Оптимальный размер шрифта для сайта – Размер шрифта — еще один фактор определения мобилопригодности — Блог Яндекса для вебмастеров

Содержание

Какой размер шрифта лучше для сайтов ? — Хабр Q&A

Я тоже постоянно задаю себе этот вопрос, но пока не видел ни одного исследования по этой теме. Могу только поделиться своим личным опытом и наблюдениями. Слежу за сервисами и тем, как они отображаются на разных экранах в течение последних 6 лет.

Пять лет назад базовым размером стандартного шрифта, используемого для вывода текстов для чтения, считалось 12-13px. В то время как шрифт в 10-11px использовался для мелких подписей. За последние несколько лет произошло увеличение этих размеров. Сегодняшние сайты, задающие тренды, используют для вывода тестов для чтения размер шрифта 14-16px. Соответственно для мелких подписей используется уже шрифт не менее 12-13px.

Связано это прежде всего с тем, что за последнее время сильно увеличилось разрешение экранов при сохранении их физических размеров, а то даже и при их уменьшении. А это значит, что увеличивается плотность пикселей, а значит и шрифт одного и того же размера начинает выглядеть мельче. В 2012 году самым популярным стал экран с разрешением 1366px шириной, вытеснив лидера всех прошлых лет с шириной 1024px: habrahabr.ru/post/141948/.

По моему личному опыту скажу, что на мониторах с разрешением 1366px и выше стандартные системные шрифты размером 12px в текстах для чтения выглядят уже очень недружелюбно, приходится всё время увеличивать их размер с помощью браузера или наблюдать, как люди щурятся, вглядываясь в экран. Оптимальным оказывается как раз размер 14-16px.

Подбирая размер шрифта для чтения текста на вашем сайте, нужно понимать, какова статистика экранных разрешений вашей аудитории. В среднем по рунету мы видим, что пользователей с разрешением 1366px и выше примерно столько же, соколько и всех остальных: www.liveinternet.ru/stat/ru/resolutions.html?perio… Однако для Хабра, например, таких пользователей в 2 раза больше. А значит, для Хабра нужно делать размер шрифта крупнее.

Ну и конечно, не стоит забывать о том, что системные шрифты с засечками (Times New Roman, Georgia) выглядят мельче шрифтов без засечек (Verdana, Tahoma, Arial) при одних и тех же размерах. Чтобы Georgia смотрелась также как Verdana в размере 12px, нужно ставить ей 14px. Точно также отличаются видимым размером и несистемные, подгружаемые шрифты. На Lookatme используют шрифт ProximaNova-Regular размером 16px. Если вы попробуете прямо в браузере удалить этот шрифт из стилей, оставив только системый sans-serif, то увидите как этот системный шрифт увеличится. И чтобы он по размеру выглдяел бы как подгружаемый, нужно будет уменьшить в стилях размер до 15px.

7 смертных грехов веб-дизайна

Веб-дизайн — непростая сфера, провоцирующая постоянные споры. Кто-то скажет, что для привлечения внимания вашему лендингу просто необходим современный дизайн, включающий последние тенденции. Другие считают, что работающая посадочная страница, на которой посетители получают то, зачем пришли, гораздо важнее.

Оба варианта правильны, но многое зависит от сферы вашей деятельности и целей, которые вы возлагаете на лендинг. Как определить, какой вариант подойдет именно вам? Как убедиться в том, что ваш дизайнер знает свое дело и не допустит ошибок?

В этом посте собраны семь «смертных грехов» веб-дизайна, которых стоит избегать на своей landing page. Внимательно изучите эти принципы, и используя их, проверьте, действительно ли ваш дизайн оптимизирован для достижения бизнес целей.

Содержание

1. Слишком мелкий шрифт
2. Слайдеры
3. Неконтрастные шрифты
4. Неправильная высота строки
5. Слишком длинная строка
6. Отсутствие цветовых акцентов на СТА кнопках
7. Нарушение привычных принципов дизайна
Заключение

1. Слишком мелкий шрифт

Многие допускают первую ошибку, делая слишком мелкий шрифт текста на ресурсе. На заре интернета большинство сайтов использовали шрифт размером в 12 пикселей, это был своего рода стандарт, которому следовали практически все. Однако со временем стало понятно, что такой мелкий шрифт тяжело читать. К тому же, оказалось, что привлечь и заинтересовать посетителя нужно практически сразу.

По данным маркетинговых исследований, средняя продолжительность концентрации внимания интернет-пользователей в 2013 году упала до 8 секунд, что на секунду меньше, чем у золотой рыбки. В том же исследовании сообщается, что посетители сайта читают в среднем только 28% слов.

Проведенное в 2013 году исследование показало падение средней продолжительности концентрации внимания до 8 секунд, что на 1 секунду меньше, чем у золотой рыбки. Возможно ли это?

Чтобы сразу привлечь внимание посетителей, нужно:

  • Создать сильные, вызывающие интерес заголовки.
  • Писать интересно, чтобы хотелось прочитать больше 28% контента.
  • Использовать для заголовков достаточно большой шрифт.
  • Убедиться, что основной текст написан удобным для чтения шрифтом.

Для всех вышеперечисленных пунктов актуально следующее: за последние несколько лет размер шрифта увеличился. Теперь минимальный стандарт составляет 14 пикселей, но многие сайты используют шрифт не меньше 18 пикселей, особенно если речь идет о больших текстах.

Кстати, отныне вам больше не нужно открывать сервис Google Fonts для получения сторонних шрифтов на ваши посадочные страницы, ведь теперь шрифты подключаются прямо из редактора лендингов LPgenerator. Мы добавили все шрифты из коллекции Google Fonts в наглядную галерею, и все, что нужно сделать — это выбрать подходящий шрифт, нажать на кнопку подключения и использовать его для новых или уже размещенных на лендинге текстов:

Ниже мы приводим несколько примеров отличного веб-дизайна со шрифтами идеального размера.

Совесть

Заголовок: 50 пикселей
Подзаголовок: 36 пикселей
Основной текст: 21 пиксель

Geekbrains

Заголовок: 80 пикселей
Подзаголовок: 24 пикселя

Основной текст: 15 пикселей 

Evernote

Заголовок: 60 пикселей
Подзаголовки: 35 пикселя
Основной текст: 18 пикселей 

Не забывайте: контент на лендинге пишется, чтобы его прочли. Не за тем вы оплачивали услуги копирайтера или самостоятельно корпели над текстами, чтобы сделать их неэффективными из-за мелкого шрифта. Убедитесь, что выбран читабельный размер.

Также следует помнить, что разные виды шрифтов различаются в размерах — 16-пиксельный Arial может быть меньше 16 аналогичной версии другого шрифта. Выбирайте размер и тип шрифта, подходящие именно для вашего сайта.

Шрифт текста в футере может быть небольшим, но если вы хотите, чтобы посетители прочитали написанное там, выбирайте шрифт не менее 16 пикселей.

Совет от профессионалов: Чтобы правильно подобрать тип и размер шрифта, скачайте приложение WhatFont. Это плагин для Google Chrome, который определяет параметры шрифта по клику на него. Открывайте сайты, дизайн которых вам понравился, и собирайте информацию.

 

Читайте также: Как типографика влияет на конверсию

2. Слайдеры

Трудно понять, почему так много посадочных страниц все еще используют подвижные слайдеры. Это работает? Конверсия растет? Информация доносится лучше?

В большинстве случаев ответ будет отрицательным.

Пип Лайя (Peep Laja), основатель одного из самых известных блогов по оптимизации конверсии ConversionXL, в статье «Игнорируйте моду на слайдеры и карусели (Don’t Use Automatic Image Carousels or Sliders)» приводит цитаты экспертов в сфере интернете-маркетинга:

«Мы неоднократно тестировали динамические блоки и убедились в том, что это малоэффективный способ позиционирования контента» — Крис Говард, CEO WiderFunnel.

«Динамические баннеры — абсолютное зло, и они должны быть немедленно удалены» — Тим Эш, CEO SiteTuners

Также Лайя упоминает два исследования, доказавших неэффективность динамических слайдеров.

Первое исследование проводил юзабилити-гуру Джекоб Нильсен (Jakob Nielsen). Он провел опрос посетителей сайта Siemens о специальном оффере про стиральные машины на главной странице. Сообщение о скидках было написано 98-пиксельным шрифтом , но, к сожалению, посетители его не заметили — оффер затерялся в переключающихся блоках слайдера.

Этот эксперимент подтверждает мнение авторитетных маркетологов о том, что слайдеры снижают восприимчивость аудитории к офферу и контенту. Люди привыкли к баннерам в сайдбаре и перестали обращать на них внимание — тот же принцип работает и в отношении динамических слайдеров.

Второе исследование проводилось в Университете Нотр-Дам (Индиана, США). Исследователи выяснили, что на слайдер кликает около 1% посетителей сайта, причем 84% кликов приходится на первый слайд.

Зачем размещать слайдер, который займет ценную площадь главной страницы и получит лишь 1% CTR? Зачем досаждать посетителям мелькающими картинками, за которыми непросто уследить? Возможно, стоит предложить им один вариант, если большинство и так выберет первую картинку слайдера?

Так почему же, будучи такими неэффективными, слайдеры так популярны?

Вероятнее всего потому, что они выглядят продвинутыми, технологичными и не представляют сложностей для разработчиков. Так это и работает — клиент говорит: «Хочу на главной странице эту штуку с перелистывающимися картинками. Да, динамический слайдер», а веб-дизайнеры выполняют просьбу, ведь слайдер действительно хорошо смотрится и делается крайне просто.

Но именно владелец лендинга/сайта должен отдавать себе отчет, будет ли этот слайдер эффективным и действительно ли это лучший способ донесения информации. Пип Лайя, Крис Говард (Chris Goward, Тим Эш (Tim Ash)) и многие другие известные интернет-маркетологи больше не верят в это.

Решением проблемы должно стать не копирование понравившегося макета в деталях, включая слайдер на главной странице, но попытка самостоятельно ответить на вопрос: «Как должна преподноситься именно ваш оффер?».

Ярким примером этого подхода может послужить веб-сайт агентства по найму репетиторов Genesis Tutoring — точнее, процесс его разработки. Основатели компании поначалу рекламировали сервис, распространяя флаеры в школах, затем они решили создать свой сайт и обратились к дизайнеру. Они хотели установить на главной странице слайдер с копией рекламного флаера. Дизайнеру удалось убедить заказчиков отказаться от слайдера и установить на главной странице просто копию флаера, добавив контакты и СТА-кнопку для обратной связи. Вот, что получилось.

Лаконичная страница с отличным дизайном и высокой конверсией вполне обошлась без слайдера. Превосходная работа, не так ли?

Для достижения аналогичных результатов на собственном лендинге следуйте этим правилам:

  • Не размещайте слайдер только потому, что остальные тоже так делают (даже если это рекомендует ваш дизайнер).
  • Вместо копирования страниц конкурентов найдите собственный вариант подачи информации, наиболее подходящий для ваших целей.
  • Выберите одно, самое привлекательное предложение, и разместите его выше линии сгиба. Можно продвигать и остальные, добавив специальную кнопку сверху или отдельными блоками ниже на странице — бросаться в глаза должен один оффер, остальное сделает лендинг.
  • Следующий этот пункт можно повесить в рамке на стене: определите основную цель посадочной страницы. Все CTA-кнопки должны следовать принципу «одна страница — одна цель».

Читайте также: Почему слайдер — самый ненужный элемент дизайна?

3. Неконтрастные шрифты

Еще одна большая ошибка — использование низкоконтрастных шрифтов.

Низкий контраст — это светлый текст на светлом фоне или темный — на темном. Может быть, есть такие сочетания, подходящие для дизайна печатной продукции, но в интернете это всегда плохая идея.

Содержимое посадочной страницы должно быть максимально читабельным. Согласно исследованиям, с возрастом роговица глаза пропускает все меньше света: в 40 лет через нее проходит в два раза меньше света, чем в 20, к 60 годам количество поступающего в глаз света сокращается еще на 20%. А теперь прибавьте к этому людей с более серьезными проблемами со зрением.

Принимая во внимание эти цифры, вы действительно хотите усложнить восприятие контента, особенно после потраченных на привлечение посетителей сил и средств?

Всегда используйте контрастные шрифты: светлые на темном фоне и наоборот. Изредка возникает необходимость использовать цветной шрифт помимо черного или белого. Иногда дизайнеры используют светло-серый шрифт на белом фоне и светло-синий — на темно-синем. Зачем? Неужели так удобнее читать? Или внешние эффекты стали важнее содержания текста? Книги печатаются черными чернилами на белой бумаге по одной простой причине — так удобнее читать. Лендинги и сайты должны следовать этому правилу.

Ниже представлены примеры лендингов с низкой контрастностью текста:

Винни Пух

Каргомарт

Это пример пусть и контрастного текста, но он расположен поверх изображения, что часто создает помехи для восприятия.

Запомните: все тексты должны быть контрастными по отношению к фону, на котором они размещены. Если текст кажется трудноразличимым или недостаточно контрастным, не теряя времени, попросите дизайнера это исправить. Ваш лендинг — не площадка для упражнений в цвете, это инструмент продаж и конверсии.

Дополнительный совет: важна не только контрастность текста. Также будьте аккуратны с использованием реверсивного шрифта. Реверсивный шрифт — это белый текст на черном (или цветном) фоне вместо черного на белом.

Дэвид Огилви, величайший маркетолог современности, утверждал, что в рекламном тексте никогда не следует использовать реверсивный шрифт. Колин Уилдон, редактор крупнейшего в Австралии автомобильного ресурса, решил проверить эту теорию. Полученные им результаты поразительны:

  • черный текст на белом фоне: 70% хорошо, 19% удовлетворительно, 11% плохо
  • белый текст на черном фоне: 0% хорошо, 12% удовлетворительно, 88% плохо
  • белый текст на фиолетовом фоне: 2% хорошо, 16% удовлетворительно, 82% плохо
  • белый текст на синем фоне: 0% хорошо, 4% удовлетворительно, 96% плохо

Удивительно: результаты черного текста на белом фоне практически противоположны обратному сочетанию!

Читайте также: Психология текста: шрифт, цвет, форматирование

4. Неправильная высота строки

Высота строки обычно упускается из виду. Большинство дизайнеров тщательно выбирают шрифт, размер, а высоту строки ставят произвольно.

Но этот параметр имеет неожиданно сильное влияние на дизайн и восприятие лендинга. Слишком маленькая высота строки может создать впечатление слепленного текста и угробить весь дизайн.

Хорошая новость: у опытного веб-дизайнера рука набита на многих прошлых проектах, и он сможет подобрать подходящую высоту строки «на глаз».

Плохая новость: дизайнер среднего уровня может не заметить проблемы и выбрать неверное решение.

Крис Пирсон (Chris Pearson), дизайнер проекта DIYThemes, серьезно озаботившись этой проблемой, создал калькулятор, который вычисляет высоту строки по принципу «золотого сечения». Достаточно ввести размер шрифта и ширину строки, а калькулятор сам подсчитает идеальную высоту.

Вы можете не осознавать, почему вам нравится определенный дизайн (или шрифт). Талантливые дизайнеры сами находят пропорции «золотого сечения», остальным поможет калькулятор Криса Пирсона.

5. Слишком длинная строка

Еще одна возможная ошибка — слишком большая ширина текста.

Существует ли оптимальная длина строки?

В опубликованной исследовательским институтом Бэймард статье сообщается, что оптимальная длина строки составляет 50-60 символов, однако увеличение вплоть до 75 символов считается приемлемым решением.

Слишком длинные строки текста неудобно читать онлайн, поэтому неправильный выбор этого параметра может отбить всякую охоту к ознакомлению с вашим контентом.

Слишком короткие — нагружают глаза, что быстро утомляет.

Популярный в последнее время адаптивный дизайн еще больше усугубляет эту проблему. Если максимальная длина строки не ограничена, ваш пост в блоге или любой другой вид текста, в зависимости от размера экрана устройства, может принять весьма странные формы.

Для решения этой проблемы институт Бэймард рекомендует выставить максимальную ширину текста в 516 пикселей, что при использовании шрифта 18 пикселей составляет 65 символов в строке. Эти наиболее комфортные параметры текста для чтения онлайн приведены на картинке ниже

Повторимся, не все дизайнеры уделяют внимание этому параметру, но поскольку вы уже в курсе того, что слишком длинные строки текста могут отпугнуть читателя, проконтролируйте создание дизайнером и программистом оптимальных условий для восприятия текста.

6. Отсутствие цветовых акцентов на СТА кнопках

Следующий в списке грехов веб-дизайна — пренебрежение цветовыми акцентами.


Опытные интернет-маркетологи знают, что для привлечения внимания кнопка призыва к действию должна быть яркой. Если вы побуждаете «Купить» или «Попробовать бесплатно», эти кнопки должны привлекать внимание, чтобы посетители кликали и выполняли ожидаемые действия.

Кажется, все просто. Но нередко дизайнеры не используют яркий акцент на самых основных СТА-кнопках, вместо этого они выбирая один из основных цветов лендинга.

Несколько рекомендаций по оформлению кнопок призыва к действию:

  • Кнопка должна быть достаточно яркой, чтобы привлекать внимание.
  • Кнопка должна быть дополнительного (комплементарного) цвета к цветовой гамме лендинга — это нужно для того, чтобы цвета не конфликтовали. Комплементарные цвета расположены на цветовом круге друг напротив друга. Если поместить их рядом, кажется, что они выглядят ярче.
  • Кнопка должна выделяться на фоне сайта. Синяя кнопка на синем фоне — плохая идея.
  • Кнопка должна использоваться для самых главных призывов к действию. Не используйте этот элемент слишком часто на странице.

На картинке ниже кнопка призыва к действию оранжевая. Она выделяется на белом фоне, так как оранжевый больше не используется в дизайне сайта (за исключением мелкой детали логотипа, но она достаточно мала, чтобы привлекать внимание).

Читайте также: Как дизайн CTA-кнопки может увеличить конверсию?

7. Нарушение привычных принципов дизайна

И последний, самый тяжкий грех — отказ от стандартов дизайна.

Стив Круг (Steve Krug) пишет об этом в своей книге «Не заставляйте меня думать». Он особо подчеркивает, что посетители сайтов и лендингов привыкли к определенным функциям в определенных местах. Например к тому, что логотип и слоган находятся в левом верхнем углу сайта, а меню — в правом верхнем. Также посетители привыкли обращаться к странице «О нас», если хотят узнать подробнее о компании, и открывать страницу «Контакты», если нужно узнать адрес, телефон или представительства в социальных медиа. Это означает, что все перечисленные «привычные» функции стоит реализовать на своем ресурсе. Или дважды подумать перед тем, как нарушить основные принципы дизайна.

Иногда владельцы сайтов, в стремлении к новым и креативным решениям, делают необычное меню: например, вместо привычного правого верхнего угла страницы пункты меню «вырастают» на ветках дерева, служащего фоновой картинкой сайта (и множество других изобретательных вариантов реализации меню).

Случается, что эти смелые решения срабатывают, но чаще всего происходит обратное. Гораздо эффективнее следовать привычным принципам дизайна лендинга, не сбивая с толку свою аудиторию, чем выбирать нестандартные решения, которые могут быть очень эффектными, но непонятными для посетителя.

Заключение

Надеемся, что перечисление семи смертных грехов дизайна прошло для вас с пользой. Многие из этих правил кажутся вполне очевидными, но нарушаются они гораздо чаще, чем можно подумать.

Помните, любые изменения в дизайне следует предварительно тестировать, дабы воочию увидеть, как они отразятся на посещаемости и конверсии вашей посадочной страницы. Проверить свои гипотезы и выбрать наилучший с точки зрения конверсии дизайн лендинга вы можете уже сегодня с помощью нашей платформы.

Высоких вам конверсий!

По материалам: jamesclear.com,

06-12-2014

основной текст в 16px / Habr

Не так давно во всеми любимом SmashingMagazine была опубликована статья, в которой автор приводит свою теорию о 16 пикселях как размер для основного текста, и приводит доводы в её защиту. Статья вызвала довольно горячее обсуждение, и сегодня мы выкладываем её перевод.

Перевод предоставлен блогом о веб-дизайне Naikom
Для основного текста все, что меньше 16 — ужасная ошибка

Я знаю, о чем вы сейчас думаете: «Он только что сказал 16 пикселей? Для основного текста? Ужасно много! 12 пикселей идеально подходит для большинства веб-сайтов».
Я бы хотел убедить вас в обратном.

Юзабилити-эксперт Оливер Рейхенштейн (Oliver Reichenstein) в статье «The 100% Easy-2-Read Standard» сказал:
«16 пикселей — не много. Это размер текста в браузере по умолчанию. Браузеры были предназначены показывать этот размер… На первый взгляд кажется многовато, но как только вы попробуете, вы сразу поймете, почему все разработчики браузеров выбрали этот размер текста по умолчанию.»

В этой статье я объясню, почему 16 пикселей — минимальный размер для основного текста в современном веб-дизайне. Если вы не измените свое мнение, то прошу высказывать свои доводы в комментариях.

Видите ли, в большинстве случаев, если вы создаете веб-сайт с размером шрифта между 10 и 15 пикселей, вы тратите деньги клиента. И вот почему.

Читатели это доход

Если вы создаете сайт для кого-то — даже для себя — скорее всего, вашей целью является заработать деньги.

Может быть, продать товар напрямую, или предложить услугу, или просто для получения кликов. В любом случае, это бизнес-актив, и в конечном итоге он должен окупить ваши инвестиции. Он должен приносить доход.
Таким образом, каждый элемент должен быть рассчитан на достижение этой цели. В том числе и текст. Особенно текст — потому что текст убеждает посетителей сделать то, что вы хотите.
Подумайте об этом. Если вы не объясните, что люди должны делать, и почему они должны это делать, то они, конечно, и не станут этого делать. И единственный способ, чтобы сказать им это — текст. А текст подразумевает прочтение.

Важные факты о чтении

Есть некоторые факты, которые имеют определяющее значение для таких вопросов, как читатели, чтение и понимание, и это все касается текста. Если люди не будут читать его, или если они не могут читать или понимать его, то какой в нем смысл, не так ли?
  1. В 40 лет только половина света проходит к сетчатке, в отличие от 20 лет. Для 60-летних — всего лишь 20%.
  2. Почти 9% всех американцев жалуются на слабое зрение(я не удивлюсь, если у нас в России этот показатель хуже), то есть их зрение не может быть полностью исправлены с линзами.
  3. От расстояния, на котором мы можем читать символы, зависит разборчивость и скорость чтения. Чем больше расстояние, тем выше понимание. Самый важный фактор, который определяет, насколько это расстояние может увеличиться — размера шрифта. Вспомните биллборды, например.
  4. Большинство людей находятся на расстоянии около 50 сантиметров от экрана компьютера. На самом деле, рекомендуемое расстояние — 60 сантиметров, потому что на этом расстоянии можно избежать чрезмерного напряжения глаз. Это гораздо больше, чем расстояние, на котором мы читали напечатанный текст — большинство людей не держат журнал на расстоянии вытянутой руки!
  5. 16-пиксельный текст на экране примерно такого же размера, как текст, напечатанный в книге или журнале. Так как мы читаем печать довольно близко — часто всего лишь на расстоянии в несколько десятков сантиметров — там как правило, шрифт задан около 10pts. Если бы вы читали на расстоянии вытянутой руки, то это был бы такой же размер, как 16 пикселей на всех экранах:


    16px текст на 24′ мониторе и 12pt текст в книге


    16px текст на 15,4′ мониторе и 12pt текст в книге

  6. В 2005 году был проведен опрос по поводу проблем веб-дизайна, и плохой шрифт получил почти в два раза больше голосов, чем остальные проблемы, две трети опрошенных жаловались на маленький размер шрифта. Если вы думаете, что ситуация с тех пор улучшилась, подумайте еще раз. Я сделал случайную выборку некоторых дизайнов SiteInspire и обнаружил, что средний размер шрифта для основного текста — жалкие 12 пикселей. Некоторые проекты даже использовали и того меньше — 10 пикселей. Ни один из шрифтов не превышал 14 пикселей. Аналогично, если вы сделаете случайные выборки из популярных сегодня Elegant Themes and ThemeForest, то обнаружите, что текст каждой выборки будет размером в 12 или 13 пикселей.

Факт: Большинство пользователей ненавидят «обычный» размер шрифта

Позвольте мне спросить: какой процент ваших читателей составляют люди за 40? Чтобы прочитать текст, их глаза должны работать в два раза больше, чем глаза 20-летнего. Если их возраст приближается к 60, глаза должны работать в четыре раза больше.
Почти 1 из 10 ваших читателей имеют проблемы с глазами. И даже тем, у кого проблем нет, все равно придется напрягаться, чтобы прочитать текст размером меньше чем 16 пикселей, даже если они не замечают, что они делают это. (Как часто вы замечаете, что прижались к экрану?) И если им придется наклоняться, то, скорее всего, им будет неловко и неудобно. Естественная поза перед компьютером — по крайней мере, на расстоянии вытянутой руки от экрана!
Короче говоря, среднестатистического пользователя чтение напрягает.
Чем сложнее прочитать ваш текст, тем меньше смысла будет понято. 10 пикселей будут бесполезны. 12 пикселей — все равно слишком мало для большинства читателей. Даже 14 пикселей могут отпугнуть посетителей, которые бы в противном случае остались.
Таким образом, можно сделать вывод, что если вы хотите добиться максимального числа читателей, то вам необходимо установить его минимальный размер 16 пикселей.
«Но пользователи могут увеличить текст»

«Если вы сделаете правильный код, люди с проблемами зрения всегда могут использовать функцию приближения, чтобы увеличить текст» — так говорил один веб-дизайнер в споре по этому вопросу. На самом деле это не так. Пользователи, которым необходимо изменить настройки, как правило, не умеют этого делать. А те, которые умеют… скорее всего, они изберут более легкий путь, просто нажав кнопку «Назад». Само собой разумеется, что мы не должны использовать деньги наших клиентов, чтобы создавать неудобный для пользователей дизайн. Наши личные вкусы не должны ставиться выше удобства использования.

Веб-дизайн — это не только то, что нравится дизайнерам. Речь идет о том, чего хотят пользователи, и что поможет вам достичь целей наших клиентов.

Если цель веб-сайта — получение дохода, то наша роль в качестве дизайнеров — придумать что-то для как можно более эффективного достижения этой цели. Выбирая размер шрифта, который затруднит чтение, вы приведете к сокращению читательской аудитории, поэтому не нужно экономить на размере шрифта за счет конверсии.
В дизайне печатных изданий, шрифт 8 размера будет являться идеальным компромиссом между легкостью прочтения и стоимостью, потому что вы должны платить за каждый миллиметр бумаги. В Интернете вы ничего не платите за использование места — при условии, что читателям понравится ваш текст.
Итак, вопрос в том, готовы ли вы тратить деньги ваших клиентов ради того, что нравится только вам?

16 пикселей — это не много

Наши дизайнерские вкусы и эстетические предпочтения более гибкие, чем мы думаем. Что нам нравится — в значительной степени результат того, что мы уже видели у других дизайнеров и того, что мы ожидаем.
К сожалению, на большинстве веб-сайтов тексты крошечные, потому что когда-то экраны были крошечными, и дизайнеры еще не оставили эту привычку.
Оригинал этой статьи написан шрифтом размером 19px. Этот размер был выбран, поскольку даже 16-18 пикселей показались слишком мелкими: если устроиться поудобнее в кресле, на расстоянии 70 см от экрана, можно обнаружить, что приходится щуриться, чтобы рассмотреть текст. Если бы я использовал шрифт Georgia или Verdana, 16 пикселей, может быть, и подошли бы: эти шрифты были разработаны с большой высотой букв, и поэтому на экране выглядят больше.

Теперь взгляните на футер и проверьте, не приходится ли вам наклоняться вперед к экрану, щуриться или морщиться, чтобы рассмотреть текст. Ведь его размер 11 пикселей. Если после всего этого я вас все еще не убедил, объясните мне причины в комментариях.

Типографика в вебе / Habr

Статья поможет разобраться с основными терминами в типографике. А чтобы информация лучше и легче воспринималась, скучные тексты проиллюстрированы веселыми картинками. Так же в статье собраны самые распространенные ошибки, которые допускаются веб-дизайнерами при работе с текстом и даны рекомендации как их избежать.

Типографика — сильнейший инструмент для выражения посыла в веб-дизайне. С его помощью вы можете объединить текстовую и визуальную составляющие, что поможет вам достучаться до посетителя. Правильное использование типографики поможет избежать типичных ошибок, допускаемых дизайнерами при создании очередного шедевра. Постараемся понять, что же мы делаем не так, и как избежать ошибок в будущем.

Для начала давайте разберемся с терминологией. Наверняка большинство терминов вам знакомы, но еще разок ознакомиться с определениями не будет лишним. Возможно, это дополнит ту информацию, которой вы уже обладаете.

Типографика — свод законов, правил и норм оформления текста, основанных на изучении восприятия набора читателем. Знание и понимание типографики превращают текст в инструмент построения композиции, делают его живым, придают характер и способность передать идею не только при помощи содержания, но и графически.

Гарнитура — шрифт или несколько шрифтов, имеющих стилистическое единство начертания. Состоит из набора знаков. Часто это понятие путают с понятием «шрифт», хотя шрифт — это определенное начертание знаков, в то время как гарнитура определяет общее «семейство» шрифтов.

Гарнитуры можно разделить на две основные категории:

  • Антиква — шрифты с засечками.
  • Гротеск, соответственно, — шрифт без засечек.

В проектах можно использовать любой, правильного и неправильного варианта тут нет. Нужно смотреть по ситуации, какой проект вы делаете и что более актуально для него.

Шрифт с засечками, как бы держит строку, а соответственно повышается удобочитаемость. Часто шрифты с засечками создают ощущение профессионализма и авторитетности предоставляемой информации, выражают уважение, подчеркивают стабильность и консерватизм в лучшем понимании этого слова. Шрифты без засечек, как правило, акцентируют рациональность, следование стилю, молодость и современность. Помогают создать пространство между буквами, а также отделить один знак от другого.

Кегль — высота буквы, включающая в себя нижние и верхние выносные элементы. Измеряется в типографских пунктах (обозначается как pt). Например, текст набранный 14 кеглем, будет равен 14 pt по высоте.

Интерлиньяж — межстрочный интервал. Расстояние между базовыми линиями соседних строк.

Кернинг — расстояние между буквами. Основная суть кернинга — подбор различных интервалов между различными парами конкретных букв для увеличения удобочитаемости.

Есть замечательная игра-тренажер — Kern Type. Просто расставьте все буквы по местам. На самом деле это не так-то просто. Процесс достаточно сложен и требует отличного глазомера. Особенно этот опыт будет полезен при создании логотипов.

Что мы делаем не так?


Используем большое количество шрифтов

Желательно использовать не более 3-х начертаний. Это могут быть шрифты как одной гарнитуры, так и разных. Например, гарнитура Roboto содержит довольно большое количество различных начертаний. Из них легко можно выбрать три, которые, как мы считаем, подойдут для нашего сайта. Допустим, это будут Light, Regular и Bold. Для заголовков можно использовать шрифт Bold или Light, для кнопок Bold, для основного текста Regular. Таким образом, используя одну гарнитуру, мы обеспечили наш сайт правильной типографикой. Естественно, все зависит от тематики сайта и идеи, которую вы планируете заложить в дизайн. Мой пример относится к универсальным и не претендует на что-то уникальное или неординарное.

Не знаем какого размера должен быть шрифт

Размер текста в вебе не должен быть меньше 12 пикселей. Лучший выбор — в пределах 14–18 px для основного текста. Не слишком большой и в то же время удобочитаемый. Причем, если уж мы выбрали размер 16 px, он должен оставаться 16 px на всех страницах сайта и не скакать плюс-минус 1 px от блока к блоку. Относится это и к интерлиньяжу, он везде должен быть одинаков.

Размер шрифтов надо указывать целыми числами, не используя десятичныхдробей, например 16,28 px. И, конечно же, в фотошопе необходимо перевести pt в px. Для этого выбираете в меню: Редактирование — Установки — Основные. Далее — Единицы измерения и линейки. Меняете в выпадающих меню «Текст», «Линейки» пункты на пиксели. Жмете «OK».

Длина строки — разве это важно?

Длина строки не должна превышать 600 px. Это оптимальный размер для комфортного перемещения взгляда с одной строчки на другую. Очень широкую контентную часть тяжело читать — часто просто теряешь ту строчку, на которую собирался перейти после прочтения длинной предыдущей строки. Если все-таки необходимо растянуть текстовый блок на 1000 px и более по ширине, можно попробовать разбить текст на две или более колонок. Другой вариант — сделать межстрочное расстояние чуть больше обычного, чтобы визуально сильнее отделить строки друг от друга. Не забывайте разделять текст абзацами, это также поможет сделать его легко читаемым.

Интерлиньяж соответствует размеру шрифта

Расстояние между строками практически всегда должно быть больше размера шрифта. За исключением заголовков. Чтобы достигнуть баланса между текстом и «воздухом», сделайте межстрочное расстояние примерно в полтора раза больше высоты строчных букв. Или устанавливаем интерлиньяж, равный 150% размера шрифта. Например размер текста 14 px, тогда интрерлиньяж — 21 px. 14 / 2 = 7 + 14 = 21.

Выбираем любой понравившийся шрифт

Думаю, уже всем известно, что шрифты для дизайна веб-сайтов лучше всего использовать с fonts.google.com и webfont.ru, если, конечно, заказчик не предоставил вам свой шрифт.

O Lorem, lorem…

Совершенно естественно, что при разработке сайта почти никогда не используется тот контент, который там будет — зачастую, это контента ещё просто не существует. Поэтому дизайнеры (да и верстальщики тоже) используют «рыбу» — произвольный текст, который вписывается в контентные блоки. Это довольно удобно, особенно для дизайнеров, ведь теперь пресловутый «Lorem Ipsum…» можно вставить прямо из фотошопа (Меню: Текст — Вставить Lorem Ipsum). Но для русскоязычных сайтов делать это не рекомендуется — латиница не дает представления о том, как будет выглядеть текст, набранный кириллическим шрифтом. Поэтому генератор текстов вам в помощь.

Ссылки

Проверка дизайна на правильность проста: если зритель, не притрагиваясь к мыши, может угадать, где ссылка, а где нет, — перед нами хороший сайт. Поэтому необходимо заранее продумать, как будут выглядеть все ссылки на сайте. Допустим, все кликабельные элементы — одного цвета, например красные, а не кликабельные другого — черного. Тогда никто не будет путаться.

Часто встречается такое: заголовок выделен красным цветом (ведь надо его как-то выделить), дальше еще несколько очень важных фраз УТП синего цвета и все это вперемешку с обычным текстом черного цвета. В конце текста кнопочка, тоже красная. Понятно, что надо кликать на кнопку, но, оказывается, кликабельным был еще и текст, окрашенный в синий (он открывал дополнительную информацию). Но кто знал, кто знал…

Выравнивание

Есть текстовые блоки, которые очень часто выравниваются неправильно — это выравнивание по ширине, выравнивание посередине и выравнивание по правому краю. Во всех этих случаях читать текст неудобно, и визуально он выглядит непривлекательно. Выравнивание ВСЕГДА должно быть по левому краю. Даже если очень хочется сделать его по правому краю (просто потому что вам кажется — композиционно должно быть именно так) — это неправильно Исключением может быть одно или два коротких предложения, которые, скорее всего, являются подзаголовками для основного текста.

Контраст

Контраст — это одно из основных средств выразительности в дизайне. Не нужно бояться больших форм и пустых пространств! Нарочито крупная типографика становится самостоятельным элементом, не требующим дополнительных графических средств оформления. Хороший пример контраста в цветах, формах и размерах всех объектов.

Стили

Нужно всегда думать о том, какую информацию вы пытаетесь донести посетителю. Выбирая шрифт, следует помнить, что счастливые сообщения должны сопровождаться легкими, воздушными и мягкими формами шрифтов, в то время как сообщения каких-то более мрачных тем (например, Хэллоуин) лучше было бы сопровождать шрифтами с более жестким начертанием. С помощью типографики веб-дизайнеры подчеркивают атмосферу и стиль страницы, а также создают благотворную почву для эмоционального отклика.

Хорошая типографика – это качество, которое человек, заходя на ваш сайт, не замечает, но чувствует.

Как выбрать правильный шрифт для сайта и статьи

Шрифт — это важно. Как воздух, который не замечаешь, пока все в порядке. Большинство людей понятия не имеют, как называются шрифты и чем они различаются (и это нормально), но безошибочно чувствуют, что с вашим сайтом что-то не то, если шрифт, который вы используете, не подходит вашему проекту.

Что такое насыщенность шрифта

Насыщенность шрифта (начертание, font weight) определяет толщину каждой буквы. Обычно мы привыкли называть текст нормальным (normal) и жирным (bold). У шрифтов могут быть так же дополнительные варианты толщин — от очень тонких (super light) до очень жирных (super bold).

tild6533-6365-4463-b761-316137613666__weight1jpg

Каким должен быть размер шрифта на сайте

Размер шрифта зависит от количества текста. Если текста очень мало, и он используется, по сути, только для подписей и комментариев, сделайте его крупнее — 22px (по умолчанию в настройках 20px). Так он будет выглядеть более презентационно. Если текста достаточно много, наoборот, уменьшите до 18px, так он будет легче читаться.

Настройка параметров шрифта для разных типов проекта

Начнем с самого простого: какой у вас тип проекта — это статья, пост в блоге, рассказ, в общем, что-то, где текст — это главное? Или у вас сайт, лэндинг, фотоистория, — проект, в котором текста не так много? Назовем два типа проектов условно: статья и сайт.

Настройка шрифтов для сайта в зависимости от тональности

Когда вы только приступаете к дизайну сайта, подумайте, подойдет ли вам шрифт, который установлен по умолчанию, потому что шрифт должен соответствовать тону вашего проекта. Сайт детского спортивного лагеря и сайт архитектурной студии — это проекты, которые имеют разную тональность. Выразить ее можно с помощью насыщенности шрифта.

Мы рассмотрим 4 варианта сочетаний разной насыщенности шрифта в заголовках и в тексте. Они помогут выразить тональность сайта, чтобы он выглядел гармонично и у вас получится хороший проект.

1. Полужирный заголовок и нормальный текст

Это самое базовое сочетание, которое будет хорошо работать в большинстве случаев. Используйте, если ваша задача сделать просто хороший сайт без ярко выраженного акцента.

Для каких сайтов подойдет: для любых.

Пример: Страница вакансии. В примере используются шрифты: Open Sans (для заголовков) и Roboto (для текста).

tild3162-3666-4334-b066-616136633864__3png

tild3965-3931-4132-b364-383061373262__4png

2. Жирный заголовок и нормальный текст

Тоже довольно распространенное, устойчивое сочетание. Рекомендуем его использовать, если вы хотите подчеркнуть, что ваш проект — это драйв и энергия.

Для каких сайтов подойдет: бар, коворкинг, анонс концерта, спортивные соревнования, промостраница тура и т.д.

Пример: Сайт коворкинга. В примере используются шрифты: Ubuntu (для заголовков) и PT Sans (для текста).

tild6237-3034-4434-b931-396664343231__6png

tild3233-3134-4531-b766-643966323761__33png

3. Жирный заголовок и тонкий текст

Более необычное сочетание, выглядит эффектно за счет контраста. Уместно в случае, когда вам нужно сочетать и драйв, и стиль

Для каких сайтов подойдет: Например, такое сочетание мы использовали на лэндинге нашего курса «Интернет-маркетинг с нуля». С одной стороны, нам нужны были яркие, хорошо читаемые заголовки, с другой стороны, текст должен был передать эстетику качественного оформления курса.

Пример: Страница дизайн-студии. В примере используются шрифты: Noto Sans (для заголовков) и Open Sans (для текста).

tild3233-3637-4032-b966-326538643861__36png

tild6537-6131-4337-b536-333263376563__25png

4. Тонкий заголовок и тонкий текст

Сочетание для проектов, связанных с высокими технологиями, чем-то прогрессивным и современным. Либо эстетичным и стильным. Особенно хорошо сработает, если у вас много белого пространства и есть небольшие акценты ярких цветов. И красивые фотографии.

Для каких сайтов подойдет: технологичные устройства, ювелирные украшения, дорогое кафе или ресторан, студия красоты.

Пример: Лэндинг мобильного приложения для обработки фотографий.

tild3134-6462-4864-b332-653739623064__12png

tild3066-6666-4365-b538-633331306134__26png

Примеры сочетаний разных шрифтов

Сочетая разные шрифты в заголовках и в тексте, можно добиться разного эффекта, выразить характер и тональность сайта.

tild3132-3666-4664-a466-646133646264__34png

tild6163-3938-4462-a636-626261353162__14png

tild3131-3538-4833-b839-316535663466__15png

Подбираем шрифты для статьи

В статье самое главное, чтобы текст читался максимально легко. Поэтому он должен быть контрастным и не слишком крупным.

Если у вас лонгрид или статья, в которой много текста, поставьте размер текста 18px. Но если у вас фотоотчет, и текст — это, в основном, подписи к фотографиям, то размер можно оставить 20px или увеличить до 22px.

Пример: Страница поста в блоге о моде.

tild3737-6563-4065-b037-353635313833__27png

tild6163-6438-4138-a462-326639336130__28png
 
Пример: Корпоративный блог.

tild6134-6432-4239-b464-303939636264__29png

tild6332-3762-4164-b639-626630613638__30png
 
Пример: Статья о контент-маркетинге.

tild3235-3131-4839-b535-343963383163__31png

tild3236-3333-4638-b566-326364346439__32png

С засечками или без?

Долгое время считалось, что шрифт с засечками лучше читается, так как засечки образуют направляющую линию и взгляду удобнее и быстрее скользить вдоль нее. С появлением первых компьютеров стали распространены шрифты без засечек, так как на экранах с низким разрешением более разборчиво выглядели шрифты простой формы, без засечек.

Современные дисплеи одинаково хорошо отображают и те, и другие. Поэтому сейчас выбор «с засечками или без» — вопрос характера сообщения, а не читабельности. Шрифты с засечками могут задавать более формальный тон и быть подходящими для некоторых брендов.

Список хороших шрифтов, в которых есть кириллица

● Futura. Где купить: myfonts.com/fonts/paratype/futura-book
● Proxima Nova. Где купить: myfonts.com/fonts/marksimonson/proxima-nova
● Franklin Gothic. Где купить: myfonts.com/fonts/itc/franklin-gothic
● Graphik. Где купить: type.today/ru/Graphik
● Museo. Где купить: myfonts.com/fonts/exljbris/museo-sans
● Gotham. Где купить: typography.com/fonts/gotham
● GT Walsheim. Где купить: grillitype.com/typefaces/gt-walsheim
● Helvetica Neue. Где купить: myfonts.com/fonts/linotype/helvetica-neue
● 21 Cent. Где купить: myfonts.com/fonts/letterheadrussia/21-cent
● 20 Копеек. Где купить: yurigordon.com/ru/shop/fonts/20kopeek

Читабельность шрифта

Какой бы шрифт вы не выбрали, он должен хорошо читаться. Особенно, если вы используете фоновую фотографию. Если поставить тонкое начертание на фотографию с мелкими деталями, текст читаться не будет. Всегда обращайте на это внимание.

Что можно сделать? Во-первых, использовать фото, подходящее для фона: с крупными, однородными элементами. Во-вторых, приглушить фотографию с помощью фильтра, она станет ровнее и текст будет читаться лучше. В-третьих, можно у конкретного блока увеличить насыщенность, применяя «инлайновый стиль». Это значит, что вы задаете настройки не для всего сайта, а только для части текста. Нужно выделить текст и задать параметры через редактор.

Стиль, который применятся таким образом, поверх глобальных настроек, всегда будет приоритетным. Поэтому, если вдруг вы меняете параметры в настройках сайта, а изменения не видны, значит в этом месте применен «инлайновый стиль». Чтобы его убрать, нужно выделить текст и нажать иконку «очистить».

Пример 1: Текст читается не очень

Unknown
 
Пример 2: Текст читается хорошо

Unknown-1

Если тема выбора шрифта вам интересна, найдите хорошие сайты, близкие к вашему проекту, и посмотрите какие шрифты они используют. Определить это поможет расширение для браузера What Font.

Также можно заглянуть на независимый архив типографики http://fontsinuse.com/ — ресурс на котором собраны и рассортированы образцы вебсайтов и печатных изданий по типу использованного шрифта.

Источник: tilda.education

Тенденции мировой типографики / Habr

Даже относительно ограниченный набор возможностей CSS дает нам много возможностей в типографике, которые можно реализовать, используя каскадные таблицы стилей. Антиква или гротеск? Большой или маленький шрифт? Интерлиньяж, апрош, размер шрифта и всевозможные отступы… Список можно продолжать до бесконечности.

Мы провели обширное исследование на 50 популярных сайтах, для которых типографика важна больше обычного, для того, чтобы выделить некие общие решения и найти ответы на известные проблемы в оформлении текстов. Для изучения были выбраны популярные газеты, журналы, блоги и другие ресурсы, так или иначе связанные с типографией. Мы тщательно проанализировали их типографику и таблицы стилей в поисках сходств и отличий. Также, мы построили сравнительную таблицу, в которой отображены различные параметры веб-сайтов (например, соотношение между интерлиньяжем и длиной строки).

В конечном счете, мы выделили 13 общих проблем и вопросов, имеющих отношение к типографическим проектам, и попробовали найти ответы на них в нашем исследовании:

  1. Насколько популярны шрифты с засечками и без засечек в заголовках и основном тексте?
  2. Какие шрифты используются наиболее часто?
  3. Каков средний кегль для шрифта?
  4. Каково, в среднем, соотношение между размером шрифта в заголовке и в основном тексте?
  5. Чему равно среднее значение интерлиньяжа для основного текста?
  6. Каково усредненное соотношение между значением интерлиньяжа и размером шрифта для основного текста?
  7. Чему равно среднее значение соотношения между интерлиньяжем и длиной строки?
  8. Каковы, в среднем, отступы между абзацами?
  9. Каково усредненное соотношение значений отступа между абзацами и интерлиньяжем?
  10. Как выделяются стилистически ссылки?
  11. Сколько символов обычно используется в строке?
  12. Как часто ссылки выделяются подчеркиванием?
  13. Как часто используется замещение шрифтов (sIFR и прочие)?

В конце исследования мы собрали большое количество данных, которые мы оценили и подготовили для этой статьи. Основываясь на статистике, мы выделили несколько приблизительных рекомендаций для работы с набором. Пожалуйста, отметьте, что полученные правила хоть и часто, но далеко не всегда могут быть восприняты как непреложный закон.

Засечкам быть?

Должны ли дизайнеры использовать шрифты с засечками или без засечек для основного текста? Это один из наиболее обсуждаемых, но так и не имеющих однозначного ответа вопросов. Некоторые предпочитает использоваться засечки (такие короткие декоративные штрихи на концах букв, видели наверное) в заголовках, придавая этим им большую привлекательность. Главная же причина того, что вы выбираете антикву для заголовка, в том, что при больших размерах шрифта заголовок легко читается и выглядит здорово. Плюс, может быть привлекателен контраст между антиквой для заголовка и гротеском для основного текста.

Среди дизайнеров также существует мнение о том, что засечки помогают легче читать основной текст, как бы ведя взгляд по строке. Тем самым чтение текста становится более простым и удобным.

Основываясь на наших исследованиях, для заголовков гротески все еще более популярны, чем антиква, несмотря на то, что популярность первых, кажется, упала в последние годы.

  • 60% сайтов используют гротески для заголовков, по большей части это Arial, Verdana, Lucida Grande и Helvetica. Среди них: CNN, ArsTechnica, Slate, BBC и NewScientist.
  • Только 34% сайтов используют антикву для основного текста. Среди них: New York Times, Typographica, Time, AIGA и Newsweek.
  • Самые популярные шрифты с засечками для заголовков — Georgia (28%) и Baskerville (4%).
  • Самые популярные шрифты с засечками для основного текста — Georgia (32%) и Times New Roman (4%).
  • Самые популярные шрифты без засечек для заголовков — Arial (28%), Helvetica (20%) и Verdana (8%).
  • Самые популярные шрифты без засечек для основного текста — Arial (28%), Verdana (20%) и Lucida Grande (10%).

Две трети сайтов, рассмотренных нами, используют гротески для основного текста. Основная причина этого, видимо, в том, что, несмотря на растущую популярность технологий по замене шрифтов, таких, как, например Cufón, большинство дизайнеров все же довлеют к основным шрифтам. А здесь, по сути, у них есть только два варианта: Georgia и Times New Roman. Да еще из-за репутации Times New Roman (который вроде бы делает ваш современный дизайн сайта устаревшим) из всего многообразия доступных шрифтов остается только Georgia. При этом гротески предлагают несравненно больший выбор начертаний для использования в вебе.

Какое начертание наиболее популярно?

Удивительно, но несмотря на растущую популярность методов по замене шрифтов и роста пригодности новых предварительно установленных шрифтов (например, установленные шрифты в Windows Vista и шрифты для Mac), на ресурсах, исследуемых нами, использовались в основном традиционные, основные для веба шрифты. За исключением, пожалуй, только Lucida Grande (который предустановлен только на Маках), Helvetica и Baskerville.

Как и ожидалось, для оформления основного текста больше всего на сегодняшний день используются Arial, Georgia и Verdana. По данным из нашего исследования, около 80% сайтов использовали какой-либо из этих трех шрифтов. Для остальных 20% фаворитом стала Helvetica — популярный выбор среди дизайнеров, как, впрочем, и Lucida Grande.

Воспользовавшись Verdana и Arial в качестве резервных, дизайнер действительно свободен в использовании нестандартных шрифтов для достижения лучшего эффекта. Больше информации о продвинутых технологиях использования каскадных таблиц мы можете узнать у Натана Форда (Nathan Ford) в его Better CSS Font Stacks и в статье Build Better CSS Font Stacks от CodeStyle.


Йон Тэн (Jon Tan) использует антиквы Baskerville для заголовков и Georgia для основного текста.

Verdana используется для заголовков меньше всего. Только 10 сайтов используют ее в качестве начала основного текста и лишь четыре — для заголовков. Причиной тому есть то, что Verdana оставляет слишком много пространства между символами, что делает текст на больших кеглях неопрятным. Если вы собираетесь использовать ее для заголовка, то, возможно, заходите воспользоваться CSS-свойством letter-spacing. Как видим, Georgia и Arial — самые популярные шрифты для заголовков.

Наконец, мы отмечаем, что «альтернативные» шрифты используются гораздо больше для заголовков, чем для основного текста. Дизайнеры, кажется, готовы экспериментировать больше с заголовками, чем с основным текстом (от ред.: оно и понятно — в заголовке текста существенно меньше, чем в основном блоке). Потому, если вы захотите внести некоторые типографические изменения в ваш следующий проект, заголовки, возможно, являются самым приемлемым местом.

Светлый или темный фон?

Мы заинтересовались, готовы ли дизайнеры к экспериментам с темным фоном. К нашему удивлению, мы не смогли найти ни одного сайта с типографической ориентацией, использующего темную цветовую гамму.


The New Yorker использует светлую палитру, с Times New Roman для заголовков и основного текста.

Чистый белый фон оказался однозначно самым популярным. Однако, многие из проектов избегают высокого контраста чисто черного по абсолютно белому; цвет текста часто делается немного светлее, чем чистый черный цвет (от ред.: я, например, обычно использую #272727 для текста и абсолютно белый для фона). Дизайнеры явно сосредоточиваются на четкости и избегают экспериментирования с цветами фона. Контраст черного по белому легок и удобен для чтения, а потому и является наиболее употребляемым.

Средний размер шрифта для заголовков

Конечно, выбор размера шрифта заголовка зависит от шрифта, используемого в проекте. Так или иначе, в нашем исследовании самые популярные размеры шрифтов расположились в диапазоне от 18 до 29 пикселей, при этом пики популярности приходятся на промежутки от 18 до 20 и от 24 до 26 пикселей.

Наше исследование не выявило явных победителей. Размер среднего шрифта для заголовков составляет 25.6 пикселей. Но отметим, что любой размер между 18 и 29 пикселями мог быть эффективен; это зависит, в конце концов, от того, как ваши заголовки соотносятся с дизайном всего проекта.

Отдельно стоит выделить Вильсона Майнера (Wilson Miner, скриншот ниже), использующего массивный размер шрифта 48 пикселей для своих заголовков. Его веб-узел — особый случай, потому что заголовки его постов чрезвычайно короткие, они состоят всего из нескольких слов.

Средний размер шрифта для основного текста

Вы помните времена около семи лет тому назад, когда в дизайне сайтов использовались очень маленькие, трудночитаемые элементы, и основной текст набирался восьмым кеглем в Tahoma? Маленькие шрифты канули в Лету, и все больше дизайнеров смотрят в сторону больших шрифтов. Исходя из нашего исследования, можно выделить ясную тенденцию к шрифтам размера от 12 до 14 пикселей. Самый популярный размер шрифта (38%) составляет 13 пикселей, четырнадцатый кегль немного популярнее, чем двенадцатый. Итого, в среднем размер шрифта для основного текста равен 13 пикселям.

Мы отметили также все большее и большее внимание, уделяемое небольшим типографским деталям. В частности очень тщательно выставляются тире, кавычки, сноски, имена авторов вводные тексты и прочие.


На Typographica используется большой шрифт для вводного текста к статье, а сам текст статьи нормального размера.

Соотношение между размерами шрифта в заголовке и в основном тексте

Чтобы лучше понять взаимосвязь между кеглем шрифта заголовка и основного текста мы для каждого сайта взяли отношение шрифта заголовка для шрифта основного текста и затем усреднили полученные значения. Таким образом, мы получили некое обобщенное правило, которое гласит, что отношение размера шрифта заголовка к размеру шрифта основного текста равно 1,96. Таким образом, если вы уже выбрали кегль для основного текста, вам необходимо просто умножить значение на два, чтобы получить кегль заголовочного текста. Конечно, это зависит от вашего стиля; это правило не даст вам наверняка лучшего соотношения между кеглями для заголовка и основного текста. С другой стороны, можно пользоваться стандартными значениями (6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 21, 24, 36, 48, 60, 72) или использовать соотношение Фибоначчи (например, 16 – 24 – 40 – 64 – 104) для получения наиболее удачного типографически результата.
Оптимальный интерлиньяж для основного текста

Интерлиньяж (или высота строки) всегда зависит от выбранного вами размера шрифта и формата набора. Соответственно, чем длиннее строка, тем больше должен быть интерлиньяж. Поэтому нет смысла приводить здесь наиболее популярные размеры значения интерлиньяжа в пикселях. Намного полезнее будет использовать некоторую относительную величину, например em или проценты, которые соотносятся с длиной строки и размером шрифта.

Исходя из нашего опыта, можем сделать такие выводы:

  • Отношение интерлиньяжа к размеру шрифта основного текста равно 1,48
    Заметьте, значение 1,5 является значением, которое обычно рекомендуется в классических книжках по типографике. Очень мало сайтов используют значения меньше полутора. Соответственно, и количество сайтов, использующих большее значение, уменьшается в зависимости от удаленности от 1,5.
  • Отношение длины строки к интерлиньяжу равно 27,8
    В среднем длина строки равна 538,64 пикселей (не считая внешних и внутренних отступов), что достаточно много, ведь большинство сайтов используют двенадцатый или тринадцатый кегли для основного текста.
  • Отношение расстояния между абзацами к интерлиньяжу равно 0,754
    Мы были удивлены этим результатом. Получается, что расстояние между абзацами (то есть расстояние между последней строкой первого абзаца и первой строкой второго) редко равно высоте строки (что является наилучшим с точки зрения идеального вертикального ритма). Намного чаще расстояние между абзацами составляет лишь 75% от интерлиньяжа. Причина этого может быть в том, что интерлиньяж включает в себя расстояние для подстрочных элементов, а так как большинство символов не имеют подстрочных элементов, то создается дополнительное расстояние под строкой.


AIGA является отличным примером оптимального интерлиньяжа. Здесь размер шрифта равен 13,21 пикселя (переводя из em), интерлиньяж равен 19,833 (переводя из em). Посчитаем: 19,8333 ÷ 13,2167 = 1,5011.

Итак, как только вы решили вопрос с размером шрифта для основного текста, то умножив это число на 1,5 вы получите наилучшее значение интерлиньяжа. Дальше, умножив вновь полученное значение еще и на 27,8 вы получите оптимальную длину строки. Не забудьте также, что вашему тексту понадобятся еще и отступы, чтобы дать ему «дышать».


The New Scientist использует расстояние в 20 пикселей между абзацами.

Сколько символов использовать в строке?

Основываясь на классическом правиле для веб-типографики, идеальным является от 55 до 75 символов в строке. Удивительно, но наше исследование показывает, что большинство сайтов используют большее значение. Мы посчитали, сколько же символов может поместиться в строке, используя стандартный шрифт, установленный дизайнером. Максимальный средний результат для одного сайта равен 88,74 символов на строку, что невероятно много. Конечно, наибольшее значение отличается от среднего, которое в общем изменяется от 75 до 85. Но даже это значение намного больше оптимального.

Среди дизайнеров наиболее популярны от 73 до 90 символов в строке, но мы также нашли и из ряда вон выходящие примеры: Monocle (47 символа в строке) и Boxes and Arrows (125 символов в строке). Для того, чтобы получить наиболее ясную картину для каждого сайта, вам потребуется брать среднее значение количества символов для множества строк.

Дополнение

  • 46% сайтов подчеркивают ссылки в основном тексте, тогда как другие лишь подсвечивали их отличным цветом шрифта или жирным начертанием.
  • 6% сайтов в той или иной мере использовали картинки для заголовков или основных текстов (например, Monocle, New Yorker, Newsweek).
  • 96% сайтов не выравнивают тексты по ширине.
  • На сайтах текстам установлен левый отступ в среднем 11,7 пикселей, считая от левой границы области.
Выводы

Полученные данные позволяют выделить некоторые принципы для правил набора в веб-дизайне. Заметим также, что эти данные не являются научно обоснованными и могут служить лишь направляющими:
  1. Для основного текста и заголовков можно использовать шрифт как с засечками, так и без, но гротески все же популярнее и для заголовков, и для обычного текста.
  2. Обычно для заголовков выбирают шрифты Georgia, Arial или Helvetica.
  3. Для основного текста обычно выбирают Georgia, Arial, Verdana и Lucida Grande.
  4. Наиболее популярные размеры шрифта для заголовков — в диапазоне от 18 до 29 пикселей.
  5. Чаще всего для основного текста используются кегли от двенадцатого до четырнадцатого.
  6. Интерлиньяж относится к размеру шрифта основного текста как 1,48.
  7. Отношение длины строки к интерлиньяжу равно 27,8.
  8. Отступ между абзацами относится к интерлиньяжу как 0,754.
  9. Оптимальным является от 55 до 75 символов в строке, но на практике наиболее популярны от 75 до 85 символов.
  10. Основной текст обычно выравнивается по левому краю, он редко заменяется изображениями; ссылки обычно выделяются либо подчеркиванием, либо цветом, либо жирным начертанием.

Конечно, эти правила — не закон. Однако, они вполне могут служить базой, которую вы положите в основу своего дизайна. Каждый сайт уникален, и вы можете что-то поменять на любом из этапов для максимального результата. Вы также можете ознакомиться со сравнительной таблицей данных и самостоятельно использовать ее данные для дальнейших исследований.

(от ред. мой дебютный перевод, прошу сообщать о найденных неточностях, постараюсь максимально быстро их исправлять)

Мобильная типографика / Habr

При разработке дизайна необходимо учитывать корректность его отображения не только на больших экранах, но и на мобильных устройствах. И в первую очередь это касается читаемости контента. Поэтому необходимо уделять особенное внимание типографике, которая является основой веб-дизайна. На эту тему есть полезная статья шестилетней давности — Web Design is 95% Typography (автор Oliver Reichenstein).

Для начала рассмотрим основные моменты веб-типографики с примерами на мобильных устройствах.

Размер

Одна из самых часто встречающихся проблем чтения сайтов на мобильных устройствах — это слишком маленький размер шрифта. Приходится постоянное масштабировать сайт, чтобы прочитать мелкий текст, а это очень раздражает пользователя. Даже если у сайта есть мобильная версия или адаптивный дизайн, проблема плохой читаемости из-за мелкого шрифта встречается нередко.

В целом, размер шрифта на страницах может полностью менять внешний вид и привлекательность сайта. Modular Scale Calculator — калькулятор от Тима Брауна (Tim Brown), который поможет подобрать размеры шрифтов для сайта, в том числе в «золотой пропорции» (1:1.618).

Пример сайта с соотношением размеров шрифтов 16/24/72:

Контраст

Любой текст на сайте должен контрастировать с фоном, как при просмотре на десктопе, так и на мобильном устройстве. Этим, вроде бы простым и очевидным, правилом часто пренебрегают, поэтому случается видеть красный текст на фиолетовом фоне или желтый на голубом.

Кстати, есть даже сервис, который проверяет контрастность цветов на сайте — checkmycolours.com. Ниже представлены несколько сайтов с хорошим контрастом контента.

Отступы

У разных устройств разные размеры экранов, а также различное соотношение сторон дисплея. Необходимо это помнить при верстке сайта, текст удобно читать при достаточных отступах от краев и правильном межстрочном интервале. Особенно это касается чтения текста на мобильном устройстве. Примеры:

Выбор шрифта

Выбрать шрифты, которые будут корректно отображаться на любом устройстве и любой ОС, — задача не простая. Очень важно учитывать, как шрифт будет рендериться на различных девайсах, например:

Эту проблему помогут решить специальные веб-сервисы: Web Font Specimen, Typecast app и Typekit’s font browser. Иногда целесообразно использовать разные шрифты для разных размеров экранов. Такое практикует, например, сайт A List Apart.

Кроме того, не стоит использовать нестандартные шрифты в неподходящих местах. Вот так, например, выглядит League Script, читать невозможно:

Адаптивный дизайн


Все вышеописанное необходимо учитывать и при разработке адаптивного дизайна, при этом особое внимание стоит уделить изменению размеров шрифтов, отступам и длине строк. И конечно тестированию получившейся верстки.
Изменение размера шрифта

На большинстве сайтов используются px или em для того, чтобы задать размер шрифта. Em предпочтительнее, потому что позволяет пользователю менять размер шрифта в браузере. Но есть и недостаток — размер в em зависит от font-size родительского элемента. Поэтому лучше использовать rem: размер шрифта будет зависеть от корневого элемента — html:
html { font-size: 62.5%; } 
body { font-size: 1.4rem; } /* =14px */
h2   { font-size: 2.4rem; } /* =24px */

Пример с media queries:
@media (max-width: 640px) { body {font-size:1.2rem;} } 
@media (min-width: 640px) { body {font-size:1rem;} } 
@media (min-width:960px) { body {font-size:1.2rem;} } 
@media (min-width:1100px) { body {font-size:1.5rem;} } 
Отступы и длина строк

Согласно исследованию Baymard Institute, оптимальная длина строки для удобного чтения — от 50 до 75 символов. Непросто добиться автоматического соответствия этому правилу на любом устройстве. Например, размер шрифта девайса по-умолчанию — 16 px, а мы хотим использовать 20 px. Получается, что наш шрифт должен быть размером 1.25 rem. Блок текста делаем шириной 675 px, тогда в строке будет помещаться 60 символов:
@media (min-width: 950px) { .container {width:675px;} } 

Таким образом можно прописать контейнеры для экранов с любыми размерами. Для лучшей читаемости на больших экранах можно еще разместить контент в две колонки:
@media (min-width:1140px) { .content { -webkit-column-count: 2; -webkit-column-gap: 1em; -moz-column-count: 2; -moz-column-gap: 1em; column-count: 2; column-gap: 1em; } } 

При ширине более 1140 пикселей текст будет разбит на два столбца.

Хорошие примеры мобильной типографики


Полезно почитать


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *