Звукорежиссеры и звукооператоры. — КиберПедия
Звукорежиссёр— творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков, их фиксацией и обработкой. Человек, занимающийся этой профессией, как правило владеет и техническими аспектами профессии. Хорошо знает физику звука, разбирается в музыкальной и психоакустике, имеет музыкальное образование. Не стоит путать профессию звукорежиссера с профессиями звукоинженера и звукооператора. Это такие же разные профессии, как режиссёр, оператор и монтажёр. Звукорежиссёр производит запись, воспроизведение, обработку, микширование звуковых компонентов с помощью технических средств. Эта профессия востребована в киноиндустрии, производстве музыки, концертной деятельности, театре, радио и мультимедийных приложениях.
Состав звукового цеха.
Звукорежиссёр — работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом.
Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.
Обязанности звукорежиссёра и звукооператора.
Звукооператор занимается микшированием и контролем за уровнем звука. В его задачу входит приведение уровня звучания диалогов, шумов и музыки в соответствии с заранее составленной звукорежиссёром экспликацией. Иногда такую экспликацию приходится составлять самому звукооператору во время записи звука, для дальнейшего монтажа.
Звукорежиссёр— один из членов съёмочной группы. Он выполняет следующие функции:
осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра, отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;
готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.
Техническая группа.
Прикрепляемые сотрудники цехов киностудии
Гримёрный цех
Художник-гримёр — подчиняется режиссёру, второму режиссёру. Делает выписку кого, как и когда гримировать. Следит за соответствием этого процесса. Кому какой парик и т. п. Изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ. Решает все вопросы, связанные с цветом глаз, старением, типом кожи, ранениями.
Ассистент художника-гримёра — занимается поправлением грима, выполняет все работы, связанные с поддержанием внешнего вида. На нём — вся рутина художника-гримёра.
Парикмахер— изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ.
Художник по специальному гриму — обладает опытом имитации, сочетания грима со специальными эффектами. Имитирует эффекты старения, особой фактуры кожи и т. д. Может создавать микро пиротехнические эффекты — маленькие взрывные устройства (петарды) имитирующие попадание пули в актёра, нанесение колотого ранения и его последствий.
Костюмерный цех
Художник по костюмам — разрабатывает одежду для всех персонажей фильма и всех эпизодов в соответствии с художественным замыслом и исторической эпохой. Следит за соответствием костюмов историческим и фактическим обстоятельствам. В военных фильмах отвечает за достоверность униформы и знаков различия.
Костюмер— обеспечивает рабочее состояние всех костюмов при любых условиях съёмки. Имеет запасной дубль каждого костюма.
Ассистент художника по костюмам— выполняет, в основном, утилитарные функции, а также производственные и иные поручения художника по костюмам.
Музыкальный цех
Музыкальный редактор — знает, как можно, с помощью музыки, музыкальных звуковых эффектов, создать определенную атмосферу и настроение сюжета фильма, создаёт единство музыки и изображения.
В музыкальных фильмах, фильмах-мюзиклах (таких как, например, «Пиковая дама», «Принцесса цирка» и пр.) к этому цеху относятся также балетмейстер и/или хореограф, постановщик танцев и др. специалисты в области музыкального искусства.
Авторы и исполнители песен, исполняемых в фильме, дирижёр, музыкальная группа и симфонический оркестр, в исполнении которых звучат песни, композиции и иное музыкальное сопровождение фильма — все они также состоят в этом цехе.
Звукоинженер — это… Что такое Звукоинженер?
Звукорежиссёр за работой
Звукорежиссёр или звукоинженер (англ. sound engineer) — техническая профессия, связанная с обработкой звука. Человек, владеющий этой профессией, занимается записью, обработкой, воспроизведением звука с помощью технических средств звуковых студий. Эта профессия востребована в таких отраслях, как звукозапись, радио и телевидение, озвучивание фильмов, обслуживание концертов, обработка (реставрация) звука.
Звукорежиссёр в кинематографе
Звукорежиссёром в кинематографе является участник съёмочной группы, руководящий звуковым цехом. Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучания (фонограммы) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра
В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью – отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.
Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.
Состав звукового цеха
- Звукорежиссёр – работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором и звукооператором).
- Микрофонный оператор – обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.
- Звукооператор – осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.
В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком.
Обязанности звукорежиссёра и звукооператора
- Звукорежиссёр участвует в разработке режиссёрского сценария, проводит пробные записи звука. В его обязанности входит осуществление и контроль за синхронной звукозаписью и монтажем всех видов звука. В результате его деятельности получается окончательный (конечный) вариант фонограммы фильма, который получается в ходе сведения (перезаписи) всех исходных элементов, составляющих звуковой ряд.
- Звукооператор занимается микшированием и контролем за уровнем звука. В его задачу входит приведение уровня звучания диалогов, шумов и музыки в соответствии с заранее составленной звукорежиссёром экспликацией. Иногда такую экспликацию приходится составлять самому звукооператору во время записи звука, для дальнейшего монтажа. Звукооператор в кино, один из членов съёмочной группы. Он выполняет следующие функции:
- осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;
- отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;
- готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.
Значимость звукового решения
Звуковое решение фильма также является художественными произведением. На кинофестивалях существует несколько номинаций имеющих непосредственное отношение к звуковому решению фильма. Например:
Современные фильмы, получившие награды за звуковое решение:
- «Саут Парк: большой, длинный, необрезанный» 2000 г.
- Награда MTV 2000 — «Лучший музыкальный ряд».
- «Матрица (1999г.)
- Британская киноакадемия 2000 — Лучший звук
- Оскар 2000 — Лучший звук
- Оскар 2000 — Лучший звукорежиссёр
- Мулен Руж (2000 г.)
- Британская киноакадемия 2002 — Лучший звук
- Британская киноакадемия 2002 — Награда Энтони Эскуита за музыку
- Золотой глобус 2002 — Лучшая музыка
- Награда MTV 2002 — Лучший музыкальный ряд
В настоящее время с появлением систем многоканального объёмного звука, значимость работы звукооператора и звукорежиссёра только увеличивается. Без их участия не обходится ни один современный фильм.
Литература
При составлении раздела использовался материал: Ю. Кравцов, «Основы звукооператорского мастерства», СПбГУКИ, СПБ, 2005г.
Известные люди профессии
|
|
Юнк, Александр Моисеевич, СССР, Москва, ГДРЗ, 70-80-е годы ХХ столетия
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Звукорежиссер и диджей. Различия и сходства.
20.01.2017
Очень часто в современном мире приходится сталкиваться с тем, что люди не понимают разницы между звукорежиссером и ди-джеем. Для многих это одно и то же – «звукарь». Но на самом деле, все совсем не так.
Начнем мы, пожалуй, с того – кто такой ди-джей. В первую очередь – это звезда. Это человек, который сам по себе делает шоу. Сколько ди-джеев вы, особо не задумываясь, можете назвать? А сколько звукорежиссеров? Вот-вот. Помимо технических моментов, важно различать их «социальную значимость». Когда мы слышим про ди-джея, перед глазами сразу появляются образы людей у «вертушек» с большими наушниками, перед которыми на танцполе веселится толпа. У ди-джеев практически всегда есть «своя волна», у них есть фанаты, на них хотят быть похожими не только в музыкальном плане, но и в обычной жизни – носить такую же одежду, увлекаться теми же вещами. Часто случается, что именно ди-джеи становятся законодателями в своем мире моды. В чем же заключается работа ди-джея? Это постоянное мониторирование музыкального мира, создание абсолютно новых вещей. Неоднократно встречались ситуации, когда не очень популярный трек в руках профессионала становился хитом всех дискотек. За это надо сказать отдельное спасибо мастерству, ловкости, чувству стиля и ритма профессиональных ди-джеев. Их задача – перенести всю толпу в свой мир, пропитать их насквозь своей музыкой и заставить двигаться, проживая каждый звук. В наше время можно смело назвать достаточное количество популярных ди-джеев, которым это с успехом удается. Но делать мы этого не будем. На вкус и цвет, как говорится.
Итак, прочувствовав каждый миг на танцполе как свою жизнь, мы переходим к вопросу – кто такой звукорежиссер и с чем его едят? Звукорежиссер – это человек, отвечающий за звуковое сопровождение, его стройность, органичность. Он создает и записывает новые звуковые элементы, знает все тонкости прохождения звука, разбирается в акустике и технике. Кстати, чтобы стать настоящим звукорежиссером – необходимо высшее образование по этой специальности. Где чаще всего мы встречаем представителей данной профессии? В театрах, в кино, в студиях звукозаписи, а так же при проведении различных мероприятий. В работе звукорежиссера очень важна работа с другими людьми. Если это кино или театр – то с режиссером, сценаристом и бригадой оператора, если проведение торжественного мероприятия – с организатором и ведущим этого события. Только звукорежиссер сможет правильно подобрать моменты, которые необходимо подчеркнуть звуком и сможет сделать это правильно. Чаще всего мы даже не знаем этих людей, не видим их. Но правильно ли это? Ведь это они во многом «делают» ваш праздник или делают успешным фильм.
Что еще можно сказать про них, людей, работающих со звуком и доносящих его до наших ушей? Много еще всего, но чтобы никого не запутать – мы остановимся. Надеемся, что внесли сейчас немного ясности в этот сложный для многих вопрос!
Обсуждение:Звукорежиссёр — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Не смотря на то что информация взята из справочника, она в большей степени не отвечает действительности (в том числе поскольку устарела). В лучшем случае она может претендовать на раскрытие частного случая звукорежиссера работающего в кинематографе. Но откуда то взявшиеся указания на «должности» и иерархия должностей портят и это описание. Таким образо статья должна быть переписана с учетом современной реальности.
- И с какого боку эта статья относится к проекту «Физика»? Ну давайте теперь статью Повар отнесём к проекту «Металлургия» на том основании, что повар использует чугунные сковородки и стальные ножи. ))—178.91.62.7 10:29, 26 апреля 2013 (UTC)
- Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помощником режиссёра/дирижёра, и снабженцем, и экономистом, и грузчиком, и уборщицей.
Стиль не энциклопедический. Это же не фельетон. —beroal 00:08, 22 февраля 2012 (UTC)
Звукорежиссер или звукооператор?[править код]
Не знаю, как сейчас, но! Исторически в советском кино звукорежиссеров НЕ БЫЛО! Перечисленными функциями занимался звукооператор, названный так по аналогии с кинооператором, который затем стал просто оператором, а когда их стало несколько, главный — оператором-постановщиком. Режиссер был один — главное лицо всего процесса создания фильма (сейчас часть этих функций выполняет продюсер), хотя формально был режиссер-постановщик и второй режиссер — которого называли просто «второй» (с этим связана популярная киношная шутка тех лет: «Второй! Третьим будешь?»).
В звукобригаду входили также техник записи (в съемочный период — хозяин «тонвагена») и ассистент звукооператора («микрофонщик»), которые оказывали техническую поддержку звукооператору как официально творческому работнику, который помимо з/п получал по итогам сдачи картины гонорар — «постановочные».
Звукорежиссеры в те времена были только на телевидении, где роль просто режиссера была не так велика, да еще в театрах техники звукоаппаратуры гордо именовались звукорежиссерами… Так что исправлять надо! 195.138.82.98 13:37, 19 сентября 2012 (UTC)
- Правильно, звукооператоры в кино, звукорежиссёры — на радио и телевидении! Ассистенты всё же относились и относятся к творческому персоналу, как и определено штатным расписанием и тарифно-квалификационными справочниками. Гонорары им могли не выплачиваться, могли и выплачиваться, в зависимости от того, как было дело поставлено в данной студии или на данной картине. Специалисты технической поддержки (инженеры-электроакустики, инженеры средств магнитной записи, операторы магнитной звукозаписи — эти относились вообще к рабочему персоналу) всегда относились к производственным цехам и в собственно съёмочную группу не включались. Статья в таком виде несомненно относится к ОРИССам и должно быть переписана или удалена. —178.91.62.7 10:15, 26 апреля 2013 (UTC)
Звукооператор[править код]
так что делать с Звукооператором? Редирект хотя бы сюда? (пока (ибо, см.выше, есть прямое отношение), хотя по-любому нужна отд. статья ибо оные и в концертной деятельности) —Tpyvvikky 08:15, 2 августа 2015 (UTC) ..?
Звукорежиссёр, перевод с английского[править код]
Смысл было включать в пояснении английский перевод слова звукорежиссёр? Почему нет французского, японского, мализийского и т.д. вариантов? 94.25.229.116 09:34, 9 октября 2012 (UTC)
- Никакого смысла, конечно. Если учесть, что терминология кинематографии в русском языке исторически заимствовалась из французского и немецкого языков, радио и телевидения — из немецкого языка и, в более позднюю эпоху и в небольшой степени, из английского.—178.91.62.7 10:20, 26 апреля 2013 (UTC)
А концертные звукорежиссёры-не в счёт?[править код]
Зачастую в телевизоре после просмотра какого-либо концерта в титрах мы читаем имена и фамилии именно звукорежиссёров ТВ(пост-продакшн),а те кто рулит живаго вообще не упомянуты!!А ведь есть ещё мониторный звукарь,звукарь на ПТС,мастеринг звук(которого кино не касается и подчинённый ему техник не носится по площадке с удочкой,а включает-выключает приборы в студии).Разъясните народу кто же это-звукорежиссёр,и что разные специализации имеют место быть.С Уважением М.Калиновский
Было неплохо сказать пару слов и о такой специальности, как «саунд-продюсер». Сейчас это редирект на статью «Музыкальный продюсер». Насколько это оправданно? Может нужно сделать перенаправление на эту статью и здесь объяснить разницу со звукорежиссёром? А может «Звукорежиссёр» и «Саунд-продюсер» и вовсе синонимичные понятия? Во всяком случае так следует из статьи «Продюсер». Как представляется, здесь стоит разобраться с терминологией. —Byzantine (обс) 11:14, 23 октября 2016 (UTC)
Работа звукорежиссера в студии звукозаписи: holy_mozart — LiveJournal
Многие из вас знают, что по профессии я звукорежиссер. Большинство догадываются, что это как-то связано со звуком и музыкой. Но я много раз слышал вопрос, чем именно мы занимаемся в студии, какую именно работу выполняет звукорежиссер, как производится запись.Поэтому по просьбе одного моего френда я решил написать пост, в котором хочу рассказать, в чем заключается работа звукорежиссера в студии звукозаписи, на понятном для всех языке.
Процесс создания аудиотрека в том виде, в котором вы его получаете для прослушивания, состоит из четырех этапов:
— накопление;
— редакция и монтаж;
— сведение;
— мастеринг;
1. Накопление.
Накопление это непосредственная запись инструментов и вокала. Это важнейший этап, на котором нужно постараться максимально точно передать звучание инструментов в записи.
Для этого нужно понимать характеристики каждого инструмента, и знать какой микрофон лучше всего использовать, а также в каком положении он должен быть.
Для записи вокала и акустических инструментов чаще всего используют конденсаторные микрофоны. Это очень чувствительные микрофоны, которые работают на напряжении 48 вольт.
В зависимости от поставленной задачи, музыканты записываются либо отдельно, либо вместе. В любом случае наша задача получить запись каждого инструмента максимально чистым и отделенным от других сигналов. То есть если это звук гитары, то при прослушивании этой дорожки мы должны слышать только гитару и ничего лишнего.
Именно поэтому музыканты используют в студии наушники, в которых они слышат остальных музыкантов и метроном, по которому могут ориентироваться в темпе. А микрофон при этом ловит только полезный сигнал.
Чем лучше и качественней музыканты исполнят свои партии при накоплении, тем меньше работы на следующих этапах и тем лучше в итоге получается результат.
Ламповая обработка, иногда используется при записи барабанов.
После накопления мы имеем на компьютере множество аудиодорожек отдельно записанных инструментов, из которых должна сложиться одна композиция.
2. Редакция и монтаж.
Иногда на этапе накопления записывается сразу несколько дублей, чтоб в дальнейшем выбрать самый лучший. Именно на этапе редакции мы определяемся с лучшими дублями. Программа позволяет склеивать одну партию из разных дублей. Таким образом, мы выбираем самые удачные кусочки и составляем из них один идеальный дубль.
Однако часто случается так, что идеально сыгранного или спетого кусочка нет ни в одном дубле. В таком случае нам приходится заниматься редакцией существующих аудиодорожек. Практически всегда партии барабанов ровняются в программе, так как ни один барабанщик не может сыграть идеально ровно и обязательно хоть немного но ускоряется или замедляется.
Также многие вокалисты берут фальшивые ноты, которые мы также выравниваем по высоте, добиваясь идеального попадания.
В общем, любой инструмент мы выравниваем либо по высоте, либо по ритму. Внимательно отслеживается каждая дорожка на предмет посторонних звуков (щелчков, чавканья в паузах) и их устранения.
По окончанию этого этапа мы имеем полностью отредактированную сессию, где каждый инструмент играет ровно и без ошибок.
3. Сведение.
Сведение это процесс, при котором каждый инструмент должен занять свое положение в музыкальной композиции, и из множества дорожек образовывается одна стереодорожка.
О сведении сложно написать в двух словах. Это можно сравнить с приготовлением блюда, но, ориентируясь не на рецепт, а только на свой вкус. Представьте что вам дали определенный набор продуктов (вы их не выбирали) и вам нужно придумать из них вкусное блюдо. Вы решаете, в каких пропорциях должны сочетаться те или иные продукты, сколько и каких нужно специей, и нужны ли они вообще.
Приблизительно этим мы и занимаемся на этапе сведения. Каждую дорожку нужно определенным образом обработать, чтоб она не мешала остальным. То есть очистить от ненужного, как чистят овощи или фрукты от кожуры и косточек.
Затем вы решаете, с какой громкостью должен звучать каждый инструмент, возможно громкость будет меняться на протяжении композиции. В каком месте будет звучать инструмент, слева, справа или в центре.
Какой эффект можно добавить и в каком количестве. Соль и перец для звукорежиссера это реверберация и дилей (задержка, эхо).
Когда мы определились со всеми пропорциями остается смешать это блюдо. Для этого серьезные студии используют микшерный пульт. Само слово подсказывает нам назначение этого устройства. Миксер, которым смешивается множество аудиосигналов в один.
Часто музыканты знают сами в каких пропорциях они хотят слышать инструменты.
4. Мастеринг.
И наконец, мастеринг, заключительный этап создания аудиокомпозиции. Смешенный сигнал, который мы получаем после миксера еще недостаточно соответствует сегодняшним стандартам. Он не достаточно громкий, и не имеет достаточно ровную частотную характеристику.
Для этого используются приборы мастеринг обработки. Они подгоняют наши сведенные треки под один стандарт громкости и звучания. При мастеринге мы производим частотную коррекцию уже на всю композицию целиком, а не на отдельные инструменты.
При мастеринге так же ценятся ламповые приборы.
Мастеринг процессор DBX. Сейчас у нас другой прибор.
Приборная панель. Часть из них уже история для нашей студии, и заменены на более дорогие.
Звукорежиссер обязан хорошо разбираться в сложных коммутациях.
И понимать маршрутизацию, как и почему соединены между собой приборы.
На экране вы видите диаграмму частотной характеристики сведенного трека. В идеале все эти столбики должны быть приблизительно одной высоты. Это называется линейная частотная характеристика, которая наиболее приятна нашему уху.
Внизу шкала которая показывает средний уровень громкости сигнала, для того чтоб все аудиотреки можно было подгонять к единому стандарту громкости.
Конечно, я упустил множество важных моментов, иначе мне пришлось бы писать очень много. Но если у вас возникли какие-нибудь вопросы, вы можете их задать.