Конспект занятия на тему «Учимся составлять сложный план»
УРОК – 8
Тема: УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ СЛОЖНЫЙ ПЛАН.
Цель: познакомить учащихся с простым и сложным планом; научить составлять планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования, календаря работы.
Материалы: презентация, ТСЗ, карточки к различным видам заданий на уроке, образец календаря работы исследователя.
Ход занятия:
1. Актуализация знаний.
ТСЗ (за 1 мин. запомнить слова, затем слова закрываются и за 1 мин. воспроизвести их в тетради).
1. Исследователь
2-3. Исследовательская работа
4-5. Проектная работа
6. Проблема
7. Гипотеза
8. Информация
9. Наблюдение
10. Предположение
2. Понятие о планах.
Основными способами фиксации и сохранения информации при углубленном чтении являются составление конспекта, тезисов, плана, реферата, аннотации.
Каждая работа начинается с внимательного чтения всего текста.
Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема.
Варианты схем планов:
Простой план:
1. Старый воробей охраняет воробьишек.
2.Появляется ястреб-разбойник.
3.Воробей-часовой предупреждает об опасности.
Сложный план:
1. Национальный символ.
2. История слова.
а) Введение термина.
б) Вилы.
в) Троица.
3. Утверждение государственного герба.
4. Распространение термина «трезубец».
5. Помнить историю.
Вопросный план:
1. Как появился первый птенец?
2. Сколько птенцов появляется у кукушки?
3. Почему кукушка бросает птенцов?
4. Как вырастают птенцы кукушки?
Цитатный план:
1. «Видеть не могу манную кашу!»
2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!»
3. «Ты должен съесть все до конца!»
4. «Ты это запомнил на всю жизнь!»
5. «А я остался с кашей наедине!»
3. Упражнения по восстановлению текста с помощью плана.
— В больших книгах нередко есть страничка с планом, который написал сам автор – это оглавление. План не только расскажет о главных событиях книги, но и поможет найти нужное место в тексте.
Упражнение 1.
Ты открыл книгу на одной из последних страничек и начал читать:
1) Столяру Джузеппе попалось под руку полено, которое пищало человеческим голосом.
2) Джузеппе дарит говорящее полено своему другу Карло.
3) Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино.
4) Говорящий Сверчок дает Буратино мудрый совет.
5) Буратино едва не погибает по собственному легкомыслию.
6) Папа Карло клеит ему одежду из цветной бумаги и покупает азбуку.
— По данным пунктам плана вы догадались, о какой книге идет речь?
Вывод: В каждом пункте плана выражено самое основное содержание главы. План помогает узнать о событиях, воспроизведенных в тексте.
Упражнение 2.
Вот какой план написал к своей сказке «Снежная королева» датский писатель
Г.-Х. Андерсен:
История 1, в которой говорится о зеркале и ее осколках.
История 2. Мальчик и девочка.
История 3. Цветник женщины, умевшей колдовать.
История 4. Принц и принцесса.
История 5. Маленькая разбойница.
История 6. Лапландка и финка.
История 7. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.
— Что вы узнали об этой сказке из ее плана?
— Захотелось ли прочитать ее?
— Почему глава «Маленькая разбойница» так называется? Какие основные события в ней происходят?
Вывод: Из плана можно узнать какие герои действуют в сказке?
Упражнение 3.
— Прочитайте планы двух русских сказок. Знакомы ли вам события, о которых говорится в этих сказках?
1) Жили-были кот, дрозд да петушок.
2) Лиса обманывает петушка и уносит его.
3) Кот и дрозд спасают петушка.
4) Лиса второй раз обманывает петушка.
5) Опять кот и дрозд спасают петушка.
6) Лисе удается унести петушка в свою нору.
7) Кот и дрозд наказывают лису и приносят петушка домой.
1) Медведь грозится мужика «сломать».
2) Уговор медведя и мужика.
3) Мужику достается репа, медведю – ботва.
4) Новый уговор медведя с мужиком.
5) Медведь получает корешки, мужик берет рожь.
6) «С тех пор у медведя с мужиком вражда пошла».
— С помощью планов вспомните названия этих сказок. («Кот, дрозд и петух», «Мужик и медведь»)
4. Упражнения по составлению планов по текстам.
Упражнение 1.
— Теперь сами попробуйте составить план. Прочитайте рассказ. Озаглавьте его. Определите самое главное в каждой части рассказа. Запишите план в тетрадь.
Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.
А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом.
Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.
Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.
Примерный план текста:
1. Мы купили цыпленка.
2. Собака Зента учуяла цыпленка.
3. Цып склевывает гречневую крупинку с носа Зенты.
4. Зента растерялась и вышла из комнаты.
— Какой вид плана вы составили? (простой)
Упражнение 2.
— Составьте сложный план по предложенному тексту.
Государственный флаг
Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков. Этот наш новый символ является результатом его творческих исканий и самоотверженного труда.
В конкурсе, посвященном разработке государственного флага, принимали участие более 600 проектов. После предварительного отбора четыре наиболее интересных проекта комиссией были выдвинуты на обсуждение Верховного Совета Республики Казахстан.
Главным элементом государственного флага является его цвет. Надо отдать должное настойчивости и целеустремленности автора, который с самого начала отказался от многоцветия и аляповатости и доказывал одноцветие флага как символ единства Казахстана. И вот в окончательном варианте определяется светло-голубой цвет. Прежде всего, светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Это не случайно. Ведь данный цвет преобладает в природе. Он является одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды.
В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей государственности светло-голубой флаг, необходимо относиться с наибольшей доверительностью и пониманием. Таким образом, без примеси, чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства.
Солнце — источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А время определяется для кочевника движением солнца. Восход и заход солнца, одно измерение — день. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна — основы изобилия и благополучия.
В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем, орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.
Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент «кошкар-муйз — бараньи рога».
Примерный план текста:
1. Символ государства.
2. Конкурс государственного флага.
3. Элементы государственного флага.
1) Цвет – символ неделимости государства.
2) Солнце – источник жизни и энергии.
3) Орел – символ свободы и независимости.
4) Орнамент.
5. Составление календаря исследовательской деятельности.
Разработка исследовательской (проектной) работы начинается с планирования. Правильно составленный план позволяет исследователю продуктивно организовать НИР по избранной теме и представить ее в установленные сроки.
Рабочий план составляется автором на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками.
Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, т. к. в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов.
Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность «не потеряться» в обилии фактов, идей, авторов.
Рабочий план составляется в произвольной форме. В нем приводятся конкретные этапы по написанию НИР и сроки их реализации в соответствии с учебным планом.
Согласование рабочего плана осуществляется с руководителем, либо с педагогом-технологом.
Совместное составление календаря исследовательской работы.
№ | Вид деятельности | Сроки | Подпись учащегося | Подпись руководителя |
1 | Выбор темы исследования. | Октябрь 2012г. |
|
|
2 | Формулирование цели и задач исследования, гипотезы. | Октябрь 2012г. |
|
|
3 | Выбор методов исследования. | Ноябрь 2012г. |
|
|
4 | Анализ литературных источников. | Ноябрь-декабрь 2012г. |
|
|
5 | Проведение исследования и анализ результатов исследования. | Январь-февраль 2013г. |
|
|
6 | Оформление исследовательской работы. | Январь-февраль 2013г. |
|
|
7 | Составление презентации к исследовательской работе. | Февраль 2013г. |
|
|
8 | Участие в школьной научно-практической конференции. | Март 2013г. |
|
|
6. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.
А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом.
Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.
Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.
Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.
А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом.
Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.
Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.
Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.
А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом.
Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.
Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.
Мы купили в зоологическом магазине маленького желтого цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали его Цыпом.
А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над бедным Цыпом.
Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, подпрыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.
Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Нет, она не испугалась, но удивилась и растерялась. Оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.
Государственный флаг
Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков. Этот наш новый символ является результатом его творческих исканий и самоотверженного труда.
В конкурсе, посвященном разработке государственного флага, принимали участие более 600 проектов. После предварительного отбора четыре наиболее интересных проекта комиссией были выдвинуты на обсуждение Верховного Совета Республики Казахстан.
Главным элементом государственного флага является его цвет. Надо отдать должное настойчивости и целеустремленности автора, который с самого начала отказался от многоцветия и аляповатости и доказывал одноцветие флага как символ единства Казахстана. И вот в окончательном варианте определяется светло-голубой цвет. Прежде всего, светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечеством с давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Это не случайно. Ведь данный цвет преобладает в природе. Он является одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды.
В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей государственности светло-голубой флаг, необходимо относиться с наибольшей доверительностью и пониманием. Таким образом, без примеси, чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства.
Солнце — источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А время определяется для кочевника движением солнца. Восход и заход солнца, одно измерение — день. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна — основы изобилия и благополучия.
В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем, орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.
Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент «кошкар-муйз — бараньи рога».
1. Как появился первый птенец?
2. Сколько птенцов появляется у кукушки?
3. Почему кукушка бросает птенцов?
4. Как вырастают птенцы кукушки?
1. Старый воробей охраняет воробьишек.
2.Появляется ястреб-разбойник.
3.Воробей-часовой предупреждает об опасности.
1. «Видеть не могу манную кашу!»
2. «Вы вываливаете разную гадость за окно!»
3. «Ты должен съесть все до конца!»
4. «Ты это запомнил на всю жизнь!»
5. «А я остался с кашей наедине!»
1. Национальный символ.
2. История слова.
а) Введение термина.
б) Вилы.
в) Троица.
3. Утверждение государственного герба.
4. Распространение термина «трезубец».
5. Помнить историю.
1. Как появился первый птенец?
2. Сколько птенцов появляется у кукушки?
3. Почему кукушка бросает птенцов?
4. Как вырастают птенцы кукушки?
1. Старый воробей охраняет воробьишек.
2.Появляется ястреб-разбойник.
3.Воробей-часовой предупреждает об опасности.
5. «Видеть не могу манную кашу!»
6. «Вы вываливаете разную гадость за окно!»
7. «Ты должен съесть все до конца!»
8. «Ты это запомнил на всю жизнь!»
9. «А я остался с кашей наедине!»
1. Национальный символ.
2. История слова.
а) Введение термина.
б) Вилы.
в) Троица.
3. Утверждение государственного герба.
4. Распространение термина «трезубец».
5. Помнить историю.
Упражнение 1.
Ты открыл книгу на одной из последних страничек и начал читать:
1) Столяру Джузеппе попалось под руку полено, которое пищало человеческим голосом.
2) Джузеппе дарит говорящее полено своему другу Карло.
3) Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино.
4) Говорящий Сверчок дает Буратино мудрый совет.
5) Буратино едва не погибает по собственному легкомыслию.
6) Папа Карло клеит ему одежду из цветной бумаги и покупает азбуку.
Упражнение 2.
Вот какой план написал к своей сказке «Снежная королева» датский писатель
Г.-Х. Андерсен:
История 1, в которой говорится о зеркале и ее осколках.
История 2. Мальчик и девочка.
История 3. Цветник женщины, умевшей колдовать.
История 4. Принц и принцесса.
История 5. Маленькая разбойница.
История 6. Лапландка и финка.
История 7. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.
Упражнение 3.
— Прочитайте планы двух русских сказок. Знакомы ли вам события, о которых говорится в этих сказках?
1) Жили-были кот, дрозд да петушок.
2) Лиса обманывает петушка и уносит его.
3) Кот и дрозд спасают петушка.
4) Лиса второй раз обманывает петушка.
5) Опять кот и дрозд спасают петушка.
6) Лисе удается унести петушка в свою нору.
7) Кот и дрозд наказывают лису и приносят петушка домой.
1) Медведь грозится мужика «сломать».
2) Уговор медведя и мужика.
3) Мужику достается репа, медведю – ботва.
4) Новый уговор медведя с мужиком.
5) Медведь получает корешки, мужик берет рожь.
6) «С тех пор у медведя с мужиком вражда пошла».
Как сделать простой план?
Как сделать простой план?
Как составлять простой план.
- Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
- Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
- Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
- Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
Как составить сложный план к тексту?
Как составить сложный план.
- Внимательно прочитайте изучаемый материал.
- Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
- Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
Что такой сложный план?
Сложный план Представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.
Что передает план текста?
Что передаёт план текста? План очень коротко передает основное содержание текста. План очень коротко определяет заглавие текста. План очень коротко определяет основную мысль текста.
Что такое тезис план?
Тезисный план — план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим). Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
Что такое пункт плана?
Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом. Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно.
Что такое сложный план к тексту?
План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении.
Что такое план по тексту?
План текста — это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. Чтобы составить план, весь текст нужно разделить на микротемы (как правило, это абзацы текста), каждая из которых объединена определённой мыслью и имеет логическую завершённость.
Что такое план текста 5 класс?
Это краткая и лаконичная мысль небольшого отрывка текста, сформулированная в одном или двух предложениях. … Правильно составленный тезисный план представляет собой лаконичный и последовательный сжатый текст исходного материала.
Как правильно составить план?
Метод первый. Создайте план на день
- Сядьте с листом бумаги …
- Составьте себе расписание …
- Переориентируйте себя каждый час …
- Проанализируйте ваш день …
- Создайте общие цели, которые вы хотите достичь в вашей жизни …
- Создайте некоторые конкретные цели с определённой датой выполнения
Как правильно планировать на год?
6 советов, как правильно планировать на год
- Планируйте в удобное время Неважно, когда вы это сделаете и сколько времени займет планирование. …
- Составьте колесо баланса …
- Цели должны вдохновлять . ..
- Планируйте четко и тактично …
- Следуйте своему пути …
- Не бойтесь корректировать свой план
В каком времени ставить цели?
Цель должна быть написана в настоящем времени как уже сбывшийся факт. Чаще всего цели пишут в будущем времени: «умею водить машину», «знаю английский» и т. д. Правильно написанная цель будет сформулирована как «веду машину», «разговариваю на английском языке с американцем».
Почему нужно писать цели на бумаге?
Одной из основных причин того, что запись целей способствует их исполнению, является факт визуального изображения на бумаге. То есть, все о чем вы мечтаете, остается мечтами до тех пор, пока вы не пропишите это и не трансформируете в конкретные задачи.
В каком случае ставится am is are?
Таким образом, am можно использовать только с I, ни в каком другом случае. Are ставим, если в роли подлежащего you, we, they и слова, которые можно заменить этими местоимениями (people, eggs, “you and I” и т. д.) Is появляется только после he, she, it и слов, заменяемых ими (Kate, a boy, an apple, a cow и т.
Когда нужно писать IS?
Опорным в понимании логики грамматического закона должны быть не слова-местоимения, а понятия. Например, можно сформулировать так: «“Am” – когда я показываю на себя одного, “is” – когда показываю на кого-то одного, “are” – для многих».
Планирование уроков со сложным текстом
Вопрос учителя: Мне очень нравится ваша идея обучать учащихся чтению с помощью учебников для их уровня. Тем не менее, я всегда преподавал в группах чтения с гидом, пытаясь подобрать для своих учеников книги, которые они уже умеют читать достаточно хорошо. Я не знаю, как быть с тем, что вы рекомендуете. Помощь!
Ответ Шанахана:
Будучи учителем начальных классов, я тоже всегда так учила читать; так же, как учителя учили меня давным-давно (и так же, как учителя обычно учат читать уже более 100 лет).
Трудно изменить древние традиции на основе исследований или чего-то еще. Трудно даже представить, как обучение может быть другим.
Но если мы серьезно относимся к более высоким достижениям в чтении — к вырыву из неослабевающей посредственности, которая поддерживает текущий уровень чтения, но никогда не улучшает его, что удерживает детей, живущих в бедности, чернокожих детей, детей иммигрантов и детей с ограниченными возможностями, намного ниже уровень грамотности, который им потребуется, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами нашего общества, — тогда мы должны изменить то, что мы делаем.
Удвоение нынешних практик может облегчить нам жизнь, но последствия для детей ужасны.
Рад слышать, что вы на борту. Я надеюсь, что вы представляете тысячи учителей, желающих внести изменения, необходимые для наших детей и для нашего общества.
Первое, что мы должны сделать, это изменить мышление.
Если вы считаете, что обучение чтению означает чтение серии текстов, сложность которых постепенно увеличивается, то ваша задача в основном состоит в том, чтобы учащиеся практиковались в чтении текстов соответствующей сложности, время от времени проверяя, сможете ли вы повысить уровень текста. При таком подходе дети учатся читать, читая; в основном накопление словесных воспоминаний (отсюда популярность списков слов, карточек со словами, словесных стен и практики использования слов с листа).
Если вы верите в эти вещи, вы примете множество неверных решений в отношении преподавания, если ваша цель состоит в том, чтобы повысить уровень чтения или устранить расовые, этнические и экономические различия.
Лучше начать с идеи о том, что чтение — это способность понимать текст , и что читатели должны научиться согласовывать все особенности текста, которые несут смысл. Я могу перечислить множество этих функций: декодируемость, словарный запас (включая способность придавать смысл различным типам определений, включенных в тексты), синтаксис, связность, структура текста, графика, индексы, контекстные таблицы, литературные приемы, пунктуация, отношение информации к предшествующим знаниям читателей и так далее.
Научиться читать — значит научиться справляться с подобными текстовыми особенностями.
Чтобы узнать это, нужно иметь поддерживаемые возможности вдумчиво противостоять таким особенностям текста.
Тексты уровня или выше (для 2-12 классов) являются лучшим выбором для большинства учащихся. Часто это тексты, которые студенты еще не могут хорошо читать. Таким образом, цель урока чтения состоит в том, чтобы помочь учащимся понять текст, с которым они не могут справиться самостоятельно, и развить способности работать с такими текстами.
Это часть мышления.
С таким настроем вы сможете планировать эффективное обучение. И первое, что нужно сделать, это то, что преподаватели должны прочитать тексты раньше, чем это сделают студенты.
Я знаю, что в прошлом у меня были проблемы из-за того, что я это сказал. Есть «эксперты», которые говорят учителям обратное, несмотря на то, что они никогда не расширяли наши знания об обучении чтению с помощью своих исследований, и они никогда не повышали успеваемость учеников по чтению согласно общедоступным данным, особенно тех детей, которые растут. в нищете. Я приму такое пренебрежение, если учителя сначала просто прочитают книги.
Если у вас нет представления о том, что может сбить с толку детей, вам будет трудно разработать полезный урок для этого текста.
Ваша способность замечать барьеры со временем улучшится. Я часто рекомендую учителям делать это вместе (удивительно, насколько это повышает чувствительность). Кроме того, позже, когда вы будете проводить эти уроки, обратите внимание на то, что из этого получится. Будут сюрпризы в обоих направлениях, вещи, которые смущают студентов, которых вы никогда не ожидали, и вещи, с которыми они справятся, с которыми, как вы были уверены, они не справятся.
Я не могу в этом пространстве дать все виды указаний, но позвольте мне привести пару примеров. Например, предположим, вы думаете, что вашим детям будет сложно расшифровать текст. Они могут понять это, если вы прочитаете им это, но они будут так много трудиться над словами, что вы не думаете, что они доберутся до смысла.
В таком случае я предлагаю, чтобы учащиеся поработали над беглостью чтения этого текста, прежде чем приступить к чтению с ним под руководством. Есть много способов сделать это — парное чтение с участием учителя — мой любимый, — но основная идея состоит в том, чтобы учащиеся тренировались в чтении текста, чтобы разгадывать слова.
Возможно, во время декодирования вы также могли бы уделить время разгадыванию некоторых слов, которые, по вашему мнению, могут быть особенно трудными (показывая детям, как их разбирать и произносить).
Если у вас есть ученики, занимающиеся такими видами деятельности, и когда дети придут в группу чтения с гидом, они будут готовы к игре.
Другим возможным препятствием для понимания является словарный запас. Большинство учебных программ выбирают слова, которые они хотят научить студентов, и это нормально. Но в данном случае речь идет о том, чтобы выяснить, какие слова теперь будут блокировать понимание этого текста. Конечно, вы можете понять текст, не зная каждого слова, и некоторые слова, на которых вам не нужно сосредотачиваться, потому что автор услужливо дает им определения или предоставляет вспомогательный контекст, который позволяет читателям понять их. По этим пунктам стоит запланировать вопросы, чтобы выяснить, эффективно ли дети справились с этими задачами.
Если они этого не сделали, то ваше обучение должно быть сосредоточено на этом… показывая учащимся, как понимать такое определение, или показывая им, как использовать эти контекстные подсказки. Если есть слова, которые, по вашему мнению, учащиеся не знают, но которые являются ключом к их значению, у вас есть выбор: ввести эти слова перед чтением или предоставить письменный глоссарий. Или, если вы учите студентов пользоваться словарем, это тоже может быть правильным выбором.
С большинством других функций текста я рекомендую тот же подход. Не пытайтесь предотвратить все проблемы, а задавайте вопросы, которые покажут, были ли студенты заблокированы или нет. Я бы сделал это, если бы меня интересовала особенно сложная структура предложения, тонкая связная связь или необходимая связь между прозой и графикой.
Большая часть планирования состоит в том, чтобы задавать вопросы, которые раскрывают вам, что мешает успеху. Исторически сложилось так, что мы задавали вопросы, направленные на сопоставление теорий (например, таксономию Блума) или на отработку определенных навыков (например, задавать вопросы, подобные тем, которые будут включены в тест), но нам следует выяснить, что именно мы должны делать. дети не понимают, так что мы можем научить их обращаться с этой особенностью текста.
Таким образом, если в тексте написано
«Для проведения этой оценки мы решили рассмотреть парные случаи стран с серьезными ситуациями с правами человека из каждого региона мира. В дополнение к широко разрекламированным «историям успеха» международных правозащитных организаций, таких как Чили, Южная Африка, Филиппины, Польша и бывшая Чехословакия, мы также рассматриваем ряд более неясных и явно трудноразрешимых случаев нарушений прав человека в таких странах. как Гватемала, Кения, Уганда, Марокко, Тунис и Индонезия».
Я предполагаю, что учащимся будет трудно связать «парные случаи стран» с двумя списками стран, включенными во второе предложение. Поэтому я мог бы задать вопрос об этом: как исследователь будет объединять страны для этого исследования? Или почему, согласно этому тексту, автор соединил Гватемалу и Чили?
Если они смогут ответить на мои вопросы, то я был не прав, и больше ничего не поделаешь.
Но если они этого не понимают, то нужно учить.
«Автор представил идею о том, что в своем исследовании он «сопоставил» несколько стран из одних и тех же частей света. Как читатель, мне нужно выяснить, на каком основании страны были объединены в пары. Прочтите второе предложение и посмотрим, сможем ли мы получить информацию об этом». И так далее.
К концу работы с текстом таким образом учащиеся должны быть в состоянии читать этот текст с большей беглостью и пониманием, чем в начале — и эти улучшения со временем будут перенесены на другие тексты в будущем.
Подводя итог, прочитайте тексты, определите потенциальные препятствия для понимания, сформулируйте вопросы, которые выявят, действительно ли эти особенности были препятствиями, а затем, если да, предоставьте руководство/инструкцию по решению этой проблемы.
Если вам нужны дополнительные примеры, см. мою Powerpoint по планированию сложных текстовых инструкций.
Удачи.
См. комментарии >
Продвигайте глубокое мышление! Как выбрать сложный текст
Об этом Руководстве по стратегии
Внимательное чтение вовлекает учащихся в глубокое обдумывание сложного текста. Посредством перечитывания учащиеся отвечают на вопросы, зависящие от текста, которые способствуют критическому анализу; следовательно, текст должен быть достаточно сложным, чтобы заслуживать такого внимания. Это руководство по стратегии поможет вам рассмотреть различные факторы, влияющие на сложность.
Научная база
Учащиеся улучшают свое мышление, когда им помогают при чтении сложного текста. Внимательно читая такой текст, учащиеся применяют стратегии критического мышления, которые затем начинают обобщать на другие области чтения (Fisher, Frey, & Lapp, 2012).
Некоторые компоненты текста могут усложнить его. Количественные показатели, в том числе уровни удобочитаемости, учитывающие семантическую сложность и сложность предложения, могут указывать на сложный текст. Качественно текст может быть сложным на основе уровней значения, цели или текстовых особенностей. Текст также может быть сложным из-за особенностей читателя или задачи (Fisher, Frey, & Lapp, 2012). Не все тексты требуют внимательного прочтения, особенно если их легко понять. Однако при тщательном отборе текста учителя могут поддерживать чтение учащимися сложного текста, в результате чего учащиеся со временем самостоятельно читают более сложные материалы (Fisher & Frey, 2012; Fisher, Frey, & Lapp, 2012).
Стратегия на практике
Чтобы завершить внимательное чтение, вы должны выбрать сложный текст, требующий повторного прочтения и критического анализа вашими учениками. При выборе текста учитывайте следующие области сложности:
- Количественная сложность:
- Удобочитаемость средняя, поэтому возможно выделение из текста более или менее сложное, чем текст в целом.
- Текст является сложным, если он выше уровня самостоятельного чтения учащихся. Фишер и Фрей (2012) предполагают, что эти меры могут быть ненадежными для учащихся начальной школы.
- При рассмотрении показателей удобочитаемости, таких как уровни лексики, тексты Гейл Гиббонс или Патриции Полакко являются примерами количественной сложности для учащихся начальных классов.
- Качественная сложность:
- Согласно Фишеру, Фрею и Лаппу (2012), качественная сложность связана со следующими факторами:
- Уровни значения/цели и легкость их определения
- Количество образного языка, использованного в тексте
- Соответствие текста жанровым ожиданиям
- Организация текста и количество вспомогательных текстовых функций
- Соответствие между языком, используемым в тексте (включая словарный запас и выбор слов), и языком, используемым учащимися
- Регистр (от формального к неофициальному), использованный в тексте
- Требования, которые текст предъявляет к знаниям читателя
- Качественно сложный текст может быть сложным в одной или нескольких из этих областей.
- Согласно Фишеру, Фрею и Лаппу (2012), качественная сложность связана со следующими факторами: