подало сигнал на включение лампочки: так это работало для большинства умных устройств. Эта схема нестабильна и непрочна, что часто приводит к задержкам выполнения команд.
Современный протокол Zigbee позволяет отправлять команды локально, прямо с динамика на лампочку. Это возможно, когда на обоих устройствах установлен чип Zigbee. Такие чипы могут работать от батареи несколько лет — в десятки раз дольше, чем модули Wi-Fi. Хотя пропускная способность Zigbee намного скромнее, ее вполне достаточно для умного дома. Кроме того, сеть Zigbee представляет собой ячеистую сеть в том смысле, что устройства с постоянной мощностью (например, розетки) могут действовать как повторители и автоматически расширять зону покрытия. Вновь устанавливаемые устройства выбирают для подключения ближайший репитер, и в случае сбоя быстро адаптируются к изменившейся топологии.
Крайне важно было найти место для модуля Zigbee где-нибудь в корпусе динамика. В результате он делит плату со светодиодами верхней панели, расположенными прямо под сенсорным управлением. Он расположен на максимально возможном расстоянии от всех металлических компонентов, которые могут негативно повлиять на антенну модуля.
Умный динамик по-прежнему использует облако для распознавания голоса, но для нас появление Zigbee — это шаг к полностью локальному умному дому.
Предварительная плата со светодиодами и модулем ZigbeeВ чем сложность реализации порта Type-C на станциях первого поколения? Когда пользователи видят USB Type-C, они ожидают, что смогут питать устройство от любого адаптера, например от зарядного устройства для телефона. Вот тут и возникает задача: нам нужно определить, подходит ли подключенный адаптер. Протокол USB Power Delivery (PD) был разработан именно для решения этой проблемы.
Для корректной работы протокола необходимы две специальные микросхемы: одна в адаптере, другая в устройстве. Адаптер использует чип, чтобы сообщить вам, какое напряжение и ток он может обеспечить. Устройство отвечает, сообщая о своих потребностях в напряжении и токе, и соединение происходит с параметрами, подходящими для обеих сторон.
Когда мы разрабатывали систему питания Станции 2, мы впервые договорились о доступных PD-контроллерах как для адаптера, так и для устройства. Блок питания был специально разработан для этого динамика. Он выдает точные необходимые параметры, но также специально адаптирован для воспроизведения музыки, способный по запросу обеспечивать кратковременные скачки гораздо более сильного тока. И, конечно же, вы можете использовать его для зарядки любых других устройств, поддерживающих PD.
Однако наибольшая трудность заключалась не в разработке подходящего адаптера, а в ситуациях, когда блок питания либо не имеет чипа PD, либо имеет его, но не может обеспечить достаточную мощность. На этом этапе мы приняли волевое решение: мы позволили станции загрузиться от неподдерживаемых блоков питания и незаметно предупредили пользователя о том, что следует использовать более подходящий адаптер.