Пешеход яндекс: Пешеходы-исследователи в Яндекс Карты

Как люди помогают технологиям в Яндекс Картах / Хабр

На днях пользователи Яндекс Карт получили возможность актуализировать данные о доступности организаций. Например, можно указать, оборудован ли пандусом вход в парикмахерскую или есть ли в торговом центре специализированный туалет. Для начала мы попросили пешеходов Яндекса разметить первые 400 тысяч организаций в 73 городах.

Я Данис Гаязов из внутреннего сервиса Crowd, команды полевого краудсорсинга. Полевого, потому что мы работаем «в поле», то есть не в офисе. Сегодня по случаю запуска я расскажу, зачем Картам пешеходы и как они помогали и помогают делать сервисы более полезными.


Результат работы пешехода на заре проекта схем ТЦ

Согласитесь, во время поездки или прогулки неприятно уткнуться в шлагбаум, забор или любое другое препятствие, не обозначенное на карте. Как его обойти, чтобы не заплутать — понять сложно. Приходится двигаться наобум и терять время на поиски.

Чтобы такие ситуации происходили реже, а карты городов стали удобнее и ближе к реальности, сотни людей ежедневно ходят по улицам, аэропортам, ТЦ и вокзалам в своих городах.

Мы называем их пешеходами.

Как в Картах появились пешеходы
Наша база организаций ежедневно пополняется и обновляется. Информация поступает разными способами: с помощью ML обработки данных с панорам и зеркал, с официальных сайтов, от пользователей Карт и от представителей самих компаний. Однако у многих организаций нет ни сайта, ни публично доступного телефона, ни геопривязки. Компания существует, но аудитория Карт о ней ничего не знает.

Отправлять сотрудников «в поля», чтобы они собрали нужные данные, было бы неправильно. Да и не во всех городах такое возможно. Однако сама идея полевых исследований показалась нам интересной, и мы решились на эксперимент.

Сначала мы несколько раз в год нанимали людей в разных городах, чтобы они проверяли информацию об организациях, которые есть на Картах. Но вскоре поняли: такие проверки должны быть регулярными, потому что данные быстро устаревают.

Весной 2017 года в Казани вышел на работу первый «пешеход»: человек, который в буквальном смысле слова пешком ходил к интересующим нас объектам и присылал требуемую информацию о них.


Первый пешеход в Казани

Эксперимент оказался удачным, и мы решили расширить штат полевых сотрудников. В апреле пешеходов стало трое, в мае — десять, а уже к концу года разнообразные задания выполняли две сотни пешеходов в разных городах. Быстрый рост произошёл из-за удобства формата и разнообразия открывшихся перед нами возможностей. Пешеходы помогли нам собирать не только сведения о компаниях в любом районе любого города, но и много других данных, включая картографические.

Почему это важно? Попробую объяснить. Вы наверняка понимаете, что для построения маршрута в Яндекс Картах сервису нужно знать сетку дорог. Для каждого типа маршрута — своя сетка. Автомобильный включает в себя все виды дорог — от внутриквартальных проездов до магистралей. А пешеходный — тротуары и тропинки, «зебры», лестницы, арки в зданиях, а также автомобильные дороги, доступные для пешеходов.

Нанести на карту все доступные пешеходам пути — непростая задача. Во-первых, их действительно много — только в окрестностях вашего дома, скорее всего, более десятка тропинок. Во-вторых, о большинстве из них, в отличие от автомобильных дорог, знают только местные жители. Как же тогда появляются эти тропинки на картах? Благодаря пешеходам. Они лично проходят эти маршруты, а потом наносят их на карту. Проходы сквозь дворы, дорожки в парках, тропинки — всё это добавляется в базу Карт и используется для построения маршрутов. Работа масштабная: только за первый год пешеходы прошли 130 тысяч километров.

Как работают пешеходы
Пешеходы мобильны: могут дойти до нужного места, чтобы получить интересующую нас информацию. Например, уточнить график работы организации, расположение входа, наличие пандуса, номер телефона вашей любимой кофейни или обувной мастерской.

Пешеходы — очень важные для нас помощники, поэтому мы не гоняем их по всему населённому пункту, чтобы собрать информацию. Города поделены на части: кварталы, микрорайоны, торговые центры. Каждый пешеход обходит свой участок, проверяя имеющиеся данные и добавляя новые.

На старте проекта работа была организована просто: пешеход посещал место и передавал нам информацию.

Изначально наш проект представлял собой большой geoJSON-файл, который хранился на сервере и содержал в себе геометрию всех заданий для обхода. Для управления этим файлом мы написали простую HTML-страницу, где можно было работать с полигонами: просматривать, создавать, изменять и удалять.

Но с ростом проекта мы поняли, что это решение не покрывает всех наших потребностей. Из основных проблем:

  • Нестабильная работа. Наша инфраструктура на тот момент располагалась не в облаках, а на отдельной машине, которая иногда сбоила. Каждый такой сбой приводил к тому, что мы не могли вовремя назначить пешеходу полигон. Возникали простои в работе.
  • Отсутствие многопользовательского режима. Веб-страница при загрузке скачивала geoJSON целиком, специалист выполнял в нём нужные операции и загружал обновлённый файл обратно на сервер. Если двое специалистов вносили изменения одновременно, то сохранялись только самые поздние.
  • Жёсткая привязка инфраструктуры к конкретному сервису. Мы могли использовать этот инструмент только для Карт. Избавившись от такого ограничения, мы могли бы помочь любым сервисам, которым нужны данные об офлайне.
  • Невозможность развиваться и добавлять новые функции. Архитектура не предполагала каких-либо изменений и каждый раз приходилось лепить «костыли», чтобы изменить хоть что-то.
Мы обратились за помощью к коллегам, которые помогают строить Толоку и другие инструменты для сбора оценок. Они за три месяца написали нам полноценный бэкенд с базой данных, удобный API для работы с ней и другие нужные функции (но полноценный фронтенд всё-таки пришлось делать самим). Когда MVP был готов, мы приступили к важному этапу, длившемуся не меньше полугода — интеграции в существовавшие процессы и полному переезду на новое серверное решение. Также добавили то, чего не было в предыдущей системе: многопользовательский доступ; чтобы координатор одного города не мог управлять и назначать полигоны в другом городе; поиск по полигонам и много других изменений. И в декабре 2019 года мы полностью закончили работу над новой системой.

От организаций к лавочкам и схемам ТЦ
После модернизации мы смогли эффективнее использовать возможности пешеходов, а заодно увеличили их количество. Сейчас пешеходы обходят вверенную им территорию, собирая данные. Они:

  1. Актуализируют информацию об организациях:
    • Проставляют входы в организации.
    • Делают фотографии фасадов.
    • Уточняют названия, адреса, телефоны, сайты, время работы организаций.
    • Собирают информацию о Wi-Fi, ИНН, ОГРН, меню, доступности городской среды для маломобильных людей.
  2. Добавляют отсутствующие организации со сбором всех перечисленных выше атрибутов, специализацией, а также датой открытия организации.
  3. Исправляют ошибки в имеющихся у нас адресных данных.
  4. Добавляют на карту заборы, шлагбаумы, лестницы, скамейки, пандусы и так далее.
  5. Собирают информацию о нумерации подъездов в жилых домах.
  6. Определяют зону видимости электронных билбордов.
Детализация карт помогает спланировать велопрогулку или оптимально рассчитать маршрут движения курьера. Благодаря пешеходам можно увидеть, как срезать путь и не наткнуться на огороженную территорию или шлагбаум. Кроме того, банально удобно знать, где в парке можно присесть на скамейку и в каких заведениях есть пандусы для родителей с колясками и людей на инвалидных колясках. С 2019-го мы стали показывать внутренние планы крупных ТЦ, вокзалов и аэропортов. Об этом стоит рассказать подробнее.

Отдельно про торговые центры
Сориентироваться внутри здания порой труднее, чем на улице, особенно если это многоэтажный торгово-развлекательный комплекс. Без схемы не обойтись.

Мы начали со схем 29 крупных торговых центров в Москве и ближайшем Подмосковье, а затем отправились в крупные ТЦ в городах-миллионниках. Пешеходы шли на объекты с распечатанными на бумаге поэтажными схемами зданий из Карт.

Они проверяли правильность расположения стен, организаций и разных объектов инфраструктуры — лифтов, туалетов, стоек информации. Обновленные схемы сканировали и передавали картографам для чистовой отрисовки.

Сейчас у нас есть подробные схемы около 1000 торговых центров, вокзалов и аэропортов. На них можно найти всё: от магазинов и ресторанов до стоек с газировкой. С помощью таких схем легко спланировать поход в ТЦ — не придётся гадать, на каком этаже искать нужный магазин или блуждать по галереям в поисках туалета.

Но согласитесь, когда схема рисуется от руки, это не очень похоже на технологичное решение Яндекса. Надо было что-то менять, и с этим «помогла» пандемия. Когда торговые центры по всей стране закрылись почти на три месяца, мы полностью переработали концепцию и разработали более совершенное решение: пешеходы получили возможность делать пометки об изменениях на карте в своих смартфонах. Эти пометки автоматически выгружаются в виде гипотез в Народную карту — сервис, позволяющий пользователям самостоятельно рисовать карты и уточнять их.

Гипотезы проверяют, а потом добавляют пометки в базу данных Карт и наносят на схему здания.

Так процесс актуализации схем пошёл в разы быстрее. Сначала пешеходы обошли все крупные торговые центры, вокзалы и аэропорты в городах-миллионниках, а затем начали проходить все города, принося на Карты миллионы новых объектов из реального мира.

Как мы добились полноты и качества собираемых данных
Казалось бы, всё просто. Пешеходы записывают информацию и передают её нам, после обработки на Картах появляется новый объект. Но возникает вопрос контроля. Как определить, что пешеход действительно собрал всю информацию и ничего не придумал?

В крупных городах, где много пешеходов и заданий для них, мы могли контролировать качество поступающей информации, делая выборки и самостоятельно перепроверяя отдельные полигоны. В городах поменьше это невозможно: там работает 1–2 пешехода, и проверять каждого вручную — слишком сложно и долго.

Нужно было понять, как пешеходы обходят полигоны, что может стать метрикой качества и как её автоматизировать. Мы исходили из того, что необходимым условием хорошей полноты добавлений организаций является качественный и полный обход полигона.

Так появилась метрика «доходимости», которая считается на основе логов обхода территории. Доходимость — это соотношение двух площадей: участка полигона, который действительно обошёл пешеход, и того, который он должен был исследовать. Чем тщательнее пешеход прошёл свой участок карты, тем выше доходимость обхода.

В качестве исходных данных мы взяли информацию о перемещении пешеходов (во время обхода полигонов) из AppMetrica и геометрию домов из базы Карт. А полигоны замостили сеткой из квадратов, размер которых подобрали экспериментально.

В область, которую нужно было исследовать, попадают все квадраты с домами, так как пешеход должен обойти все дома полигона. В область, которую фактически обошёл пешеход, записываем все квадраты, на которые попали треки пешехода.

В итоге мы получили реальную информацию о том насколько тщательно пройдена вся территория. Теперь для городов без координатора используем эту метрику.

Помимо сбора данных мы готовим и визуализацию обхода каждого полигона на карте, что помогает при работе с пешеходами. Дополнительным плюсом новой метрики стала скорость получения обратной связи. Ведь ранее, чтобы увидеть полноту обхода, нам приходилось ждать результатов повторного обхода координатора.


Сейчас пешеходов уже несколько сотен в 80 городах и пяти странах. За четыре года работы они прошли сотни тысяч километров.

Мы активно работаем над повышением детализации Карт, привлекая новых пешеходов, развиваем и готовим новые проекты, уже далеко не всегда связанные со справочными данными и картами.

Как в Яндекс Навигаторе проложить маршрут пешком

Полезные приложения » Скачать и установить GPS навигатор » Яндекс Навигатор

Обновлено: 14.07.2019, автор — Илья

Илья – главный редактор сайта softdroid.net. Является автором нескольких сотен руководств и статей по настройке Android. Около 15 лет занимается ремонтом техники и решением технических проблем iOS и Android. Имел дело практически со всеми более-менее популярными марками мобильных смартфонов и планшетов Samsung, HTC, Xiaomi и др. Для тестирования используется iPhone 12 и Samsung Galaxy S21 с последней версией прошивки.

Информация об авторе

Передвигаясь по незнакомому городу или находясь в неизвестном районе, легко можно заблудиться. Если не знаете у кого уточнить дорогу — спросите Яндекс Навигатор, он поможет проложить пеший маршрут до нужного места.

Карты Яндекс Навигатора построят маршрут по точкам, укажут его длину в километрах и назовут приблизительное время, которое вы потратите на дорогу пешком. Максимальная длина маршрута составляет 50 километров от начальной точки, этого будет достаточно, чтобы перейти Москву или Санкт-Петербург по прямой линии.

Прокладываем пешеходный маршрут через Яндекс Карты

В Яндекс Навигаторе отсутствует режим пешехода, однако этот недостаток можно исправить, если дополнить навигатор «Яндекс Картами». Это приложение позволяет прокладывать пешие маршруты, используя для этого функционал одноименного веб-сервиса. 

  1. Скачиваем на телефон «Яндекс Карты».
  2. Запускаем приложение.
  3. Определяем наше текущее местоположение. Для этого нажимаем на стрелочку справа внизу в окне Яндекс Карт.
  4. В поле «Поиск мест и адресов» вводим желаемое местополоэжение — туда, куда нужно проложить пеший маршрут.
  5. Кроме того, нажав на поле «Поиск мест и адресов», можно выбрать место из «Категорий» либо через вкладку «История» найти посещенное ранее место.
  6. При нажатии на маркер со значком «плюс», появится меню, в котором выберите пункт «Сюда».
  7. Если это начальный пункт, нажмите соответственно «Отсюда» и далее укажите конечный путь.
  8. Для начала пути нажмите пнопку «Начать». Обязательно переключитесь в пешеходный режим через верхнюю панель в «Яндекс Картах». 
  9. Следуйте по указанному пути. Маркер будет автоматически обновляться по мере прохождения маршрута.
  10. Для удобства и наглядности, можете переключить режим отображения карт — «Схема», «Спутник» или «Гибрид». 
  11. Хотите проехать несколько остановок на общественном транспорте? Не проблема: нажмите на значок светофора в правом верхнем углу и выберите из списка показ общественного транспорта на карте. 
  12. Если мобильный трафик у вас отключен, заранее скачайте офлайн-карту города, где планируете находиться: для этого зайдите в настройки «Яндекс Карт» и скачайте нужную карту на устройство. 

Как построить маршрут в Яндекс Навигаторе

Для построения маршрута нам потребуется загрузить и установить Яндекс Навигатор:

Скачать приложение Яндекс Навигатор

  1. Откройте Яндекс Навигатор и найдите внизу на панели значок лупы, он крайний слева.

  2. В графе «Поиск» наберите нужный адрес или организацию.

  3. Постройте маршрут движения в навигаторе, Яндекс помощник Алиса сообщит сколько времени нужно, чтобы дойти или доехать до места.

  4. Навигатор прокладывает маршрут исходя из дорог для автомобилистов, но и пешеходу он будет полезен. Чтобы приблизить и рассмотреть путь, нажмите значок «Плюс». При большом приближении станут видны все дорожки, светофоры и дома, так вы сможете сориентироваться.

  5. По мере того, как вы будете перемещаться, Яндекс Навигатор будет подсказывать куда и через какое время нужно будет свернуть.

  6. Вы сможете путешествовать и без интернета, для этого загрузите карту города, и Навигатор доведёт вас куда угодно даже без сети.

Если бы у Труса из «Операции «Ы» и других приключений Шурика» был Яндекс Навигатор, то он и в три часа ночи смог бы спросить у Алисы «Как пройти в библиотеку?», ведь она точно знает этот маршрут. Попробуем в этом убедиться.

Как мы и предполагали, Алиса смогла за пару секунд построить маршрут, рассчитать время и километры.

Итак, чтобы пройти в библиотеку нам понадобится 40 минут, а весь путь займет около 3,5 километров. Можем проехать на такси или автомобиле, но если время и погода позволяет — почему бы не прогуляться? Теперь выберем маршрут, по которому пойдем.

Навигация от Яндекс была создана специально для автомобилистов, но и пешеходы могут воспользоваться его подсказками.

Главный плюс Навигатора для пешеходов в том, что он показывает не один маршрут, а несколько. И мы можем выбрать где пройти: мимо оживленной трассы или срезать через зелёный сквер неподалеку. Второй маршрут нам вполне подходит, жёлтой стрелочкой показывается наше местоположение, а флажком финиша — нужный адрес.

Попробуем приблизить карту и рассмотреть мимо чего нам идти пешком. Большими белыми стрелками на карте показывается направление движения. Зеленым отмечены безопасные участки дорог, участки с повышенной опасностью — оранжевым и красным. Эта информация пригодится не только автомобилистам, но и пешеходам.

Рядом с основной дорогой показаны все пешеходные дорожки и светофоры — удобно переходить на другую сторону дороги.

Чтобы не скучать в дороге, можно поиграть с Алисой в «Шар судьбы», «Слова» или «Верю-не верю», это довольно забавно.

Смотрите также: Лучшие gps-навигаторы для пешеходов

Заключение

Мы вкратце рассказали, как пользоваться Яндекс Навигатором при построении пешеходных маршрутов.

Следуя за подсказками Яндекс Навигатора, очень легко достичь своей цели. Самое важное — это правильно указать адрес в строке поиска, всё остальное сделает за вас Яндекс.

Сравнение Яндекс Карт и Навигатора

Пожалуйста, оцените статью: 

Илья – главный редактор сайта softdroid.net. Является автором нескольких сотен руководств и статей по настройке Android. Около 15 лет занимается ремонтом техники и решением технических проблем iOS и Android. Имел дело практически со всеми более-менее популярными марками мобильных смартфонов и планшетов Samsung, HTC, Xiaomi и др. Для тестирования используется iPhone 12 и Samsung Galaxy S21 с последней версией прошивки.

Не нашли ответ на свой вопрос? Возможно, вы найдете решение проблемы на нашем канале в Youtube! Здесь мы собрали небольшие, но эффективные инструкции. Смотрите и подписывайтесь на наш youtube-канал!

Смотреть на Youtube

↑ Вернуться в начало ↑

Grubhub сотрудничает с российской компанией «Яндекс» в области роботов для доставки

Grubhub подписал многолетнее партнерское соглашение с Yandex Self-Driving Group, подразделением российской многонациональной технологической группы, чтобы обеспечить более быструю и экономичную доставку с помощью роботов-доставщиков в университетских городках США. .

Согласно пресс-релизу, объявляющему о сделке, автономные боты Яндекса присоединятся к программе доставки Grubhub для колледжей, которая уже включает партнерские отношения в более чем 250 кампусах США, что дает студентам возможность интегрировать планы питания непосредственно в свои учетные записи Grubhub для доступа к ресторанам. кампус.

Этой осенью компании начнут развертывание автономных роботов-доставщиков в отдельных кампусах.

«Мы выбрали партнерство с Grubhub для доставки кампуса из-за беспрецедентного охвата Grubhub университетскими городками в Соединенных Штатах, а также гибкости и надежности их платформы для заказов. Мы рады развернуть десятки наших марсоходов, сделав следующий шаг в активной коммерциализации нашей технологии автономного вождения на различных рынках по всему миру», — сказал Дмитрий Полищук, генеральный директор Yandex Self-Driving Group.

«Вместе с Яндексом мы меняем то, как студенты колледжей доставляют еду, — сказал Брайан Мэдиган, вице-президент по корпоративным и университетским партнерам в Grubhub. «Мы рады предложить эти экономичные, масштабируемые и быстрые возможности заказа и доставки еды колледжам и университетам по всей стране, которые хотят адаптироваться к уникальным потребностям студентов в питании. В то время как общеизвестно, что в кампусах колледжей трудно перемещаться автомобилям, особенно в том, что касается доставки еды, роботы Яндекса легко получают доступ к частям кампусов, недоступным для транспортных средств, что эффективно устраняет серьезное препятствие, с которым сталкиваются университеты при внедрении новых технологий».

Учитывая тяжелое состояние отношений между Соединенными Штатами и Россией, это объявление вызвало скептическую дискуссию в социальных сетях. В свете продолжающегося крупномасштабного проникновения программы-вымогателя, нацеленной на более чем 1000 американских компаний, которая, как утверждается, возникла внутри России, некоторые ставят под сомнение безопасность таких высокотехнологичных транспортных средств, пересекающих американские города и университетские городки.

Автономные роботы-доставщики Яндекса могут перемещаться по тротуарам, пешеходным зонам и пешеходным переходам, а также добираться до кампусов, недоступных для автомобилей. Такая функциональность позволяет роботам выполнять задачи по доставке, которые традиционно выполняются под руководством человека, и обеспечивает эффективную автоматизацию логистики на «последней миле». Роботизированная служба доставки, предлагаемая Yandex SDG, полностью интегрирована в приложение Grubhub и, по словам компаний, довольно проста.

Когда марсоход приближается к месту назначения, закусочная получит push-уведомление. Получить еду так же просто, как открыть люк марсохода через приложение Grubhub.

Роботы-доставщики Яндекса построены на том же самом современном стеке беспилотных технологий, что и автономные автомобили компании. Они могут работать средь бела дня и ночью, при умеренном снегопаде и дожде, а также в условиях регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов.

С конца 2020 года марсоходы Яндекса работают в России на коммерческой основе, доставляя тысячи заказов из ресторанов и продуктовых магазинов через платформу доставки еды Яндекс.Еда и платформу экспресс-доставки продуктов Яндекс.Лавка. С апреля 2021 года марсоходы Яндекса также доставляют заказы из местных ресторанов в Анн-Арборе, штат Мичиган.

«Когда мы искали партнера по доставке роботов, мы поняли, что нам нужны не только лучшие в своем классе технологии, но и ресурсы и масштабы для удовлетворения уникальных потребностей наших клиентов в кампусе», — сказал Шон Ир, директор по стратегическому партнерству. в Грабхабе. «Яндекс был очевидным выбором, и вместе мы будем обслуживать колледжи и университеты по всей стране лучше, чем когда-либо прежде».

Работники службы доставки еды в России бастуют против технологического гиганта «Яндекс»

В качестве последнего эпизода растущей профсоюзной кампании работники службы доставки еды по всей России устроили пятидневную забастовку 20–25 декабря. По данным профсоюза «Курьер», организовавшего акцию, в забастовке приняли участие около 3800 курьеров в более чем пятнадцати городах. Рабочие выдвинули свои требования к российскому технологическому гиганту «Яндекс», чья служба доставки еды «Яндекс.Еда» обеспечила фактическую монополию на рынке доставки еды в стране после приобретения в сентябре своего главного конкурента, Delivery Club.

Забастовка была похожа на споры с такими фирмами, как UberEats и Deliveroo в других европейских странах. Среди требований курьеров, которые официально являются самозанятыми, — введение трудовых договоров с Яндексом, а также повышение заработной платы и условий труда. Во время забастовки тысячи курьеров отказались принимать заказы через мобильное приложение «Яндекс.Еда», что привело к нарушению работы сервиса в нескольких городах. Профсоюз «Курьер» также призвал забастовщиков «саботировать работу» ресторанов, сотрудничающих с «Яндексом», формируя очереди и блокируя кассы для клиентов.

Службы доставки еды в России в последние годы стали очень популярны, особенно в богатых городских центрах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Спрос резко вырос во время пандемии, поскольку Россия, одна из наиболее пострадавших стран, оказалась в изоляции. До конца 2022 года за прибыльный московский рынок боролись три крупных игрока: Delivery Cub, Яндекс.Еда и Сбермаркет. После приобретения Яндексом Delivery Club рабочие жаловались на снижение заработной платы со 110 рублей или 1,59 доллара США., за заказ до семидесяти рублей — в районе одного доллара.

Работники службы доставки не являются наемными работниками Яндекса. Им не гарантируются какие-либо трудовые права, и у них нет каналов, по которым можно договориться с компанией о лучших условиях труда. Как и другие цифровые платформы в России, Яндекс говорит, что его работники по доставке еды — это автономные самозанятые «партнеры» или индивидуальные предприниматели. Безусловно, это обеспечивает некоторую гибкость. Например, работники могут сами выбирать часы. Но это означает, что они несут полную ответственность за любые риски и расходы, связанные с работой, а также за личное здоровье. Это также означает отсутствие уважительных причин для прекращения, поэтому Яндекс может заблокировать доставщиков от использования своего приложения Eats без предварительного предупреждения или объяснения.

По этой причине профсоюз «Курьер» настаивает на введении трудовых договоров между Яндексом и доставщиками еды, от которых зависит получение прибыли. Лидеры профсоюзов утверждают, что контракты могут гарантировать работникам, что они не будут уволены без объяснения причин, что им будет предложен отпуск по болезни и что их заработная плата будет проиндексирована с учетом инфляции. Трудовые договоры также устанавливали бы прямые формальные отношения между Яндексом и членами профсоюза, давая курьерам возможность вести переговоры об улучшении условий труда, а именно по таким вопросам, как размер радиуса доставки и все более жесткая политика Яндекса в отношении штрафов.

Даже когда условия работы ухудшились, доходы отдела продуктов питания Яндекса резко выросли. Оборот этой части бизнеса, включая «Яндекс.Еду», а также сервис онлайн-покупок «Яндекс.Маркет», вырос на 124% в годовом исчислении в третьем квартале 2022 года и достиг 9,8 млрд рублей или 141 млн долларов. Общая выручка Яндекса за тот же период выросла на 52% по сравнению с предыдущим годом, до 91,3 млрд рублей, или 1,32 млрд долларов, а это означает, что доходы от пищевых технологий составили более 10% от общей выручки компании.

Этот рост доходов особенно примечателен, учитывая тот факт, что Россия находится под жесткими санкциями Запада в связи с ее вторжением в Украину. (Сам Яндекс напрямую Западом не санкционировался, но некоторые топ-менеджеры были). Хотя санкции не нанесли быстрого нокаутирующего удара, как первоначально ожидали некоторые наблюдатели, экономическая война Запада с Россией оказывает огромное давление на страну и ограничивает возможности Москвы по проведению военных операций на Украине. Приказ Владимира Путина о мобилизации, объявленный 21 сентября, усилил давление, уволив примерно триста тысяч человек из рабочей силы и перенаправив еще больше ресурсов на военную машину. Более того, в декабре вступило в силу нефтяное эмбарго ЕС на импорт российской нефти, что означает триллионные потери доходов для этой отрасли, а впоследствии и для жаждущего углеводородов государственного бюджета России.

В ответ на объявленную «Курьером» забастовку «Яндекс» сообщил журналистам, что не получал жалоб от курьеров, а также заявил, что их заработная плата выросла на 30 процентов в прошлом году — и что в Москве и Санкт-Петербурге они зарабатывают в среднем от 350 до четыреста рублей в час, или около пяти долларов до 5,79 доллара. В пресс-службе компании заявили, что во время пятидневной забастовки активизировалось рекордное количество доставщиков еды. Однако скриншоты из мобильного приложения «Яндекс.Еда», которыми поделились в сети как бастующие работники, так и сочувствующие их делу покупатели, показали другую картину: чрезмерное время ожидания доставки из-за нехватки рабочих.

В Интернете появились доказательства того, что Яндекс платит крупным новостным агентствам и каналам социальных сетей за дискредитацию бастующих рабочих и профсоюза «Курьер». Некоторые СМИ ложно сообщили, что забастовки не было. Менеджеры новостного Telegram-канала Ateo Breaking опубликовали скриншоты сообщений, полученных от сотрудников по связям с общественностью Яндекса, которые просили поделиться статьей с критикой забастовки курьеров среди почти пятисот тысяч подписчиков канала. Точно так же Яндекс начал массовую рассылку текстовых сообщений, обещая получателям зарплату в 150 000 рублей или 2171 доллар в месяц и щедрые бонусы за работу курьером в Яндекс.Еде.

Самой абсурдной антипрофсоюзной тактикой технологической компании стала установка в Москве ярких дорожных знаков с выражением благодарности курьерам, которые продолжали приходить на работу и выполнять заказы в период забастовки. Изображения улыбающихся доставщиков с кубическими рюкзаками, позирующих рядом с вывесками, были опубликованы в Интернете местными СМИ, желая работникам «легких доставок и больших чаевых».

Несмотря на циничную и запутанную кампанию Яндекса против бастующих работников службы доставки еды, забастовка, начавшаяся с примерно шестисот человек в Москве и Санкт-Петербурге, разрослась до масштабов, охватив другие крупные города России и объединив больше рабочих, чем ожидали организаторы профсоюза «Курьер». . В то же время крупные национальные СМИ, такие как деловые газеты Коммерсантъ и РБК опубликовали относительно подробные отчеты о забастовке и требованиях доставщиков еды. Очень популярный ютубер и кинокритик Евгений Баженов, более известный под своим интернет-псевдонимом BadComedian, также поделился сообщениями солидарности с бастующими рабочими среди своих многочисленных онлайн-подписчиков.

Этот удар был необычен и в другом отношении. Как и в случае с большинством других форм независимой политической деятельности в России, за последние два десятилетия произошел заметный упадок крупномасштабной организации труда. Драконовские законы о труде, принятые в начале 2000-х годов, затрудняют легальное создание профсоюзов и организацию забастовок. Точно так же авторитарный режим Путина кооптировал официальные профсоюзы, унаследовавшие традиции советской эпохи. Эти организации больше озабочены сбором членских взносов, чем защитой прав работников, и их часто обвиняют в том, что они встают на сторону работодателей в трудовых спорах.

Альтернативные низовые организации иногда занимали место, которое официальные профсоюзы отказываются занимать. Число членов многих из этих независимых профсоюзов было намного меньше, поскольку они обычно формируются на профессиональной основе, например среди рабочих автомобильной промышленности. Они также очень уязвимы для давления и преследований со стороны государства.

В 2018 году, например, российские власти преследовали Межрегиональный профсоюз, известный своими громкими забастовками на заводе Ford под Санкт-Петербургом. Они распустили организацию в соответствии с законом страны об «иностранных агентах» — впервые этот закон был применен против профсоюза. Тот же закон об иностранных агентах был использован для того, чтобы заставить замолчать активистов и журналистов, критикующих вторжение России в Украину.

Хотя профсоюзы и рабочие обычно не выдвигают открытых политических требований, власти классифицируют любые коллективные действия на низовом уровне как политические — тенденция, которую во время войны усилили репрессии против инакомыслия. Годы борьбы привели к тому, что некоторые независимые профсоюзы осознали, что они не могут улучшить права трудящихся без более масштабных и фундаментальных изменений в государстве, что подразумевает наличие места за столом принятия политических решений — то, что российские власти не готовы предложить.

В этом контексте ограниченных возможностей для профсоюзной организации снизу, профсоюз «Курьер» выделяется среди остальных как своим агрессивным подходом к организации, так и использованием политизированного левого языка. Курьер начал свою работу в июне 2020 года, когда работники службы доставки еды из Delivery Club объявили забастовку из-за задержки платежей за два месяца работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *