Задача режиссера – Профессия режиссер 🎥 история возникновения, образование, задачи и должностные обязанности, профессиональные качества, зарплата, плюсы и минусы

Содержание

Задача режиссера

Задача режиссера

С актерами нельзя говорить сухим научным языком, да и я сам не человек от науки, и поэтому не смог бы взяться не за свое дело. Моя задача говорить с актером его языком: не философствовать об искусстве,.. а открывать в простой форме практически необходимые ему приемы психотехники, главным образом во внутренней области артистического переживания и перевоплощения.

К.С.Станиславский

Для любого режиссера основным материалом в его работе является творчество актера. Ни одна из проблем современной режиссуры не обретет реальной художественной ценности, если она не будет выявляться в актере. То есть, если актеры не творят, не мыслят и не чувствуют, если они пассивны и творчески инертны – режиссеру делать нечего, спектакль создавать не из чего, у него в руках просто нет нужного материала. Поэтому вопросы работы режиссера с актером в процессе создания спектакля самые насущные в творческой практике любого театра. Необходимо вызвать в актере творческий процесс, разбудить его органическую природу для постоянного, полноценного, самостоятельного творчества. Режиссер должен уметь «толковать» роль, уметь показать «как играть», раскрыть актеру всё то, что осуществляется им на сцене. И это его основная обязанность. Когда этот процесс возникает, то родится и вторая обязанность режиссера – непрерывно поддерживать этот процесс, не давать ему угаснуть и направлять его к определенной цели в соответствии с общим идейно-художественным замыслом спектакля. Режиссер должен почувствовать индивидуальность актера, в процессе работы непрерывно следить за тем, как в актере отражаются замыслы автора и режиссера, и в то же время видеть, куда актера зовет фантазия и желания, и до каких пределов можно настаивать на той или иной задаче. Следовать за волей актера и одновременно направлять её, исправлять, не давая ощущать давление.

Режиссер работает не с одним актером, а с целым коллективом, поэтому следующая наиважнейшая задача – постоянно согласовывать между собой результаты творчества всех актеров, причем так, чтобы в итоге получилось гармонически целостное идейно-художественное произведение театрального искусства. Все эти непростые задачи режиссер решает в процессе выполнения своей главной функции – творческой организации сценического действия.

В основе любого действия всегда лежит тот или иной конфликт, который вызывает столкновение, борьбу, взаимодействие между персонажами пьесы. Выявить конфликты через взаимодействие актеров, находящихся на сцене, и призван режиссер. Отсюда возникает еще одно качество режиссера — быть организатором всего спектакля. Но осуществить эту функцию убедительно — так, чтобы актеры на сцене работали правдиво, органично, а зритель бы верил в подлинность их действий, — невозможно методом приказывания, командования, давления. Режиссер должен увлечь актера своими заданиями, вдохновить его на их выполнение, будоражить его воображение, будить его артистическую фантазию, ненавязчиво «заманивать» его на правильную дорогу истинного творчества.

Основная же задача всякого истинного творчества в реалистическом искусстве — это раскрытие сущности изображаемых явлений жизни, обнаружение скрытых пружин этих явлений, их внутренних закономерностей. Поэтому глубокое знание жизни является основой всякого художественного творчества. Без знания жизни творить нельзя. Это в равной степени относится и к режиссеру, и к актеру. Если допустить, что режиссер обладает известным запасом знаний, жизненных наблюдений, мыслей и суждений о той жизни, которую нужно отобразить на сцене, а у актера никакого багажа в этом отношении нет, то актер будет вынужден механически подчиняться воле режиссера, воздействие режиссера на актера будет односторонним, творческое же взаимодействие не состоится.

Представим обратную картину: актер хорошо знает жизнь, а режиссер молод, неопытен. Что происходит в этом случае? Актер имеет возможность творить и своим творчеством воздействовать на режиссера, взаимодействия к сожалению нет, и режиссер утрачивает свою руководящую роль и вынужден беспомощно плестись в хвосте творческой работы актерского коллектива. Таким образом, оба варианта — и тот, где режиссер деспотично подавляет творческую личность актера, и тот, где он вследствие незнания жизни теряет свою руководящую роль, — в одинаковой степени отрицательно сказываются на общей работе — на спектакле.

Совсем другое дело, если режиссер и актер — оба хорошо знают и понимают те явления жизни, которые автор пьесы сделал предметом творческого отображения. Тогда между ними создаются правильные творческие взаимоотношения, возникает взаимодействие или сотворчество.

Режиссер дает актеру какое-либо указание относительно того или иного момента роли — какого-нибудь жеста, фразы, интонации. Актер, восприняв указание, осмысливает его, внутренне переваривает на основе своего собственного знания жизни. В результате режиссерское указание и собственное знание актера взаимодействуют и образуют как бы некий «сплав» или синтез. Актер не механически и бездумно воспроизведет то, что потребовал от него режиссер, а творчески. Выполняя задание режиссера, он одновременно проявит и самоё себя, свою собственную творческую личность. Режиссер, отдав свою мысль, получит ее обратно в форме сценической «краски», то есть определенного движения, жеста, интонации, получит ее обогащенной и яркой. Именно поэтому режиссер должен всеми доступными ему способами будить творческую волю и инициативу актера, воспитывать в актере жажду познания, наблюдательность, стремление к творческой самостоятельности.

«Воздействуйте и убеждайте других собственным примером — тогда у вас в руках будет большой козырь, и вам не скажут: «Врачу! Исцелися сам!» или «Чем других учить, на себя обернись!». Собственный пример — лучший способ заслужить авторитет».

К.С.Станиславский

Настоящий режиссер является для актера не только учителем театра, но и учителем жизни.

Правильное самочувствие актера на сцене

Разбудить и направить творческую инициативу актера в нужное русло — важнейшая обязанность режиссера. Нужное направление определяется идейным замыслом всего спектакля. Этому замыслу должно быть подчинено идейное толкование каждой отдельной роли. Нужно, чтобы актер шел по пути, указанному режиссером свободно, не чувствуя над собой никакого насилия. Режиссер не только не должен порабощать актера, а наоборот, он должен оберегать его творческую свободу, ибо свобода — необходимое условие и важнейший признак правильного творческого самочувствия актера, а значит и самого творчества.

Допустим, что режиссер указал актеру определенную мизансцену, и актер обязан ее исполнить. более того, он обязан выполнять ее всякий раз, на каждой репетиции, а потом — на каждом спектакле. Он должен выполнять ее потому, что эта мизансцена не случайна, она продумана режиссером, прочувствована и содержит в себе определенный смысл. Она так, а не иначе, раскрывает данный фрагмент пьесы и поведение действующих лиц. И значит именно эту, а не какую-нибудь другую мизансцену должен выполнить актер. А суть дела заключается в том, что выполнить эту единственно возможную мизансцену актер должен непременно таким образом, чтобы процесс выполнения был его органической потребностью. А это произойдет только тогда, когда актер поймет, почувствует, что заданное ему поведение является для данного образа в данных обстоятельствах совершенно необходимым, обязательным. Именно эта мизансцена, этот жест, эта интонация. Тогда у него и не возникнет потребности осуществить другую мизансцену. И это чувство внутренней необходимости сделать так, а не иначе, вызовет ощущение свободы.

Выполнить указанное требование бывает нелегко. Только тогда, когда необходимое делается с ощущением свободы, когда необходимость и свобода сливаются, актер получает возможность творить. Пока актер использует свою свободу не как осознанную необходимость, а как свой личный, субъективный произвол, он не творит. Творчество всегда связано со свободным подчинением определенным требованиям, определенным ограничениям и нормам. А если актер механически выполняет поставленные перед ним требования, он тоже не творит. И в том, и в другом случае полноценного творчества нет. И субъективный произвол актера, и рассудочная игра, когда актер насильственно принуждает себя к выполнению определенных требований, — это еще не творчество. Элемент принуждения в творческом акте должен совершенно отсутствовать. Этот акт должен быть предельно свободным и в то же время подчиняться необходимости.

Как же этого достигнуть? Прежде всего, необходимо иметь выдержку и терпение, не удовлетворяться до тех пор, пока выполнение задания не станет органической потребностью актера. Для этого режиссер должен увлечь актера этим заданием. Он должен разъяснять и увлекать, воздействуя одновременно и на разум, и на чувство, и на фантазию актера, до тех пор, пока сам собою не возникнет творческий акт, то есть пока результат режиссерских усилий не выразится в форме совершенно свободной, как бы совсем непреднамеренной, непроизвольной реакции актера. Все дело во внутреннем психологическом рисунке, в точном отборе средств актерского выражения. Прежде всего, меняется способ думать. Эти два человека — актер и режиссер — мыслят по разному. Не о разном, а по разному. И потому, что вы хотите проникнуть в тайну их мысли и находитесь все время в процессе постижения этого, вы получаете эстетическую радость.

Нельзя давать зрителю возможность угадывать то, что актер совершит дальше. Если он опережает актера, значит тот находится в плену архаичной манеры исполнения. Артист должен вести зрителя за собой, управляя его эмоциями.

Итак, творческое самочувствие актера выражается в том, что он, находясь на сцене, всякое заранее известное воздействие воспринимает как неожиданное и отвечает на него свободно и в то же время верно. Именно такое самочувствие и должен стараться вызвать режиссер в актере и затем старательно его поддерживать.

Язык режиссерских заданий — действия

Самый «вредный» способ режиссерской работы — требование от актера немедленной «выдачи» определенного чувства в определенной форме, то есть требование немедленного результата. Актер при всем желании не может этого выполнить, не насилуя своей естественной природы. Помочь актеру осуществить эту подготовку — вот истинная задача режиссера. А заключается эта подготовка в том, чтобы подсказать актеру не чувство и не форму его выражения, а то действие, которое приведет актера к нужному чувству и вызовет нужную реакцию. С определенной точки зрения самым главным «врагом» в актерской игре является обозначение чувств вместо подлинного их наличия. Утверждение Станиславсого о том, что нельзя играть чувство, понимается многими как отсутствие, уничтожение эмоциональности вообще.

Если говорить о методологии, то режиссер и актер должны добиваться «высокой температуры» эмоционального накала на сцене, после чего можно заботиться о выразительности средств. Режиссер должен уметь подсказать актеру не чувство, а верное действие для каждого момента его сценической жизни. Итак, язык режиссерских заданий должен быть языком действий, а не языком чувств.

Форма режиссерских заданий

Любое режиссерское указание может быть сделано как в форме словесного объяснения, так и в форме режиссерского показа. Словесное объяснение справедливо считается основной формой режиссерских указаний, но обойтись только словами невозможно. Показ конечно же необходим, хотя с этим связана весьма серьезная опасность творческого обезличивания актеров. Очевидно, что хороший режиссер в своих показах будет исходить не из своего собственного актерского материала, а из материала того актера, с которым он работает.

Очень важный этап работы режиссера с актерами — так называемый застольный период работы над пьесой. Это закладка фундамента будущего спектакля. От того, как будет протекать этот период, в огромной степени зависит конечный результат. Режиссер должен донести замысел до актера так, чтобы он — замысел — стал творческим замыслом всего коллектива.

Работа режиссера над мизансценой.

Мизансценой принято называть расположение действующих лиц на сценической площадке в определенных физических отношениях друг к другу и к окружающей их вещественной среде. Назначение мизансцены — через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние психологические отношения и действия. Предварительная разработка мизансцен в виде подробной партитуры также закономерна для начинающего или малоопытного режиссера, как импровизация для зрелого мастера. Работа режиссера над мизансценой состоит в мобилизации режиссерского воображения, которое позволяет режиссеру, во-первых, видеть сценическую площадку и передвигающихся по ней действующих лиц в определенных сочетаниях друг с другом, и, во-вторых, внутренне проигрывать, проживать каждую мизансцену за каждого из исполнителей. Конечный результат должен сложиться в соответствии с актерами и в их взаимодействии друг с другом.

Устранение творческих препятствий

Одно из серьезных препятствий к достижению желаемого результата в актерском творчестве — отсутствие внимания к партнеру и к окружающей актера сценической среде, Преодолевается такое препятствие, например, следующим образом: после очередного повтора ответственного куска роли режиссер останавливает актера на самом патетическом месте и предлагает ему внимательно приглядеться к партнеру. Рассмотреть,например, пуговицу на пиджаке партнера (какого она цвета, из чего сделана, сколько в ней отверстий), потом прическу, потом его глаза, а когда режиссер увидит, что актер сосредоточился на заданном ему объекте, можно продолжить текст.

Не менее серьезная проблема — мускульное напряжение. Здесь иногда бывает достаточно сказать актеру, чтобы он освободил, например, правую руку, или лицо, лоб, шею, чтобы актер избавился от творческого зажима. На самом деле различных препятствий великое множество, но режиссер должен знать: никогда не следует идти дальше, не добившись безупречного с точки зрения художественной правды исполнения данного отрывка.

Можно представить, каким знанием актерского материала, каким острым глазом, какой чуткостью и проницательностью должен обладать режиссер для реализации своих замыслов! К счастью все эти качества развиваются, если режиссер ценит и любит актера, если он не терпит на сцене ничего механического, если он не удовлетворяется до тех пор, пока актерское исполнение не станет органичным, внутренне исполненным и художественно правдивым.

Театральный режиссер

Поделиться статьёй:

Режиссёр — это творческая и очень непростая профессия. Для того, чтобы им стать нужны незаурядный ум, напористость, серьёзность, грамотность, оригинальность. Режиссура театрализованных представлений и праздников — трудная задача, ведь за какой-то очень короткий промежуток времени нужно создать то, что ярким пламенем осветит души зрителей, войдет в умы и сердца людей. Они заставляют страницы нетленных книг оживать на наших глазах. Но сделать это нужно так, чтобы не опорочить известные произведения классиков, а возвысить их. А очень часто выходит так, что театральные режиссёры очень ограничены и в средствах, и возможностях.

О профессии

Профессия театрального режиссёра неотрывно связана с творчеством. Он интерпретирует произведения по-своему, проводя их через призму собственного сознания. Для этого требуется неустанное руководство коллективом актёров, работа с каждым из них в отдельности. Зачастую именно работа режиссера с актером становится основой успеха спектакля. Кроме того, театральный режиссёр контролирует и композитора, и художника-декоратора, и других косвенных участников действа. Он, также, является и режиссёром-постановщиком.

Для того чтобы поставить спектакль, нужно разработать специальный план репетиций. Это тоже входит в обязанности театрального режиссёра, причём все репетиции ведет он сам. Фактически, он является главным человеком спектакля.

Историческая справка

Профессия театрального режиссёра берет своё начала во второй половине девятнадцатого века. Но сам замысел профессии появился ещё в древнегреческом театре, хотя тогда роль учителя или дидаскала играл сам автор драматургического произведения. Во времена эпохи Возрождения всё было с точностью наоборот.

Очень часто главный член артистической труппы становился драматургом и постановщиком. Такие случаи известны в итальянских, испанских и немецких театрах.

Само зарождение театрального режиссёра, как профессии, произошло уже намного позже. В девятнадцатом веке прослеживалась следующая тенденция в театре: пьесы ставились для прим, для ведущих актёров. Для них делалось все: изменялись роли, пьесы. Основным показателем качества спектакля стало актёрское мастерство определённых артистов. Смена декораций и музыки ничего не значила, случалось такое, что некоторые пьесы исполнялись с одними и теми же декорациями.

Театральный режиссёр двадцатого века

Театральный режиссёр в наши дни является главой сцены. Все и вся подчиняется его замыслу. Даже, когда зрители начинают рассуждать о том или ином спектакле, на первое место всегда выходит работа режиссёра. Существует даже такое известное выражение: «Режиссёр умирает в актёрах». Оно означает, что за все актёрские, сценические промахи винят именно театрального режиссёра. Он должен быть не только хорошим организатором, но и психологом, ведь артисты – народ тонкий, чуткий. Кроме того, он сам должен владеть навыками актёрского мастерства, должен уметь и знать все: даже, как изготавливаются декорации.

Что делает режиссер в современном театре? Это, в первую очередь, человек, который трактует пьесу, согласно своему видению сценических образов, в которых предстают персонажи пьесы. Именно он должен найти основную сюжетную нить и построить вокруг нее все действие. При этом он должен правильно расставить акценты на те моменты, которые призваны привлечь внимание современного человека, на то что, по мнению театрального режиссера, находит отражение в современной действительности.

Театральный режиссер создает собственный мир для героев пьесы, окружает его вещами-декорациями, задает нужный ритм, подбирает необходимое музыкальное сопровождение. Все это входит в план постановки спектакля. Главная цель театрального режиссера – донести до зрителя основную мысль драматического произведения.

Задача театрального режиссера – умело реализовать свой замысел постановки драматического произведения, уже знакомого зрителям так, чтобы оно зазвучало по-новому, заинтересовало людей и заставило их вновь и вновь приходить на спектакли. Для этого он должен наиболее точно передать свои задумки актерам, декораторам, костюмерам и звукорежиссерам, чтобы они поняли и воплотили на сцене то, что от них требуется. Ведь спектакль – это огромный труд всех этих людей. И задача театрального режиссера – сплотить их вокруг единой идеи, заставить проникнуться ею и отдать все свои силы, вложить в спектакль свою душу.

Чтобы успешно решать эти задачи, театральный режиссер должен быть хорошим психологом, обладать чувством современности и высоким интеллектом, иметь хорошее воображение и широкий кругозор. Чтобы управлять другими людьми, а именно этим и занимается театральный режиссер, человек должен уметь управлять собой. Поэтому он должен обладать высоким самообладанием и самодисциплиной.

Поделиться статьёй:

Алексей Попогребский о том, как научиться режиссуре — Статьи на КиноПоиске

Я подумал: какой гениальный прием, какой гениальный метод! Но через какое-то время до меня дошло. Чтобы пользоваться таким методом, нужно быть Никитой Михалковым. А есть режиссеры, которые приходят и долго молчат, ничего не говорят долго-долго. И потом все происходит.

Алексей Попогребский, сняв получившую множество наград картину «Как я провел этим летом» и экспериментальную короткометражку Bloodrop, в 2012 году заинтриговал публику новым проектом в 3D-формате, а потом вдруг пропал с экранов радаров на два года. Сейчас он снова объявился, став куратором курса режиссуры в Московской школе кино. КиноПоиск встретился с режиссером, чтобы узнать, где он пропадал, как решил заняться обучением и почему не каждому подойдут методы Никиты Михалкова.

О своем двухгодичном отсутствии

Я специально ввел мораторий на публичные появления в последние полтора-два года. Занимался тем, что раньше называлось «Пропавшими комнатами». Был сильно переписан сценарий. Теперь это не «Пропавшие комнаты», даже не «комнаты», а очень большой проект с американским уклоном, который называется E-sider. С ним нужно просто выдержать паузу по ряду причин. В первую очередь потому что сейчас не лучшее время для копродукции. В этом году российско-американский проект сложно себе представить. Но могу сказать, что драматургия вышла на тот уровень, которого сам от себя не ожидал. Это другого масштаба и качества работа, чем «Пропавшие комнаты», и такие вещи не пропадают.

О работе куратора в киношколе

Набрать группу студентов хотелось всегда, но не столько, чтобы их учить, сколько для того, чтобы вместе с ними пройти весь путь. Когда ты с киногруппой проходишь подготовительный период, съемки и постпродакшн, ты учишься сам, и люди тоже неизбежно учатся чему-то новому. Вы вместе растете, развиваетесь, набиваете шишки. Какими бы опытными ни были люди, каждый фильм делается с нуля, это новый опыт. Если собираются люди, для которых фильм проходной, им не место на площадке.

Я понял, что путем работы над сценарием [проекта E-sider] очень сильно изменил себя и свое мышление. Видимо, мне предстоит какая-то линька в том, как хочу работать и что собираюсь дальше делать. Решил, что линять надо за компанию. Змея, когда линяет, трется о камни. Выделяется энергия, камни тоже приходят в движение. Пусть читающие это студенты даже пугаются, но только так, мне кажется, может быть мотивация с моей стороны.

«Как я провел этим летом»

Мой шкурный интерес — самому расти и меняться вместе с теми, кто придет к нам на режиссерский курс. Я не считаю себя вправе делать мастерскую имени себя. Вообще не считаю, что это правильно, потому что в мастерских великих художников (Микеланджело, например) ученики были в первую очередь подмастерьями великого мастера. Им поручались какие-то кусочки, детали или даже целые заказные работы в духе мастера. И человек либо настолько пропитывался духом учителя, что работал под него, либо, как изначально сильная творческая единица, приходил с ним в конфликт. И конфликт, и подражание — две стороны одной зависимости. Это совершенно неправильно. Сколько есть известных успешных режиссеров, столько же есть стратегий, методов работы, личных подходов.

О невозможности научить и неправильных учебниках

Процесс обучения кинорежиссуре, мне кажется, не должен сильно отличаться от процесса создания фильма. Я никогда не читал учебников по режиссуре, а читал интервью с режиссерами и киноведческую литературу. Все книжки, которые посвящены работе режиссера, а их, кстати, немного, в отличие от сценарного или операторского мастерства, начинаются с того, что режиссуре научить нельзя. Ей можно только научиться. Это правда. Если вдруг в книжке написано, что это не так, не верьте этой книжке.

Об опыте, который необязателен

Даже в описании профессиональных обязанностей режиссера канадской или американской гильдий есть специальная сноска: по сути, режиссер — единственный член съемочной команды, который не обязан иметь образование и предшествующий опыт. Масса примеров, когда режиссеры были абсолютными дебютантами, но при этом убеждали кого-то инвестировать в них деньги или снимали кино за собственные средства, и все получалось. Естественно, историй, когда не получалось, на порядок больше, но мы о них не знаем.

Никита Сергеевич подошел к ней, обнял и долго так ее держал

О камере в штанах и потенциальных студентах

Если ты хочешь снимать кино и стать режиссером, в 2014 году стыдно еще не начать это делать. Если ты действительно этого хочешь, какого черта ты сидишь на стуле? Возьми телефон, сними что-нибудь. У тебя буквально, извините, в штанах есть камера. Знаю, есть люди, которые говорят, что им не хватает чего-то, чтобы начать снимать — денег, камеры, опыта, знаний. Ничего подобного. Значит, ты никогда не начнешь снимать кино.

У нас на курсе есть требование: поступающий должен предоставить портфолио, состоящее из любых творческих аудиовизуальных работ. Ты обязан начать что-то делать, чтобы получать обратную связь. Если ты не сделал ничего сам, у тебя не будет разбега. В идеале человек, который к нам приходит, уже набил определенное количество шишек и ссадин. Уже где-то побаливает, чешется, где-то шрам зарубцевался, но не до конца. Эти ссадины и шишки — самое главное, потому что это вопросы. У нас третий набор в сентябре, еще полно времени снять этюд или попытаться что-то сделать хоть на айфон. Не забывайте использовать своих родных и близких как кроликов. Проверяйте на них свои идеи и проекты.

О методе Никиты Михалкова, который подходит только ему

Боря Хлебников когда-то очень давно работал ассистентом монтажа в компании «Тритэ», в ее видеоподразделении. В том числе разбирал материал со съемочной площадки фильма «Сибирский цирюльник». Он мне рассказал про эпизод, когда Джулия Ормонд только начинала сниматься в этой картине, и она, видимо, что-то делала или слишком профессионально, или по уже готовым своим шаблонам. А Никита Сергеевич подошел к ней, обнял и долго так ее держал, ничего не говоря. В какой-то момент она напряглась, потом расслабилась и даже чуть ли не расплакалась. И совершенно по-другому пошла игра.

Я тогда уже хотел быть режиссером, и мы с Борей снимали свои ранние работы, которые никто не видел. Подумалось: какой гениальный прием, какой гениальный метод! Но через какое-то время до меня дошло. Чтобы пользоваться таким методом, нужно быть Никитой Михалковым. А есть режиссеры, которые приходят и долго молчат, ничего не говорят долго-долго. И потом все происходит. Это их метод. Нельзя пользоваться этим методом только потому, что такой-то режиссер полтора часа молчал на площадке, а потом получился гениальный кадр.

«Сибирский цирюльник»

О выборе и поиске своих инструментов

По первой своей профессии я психолог. Благодаря этому знаю об одном интересном исследовании. Есть очень много концепций психотерапии — от всем известного фрейдизма до мною любимого экзистенциализма. Ученые посчитали процент успешных случаев, измерив удовлетворенность клиента, и, по статистике, этот процент один и тот же, причем независимо от применяемой концепции. Для успешного результата должны произойти две вещи: пациент должен найти правильного для себя терапевта, а терапевт изначально должен найти для себя правильную концепцию работы, которая с его личностью вступает в синергию.

Глядя на себя и на своих коллег-режиссеров, а мы все очень разные, я понимаю, что главное — знать себя хотя бы чуть-чуть, и тогда ты уже понимаешь, как добиться тех самых моментов подлинности. Главный инструмент режиссера — это его личность. Как научиться им пользоваться? Как к нему прийти? Это персональный путь каждого. Но помочь найти правильные вопросы, которые и приведут тебя к нему, — это и есть задача курса режиссуры. С одной стороны, философская задача, с другой — техническая.

По ситуации на 2014 год у режиссера существует огромный спектр инструментов. От методов работы на площадке, с актером, с оператором, способов подготовки до реальных технических средств, программ превизуализации, сторибординга и так далее. Всем этим один режиссер даже за всю жизнь не овладеет, и такой задачи нет. Но их много, и для разных задач и для разных режиссеров они могут быть очень полезны. Я снимал картины как вообще без раскадровки, так и с полностью нарисованной раскадровкой, в том числе у меня была картина, целиком предварительно отснятая в виде аниматика. Это не значит, что я буду всю оставшуюся жизнь снимать аниматики для своих фильмов. Просто знаю на своем опыте, что для таких картин нужны такие средства.

О будущей программе обучения

Мы выстраиваем обучение так, что режиссерское мастерство (а это лишь одна из дисциплин учебного плана) — это не цикл лекций и не авторская программа. Будет по определенной драматургии и логике выстроенная цепочка занятий с разными режиссерами, каждый из которых известен. Каждый такой учебный модуль будет иметь на выходе какую-то практическую работу. Это делается для того, чтобы люди не просто послушали режиссера и подумали, какой он талантливый или какой он дурак, а вместе с ним прошли какой-то путь, прожили что-то, пробовали, делали, получали обратную связь и от мастера, и от своих коллег. У нас точно будут семинары Бориса Хлебникова, Андрея Прошкина, Валерия Тодоровского, Николая Лебедева, Александра и Владимира Коттов.

О синергии и интеграции

Уникальность Московской школы кино в том, насколько здесь интегрированы все факультеты. Здесь есть полный спектр всех задач — от компьютерной графики, звукорежиссуры и художественной постановки до открывающихся в этом году факультетов режиссуры и актерского мастерства. Режиссеров и актеров (актерский курс курирует Ингеборга Дапкунайте) вовсе не случайно подключают последними. Уже отработана техника и технология на других факультетах. Все построено так, чтобы с появлением режиссеров все замкнулось на взаимодействие, на синергию.

Мы хотим построить учебный процесс так, чтобы постоянно сталкивались и пересекались студенты со всех курсов. Чтобы режиссеров порой насильно помещали в условия, когда им нужно взаимодействовать с продюсерами или снимать не с тем оператором, которого они хотят, а с тем, который им выпал по жребию. Будут ситуации, когда продюсеры со своими проектами будут бегать и нанимать режиссеров и операторов. Будут ситуации, когда режиссеры будут снимать не свои авторские задания.

Так учат режиссеров в большинстве мастерских ВГИКа: ты творец

В университете я любил сдавать экзамены последним. За то время, что я болтался в курилке и общался с теми, кто уже сдал, я, кажется, изучал весь курс. За те три часа, что ждал своей очереди. Что спрашивали? О, а что это такое? Те вещи, которые я тогда узнал, я лучше всего помнил. Я не учился на режиссуре, и мне не хватало того, что происходит не столько на лекциях, сколько в столовой и в курилках ВГИКа. Там ты говоришь с операторами, с актерами, из этих разговоров много чего узнаешь, рождаются идеи и проекты. Я узнавал все уже a propos, в полях.

О творцах и наемных работниках

В портфолио выпускников будут две авторские работы — документальная и игровая. Но этим дело не ограничится. Так, в конце первого курса студенты будут снимать рекламный ролик. Как положено, с жестким сценарием, четким брифом и готовой раскадровкой от рекламного агентства. Получается, все снимут ролик по одному и тому же сценарию. При этом все хотят быть творцами, авторами. В жизни не всегда так случается. Нужно как уметь находить свою историю, так и, что порой даже интереснее, в предлагаемых обстоятельствах находить зерно, себя. Потому что если ты не нашел себя в своей работе, то ничего хорошего не выйдет. В лучшем случае это будет профессионально, то есть скучно. А чтобы это жило, нужно найти в материале себя. Тогда зритель забудет, что это кем-то старательно снято и сделано. Даже если это 30-секундный рекламный ролик.

О солистах и командном подходе

У нас во всех отраслях творческих профессий — и в советские времена, и сейчас — учат солистов. В консерватории, например, людей затачивают на то, что они будут либо солистами, либо никем. Похоже, так же учат режиссеров в большинстве мастерских ВГИКа: ты творец, ты автор. Доходит до того, что, как мне рассказывали, в одной киношколе режиссер, придя с интересным проектом и попросив десять студентов курса компьютерной графики разработать эффекты, получил от их мастера отказ. Как это так? Десять человек будут работать на него одного! Но в жизни ведь так и бывает. У нас все будет заточено на командную игру с самого первого момента.

«Коктебель»

О нережиссерском характере

Я прошел своеобразную эволюцию от человека с нережиссерским характером до действующего режиссера. Конечно, режиссерский характер — это стереотип. Но если все же обобщить, то режиссер — это человек, которому больше всех надо, он прет вперед! У меня же самая большая мотивация состоит в том, чтобы меня оставили в покое. Я до сих пор не люблю говорить по телефону, кстати. Поднять трубку и что-то попросить — это для меня всегда было сложно. Но на «Коктебеле» приходилось звонить в какой-то овцеводческий колхоз в Рязанской области, так как у нас не было второго режиссера, а директор картины появился позже. Я звонил еще в какое-то вертолетное хозяйство на Украине, нужно было все делать самому. А уж что приходилось делать на Чукотке! Если есть мотивация что-то делать, то можешь себя перебороть. Ведь и Шварценеггер говорил, что в детстве был задохликом.

О сорокаминутном дубле и выдержке звукооператора

Если ты снимаешь «Ведьму из Блэр», тебе нужна соответствующая техника, если что-то эпичное, то, возможно, ты выберешь анаморфотную оптику и Panavison. Когда я снимал «Как я провел этим летом», я понимал, что мне нужны будут максимальная мобильность, возможность посмотреть материал сразу, потому что мы будем в труднодоступных местах, где не проявить пленку. Наконец, я инстинктивно понимал, что у нас будут очень длинные дубли. Не потому, что у меня в кино бесконечно длинные кадры, хотя они в кино у меня тоже есть. Просто самую напряженную сцену, в которой персонаж Гриши Добрыгина ждет сообщения по рации и которая на экране длится две минуты, мы снимали одним дублем в 40 минут. Я чувствовал, что нельзя говорить «стоп», потому что сейчас еще будет что-то происходить с Гришей. А если мы снимем это кусочками, то это потеряется.

Мы включаем камеру. Задача Гриши — сидеть, ждать сообщения. Меньше всего повезло нашему бум-оператору (звукооператор, который держит удочку с микрофоном). Он был крепким парнем и лишь иногда поднимал лицо, на котором было написано все, что он испытывает. Но он исправно стоял все 40 минут. Когда дубль закончился, Гриша был уже совершенно другим человеком. За пару минут он отошел, конечно, и сказал: «Алексей Петрович, а что мы будем делать с этим кадром? Он же минут семь длился».

Я чувствовал, что нельзя говорить „стоп“

Это было мое инстинктивное решение на площадке, но та камера и тот способ записи, который мы выбрали (мы писали не на флеш-карты, а на жесткие диски), позволили нам это сделать. Важно поработать с разными камерами и понимать, что они тебе дают и в чем тебя ограничивают. То, какую камеру ты выбираешь — это не только картинка, это то, какое кино ты снимешь. От этого зависит даже актерская игра. Все эти вещи мы будем проходить.

О технике, которая формирует нас

В чем именно заключается работа кинорежиссера, что он делает?

Задача режиссера — постановка. Термин сам зм себя говорит 😉 Режиссерская обязанность по сути — все (декорации, реквизит) и всех (актеров) расставить, сказать кто, что должен делать, потом крикнуть «мотор, начали» и все пошло пошло-поехало 😉 Работает режиссер так: сначала внимательно читает сценарий и ВООБРАЖАЕТ будущий фильм в голове. Это пожалуй самый ответственный этап работы. Чем добросовестнее режиссер к нему подойдет, тем качествене получится постановка. После этого он рисует (как правило вместе с художником ) <a rel=»nofollow» href=»http://www.osetrovka.ru/9rota/index.htm» target=»_blank» >раскадровку</a>. Прорисовывает на бумаге то, что потом мы будем видеть на экране. после этого пишется <a rel=»nofollow» href=»http://www.screenwriter.ru/info/director/» target=»_blank» >режиссерский сценарий</a>, где прописывается, какие декорации и реквизит потребуются, какие персонажи будут заняты в каждом кадре и т. п. по режиссерскому сценарию пишется спецификация: сводится в одно место все, что потребуется для съемок, начиная от камеры и кол-ва пленки, до всякой мелочевки, которую нужно будет в кадр на 1 секунду показать. На основе спецификации составляется смета (что сколько стоить будет) и оперделяется бютжет фильма. После этого проводится кастинг — подбор типажей (актеров) . И только после этого начинают собссно снимать. Ну а снимать — это уже просто 😉 Вышел на мизансцену, рассказал актерам куда всать, чего сделать и сказать, уселся в кресло: Мотор! Начали! 😉 Если продуман фильм тщательно, то снимать — одно удовольствие, как по маслу идет 😉

как что? он непосредсвтенно фильм и снимает!! ! на то он и режисер, тока КИНО!!

на актёров орёт

молодых актрис трахает и снимает кино

поздравляю! Вы заняли первое место среди самых тупых вопросов.

Вопрос отнюдь не тупой. Все говорят: «Режиссёр, режиссёр…» Готова спорить, что большинство даже приближённо не знают что конкретно входит в обязанности кинорежиссёра, а уж тем более театрального режиссёра… Поэтому фраза «снимает, только КИНО» совершенно глупа. Знаете, фильмы снимают и оператор, и продюсер, и актёры, и гримёры, поскольку кино — продукт коллективного творчества. Один режиссёр ничего сделать не сможет. Об этом в двух словах не скажешь, если серьёзно отвечать на вопрос. Если Вас действительно интересует, то пишите.

Кинорежиссёр сравним с дирижёром оркестра, его задача организовать работу всей съёмочной труппы и актёров так, чтобы реализовать замысел сценария. Он должен иметь своё видение будущего фильма, понимать что он хочет передать своим фильмом и, главное, знать как это сделать!!!

всех расставляет на свои места

Помощник режиссера рассказал о том, что происходит за кулисами одного из старейших театров России

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Во время спектакля в театре ощущается настоящая магия: зритель очарован происходящим на сцене, пока за кулисами идет очень сложная работа. Мы проследили путь создания спектакля от идеи до премьеры в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, одном из старейших музыкальных театров нашей страны. Сезон 2019–2020 года для театра юбилейный: ему исполняется 90 лет.

Как рождается спектакль? Кто такие артисты-каскадники? Один из помощников режиссера специально для читателей AdMe.ru ответил на эти и другие вопросы, рассказал о специфике музыкального театра и поделился эксклюзивными фактами о своей необычной работе.

Это единственный театр, который не уехал из Ленинграда в эвакуацию в годы Второй мировой войны. Во время блокады спектакли шли на сцене Александринского театра в стандартном режиме, более того, было выпущено несколько премьер.

Кто такой помощник режиссера?

Помощник режиссера рассказал о том, что происходит за кулисами одного из старейших театров России

В Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, утверждает руководитель театра Юрий Алексеевич Шварцкопф, помощник режиссера — главный на площадке.

Это человек, который связывает все цеха и службы между собой, а также с артистами и с режиссером. Например, нужно поменять бокалы на репетиции. Этим занимается реквизиторский цех, но сообщить об этом и проконтролировать выполнение задачи должен помощник режиссера.

Есть театральная байка, что когда спектакль выпущен и уже идет в репертуаре, то без режиссера (он может сидеть в зале, а может не присутствовать вообще, как это и бывает с приглашенными постановщиками) представление начнется, а без помощника — нет, потому что это человек, который дергает за все ниточки: от поднятия занавеса до выхода артиста на сцену.

К слову, никакие технические сложности не сравнятся с тем, как тяжело собрать всех артистов в одном месте в одно время. Потому что это не 10 человек, а балет, хор и солисты. Например, в оперетте «Веселая вдова», премьера которой состоялась в конце этого мая, занято более 50 артистов.

Как возникает идея спектакля?

Репетиция мюзикла «Канкан». Режиссер-постановщик — КЕРО (Венгрия), ассистент режиссера — Тамаш Паник (Венгрия).

Идея может идти от постановщика или режиссера, не обязательно штатного. То есть любой профессионал может прийти к руководителю театра с идеей проекта. В каком-то смысле сейчас в театральной индустрии время приглашенных режиссеров.

Бывает и так, что дирекция театра хочет видеть в репертуаре определенный спектакль и начинает искать постановщика, которому этот проект будет интересен. Или же они хотят поработать с конкретным режиссером и предлагают постановку на его выбор.

Идея одобрена, режиссер определен. Что дальше?

Дальше проходит кастинг. Он может проводиться только внутри труппы, а может быть общедоступным, тогда вся информация и требования публикуются на официальном сайте театра. Нужно отправить заявку и пройти заочный отбор, тогда на очном кастинге не оказывается ни одного случайного человека. Но даже при таком раскладе участников получается так много, что постановочная команда может отсматривать их с утра до ночи.

Здесь нельзя не сказать об особенностях жанра. Артист музыкального театра должен обладать гораздо большим спектром навыков, чем артист балета, драматического театра или оперы: он должен уметь петь, танцевать и обладать актерскими данными одновременно.

Должностная инструкция главного режиссёра

Поделиться статьёй:

Если еще несколько десятилетий тому назад режиссер кино и телевидения отвечал за сценическую или художественную часть процесса постановки или съемки фильма. При этом сегодня в зависимости от  имени, ранга и статуса режиссера зависит сегодня и спектр его обязанностей, однако подобная тенденция действует скорее для режиссеров постсоветского пространства. Главный режиссер на Западе – это уважаемый творческий человек, который, все же, выполняет полный перечень своих обязанностей, отвечая за качество фильма.

Режиссер – это одна из ведущих фигур, принимающих участие в создании фильма. После продюсера он был и остается самым главным участником процесса, поскольку отвечает за множество малых процессов и действий, различных этапов и после выхода картины принимает на себя удар или хвалу.

В обязанности главного режиссера в первую очередь входит не только ответственность за сценическую и художественную составляющую фильма, но и постановка музыкального оформления, диалоговых сцен. Режиссер обязан реализовать сценарий, однако пути и принципы реализации остаются на нем. Потому один и тот же сценарий разные режиссеры могут реализовывать по-разному, добавляя те или иные элементы, собственное видение происходящего.
Художественный стиль фильма и его определение также ложится на плечи режиссера, который занимается тщательным продумыванием всех деталей. Сложилось мнение, что режиссер – это специалист, который находится на площадке, постоянно покрикивает на актеров и руководит всем процессом. Однако на его плечах огромная ответственность и множество судеб, чей успех во многом также зависит от него.

От видения режиссера и его подачи главной мысли фильма (то ест от режиссерского сценария) зависит то, что увидит зритель, как он воспримет игру актеров, сценарий, суть, работу звукорежиссера и операторов.

В типичном случае должностная инструкция главного режиссера содержит и творческие аспекты создания будущего шедевра, и его организационные моменты. Работа начинается задолго до съемок. Предшествующие репетиции, кропотливое выстраивание мизансцен, определение расположения камер – все это отнимает уйму времени и сил у режиссера. Многие люди думают, что у этой профессии есть только яркая обложка, насыщенная всеми оттенками славы и огромных гонораров. На самом деле требуется немало душевных и физических сил для того, чтобы довести до логического завершения один-единственный фильм.

Сложно переоценить работу режиссера, ведь именно он настраивает актеров на хорошую игру, объясняет им подробно мельчайшие нюансы предстоящего образа, налаживает дружеские позитивные отношения в коллективе, удовлетворяет их нередкие капризы.

Кропотливый труд

Мало кто из зрителей представляет себе, что создатель фильма находится на работе до глубокой ночи и трудится, не покладая рук. Завистливое воображение обычно рисует человека в белом костюме, пьющего тропические коктейли на морском берегу. А съемки в пустынях, когда нечем дышать? Или холодные снежные пейзажи?

Порой для работы над проектом приходится сменить несколько часовых поясов. Все это, безусловно, очень осложняет работу.

Для того чтобы стать первоклассным мастером, недостаточно быть лишь генератором оригинальных идей, великолепным художником и творцом прекрасного. Эта специальность требует огромной трудоспособности, усидчивости, умения заставить работать не только себя любимого, но и окружающих людей: актеров, операторов, музыкантов…

Режиссер ведет пристальный контроль над работой над фильмом на всех этапах его создания. Потому он главный на съемочной площадке, следит за работой оператора, а после контролирует монтажные работы, различные спецэффекты и прочие работы, которые проводятся после окончания съемок. При этом именитые режиссеры запада и Голливуда не стремятся отказываться от некоторых обязанностей, как это делают отечественные «звезды», а стойко контролируют производство фильма от начала и до самого конца — проката.

Поделиться статьёй:

Десять уроков для начинающего режиссера

Иллюстрация: Minh T 

Основатель продакшн-студии Creative Rebellion Ноам Кролл поделился с читателями своего блога режиссерским опытом, который он получил за свою карьеру.


Спросите любого молодого режиссера, к чему он стремится, и вы услышите: «Я хочу быть режиссером». Однако немногие понимают, что эта профессия собой представляет. Я никого не осуждаю, ведь сам в начале карьеры не имел об этом ни малейшего понятия.

Дело в том, что быть режиссером — значит управлять сложнейшим проектом со множеством проблем. Чтобы стать мастером своего дела, вы должны понимать и следить за всем, раз за разом улучшая свои навыки.

Многие сценаристы и операторы приходят в эту профессию, считая, что какой-то отдельный аспект превыше всего остального: например, диалоги или камера. Но чтобы стать выдающимся режиссером, нужно иметь глубокое понимание роли каждого творческого элемента.

На расширение своего кругозора у вас могут уйти не просто годы, а десятки лет. Невозможно научиться всему на одном проекте или посещая лекции о кинематографе.

Хотя моя карьера началась совсем недавно, я успел снять приличное количество фильмов и вынести для себя несколько уроков, на основе своих успехов и неудач. Я составил небольшой список правил для режиссеров, к которым я пришел за этот короткий путь.

Цените работу актеров

Вы должны четко понимать философию и технику актерства. Я не предлагаю вам играть самим, но базовые знания иметь необходимо. Если вы не знаете разницы между игрой по системе Майзнера и Станиславского, лучше подтянуть теорию. Каждый актер работает по-своему, и знать, как найти общий язык с ним, объяснить ему персонажа — ваша работа. Это относится и к уже опытным актерам. Каждого нужно уметь настроить на нужную волну. Для некоторых важно, чтобы вы понимали технику их игры. Одних надо мотивировать и подталкивать, в то время как большинству достаточно небольших подсказок. Ваша задача — понять, как найти общий язык с каждым актером и быть ему максимально полезным.

Руководить актерами — это лишь часть вашей работы

На заре существования кинематографа главной задачей режиссера была работа с актерами. Он приходил за несколько дней до начала съемочного процесса и помогали актерам вжиться в их роли. Обычно работа режиссера прекращалась вместе с окончанием съемок, редко кто занимался монтажом. Некоторые начинающие режиссеры все так же думают, что главной их целью являются актеры, хотя в наше время это далеко не так.

Одна из основных дилемм режиссера — это распределение времени на работу с актерами и съемочной командой. Первые, как и вторые, постоянно нуждаются в вас, и вы должны быть рядом с ними. Необходимо развивать свой инстинкт, понимая, кто из них больше требует вашей помощи в той или иной ситуации. Никогда не преувеличивайте важность продакшна, напрочь забывая о других аспектах. Если вы хотите, чтобы актеры выкладывались полностью, создайте им для этого все условия. Во многом это относится к вниманию ко всяким мелочам, которые могут заметно на них повлиять.

Будьте строгим, но добрым

В большей степени это правило относится к работе с актерами, чем с командой. На съемочной площадке ценна каждая минута, и велик шанс, что вас могут неправильно понять. Неважно, актер ли это или оператор, разговаривайте с ним строго по делу.

Если вы хотите, чтобы актер сыграл сцену с большим напряжением и злостью, скажите ему как есть. Ничего большего не требуется. Актерам не нужно знать историю их персонажа, и то, какие воспоминания они должны брать из его детства. Однако, если вы считаете это нужным, поговорите об этом с актером заблаговременно до начала съемок.

90% работы режиссера происходит во время препродакшна

К началу съемочного процесса большая часть вашей работы — творческой и организационной — должна быть выполнена. Кастинг, художественная постановка, локации, команда — все нужно подготовить заранее. В противном случае вы рискуете ввязаться в неравный бой, пытаясь завершить незаконченные дела в процессе съемок и потеряете шанс доработать фильм как следует. Следите, чтобы все шло строго по плану, созданному на препродакшне. В этом деле лучше не принимать серьезные решения на ходу.

Некоторые начинающие режиссеры боятся, что в их фильмах не будет хватать творчества, если они тщательно подготовятся, что у них не будет возможности решать какие-то вопросы спонтанно, находясь на съемках. Это все неправда: чем лучше вы подготовлены, тем больше ваш КПД на площадке и больше времени на эксперименты, больше вероятность сделать что-то интересное. Без подготовки все ваше время уйдет на решение проблем.

Думайте, как сценарист

Как многие другие режиссеры, я люблю писать сценарии. Даже если вы не прирожденный сценарист, вы обязаны знать самые азы профессии, постоянно пропуская их через призму кино: от идеи до постпродакшна. Чтобы писать сценарии эффективно, вы должны разбираться в структурах историй, арках персонажей, экспозициях и многих других базовых аспектах. Вы можете работать с прекрасным автором, но ваши представления о сценарии могут расходиться. Без навыков режиссера у вас не получится продемонстрировать свое видение картины полностью.

Создание сценариев похоже на путешествие длиною в жизнь: вы должны постоянно расширять горизонты своего кругозора, читать работы других сценаристов и тексты по интересующей вас теме. Роберт Макки прекрасно подойдет для начала.

Создание сценария похоже на монтаж

Развивая предыдущую мысль, я не могу не отметить, что писательские навыки становятся очень полезными и в процессе монтажа. Он как две капли воды похож на создание текста. Умение писать поможет вам на монтаже больше, чем вы могли бы себе представить.

Никогда не монтируйте, опираясь только на стиль. Так вы рискуете упустить что-то очень важное. Принимайте решения, согласно персонажам и истории, даже если это потребует от вас принести в жертву удачные визуальные решения. Приобретенные знания помогут вам решить кажущиеся безвыходными ситуации.

Вы дирижер

Даже не пытайтесь делать всю работу самостоятельно. Да, вы хотите сделать фильм по-настоящему своим, но это не значит, что вы должны управлять всеми процессами. Вы должны дирижировать командой, словно оркестром. Следите, чтобы каждый процесс, каждый участник команды, каждый актер работали в гармонии друг с другом. У вас этого не получится, если вы будете зациклены на чем-то одном.

Это-то и позволит сделать фильм вашим. Фильм уравновешивает все процессы, его увидит весь мир. Если вы хотите, чтобы о вас хорошо отзывались, относитесь ко всему с одинаковым вниманием.

Следуйте за вашим видением

Умение делиться своим видением фильма с командой — тоже часть «дирижерской» работы. Это задаст фильму правильное направление и наделит вас уверенностью, что вы следуете творческой задумке. Четкое представление о видении даже в самые трудные минуты, несомненно, поможет вам добиться желаемого результата.

Ваше видение объединяет все творческие силы команды, будь то сценарист или художник-постановщик. Перед тем, как углубиться в процесс создания фильма, удостоверьтесь, достаточно ли хорошо вы продумали идею и готовы ли пойти на все ради нее.

Общение превыше всего

Если вы точно знаете, какой будет история, персонажи, тема и визуальные решения, то это не значит, что другие так же хорошо подготовлены. Предпринимайте все, чтобы команда поняла вас. Используйте все инструменты в вашем распоряжении, чтобы донести свои идеи: организовывайте конференции, устраивайте дополнительные репетиции, приводите больше референсов. В противном случае, никто не сможет работать над фильмом.

Всегда помните, что в общении участвуют обе стороны: если вам рассказывают какую-то идею, выслушайте ее. Нет плохих идей, есть неподходящие. Стремитесь вести непринужденный диалог с командой. Фильм не получится, если работа над ним превратится в диктатуру.

Позаботьтесь о расположении камеры

Если только вы не являетесь по совместительству и оператором своего фильма, двумя важнейшими решениями для вас будут выбор объектива и расположение камеры. Другими словами, не говорите оператору, как освещать сцену. Найдите того, чье видение фильма будет полностью совпадать с вашим, проводите с ним как можно больше времени на стадии препродакшна, чтобы найти общий язык. Это позволит вам сосредоточиться на работе с актерами, выборе плана и объектива — главных вещах в работе с изображением для вас.

Настройка освещения может занять большую часть съемочного дня, и если в вашей команде есть оператор, которому вы доверяете, вы сможете потратить сэкономленное время на актеров, изменения в сценарии, и решения по части оформления. Множество режиссеров (в том числе и я) прошли через работу в съемочной группе, для них большое искушение уделить огромную долю своего внимания настройке камер, пожертвовав всем остальным, в том числе и актерами. Это будет большой ошибкой, которую вы осознаете в процессе монтажа.

Выводы

Быть режиссером очень сложно. Эта профессия требует большой уверенности, уникального набора навыков, а также подходящей команды. Вы сделали правильный выбор, если питаете любовь ко всем аспектам кино: от драматургии до актерства. У вас уйдут годы на отрабатывание навыков, но пока вы будете правильно понимать свою роль и не прекращать снимать фильмы, вы будете самосовершенствоваться.

На съемках я каждый раз узнаю что-то новое для себя — даже участвуя в проектах, которые мне не нравятся, я продолжаю расти над собой. Будет ли результат шедевром или провалом — неважно. Учитесь на ошибках, пробуйте снова и снова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *