Русский язык. 3 класс. Тема урока: План текста
План-конспект урока Русского языка в 3 классе
Тема урока: План текста
Цели урока:
— познакомить с предназначением плана — кратко отражать содержание текста и помогать его воспроизведению;
— формировать умение составлять план текста, пересказывать текст по плану;
— развивать речь и творческие способности учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Чистописание
Кк Кк Кк ка ко ку ки ке
картина картина картина
Дама сд…вала в бага…
диван, чемодан, саквояж,
к…ртину, к…рзину, картонку
и мал…нькую с…бачонку.
— Вставьте буквы, объясните свой выбор.
Словарная работа.
Посуда, футбол, (лексическое значение слов, повтор)
3. Новая тема
— На прошлом уроке мы говорили о тексте. Что такое текст?
— Что такое тема текста?
— Какова роль заголовка в тексте?
— Сегодня мы научимся делить текст на части и составлять план текста.
Стр. 18 упр. 26
Чтение стихотворения.
— Чему учит вас это стихотворение?
— Для чего нужен план?
!!! Повторить: как пишутся предлоги.
— Спишите второе предложение.
— Достаточно ли для успешного завершения дела только составить план?
— Следует планировать собственные действия. При этом не только начинать какое-либо действие, но и продолжать его в нужной последовательности. И что не менее важно, заканчивать начатое.
Стр. 19 упр 26.
Дети читают текст «Как помыть чашки?».
— Найдите в тексте ту часть, которая содержит изложение последовательности необходимых действий. Сравните её с предложенным планом.
!!! Обратить внимание учеников: в тексте автор только сожалеет о том, что Тина не знала, как поступить, чтобы чашки стали чистыми, а в плане предложения строятся в форме советов.
— Дополните предложения каждого пункта плана, запишите их.Стр. 20 упр. 27.
Восстановление деформированного текста по данному вопросному плану.
Чтение плана. Устные ответы на вопросы плана.
Составление текста по плану.
!!! Обратить внимание детей на необходимость избегать повторения слова клюква, для чего использовать слова ягода, она.
Коллективное составление плана «Как делать домашнее задание по русскому языку».
1. Начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые ты забыл.
2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3. Прочитай задания к упражнению.
4. Прочитай всё упражнение и выполни устно задания к нему.
5. Выполни упражнение письменно.
6. Проверь свою работу – сначала по смыслу, а потом по написанию.
5. Итоги урока
— Зачем нужно составлять план действий?
— Достаточно ли только составить план и всё?
— Когда и зачем нужно составлять план текста?
6. Домашнее задание
Стр. 22 упр. 29 (составить и записать план-инструкцию, как нужно чистить обувь).
В классе эту работу проделать в устной форме.
Уроки для вашей копилки
Следующие уроки русского языка:
Деление текста на абзацы. Начало, основная часть, концовка текста
Какие бывают типы текстов
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!
С уважением и любовью, Татьяна Саксон
Работа с текстом (карточки) 3 -4 класс
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
На море.
В конце августа мы с родителями поехали на Черное море. Мы отдыхали на южном берегу полуострова Крым. Я много купался и загорал. Папа научил меня хорошо плавать. Мы с ним ныряли и разглядывали морское дно. А еще мы с папой и мамой ходили в горы. Горы здесь невысокие. Мы даже сумели взобраться на вершину одной горы. После двух недель мы вернулись в родной город загорелые и отдохнувшие. Но я долго буду вспоминать о чудесном времени на морском берегу.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Крепость.
Как хорошо отдыхать на берегу Черного моря! Денис и Илья дружно строят крепости и форты из мокрого песка. А из камней ребята возводят могучие стены и высокие башни. Мальчики роют глубокие рвы и перекидывают через них мосты из щепочек. Сейчас Денис старательно укрепляет северную часть крепости. Илья занимается Южной частью. Охранять крепость будут маленькие игрушечные солдатики. Одни из них выстраиваются вдоль стен. Другие игрушечные бойцы занимают форт. Некоторых солдатиков мальчики помещают в окопах. Штурмовать такие укрепления будет очень сложно.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
На Алтае.
Прошлым летом мы с дядей Витей отправились отдыхать на Алтай. Мы трое суток ехали из Москвы на поезде до города Барнаула. Потом на автобусе нас повезли к Алтайским горам. Там мы с дядей совершили несколько небольших туристических походов по горным долинам. Видели горные речки и водопады. Бродили по тайге среди скал. Любовались чудесными пейзажами. В алтайских деревнях покупали вкуснейшее парное молоко, домашний хлеб. Дядя Витя много фотографировал. Эти фотографии составили целый альбом. Всю зиму я рассматривал их и вспоминал о прекрасном путешествии.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Велосипедная прогулка.
Стояло теплое лето. Дима жил на даче. Он часто катался на велосипеде. Однажды мальчик со своим другом Максимом поехали далеко на озеро. До него было километров десять. Мальчики выехали из поселка и покатили по проселочной дороге через широкое поле. За полем начинался лес. Велосипедисты ехали по извилистой тропке среди елок и сосен. Иногда им встречались лиственные деревья. Но вот лес закончился. Дима и Максим проехали через большую деревню и скоро спустились к озеру. Мальчики выкупались и поспешили обратно.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Друг.
Маша давно мечтала о собаке. И вот на день рождения родители подарили ей щенка таксы. Он был черный с рыжими лапками. На меленькой остренькой мордочке выделялись крупные карие глаза с длинными черными ресницами. Маша была счастлива. Она осторожно прижимала к груди теплый живой комочек. Щенок лизал ей лицо и руки. Девочка назвала своего нового друга Кингом. Она заботилась о нем, водила щенка на прогулку, оберегала от крупных собак. А щенок рос. Постепенно он вырос в красивую таксу. Кинг стал замечательным Машиным другом.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Летний дождь.
Стояло жаркое лето. Уже две недели не было дождя. Трава пожелтела и пожухла. Листва на деревьях и кустах потеряла свою свежесть. Земля высохла и потрескалась. Реки и озера обмелели. Ручьи почти совсем исчезли. Но однажды утром погода переменилась. Подул резкий ветер. Стали собираться черные тучи. Все говорило о приближении дождя. Вот ветер стих. И среди наступившей тишины прогрохотал гром. НА землю хлынул долгожданный дождь. В небе сверкали ослепительные молнии. Громыхали частые раскаты. Словно вся природа радовалась концу засухи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Мечтатель.
Рома любит читать книги. Мальчик прочел уже много интересных повестей и рассказов. Он часто подходит к книжному шкафу и рассматривает корешки книг. Вот стоят толстые тома толкового словаря. Вот разноцветные сборники сказок разных народов. А это собрания сочинений великих русских поэтов Пушкина и Лермонтова. Рома достает с полки свою любимую книгу о пиратах и сокровищах далеких морей. Мальчик тоже хотел бы стать отважным моряком. Но не кровожадным пиратом. Рома часто представляет себя в мечтах добрым капитаном. Он приходит людям на помощь в трудную минуту.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Шахматисты.
Сережа и Толя решили сыграть в шахматы. Они берут шахматную доску и аккуратно расставляют на ней фигуры. Сережа будет играть белыми, а Толя сыграет черными. Вот Сережа делает первый ход пешкой. Толя тоже отвечает ходом пешки. Начинается интересная игра. Кто из ребят окажется изобретательнее и внимательнее? Кто будет лучше следить за своими и чужими фигурами? Кто точнее рассчитает различные варианты игры? Шахматы приносят детям большую пользу. Эта игра развивает ум, память и логическое мышление. Шахматы вырабатывают внимательность и усидчивость.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Старый пес.
Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Верой и правдой служил хозяину. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Даже нюх притупился. Однажды в ясный летний день Полкан не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал на него лаять. Хозяин удивился. Один знакомый хозяина посоветовал выгнать пса. Хозяин промолчал. Но через несколько дней он принес маленького щенка. Хозяин поселил его рядом с Полканом. Старый пес подружился со щенком. Полкану теперь не было скучно. Они часто вместе играли. Старый пес обучал малыша нелегкому сторожевому делу.
Было ли решение хозяина правильным?
Чему учит этот рассказ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Картошка.
Летом мы живее на даче. Моя мама очень любит цветы. Она посадила их около дома. Вдруг среди цветов взошла обыкновенная картошка. Вот любительница прекрасного! Жалко выдергивать! Мама стала ухаживать за ней. Загадочная картошка росла. Она цвела, пожелтела. Скоро папа с этого куста картошки накопал целую корзину картофеля. Полная корзина картошки стояла на крыльце. Вдруг прибежал наш пес Куцик. Я дал ему самую большую картофелину. Он быстро ее сгрыз. Я дал собаке вторую картошку. Она отнесла ее под куст и зарыла глубоко в землю. Я понял, кто посадил картошку ранней весной! А вы догадались?
Подбери синонимы.
Дом— ___________________________________________________________________
Обыкновенный- _________________________________________________________
Догадаться— ____________________________________________________________
Подбери антонимы.
Глубоко- _______________________________________________________________
Ранняя— ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
Белка.
Летом мы с сестрой приехали к бабушке в деревню. Утром собрались на озеро. А в орешнике на берегу поймали белку. Мы обрадовались красивой зверюшке с пушистым хвостом, любопытными глазами и проворными лапками. Сестра привела в порядок старую клетку. В ней раньше жил кролик. Мы сделали подстилку из листьев, поставили блюдце с молоком, положили орешки. Мы с сестренкой решили, что осчастливили белочку. А зверек не стал обживать свой домик. Белочка печально сидела в углу и жалобно повизгивала. К корму она не притронулась. Мы отнесли белку в орешник. Зверек стремительно понесся с ветки на ветку.
Как они решили осчастливить белку?
Почему белка загрустила?
Хорошо ли живется диким зверям в неволе?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
*Детство художника.
Детство Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошло в небольшой вятском селе Рябово. Их отец был священником. Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. У Васнецовых был большой светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студеной водой. Во дворе рос огромный вяз. Это дерево посадил отец. Братья любили играть под этим деревом. Во время осеннего праздника сельская площадь превращалась в веселую ярмарку. Сюда вели расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка с иконами и книгами. Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогло ему верить в добро и создавать прекрасные картины. В картинах великого художника сказка и быль сливались воедино.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.
9
Урок развития речи. Обучающее изложение по данному тексту
Урок № 96 Русский язык 3 класс.
Тема: Подробное изложение повествовательного текста по произведению толстого «Лев и мышь».
Педагогические цели: Создать условия для развития умений подробно письменно излагать содержание текста-образца, составлять устный и письменный рассказ.
Тип урока: Совершенствование знаний и способов действий
Планируемые результаты
(предметные): применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры; владеют учебными действиями с языковыми единицами; умеют использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные результаты: имеют мотивации к творческому труду, к работе на результат, проявляют уважительное отношение к иному мнению; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка; полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Образовательные ресурсы: Учебник с.35, картинки, портрет писателя.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок!
II. Постановка учебной задачи.
— Ребята, сегодня на уроке мы будем писать изложение. Для чего надо уметь писать изложение? (Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли – это речевая культура, мы учимся правильной речи, пополняем словарный запас, развиваем память, логику, творческие способности. Развитая речь – это основа уверенности и успеха.)
— Чтобы узнать о ком будет текст, вам нужно отгадать загадки.
1.Грозный, сильный и красивый,
Он трясет мохнатой гривой.
А как рычит! Совсем не зря
У зверей он за царя. (Лев)
2. Живет в норке, грызет корки
Короткие ножки.
Боятся кошки. (мышь).
— Правильно, герои нашего изложения Лев и Мышь.
Что вы знаете об этих животных? (Сообщения детей).
— Как вы думаете, в природе они могут встретиться? (Могут, т.к. мыши есть везде и в Африке, и в Азии)
III. Усвоение знаний и способов действия.
— Откройте тетради, запишите число, классная работа, изложение.
Знакомство с текстом.
— Откройте учебники на с. 35, найдите упр. 62.
— Что перед нами? (Басня Л.Толстого)
-Что такое басня? (Басня – это краткий нравоучительный рассказ в прозаической или стихотворной форме, в начале или в конце которого содержится четко сформулированный поучительный вывод, или мораль. Повествование ведется в иносказательной форме, поэтому персонажами басни являются животные, вещи, растения. Басни высмеивают человеческие пороки, глупость и недостойное поведение. В России самым известным баснописцем был И. А. Крылов)
-Кто автор нашей басни?
— Что вы знаете о Л.Толстом? Какие еще он написал басни?
(Старый дед и внучек. Отец и сыновья. Три калача и одна баранка. Два товарища.)
-Давайте поставим задачу на урок.
Познакомиться с басней Л.Н.Толстого. Узнать,в чем заключается главная мораль. Будем развивать навык передачи содержания прочитанного произведения.
-Прочитаем басню.
Работа по содержанию басни.
-Какова тема текста? ( о льве и мышке).
— Какова главная мысль ? ( Мышь отплатила добром за добро).
— Как выдумаете, в чем заключается мораль басни? (Добром за добро).
— Как можно озаглавить басню? (Лев и мышь.Добром за добро.)
— Запишите заголовок.
-От чего проснулся лев? Что он сделал?
— Что произошло дальше?
— Почему мышь помогла льву? (Отплатила добром за добро.)
— Какой это тип текста? (Текст – повествование).
Докажите.
— Сколько частей в тексте — повествовании? Какие?
Текст – повествование.
1.Начало.
2.Основная часть.
3.Концовка.
4.Физминутка.
— Сейчас мы составим план текста, но сначала разомнемся.
Нам за партой не сидится
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево – вправо.
Так мы отдохнем на славу. (вращаем туловищем)
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Мы идем, как все ребята
И как мишка косолапый (навнешней стороны стопы)
Потом быстрее мы пойдем
И после к бегу перейдем.
5 Составляем план текста.
— Сколько частей выделено в тексте? ( 4 абзаца)
— Найдите и прочитайте начало. ( 1 абзац)
— Какова главная мысль? Как можно озаглавить?
I.Лев поймал мышь.
— Выберите опорные слова.
Мыш.., пр..б..жала, пр..снулся, поймал.
— Прочитайте вторую часть.
Какова главная мысль? Как можно озаглавить?
II. Обещание мышки.
-Выберите опорные слова.
Обещ..ла, д..бро, з..смеялся.
-Прочитайте третью часть. Какова главная мысль? Как можно озаглавить?
III. Лев в беде.
— Выберите опорные слова.
Охотники, прив..зали, приб…жала, перегрызла.
-Прочитайте заключительную часть. Какова главная мысль? Как можно озаглавить?
IV.Добром за добро.
-Выберите опорные слова.
Мыш.., ск..зала, см..ялся, отпл..тила.
— Чтобы избежать повторений , какими словами можно заменить слова лев и мышь?
Лев, хищник, он.
Мышь, мышка, она.
6.Пересказ текста по частям, пользуясь опорными словами.
Пересказывают 4 ученика.
7. Написание изложения.
Прочитайте басню.
— Сколько абзацев будет в изложении?
Приступайте к написанию изложения.
IV.Итог урока.
– Кто готов прочитать свое изложение? ( Слушаем учеников)
Рефлексия.
— Оцените свою работу.
1. | Выбери те пункты плана, которые относятся к данному тексту | 1 вид — рецептивный | среднее | 1 Б. | Работа с планом текста |
2. | Для чего нужен план текста? | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Определение понятия «план текста» |
3. | Что значит понять текст? | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Понятие «текст» |
4. | Определи порядок предложений в тексте | 1 вид — рецептивный | среднее | 4 Б. | Порядок предложений в тексте |
5. | Определи порядок следования частей текста в соответствии с планом | 1 вид — рецептивный | среднее | 4 Б. | Восстановление деформированного текста по данному вопросному плану |
План-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему: Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану».
— Я предлагаю вам сегодня для подготовки к изложению работать в группах. В конце урока поделитесь, легче ли вам было готовиться к изложению группой?
- Работаем по плану. Знакомимся с текстом (читаю с экрана).
Перелётные гости
Из тёплых стран летели домой перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они сели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и отправились в путь.
- Кто такие перепёлки? (Рассказ краткий про них – сначала дети, потом дополнение учителя)
Обыкновенный перепел живёт в Европе, в России — на востоке до Байкала. Зимует в Южной Африке. Отлетают с конца августа по конец сентября. Люди много истребляли их из-за вкусного мяса. В Средней Азии перепелов держат в клетках как бойцовую птицу и ради «пения» — громкого токового крика.)
- Определите тему и главную мысль текста.
- Что сейчас надо делать для подготовки к изложению? (разделить текст на части)
— Как вы думаете, сколько частей в тексте? Прочитайте первую часть. О чём речь в первой части?
— Прочитайте вторую часть. О чём во второй?
— Прочитайте третью часть. О чём в третьей части?
- Теперь составьте самостоятельно вопросы к каждой части, чтобы ответить можно было предложениями из текста. Первые две группы – к первой части. Другие две группы – ко второй. Пятая группа – к последней. Вопросы будете задавать другим группам.
Примерные вопросы к первой части:
Откуда летели перепёлки?
Каким был их путь?
Что произошло в пути?
С чем устали бороться птицы?
Куда они сели отдохнуть?
Примерные вопросы ко второй части:
1.Что сделали моряки?
2.Когда птицы начали клевать корм?
3.Как изменилась погода? Что произошло с морем?
4.Что сделали птицы?
Примерные вопросы к третьей части:
1.Как птицы готовились к полёту?
- Теперь, договариваясь в группе, составьте план текста.
Возможный план:
1. Трудный полёт.
2. Отдых на корабле.
3. Снова в путь.
- Для каждой части подберите 3-4 слова для справок.
Перепёлки, бороться, присели, корабль.
Крошки, семечки, успокоилось, обогрелись.
Пёрышки, почистили, расправили.
- Что необходимо сделать ещё, чтобы подготовиться к изложению по этому тексту? Обратить внимание на орфограммы в словах.
— Какая орфограмма в этих словах? (на экране – летели, перепёлки, бороться, отдохнуть, корабля, клевать, успокоилось, взлетели). Проверяемые безударные
гласные в корне.
— Какая орфограмма в этих словах? (на экране – перепёлки, корабля, успокоилось, отдохнуть). Непроверяемые безударные гласные в корне.
— Какая орфограмма в этих словах? (на экране – застигла, отдохнуть, обогрелись, перелётные, почистили, расправили). Правописание приставок.
— Какая орфограмма в этих словах? (на экране – бороться, клевать, успокоилось, обогрелись, крылья). Правописание мягкого знака.
Все орфограммы объясняют коротко дети.
- Физкультминутка.
- Перескажите по плану в группах текст.
- Пишите изложение самостоятельно по плану и ключевым словам.
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «План текста» (3 класс).
Технологическая карта урока.
Учитель – Сухарева Любовь Ахмадуловна.
Лицей №41 г. Кострома, сентябрь 2018г.
УМК «Начальная школа 21 века», руководитель – Н.Ф. Виноградова.
Тема урока: План текста.
Цель урока: создать условия для овладения учащимися навыками комплексной работы над текстом.
Задачи: познавательные: — обобщить и систематизировать знание алгоритма составления плана;
— способствовать развитию умения работать с текстом: делить текст на абзацы, определять главную
мысль каждого абзаца и текста в целом, выбирать ключевые слова, подбирать заголовок к тексту,
устно и письменно пересказывать текст с опорой на план и ключевые слова;
регулятивные: — развитие умения ставить цель урока;
— умения планировать свою деятельность;
— развитие умения давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников;
коммуникативные: — способствовать формированию умения формулировать свою позицию, собственное мнение;
— развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи при решении учебной задачи.
Формы организации обучения: — индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска, система голосования, презентация, печатный материал, тест.
Постановка учебной задачи.Планирование учебных действий.
Решение учебных задач.
Рефлексия.
Озвучивает тему урока и предлагает определить цели и задачи урока.
Предлагает вспомнить алгоритм работы на уроке (два шага).
Проводит фронтальный опрос , выясняет знания уч-ся по теме «Текст».
Предлагает вспомнить алгоритм составления плана текста.
Организует работу над содержанием текста.
Совместно с детьми участвует в составлении плана текста
( контролирует правильность деления текста на части, комментирует варианты названий частей, основной мысли, совместно с детьми выбирает название текста)
Организует работу над пересказом текста по опорным словам и составленному плану.
Организует орфографическую подготовку к письменному пересказу текста.
Организует самостоятельное написание одной из частей текста.
Организует рефлексию процесса и результатов работы учащихся по заданной теме урока и его задачам.
Выявляют собственные знания по теме.
Составляют алгоритм.
Читают текст, прогнозируют его продолжение
и выявляют своё понимание содержания текста.
Делят текст на части, определяют основную мысль каждой части, озаглавливают их, выделяют главную мысль текста и дают ему название.
Выписывают к каждой части ключевые слова и устно пересказывают часть, названную учителем.
Самостоятельно находят в тексте слова, трудные для написания с разными орфограммами.
Самостоятельно пишут текст по опорным словам
Проверяют свою работу и сдают её учителю.
Ставят цель и определяют задачи урока.
Дают оценку своей компетентности.
Самоконтроль процесса деятельности – сравнивают свою работу с эталоном.
Выполняют тестирование. Оценивают по диаграмме свою работу и работу других учащихся.
Самоконтроль процесса деятельности.
Сравнивают свою работу с эталоном.
Контроль своей компетентности и работы детей.
Самоконтроль и самооценка процесса деятельности.
Осознание достигнутого, причин удач и неудач, удовлетворённости или неудовлетворённости процессом и результатом своей работы на уроке.
Формулирование дальнейших целей и задач.
Оценивают свою работу в соответствии со шкалой:
— умею самостоятельно составлять план текста, могу научить другого;
— смогу составить план, но требуется помощь;
— мне сложно выполнять эту работу.
Принимают и сохраняют учебные задачи урока.
Коллективно обсуждают и решают поставленную задачу.
Возможно комментирование ответов.
Слушают ответы учащихся и сравнивают, оценивают продукт своей деятельности.
Пересказывают часть текста (парная работа)
Оформляют письменно часть текста в соответствии со своими возможностями.
Высказывают своё мнение, слушают других учащихся и учителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Текст.
Медвежонок.
В один из жарких дней набрёл я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на чёрной земле уже росли листики брусники и кивал головками иван-чай. На краю были заросли малины. Я собирал малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях.
Решил я узнать, что это за зверь, сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов тихонько шевелятся и его выдают. Вскоре из куста высунулся чёрный нос и два глаза. Тут я его сразу узнал — это медвежонок.
Медвежонок подошёл ко мне и стал меня обнюхивать. Обнюхал, облизал ботинок, нашёл пуговицу на рубашке и стал её сосать. И тут я услышал, как в малиннике сучья затрещали. Это, наверное, медведица медвежонка ищет.
Хотел я встать, а медвежонок в пуговицу зубами вцепился, рычит и не пускает. Вдруг медведица услышит, как он рычит, подумает, что его обижают, и прибежит. А у меня даже ружья нет! Я скорее пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегом — медведице разве объяснишь, что медвежонок поиграть со мной захотел!
По Г. Снегиреву
План-конспект урока по русскому языку (3 класс): Конспект урока по русскому языку на тему «Текст. Типы текстов» 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: Текст. Типы текстов.
Цель урока: Повторить основные признаки текста и его функции, познакомить с дифференциацией текстов по их назначению, наблюдение за текстами разных типов.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся различать основные типы текстов: описание, рассуждение, повествование.
личностные: проявят учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; получат возможность расширить границы знаний по теме «Текст», научатся давать самооценку своей деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия:
регулятивные: совместно с учителем определят тему и задачи урока; будут учиться работать по предложенному плану.
познавательные: в ходе наблюдений научатся отличать тексты по их речевой задаче; научатся различать особенности разных типов текстов
коммуникативные: будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других учащихся; сотрудничать в ходе совместной работы; грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
– О чем говорит А.И. Куприн?
— Объясните значение выделенных слов.
— Для чего нужен язык?
3. Актуализация знаний.
— Разделите текст на предложения и запишите его.
Звенит звонок он зовет детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.
-Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.
1) севера, резкий, с, дует, ветер
2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают
3)небе, грустный, крик, раздается, в, журавлей
4. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте.
Лес обнажился, поля опустели.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Грустную думу наводит она…
Только не сжата полоска одна
— Это текст? Почему? ( Предложения не связаны между собой)
— Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.
— Сформулируйте тему урока.
5. Работа по теме урока
1.Повторение признаков текста (работа в парах)
— Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.
*Это много предложений.
*Это предложение, записанное в тетрадь.
Это два или несколько предложений, объединенных по смыслу.
Признаки текста:
1.Текст состоит из группы предложений.
2. Предложения расположены в определенной последовательности
3.Предложения связаны темой (то, о чем говорится в тексте)
4.Предложения связаны главной мыслью (к чему призывает автор, чему учит)
5. Текст выражает законченную мысль.
6.Текст имеет название , заголовок
Основной этап урока.
Открытие «нового» знания
Наблюдение над разными речевыми задачами текстов; учить различать тексты: повествование, рассуждение, описание.
Учащиеся учатся наблюдать, рассуждать, выделять главное, делать выводы.
Работа в парах.
Учащиеся получают листки с заданиями, на которых написаны три разных текста.
Выполняют задания.
1.Прочитайте текст.
2.Что общего в этих рассказах?
3.Чем отличаются?
— Прочитайте еще раз первый текст.
1.Мне купили новый большой мяч. Мы с папой встали рано утром и пошли в универмаг за мячом. В универмаге мы сразу нашли нужный отдел. Продавщица дала посмотреть сначала один мяч, потом другой. Мы выбрали самый большой и красивый.
-Что мы из него узнали?
Этот рассказ даёт ответ на вопрос: «Что произошло?» Это текст повествование.
(схема на доске)
— Прочитайте второй текст. О чем он?
2.Купили мне большой мяч. Купили потому, что старый лопнул, когда мы с ребятами играли в футбол. Вот и пришлось купить новый.
-Чем этот текст отличается от первого?
В этом тексте дается ответ на вопрос: «Почему?». Это текст рассуждение.
(схема на доске)
— Прочитайте третий текст. Что вы можете о нем сказать?
3.Купили мне новый большой мяч. Он сине-красный с жёлтой полоской посредине. Красивый мяч.
В нем много имён прилагательных, описывается новый мяч, даётся ответ на вопрос: «Какой?». Это текст описание.
у?
Проверьте правильность ваших выводов, прочитав правило в учебнике на стр.78
-Пользуясь схемой, составьте алгоритм, как определить тип текста?
Алгоритм.
1.прочитай текст.
2.определить, на какой вопрос дается ответ в тексте.
3. по вопросу и содержанию определить тип текста
— Попробуйте определить тип текста, который мы записали в самом начале урока.
Ученики читают тексты. Выслушивают мнение разных групп.
Определяют, что все они о мяче.
Рассказывается по-разному.
Работая в парах, учащиеся определяют, что узнали как папа и сын покупали мяч. В тексте сообщается об этом событии.
Работая в парах, определяют, что в данном тексте объясняется, почему купили мяч, раскрываются причины этого действия.
Работая в парах, отмечают. Что в тесте описывается новый мяч, отмечают имена прилагательные.
Ученики читают правило
Работая в парах, ученики предлагают порядок выполнения действий по определению типа текста. Ответы анализируются, выбирают самый подходящий. Результат фиксируется на доске.
Определяют, что это текст повествование, так как рассказывается о том, что произошло вечером.
Закрепление
Учить определять различные типы текста, применять полученные знания.
Работа с учебником: стр.78-79
— Сейчас постараемся применить свои знания и определить тип текста, работая с упражнениями учебника..
Упр.123 – 1) повествование
2)описание
3) рассуждение (дается ответ на вопрос: «Почему красный сигнал светофора запрещающий?»)
Упр.124 – Прочитайте. Определите, какой перед вами текст? Докажите.
— Спишите, подчеркивая волнистой линией имена прилагательные.
Подведём первый итог нашей работы:
— Как отличить текст повествование?
Описание? Рассуждение?
Читают задание. Определяют тип текста.
Читают задание. Определяют тип текста.
Доказывают, что это текст-описание, так как используется много имен прилагательных, обозначающих признак предметов, описывающих их свойства.
Повторяют правило.
Итог урока.
Рефлексия.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка
Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения.
Сегодня на уроке :
- Я узнал…….
- Я научился…
- Мне понравилось..
- Мне показалось важным..
- Я могу использовать эти знания …
Домашнее задание:
упр.125 стр.79, выучить правило стр.78
Учащиеся дают ответ на предложенные вопросы (устно или письменно на листах самооценки)
Записывают задание в дневник.