Портфолио проекта: Примеры портфолио и типичные ошибки – Портфолио проекта

Содержание

Портфолио проекта

Авторы проекта

Лобанова Анастасия, М-21, уч.год 2012-2013

Тема проекта

Предмет, класс

Алгебра, 6 класс

Краткая аннотация проекта (образовательные стандарты, примерная продолжительность проекта и т.д.)

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с дробями. Работа над проектом помогает развивать познавательную активность, удовлетворить познавательный интерес учащихся. Побуждает к поиску дополнительной информации, углубить знания детей. Проблема:Перед учениками стоит задача,как правильно рассчитать деньги.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Почему и зачем возникли дроби?

Проблемные вопросы

  • Когда возникли дроби?

  • Зачем нужны дроби?

  • Где можно использовать дроби?

Учебные вопросы

  • Что такое дроби?

  • Какие бывают виды дробей?

  • Как выполняется сложение и вычитание дробей?

  • Как выполняется умножение и деление дробей?

  • Как приводить дробь к общему знаменателю?

  • Как сравнить дроби?

  • Как преобразовать дроби?

План проведения проекта

Дидактические цели и ожидаемые результаты обучения

Образовательные цели:

  • ввести понятие дроби;

  • познакомить учащихся с видами дробей;

  • научить выполнять арифметические операции над дробями;

  • научить выполнять преобразования дробей.

Воспитательные цели:

  • содействие в формировании системы знаний, представлений, понятий;

  • развить интерес к изучению математики.

Развивающие цели:

  • развитие памяти учащихся;

  • развитие умения преодолевать трудности при решении текстовых, физических, геометрических задач, уравнений и неравенств;

  • развитие умения преодолевать трудности при работе с теоретическим материалом по изучаемой теме, а также при его поиске;

  • развитие познавательного интереса;

  • развитие умения правильно сравнивать, обобщать и анализировать данные, сделать вывод.

В результате работы с проектом,учащиеся смогут:

  • перечислить виды дробей;

  • выполнять арифметические операции над дробями:

    1. сложение и вычитание;

    2. умножение и деление;

    3. приведение к общему знаменателю;

    4. сравнение;

    5. преобразование.

  • применение навыков решения в практических заданиях.

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Название проекта

Авторы и участники проекта

Лобанова Анастасия,учащиеся 6 класса

Тема исследования группы

Зачем нужны дроби?

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Где можно использовать дроби?

Гипотеза исследования

Без дробей жить нельзя!

Цели исследования

  1. Ввести основные алгоритмические приемы умножения десятичных дробей

  2. Отработать навык постановки запятой в произведении

  3. Учить умножать десятичные дроби

Результаты исследования

ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЕКТА УЧАЩИЕСЯ ПРИОБРЕТУТ СЛЕДУЩИЕ УМЕНИЯ:

  1. умения ясно,точно,грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,понимая смысл поставленной задачи,выстраивать аргументацию,приводить примеры задач с использованием дробей;

  2. критичность мышления,умение распознавать логически некорректные высказывания,отличать гипотезу от факта;

  3. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности,об этапах ее развития,о ее значимости для развития цивилизации;

  4. креативность мышления,инициатива,находчивость,активность при решении математических задач,

  5. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  6. способность к эмоциональному восприятию математических объектов,задач,решений,рассуждений;

  1. представление об десятичных дробях как важнейших математических моделях,позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  2. умение работать с математическим текстом(анализировать,извлекать необходимую информацию),точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;

  3. развитие представлений о числе и десятичных дробях;овладение навыками устных ,письменных,инструментальных вычислений;

  4. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах,а также на наглядном уровне-о простейших пространственных телах,умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  5. умение измерять длины отрезков,использовать формулы для нахождения периметров,площадей и объемов геометрических фигур;

  6. умения применять изученные понятия,результаты,методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов,калькулятора,компьютера.

Выводы

Наша гипотеза подтвердилась полностью!

Полезные ресурсы

  1. Википедия Десятичные дроби

  2. Википедия Египетские дроби

  3. Электронный учебник по математике

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Перед началом проекта

  1. Самостоятельная работа в форме таблицы (З-У-Н) на уроке

  2. Формирующее оценивание «стартовых знаний» учащихся в форме фронтальной беседы и анкетирования в процессе демонстрации презентации учителя

  3. Формирование групп

  4. Вопросы для мотивации работы над проектом

  5. Критерии оценивания презентации

  6. Критерии оценивания статьи

  • *В ходе работы над проектом — По плану оценивания: работа с таблицей,практическая работа. — Планирование выступления — Подсказки к планированию — Обсуждение предварительных результатов в каждой группе — Неформальное общение с учащимися во внеурочное время. Итоговое оценивание умений

    После завершения проекта — Итоговое самооценивание качества работы в группах перед защитой проекта — Рецензия на выступление одноклассников. — Проверочный список наблюдений за навыками мышления. — Рефлексия. — Самооценка успешности — Тест. Критерии оценивания**

  1. Соответствие планирования всего проекта и исследований учащихся целевым стандартам и задачам учебного курса.

  2. Нацелено на развитие навыков высокого мышления, ожидаемых от учеников в контексте проекта.

  3. Оценивания нацелены на интересы учеников, происходят в течение проекта и обеспечивают достоверной информацией о качестве и глубине изученного учениками материала.

I. Формирующие оценивания

  Формальные и неформальные методы самостоятельного оценивания: выявление потребностей учеников, побуждение к самоорганизации и взаимодействию, наблюдение прогресса, проверка понимания, обучение способам метапознания.
  Проводятся в начале работы над проектом в процессе демонстрации «стартовой» презентации учителя, многократно в группах и индивидуально (на плановых встречах с группами, индивидуальное неформальное общение во внеурочное время).

Самостоятельные и проверочные работы, тесты, предусмотренные учебной программой.

II. Итоговое оценивание

  Оценивание итоговых материалов и выступлений групп на защите проекта: критерии для оценки содержания, критерии оценки навыков совместной групповой деятельности, коммуникационных навыков, навыков высокого мышления, критерии публикаций, презентаций и других работ учащихся.
  Предпочтение отдаётся содержанию работ, а не структуре и графическим элементам.
  Оценочный лист 

Необходимые начальные знания, умения и навыки

  1. Теоритические основы формирования устных вычислительных навыков

  2. Сущность понятия в психолого-педагогической литературе

  3. Разработка системы упражнений по формированию устных вычислительных навыков

  4. Опытно-экспериментальная работа и анализ результатов

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.study.online.ks.ua/

Полезные ресурсы

Отзывы на проект

ПРОЕКТ технология создания портфолио

МКОУ «Агвалинская гимназия имени Кади Абакарова»

Республиканский конкурс

«Лучший инновационный образовательный проект»

Номинация:

«Лучшая технология создания портфолио школьника»

hello_html_1d184675.pngАвтор проекта:

Закарьяева Патимат Закарьяевна

Учитель начальных классов

МКОУ «Агвалинской гимназии

Имени Кади Абакарова»

2018

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение………………………………………………………3

2.Основная часть

2.1История портфолио……………………………………6

2.2Оформление портфолио…………….……………..7

2.3Этапы реализации проекта………………………..8

2.4.Технология создания портфолио….………….9

3.Заключение………………………………………………12

Список литературы

Приложение

1.Введение

В современном образовательном пространстве становится востребованным и значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность. Поиск новых образовательных технологий продолжает волновать учителей. Современные взгляды на воспитание, обучение и развитие детей сегодня требуют нового подхода. Несколько лет назад в учебный процесс добавили это нововведение. Современному человеку приходится на разных этапах жизни демонстрировать, что он умеет делать? Каких целей он достиг? Именно поэтому основным инструментом является рабочая папка «Портфолио достижений учащегося», где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения. Портфолио-новое слово для российской педагогики. Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. В современном обществе бурно развиваются новые информационные технологии, отовсюду идет большой поток информации. Несомненно , все это откладывает отпечаток на развитие личности современного ребенка.

Портфолио-новый подход к обучению. Портфолио-инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексия его собственной деятельности. Это- коллекция работ и результатов школьника, показывающие усилия, прогресс и достижения в различных областях.. Важным в работе над портфолио является взаимодействие между учеником и учителем. На мой взгляд портфолио-«это совместная работа детей, учителя и родителей по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений» . Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности-учебной,творческой,социальной,коммуникативной.Важная цель портфолио –наглядно представить процесс образования ребенка, увидеть результаты в целом, продемонстрировать его способности.

Идея портфолио или папки, индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране все более популярной. Все больше школ применяют его в своей практике. Школа 21 века-это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования.

Использование портфолио в начальной школе обусловлено в первую очередь психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.

Основной смысл «портфолио»-дать возможность самому ребенку показать все, на что он способен; создать для ученика «стимул роста»; сформировать личную траекторию образования.

«Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

-создавать ситуации успеха у каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных возможностях;

-раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка;

-развивать познавательные интересы учащихся;

-формировать установку на творческую деятельность;

-формировать умения анализировать собственные интересы;

Самым главным является не портфолио как таковое, а так называемый «портфолио-процесс»-совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио. Портфолио еще можно рассмотреть как форма социального партнерства-это нестандартная форма взаимодействия детей, родителей и педагогов.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

-помочь ученику сформировать концепцию собственной жизни, развивать свой творческий, научный, человеческий потенциал; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; дать возможность самоактуализации.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

— определить факторы развития успешности личности ученика;

-развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— выработать критерии успешной личности;

— создать «учебное портфолио»

-приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы,склонности.

Гипотеза проекта:

определение общей структуры портфолио;

-мотивация :каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио;

-внедрение «Лучшая технология создания портфолио школьника» может стать одним из ключевых факторов, обеспечивающих формирование высокого уровня компетентности учащихся;

— портфолио возможно является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса;

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Итогом реализации проекта будет более осознанное и мотивированное отношение к учебе, самостоятельность, повышение качества знаний, умение представлять результат своей работы.

АКТУАЛЬНОСТЬ :

Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, определена: развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий. Поэтому, важнейшей задачей школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих способность личности к саморазвитию. Цель школы заключается в том , чтобы научить ученика учиться и применять на практике полученные знания.

Одна из важных задач российского образования – создание системы мониторинга достижений школьников. Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика.

Портфолио для ученика-это , своего рода, дневник роста-«Дневник моих достижений». Основное его назначение- продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентироваться, уметь ставить и добиваться своей цели, общаться, добывать и применять свои знания должен каждый учащийся на выходе из школы. Будущее наших детей – это информационное общество. Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в Портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить задачи по своему развитию.

Правильная работа над портфолио позволяет не только собрать полезную информацию, провести фиксацию достижений учащихся, но и является индикатором формирования УУД, способствует развитию мышления, позволяет помочь обучающимся самим определять цели обучения. Рефлексивное мышление при этом подходе формируется мягко и ненавязчиво. Самое важное достоинство этого метода оценивания заключается в том, что благодаря портфолио можно контролировать все пять направлений воспитательной деятельности.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1.История портфолио

«Портфолио»-слово было известно еще в эпоху Ренессанса. Им называли альбом с фотографиями. В педагогику этот термин пришел из политики и бизнеса.

Термин «portfolio» в 70-х годах прошлого века был заимствован педагогикой из бизнеса и политики ,где он широко используется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. С начала 90-х гг. слово «портфолио» стало означать набор фотографий или папку эскизов дизайнера, на основании которых работодатель оценивает претендента на место. Существует огромное разнообразие определений порфолио. «Портфолио-это коллекция определенной области»

К.Варвус описывает портфолио как «систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых».

Д.Майер считает, что «Портфолио-это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности- учебной ,творческой, социальной, коммуникативной и является важным элементом подхода к образованию .Важная цель портфолио- наглядно представить процесс образования ребенка, увидеть достижения значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Еще одно определение, широко принятое сегодня в зарубежной педагогике: «Портфолио-отчет по процессу обучения ребенка: что ребенок узнал и как проходил процесс обучения ; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создает; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими».

Оценка тех или иных достижений, входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования ,может быть качественной, так и количественной.

2.2Правила оформления портфолио.

Многие учителя задают вопрос : «С чего начать?»

«Как и кто должен оформлять портфолио?»

Очень важно объяснить ребенку, что составление портфолио- это не гонка за дипломами и грамотами! Важен сам процесс участия, а не результат. Портфолио оформляет школьник с помощью классного руководителя и родителей в соответствии со структурой.

В первом классе , когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Родители- участники создания портфолио, так как у ребят данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослых. В начальной школе дети с удовольствием заполняют странички портфолио, собирают грамоты, фотографии, проекты.

При оформлении портфолио должны соблюдаться требования.

1.Систематичность и регулярность ведения портфолио. Добровольность, мотивация и целеполагание.

Дать возможность самому ребенку показать все, на что он способен. Школьник сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Обсудить с детьми вопросы для понимания цели введения Портфолио и его статуса. Ни в коем случае нельзя принуждать.

2.Помощь родителей при разработке структуры материалов.

В самом начале, когда ребенок начинает работать над составлением Портфолио, без помощи родителей ему не обойтись, но полностью подменять ребенка ни в коем случае не следует. Ребенок сам должен приложить определенные усилия, но с другой стороны взрослым следует активно помогать ребенку при сборе материала портфолио: посоветовать использовать различные способы демонстрации своих достижений, подсказать.

3.Достоверность сведений, представленных в портфолио, аккуратность и эстетичность оформления;

На данном этапе школьникам не стоит увлекаться сбором количества материалов, не соревноваться с другими, должен быть качественный отбор материала.

4.Демонстрация своих возможностей.

Собирать достижения с различных сторон, а не только с официальных позиций.

На данный момент жестких требований к структуре портфолио не существует. Ведь работа над портфолио- хорошая возможность проявить себя, творчески подойти к этой задаче, придумать что-то свое , оригинальное. Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их единообразия. Главное для портфолио-его содержание, а не внешняя красота и стиль оформления. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможно изъятия или замены того или иного документа. Эта свобода и важна для ребенка.

При формировании портфолио должны учитываться:

-открытость;

-оценивание не только знаний школьника, но и умение применять их на практике;

-содержательность;

-учет индивидуальных способностей каждого школьника;

-учет потребностей и интересов учащихся;

ВЫВОД: Технология «Портфолио»- это педагогический организационный процесс анализа активности ученика, показывающий индивидуальный прогресс в достижении поставленных целей.

2.3.Этапы реализации проекта.

! этап.Подготовительный(1 класс )

1.Психолого-педагогический анализ

2.Выявление особенностей индивидуального развития детей(анкетирование детей)

3.Работа с учащимися по созданию «Папок достижений»

4.Папка «Мой мир»

!!этап. Апробация технологии «Портфолио» (2 класс)

1.Алгоритм создания портфолио, разработка модели, содержания.

2.Поэтапная работа проекта «Портфолио»

3.Работа по развитию навыков и оценочной деятельности.

4.Информирование учащихся и родителей о значимости портфолио и о необходимости.

!!!этап. Работа по личной программе развития (3-4 класс)

1.Диагностика интересов, потребностей и склонностей.

2.Анализ диагностики результатов.

3.Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать учебную деятельность.

4.Работа по программе развития «Мои успехи»

Начальная школа-новый этап в жизни ребенка. Он начинает обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия.

Начальная школа призвана развить и укрепить желание ребенка учиться в течении всей жизни и научить делать это эффективно. Основой проекта являются положения теории Л.С.Выготского, который подчеркивал, что ребенок изменяет сам себя. Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, так как именно успех- наилучший стимул для дальнейшего продвижения. Именно поэтому основным инструментом проекта является рабочая папка «Портфолио достижений учащегося», где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.

2.4. Технология создания портфолио.

Создание портфолио – творческий процесс. В настоящее время не существует единых стандартов и требований к оформлению портфолио. Работа над портфолио –хорошая возможность проявить себя, творчески подойти к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Работа с портфолио ведется с учетом возрастных особенностей. Каждый из учителей использует свою форму портфолио, отвечающую целям и задачам ее создания.

Портфолио учеников моего класса состоит из нескольких разделов.

Обычно портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ- содержит основную информацию( фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика). Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Дать ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет, при желании можно и нарисовать свой автопортрет.

РАЗДЕЛ «Мир вокруг меня».

Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио. В этом разделе помещается информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, результаты психологической диагностики, позволяет составить представление об индивидуальных способностях ученика. Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в портфолио.

Возможные заголовки листов:

-Знакомьтесь,это Я.— содержит информацию о наименовании образовательного учреждения, ФИО ученика, дате рождения, домашний адрес, место учебы.

« Автобиография». Здесь ученик кратко рассказывает о себе, о своей семье,

информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Мир моей семьи» — здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мои друзья»- фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Моя маленькая родина» — рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах.

«Мои любимые школьные предметы» — небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

» Лестница достижений»-учебные достижения учащегося, познавательная активность.

Ребенок помещает сюда конкретные учебные планы на четверть, год по учебным предметам. Этот раздел представляет собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, техники чтения, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных секциях, прохождении различного рода практик, спортивных и художественных достижений и т.д.

Здесь же размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости и табеля успеваемости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Наличие данной заголовки- это возможность как качественной , так и количественной оценки материалов портфолио.

«Волшебный сундучок» — все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.

Представленные материалы дают широкое представление о динамике и творческой активности ученика, направленности его интересов.

«Мои увлечения» — небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

«Отзывы и пожелания » — ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например, «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию, выучил и великолепно рассказал стихотворение, самостоятельно подготовил стенгазету. Не менее важным элементом в портфолио для школьницы является раздел «Отзывы и пожелания», где прилагаются отзывы, характеристики учителей, одноклассников. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе.

«Портфолио отзывов» содержит характеристики отношений обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, им самим. Сюда входят: перечень представленных отзывов и рекомендаций; заключение о качестве выполненной работы; рецензии; резюме с оценкой собственных достижений; рекомендательные письма; эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения; благодарственные письма из различных органов и организаций.

» Лист желаний: Мои планы на будущее « – здесь должны содержаться желания учащегося, его планы на будущее как план- минимум, так и план-максимум.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Собраться вместе- это начало. Оставаться вместе- это прогресс. Работать вместе- это успех. В каждом из этих слов содержится глубокий смысл педагогической деятельности учителя. Когда в первом классе мы принимаем ребенка, это лишь начало большого трудного пути классного руководителя. Сохранить вместе коллектив – это большая работа, а работать вместе дружно, слажено, интересно и результативно- это большой успех. Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным. Роль классного руководителя в том ,чтобы стимулировать детей к сбору материалов, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, давать советы.

Проект «Лучшая технология создания портфолио школьника»» нацелен на реализацию личностно-ориентированного обучения младших школьников. Личностно-ориентированное обучение обеспечивает право каждому школьнику на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

Отличительной особенностью разработанной технологии «Портфолио» является направленность на оценку положительной динамики в развитии каждого школьника. При этом индивидуальные особенности учащегося оказывают влияние на постановку целей, обучения и воспитания.

Анализ проделанной и перспективной работы позволяет сделать вывод о том, что «портфолио» является одной из современных технологий, применяемых в школе. С одной стороны, портфолио представляет: форму организации учебного процесса, с другой – показывает результат деятельности ученика (так называемая «Папка достижений)

Определены преимущества данной технологии:

➢ в отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, использование технологии «портфолио» органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения;

➢ позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;

➢ портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса. Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль усилий;

➢ портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;

➢ портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной;

➢ как педагогическое средство, технология «Портфолио» способна организовать учебную деятельность и реализовать ее основные компоненты: постановку задач, выбор средств и методов обучения, самоконтроль, формирование рефлексии детей с учетом личностного целеполагания и ориентацию на динамику развития ребенка;

➢ эффективное внедрение проекта «Портфолио» способствует формированию у большинства учащихся высокого уровня социальной компетентности. Портфолио является важнейшей точкой

соприкосновения и полем сотрудничества всех заинтересованных сторон: учителя, ученика, родителей. В результате совместной деятельности, которая сама по себе становится духовным взаимообогащением, формируется личность с адекватной самооценкой, положительными моральными и нравственными качествами, личность, умеющая ориентироваться в быстро меняющемся мире, готовая к самостоятельному познанию и творческой деятельности; словом, стремящаяся к самосовершенствованию.

И еще раз повторю: все начинается с личности…

Дети – подобны цветам. И если вы все время поворачиваете их к солнцу, то одной стороной, то другой, то они тоже будут расти прямо.

Закончить свою работу я бы хотела словами Э. Хаббарта:

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя.

А портфолио, при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности.// Пед. технологии. – №5, 2012

Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. Портфолио в российской школе.// Народное образование. – №1, 2015 Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся старшей профильной школы. // Нар.образование. – №2, 2014 И.Л.Мишакина. Портфолио как инструмент самооценки и самопрезентации личных достижений ученика //Управление начальной школой. – 2013.- №1.- с.61- 67.

Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио» // -2014.- №7

Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио — новая форма контроля и оценки достижений учащихся //

Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т.В. Светенко, И.В. Галковской. — Псков: ПГПИ, 2003. — с.242.

. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. — М.: Аcademia, 2000. — С.151.

Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио. // Профильная школа. 2006. — №3, стр. 51-53.

Портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/

Сеть творчески работающих учителей http://www.it-n.ru

Портфолио проектной деятельности учащихся

ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип — ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является технология работы c портфолио.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. По нашему мнению, портфолио ученика может стать одним из способов формирования ключевой компетентности «решение проблем» и объектом оценки сформированности данной компетентности.

Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которые помещаются различные материалы (это могут быть и ксерокопии, и рукописные материалы). Классический портфолио состоит из четырех разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и «Достижения». В зависимости от цели портфолио может быть рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным, портфолио достижений. Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания \ оглавления (с названиями разделов, наименованиями материалов и т.п.)

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике — авторе портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел портфолио обязательно помещается вступительная статья – обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио в этот раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автор по поводу представленных в портфолио работ.

«Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе. Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником. В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.

Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что у него получилось, какие выводы можно сделать на основании…). Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.

Информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультант, но делать это можно только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

Введение метода проектов в образовательную практику школ показывает, что учащимся необходимо специально организовывать пространство для проектной деятельности. В том числе учащимся необходимо определенное время хранить промежуточные результаты работы с источниками информации, лабораторным и другим оборудованием; фиксировать вопросы, выносимые на консультации руководителями проектов или со специалистами, за пределами школы (музей, предприятие, библиотека и т.п.), а также оформлять результаты проекта.

Портфолио как форма организации работы с информационными материалами значительно позволит упорядочить работу учащихся над проектом. Для этого необходимо задать с помощью рубрик такую структуру основных разделов, которая позволила перемещать по ним рабочие материалы в соответствии с логикой работы над проектом.

Некоторые педагоги фиксируют разрыв между тем, что учащиеся считают своим личным достижением, и результатом проектной работы. Портфолио может стать формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов учащегося. Его принципиальным отличием является то, что ученик включает в раздел «Достижения» только те материалы, которые, по собственному мнению учащегося, отражают его личные успехи. При этом во вступительной статье или введении к портфолио необходимо дать обоснование того, почему именно это материалы лучше всего отражают его достижения и какие именно. Вступительная статья или ведение к портфолио несет основную смысловую нагрузку, именно в ней высказывается ожидание ученика в отношении своих дальнейших действий и собственных перспектив, именно здесь ученик делает вывод о своих способностях достигать определенные результаты, дает оценку своего продвижения и потенциала. Таким образом, в портфолио может использоваться для развития рефлексии, для осознания и оценки учениками результатов своей деятельности.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса. Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов комментариев к ним и т.п.). Это позволит организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появится чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.

В портфолио обычно выделяются вариативная часть, которая наполняется материалами по выбору ученика, и инвариантная, которая задается учителем с различными дидактическими целями (в том числе и с целью оценки образовательных результатов). Работа может быть организована в несколько этапов, например, последовательно могут создаваться отдельные разделы и рубрики портфолио.

Работа с педагогами позволила выявить ряд возражений против использования портфолио для организации проектной деятельности учащихся.

Во-первых, не существует универсальных механизмов запуска портфолио, а также универсальных алгоритмов организации работы с портфолио (например, где и как хранить портфолио учащихся), ведь это во многом зависит от специфики образовательного учреждения, дидактической системы школы, квалификации учителя, уровня подготовки учеников и т.п.

Второе возражение связано с тем, что подготовка портфолио отнимает много времени. На наш взгляд, определенное время потребуется для запуска портфолио и отработки процедуры взаимодействия учителя и учеников согласование. Однако затем формирование портфолио будет проходить параллельно с работой над проектом.

Особого внимания требует также механизм оценки портфолио, в соответствии которым могут оцениваться процесс и характер работы над портфолио, отдельные рубрики по заданным критериям, или же оцениваются все разделы, окончательный вариант портфолио, презентация портфолио. В любом случае критерии оценки должны быть заранее известны, открыты и согласованны с учениками.

С помощью портфолио можно оценивать сформированность ключевых компетентностей учащихся, проявляющихся в проектной деятельности. Для этого разработаны рабочие листы, которые структурированы в логике работы над проектом. Такие рабочие листы выполняют, с одной стороны, функции дидактических материалов, то есть обучают некоторым действиям, с другой стороны — доносят до учащихся в адаптированном виде требования к выполнению отдельных этапов работы.

Объектам оценки в этом случае должны стать заполненные учащимися на различных этапах работы над проектом рабочие листы, которые достаточно жестко структурированы и благодаря этому позволяют выявить показатели освоения компетентности.

В соответствии с логикой проектной работы учащимся предлагаются различные рабочие листы. Так как предполагается, что первый уровень сформированности компетентности «Решение проблем» осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени, рабочие листы представлены в нескольких вариантах для различных уровней.

Для 1 уровня (начальная школа) рабочие листы представляют собой вопросник, который отражает содержание основных этапов работы над проектом. Эти рабочие листы учащиеся заполняют ПОСЛЕ того, как работа над проектом завершилась. Ведение портфолио в начальной школе НЕ является обязательным для организации проектной деятельности учащихся. Если портфолио не применяется в практике работы школы, то данный вопросник может использоваться самостоятельно.

Для уровней 2-4 рабочие листы были разработаны таким образом, чтобы с их помощью выделять показатели освоения компетентности и фиксировать уровень сформированности компетентности «Решение проблем» учащегося по каждому критерию.

При этом предполагается, что по различным составляющим одной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Чтобы отметить продвижение ученика или выявить дефицит, рабочие листы составлены с учетом показателей не только одного уровня, но и последующего или предыдущего по отношению к тому, на котором, по мнению учителя, находится учащийся.

Приведенные ниже комментарии показывают на что конкретно (на заполнение какой графы) следует обратить внимание, что именно оценивать, какое количество баллов присуждать в соответствие с критериями оценки сформированности компетентности «Решение проблем». Для удобства работы с комментариями они снабжены схемами рабочих листов, которые используются при оценке, содержащими следующие условные обозначения:

Оценивается на:

hello_html_7408b1a0.gif

2-ом уровне

3-ем уровне

4-ом уровне

Предварительно необходима специальная работа с учащимися по разъяснению им структуры этих рабочих листов и согласованию требований к их заполнению.

Рабочие листы могут использоваться как для организации проектной деятельности учащихся, так и оценки сформированности компетентности «Решение проблем». Не предназначены для оценки рабочие листы:

  • № 1 — «визитная карточка» проекта,

  • № 4 — для обоснования видения идеальной ситуации,

  • № 11 — -для составления графика деятельности,

  • № 17 — для работы с источниками информации,

  • №18 — для консультаций,

  • № 19 — для обсуждения в группе,

  • №20 — для подготовки презентации.

Их функция – дидактическая, они заполняются во время работы над проектом. Применение данных рабочих листов не является обязательным. По согласованию с учениками могут применяться любые другие способы систематизации и хранения материала.

Проект

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Автор (ы)

Руководитель

Начало работы:_____________

Завершение работы: _____________
hello_html_143f136a.gif
Аhello_html_571bb98a.gifНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Существующая ситуация

Желаемая ситуация

Характеристика

Доказательство (обоснование)

Мои намерения

hello_html_m40e5425a.gif

hello_html_m44235fd5.gif

hello_html_13c57112.gifhello_html_m5ec456dc.gif

hello_html_584797c2.gif

hello_html_571bb98a.gif

ПРОТИВОРЕЧИЯ

между существующей ситуацией и моим представлением
об идеальной ситуации

hello_html_me58165a.gifhello_html_36ca999b.gif

hello_html_59b14a6a.gif

Проблема

hello_html_78747c54.gif

hello_html_m44235fd5.gif

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
hello_html_7a3d8d98.gif

зависит от меня не зависит от меня

Проблема:

hello_html_33c25fd3.gif

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Проблема:

hello_html_m6b2f00bb.gif

Цель:

hello_html_m6b2f00bb.gif

hello_html_4277d8b2.gif

Гhello_html_m23975fae.gifhello_html_m23975fae.gifРАФИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

hello_html_21888c21.gif

Гhello_html_m23975fae.gifРАФИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зоны моей ответственности

Зоны моего участия

Пн. _________

Вт. _________

Ср. _________

Чт. _________

Пт. _________

Сб. _________

Пн. _________

Вт. _________

Ср. _________

Чт. _________

Пт. _________

Сб. _________

Пн. _________

Вт. _________

Ср. _________

Чт. _________

Пт. _________

Сб. _________

Пн. _________

Вт. _________

Ср. _________

Чт. _________

Пт. _________

Сб. _________

hello_html_7288bc1e.gif

Пhello_html_m4f8fd82f.gifланируемый продукт:

Полученный продукт:

Характеристики
Вывод:

Я предполагаю использовать_______________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________


hello_html_m34e15fe7.gif

Мои презентации

Письменные материалы:

Адресат

Цель

Жанр

Способ предъявления

Адресат

Цель

Жанр

Способ предъявления

Устная презентация

hello_html_m7552dd13.gif

Сильные стороны:

Сhello_html_m794ace8e.gifлабые стороны

hello_html_m1a454d51.gif

hello_html_m1a454d51.gif

Причины

hello_html_m1a454d51.gif

hello_html_m1a454d51.gif

Причины

hello_html_m1a454d51.gif

hello_html_m1a454d51.gif

Причины
Трудности \ неудачи

hello_html_7825aafc.gif

Сhello_html_m72e8436c.gifпособы их преодоления в будущем

Яhello_html_m794ace8e.gif научился…

Я могу использовать приобретенные умения (опыт)…

Обоснование

hello_html_3961732.gif

hello_html_3961732.gif

hello_html_3961732.gif

hello_html_3961732.gif

hello_html_3961732.gif

Вывод: результаты моей работы над проектом и мои планы на будущее


hello_html_3961732.gif

hello_html_ma05cdb5.gif

Методический паспорт проекта «Портфолио для успешной карьеры»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

В современном мире успешная карьера

является неотъемлемой частью самореализации человека

  1. Общая характеристика проекта

Название проекта: «Портфолио для успешной карьеры»

Учебный предмет: информатика и ИКТ

Класс: 10

Количество: 3 человека

Состав проектной группы:

  1. Виркунен Юлия

  2. Лухина Дарья

  3. Онышко Александр

Тип проекта: учебный

Направленность: практико-ориентированный

Связь с другими предметами: психология, русский язык и литература, обществознание

Цель проекта: составить и подготовить своё профессиональное портфолио в электронном виде

Задачи проекта:

  • Создать базу данных профессий, изучить различные должности и развить навыки поиска работы.

  • Начать формулировать цели карьеры и определить интересующие профессии.

  • Изучить профессии, вызывающие интерес.

  • Собрать, классифицировать и рассортировать данные в базе данных.

  • Составить резюме для приема на работу.

  • Развить навыки проведения интервью с помощью ролевых игр.

Планируемый результат: составление собственного электронного портфолио в виде презентации

Необходимое программное обеспечение и ресурсы:

  • Internet Explorer, Outiook : навигация по веб-сайтам; открытие документов, презентаций, таблиц; прохождение тестов; 

  • OpenOffice.org Base

  • Microsoft Word;

  • OpenOffice.org Writer;

  • Microsoft PowerPoint;

  • OpenOffice.org Impress;

  • Microsoft Publisher

Общее время работы над проектом: 3 месяца

Режим работы: урочно-внеурочный

Сопровождение проекта : Симанова Нина Алексеевна

Консультанты: классный руководитель, учитель русского языка и литературы, психолог

Основные методы и приемы работы: групповая работа, интерактивная деятельность, работа с источниками:

Центр карьеры в СМИ — описание профессии 

http:/www.mmсс/ru/sprprof.php

Классификатор профессий:

www.rabotaenisey.ru/youth/youth-003/youth-003-6

http://dinsk.narod.ru/prof/prof1.html

список вузов

http:/www.mmcc.ru/list_vuz.php

Типология профессий:

http://rodn-i-k.narod.ru/tipologia_pr /klassif_prof.htm

http://www.proforientator.ru/profession

http://www.zanin.ru/ru/vne/75

http://86sch-berezovo.edusite.ru/p69aa1/index.html

Азбука профессий и специальностей – описание и учебные учреждения:

http://rodnik.narod.ru/index2.html 

Формы контроля: защита проекта.

  1. Описание работы над проектом

Идея проекта:

Учебный проект «Портфолио моей успешной карьеры» позволяет достигнуть результатов в формировании компетенций необходимых для дальнейшего обучения и профессионального определения школьников. Информационные технологии рассматриваются в этом курсе не просто как самостоятельный учебный предмет, а как универсальный инструмент, способный помочь в решении самых разнообразных проблем современного человека.

Актуальна еще и другая задача: сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников и обязательно сопоставлять несколько источников, прежде чем воспользоваться информацией.

Использование ИКТ для организации и анализа информации часто бывает намного более эффективным, чем более традиционные способы. Хранение данных в электронной таблице или базе данных позволяет не только осуществлять централизованный сбор информации, но и дает средства для управления данными и подготовки прогнозов на основе этих данных. Использовать закладки на сайты или хранить документы на диске гораздо удобнее, чем записывать информацию в блокнот.

Использование ИКТ очень полезно для распространения результатов исследований. Публикация презентации или веб-страницы представляет собой доступный способ обмена опытом. Для количественного выражения результатов могут использоваться таблицы или графики, а для качественного их выражения и иллюстрации ответов могут послужить цифровые изображения, видеоклипы, звукозаписи и пр.

Этап

Деятельность  учащихся

Деятельность учителя

 Модуль 1. Оценка профессиональной предрасположенности

 Учащиеся сами оценивают собственные карьерные интересы и предпочтения, основываясь на теориях: методе Биркмена, ДДО Климова и теории Холланда и описывают «идеальную» для себя работу, основываясь на собственной самооценке.

Организовать работу уч-ся по прохождению тестов в Интернете и изучению своих возможностей.

http://www.urc.ac.ru/abiturient/PsyTest/test 1.html

http:/www.exist.h2.ru/test/holland.htm

 

 

 

 

 Модуль 2. Группы профессий и подготовка к профессии 

 

 

 

 

 

 

 

 Отбор 10 наиболее распространённых  групп профессий; детальное изучение интересующей профессии, создают отчёт по банку вакансий. 

  Направить  по нужным сайтам

Модуль 3. Подготовка карьерного портфолио

Знакомятся с тем, как составлять профессиональное резюме; составляют его; составляют  и представляют профессиональ-ное портфолио.

Знакомить учащихся с понятием «резюме» и этапами его составления.

Первый модуль проекта «Оценка профессиональной предрасположенности обучающихся». Работа над модулем предполагает разнообразие видов деятельности по обработке информации с целью получения данных. Оценка качеств обучающихся по методу Биркмена, оценка профессиональной предрасположенности при помощи дифференцированно-диагностического опросника на базе Тосненского центра занятости населения, прохождение теста по теории профессора Холланда в Интернет, завершает работу над первым модулем, и мы переходим к модулю второму – «Группы профессий и подготовка к профессии».

Изучение профессий при помощи компьютерных сетей, изучение возможностей получения образования для приобретения профессиональных навыков, изучение рынка труда — главная задача второго модуля. Полученная информация собирается и систематизируется. Обучающиеся, после обработки информации, в условиях домашнего задания пишут эссе на тему «Моя идеальная работа». Задачей работы над эссе является — определение четких целей при выборе будущей работы по профессии.

После подведения итогов мы переходим к модулю третьему «Подготовка карьерного портфолио». Главной задачей этого модуля является составление резюме и написание его в условиях домашнего задания. Ролевая игра «Собеседование с работодателем» формирует базовые компетенции — поведение в роли наемного работника и работодателя. Учащиеся, разбирая смоделированные их одноклассниками ситуации, без труда определяют «нужные» и «некорректные» вопросы, определяют ответы, учатся выстраивать модель поведения выгодную для определения своего статуса. Опыт, полученный во время ролевой игры, ложится в основу информации для составления резюме.

Создание презентаций «Портфолио» завешает проект, и мы переходим к защите проекта и подведению итогов. Опыт, полученный при защите и оценке выступлений одноклассников, играет большую роль в самореализации и формировании самооценки своей деятельности. Учащиеся подчеркивают, что приобрели уверенность в процессе самостоятельной работы, именно работа над проектом помогла им профессионально ориентироваться, либо окончательно убедиться в правильности выбора.

Итоги работы над проектом позволяют сделать вывод, что у обучающихся на достаточном уровне сформированы ИКТ-компетенции, а именно:

— умение самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию,

— моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе — собственную индивидуальную деятельность,

— ответственно реализовывать свои планы, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.

III. Основные результаты

Я абсолютно уверена, что интегрированные проекты позволяют развить компьютерные навыки благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий для доступа, анализа и оценивания полученной информации, которая необходима для выполнения различных задач. Учащиеся самостоятельно выбирают технологии, подходящие для выполнения конкретных задач, синтезируют знания, решают поставленные задачи, оценивают результаты работы. Учащиеся создают цифровую информацию для эффективного общения; передают результаты своей работы в электронном виде с помощью различных средств; используют технические средства для облегчения работы с аудиторией.

Проект показался информативным и дающим возможность оказать помощь учащимся в выборе будущей карьеры. Деятельностный подход помогает задействовать учащихся эмоционально и показывает направления выбора (тесты, описание профессий, резюме). И в дальнейшем они могут делать это самостоятельно.

Методическая разработка на тему: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.Портфолио учителя и ученика

ПОРТФОЛИО

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

Этапы работы над проектом представляют собой шесть «П» (Сергеев С.И.)

  1. ПРОБЛЕМА
  2. ПЛАНИРОВАНИЕ
  3. ПОИСК
  4. ПРОДУКТ
  5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
  6. ПОРТФОЛИО

Шестое «П» – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Портфолио проектной деятельности ученика может представлять собой одну сборную папку или четыре на каждый год (1, 2, 3, 4 класс). Портфолио состоит из двух частей: проекты по предметам («Мои проекты по математике» и т.д.) и тематические проекты («Мои проекты по теме «Космос» и др.)

Оформляя портфолио, дети учатся систематизировать информацию и презентовать полученный результат (продукт). Портфолио может стать одной из форм презентации.

 

Портфолио проектной деятельности учителя представляет собой одну папку на каждую тему.

Портфолио учителя выполняет методическую функцию (возможность использовать накопленный материал при работе с другим классом).

Портфолио ученика (См. Приложение 1) может включать:

  1. Титульный лист.
  2. Название темы.
  3. Список проектов, в которых принимал участие.
  4. Выполненные проекты.
  5. Материалы по теме (информация, стихи, загадки, кроссворды, ребусы).
  6. Фотоальбом (фотографии с мероприятий, фото творческих работ)
  7. Копилка достижений (грамоты, дипломы, отзывы).
  8. Самооценка.

Портфолио учителя включает:

  1. Титульный лист.
  2. Название темы. (Приложение 2)
  3. Выбор темы. Актуальность.
  4. «Паутинка» темы (список проектов). (Приложение 3)
  5. Матрица темы (план работы).
  6. Отслеживание участия в проектах. (Приложение 4)
  7. Приглашения к участию в проектах. (Приложение 5.1, 5.2, 5.3)
  8. Карты самооценки учеников.
  9. Матрицы проектов (этапы работы).
  10. Конспекты, технологические карты проектов, планы и методические разработки.
  11. Материалы по теме (информация, стихи, загадки, разработки мероприятий)
  12. Творческие работы учеников (в т.ч. фотографии).
  13. Оценка работы (выводы).
  14. Самоанализ.

Организуя работу над проектом учителю необходимо учесть следующие важные моменты, чтобы избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы.

Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1. Самостоятельность работы над проектом.

2. Актуальность и значимость темы.

3. Полнота раскрытия темы.

4. Оригинальность решения проблемы.

5. Артистизм и выразительность выступления.

6. Отражение содержания проекта в презентации.

7. Использование средств наглядности, технических средств.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов:

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо.

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Не сдерживайте инициативы детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

•. Развивайте способность добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

Таким образом, девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


Приложение 1

УЧЕНИ___ ___ КЛАССА ___

ШКОЛЫ № ____

г. Владимира

20__г.

Мои проекты по теме:

Раскрась буквы

Моё имя

        

Нарисуй «морскими» буквами

Я придумал свой проект

Название проекта __________________________________________________

Сроки выполнения _____________________________________________________________

Источники информации (книги, родители, учителя, другое…) _________________________

_______________________________________________________________________________

Материалы (бумага, краски, пластилин, другое…) ____________________________________

_______________________________________________________________________________

Конечный продукт (фото, сама работа, описание) ____________________________________

_______________________________________________________________________________

Презентация (показ, демонстрация, выступление)  ____________________________________

_______________________________________________________________________________

Результат ______________________________________________________________________

Мои достижения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отчёт по проектной деятельности

Тема: «_____________________»

    1.  Была ли тебе интересна тема проектной деятельности? ___________________________________________________

    2.  В каких проектах участвовал?_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто тебе помогал при работе над проектами?____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

     4.  Откуда получал новую информацию по теме? ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________      

     5.  Какой проект был самый интересный? _________________________________________________________________

  1. Что особенно запомнилось? __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

  1. Смог ли ты предложить свой проект? __________________________________________________________________
  2. Что ещё хотел бы узнать, выполнить, сделать по этой теме? _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

  1. Участвовал ли ты в презентации своих проектов? ________________________________________________________
  2.  Чьи выступления, защиты проектов особенно запомнились, были интересны? _______________________________

________________________________________________________________________________________________________

  1.   В каких проектах тебе больше понравилось участвовать: индивидуальных, парных или групповых? ____________

________________________________________________________________________________________________________

  1.   Над какой другой темой ты хотел бы работать? ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

  • Мне было очень интересно
  • Я хотел сделать больше, но не получилось
  • Я мало сделал, потому что тема мне не интересна
  • Мне нравится работать над проектами
  • Я не доволен своим участием
  • Я старался участвовать во всех проектах
  • Я не выполнил ни одного проекта
  • Я узнал много нового и интересного
  • Я буду и дальше интересоваться этой темой
  • Я придумывал свои проекты
  • Я участвовал только в классных проектах
  • Мне много помогали родители
  • Я доволен своей работой
  • Я не понял, как работать над проектами
  • Я не узнал ничего нового
  • Я сам находил информацию по теме
  • Я участвовал в презентации своих проектов
  • Мне нравится рассказывать другим о том, что узнал сам
  • Я выполнил много проектов, но они мне были не интересны
  • Я знаю, как работать над проектами
  • Я помогал другим в работе над проектами

Награждается

____________________________

____________________________,

учени___ __   класса   __

средней школы  № __,

за активное участие

в проектной деятельности

по теме «______________________»

20__г.

Классный руководитель:________________      

Приложение 2

Тема проектной деятельности:

долгосрочный проект

выполнен учащимися __ класса «__»

под руководством

учителя начальных классов

________________________________

20__ – 20__ уч.г.


                                                   МОИ   ПРОЕКТЫ                       Приложение 3

по теме


        

        

        


Приложение 4

                Я участвовал        

в проекте

Книги о динозаврах

Фамилия Имя

Название работы

Результат

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

        

Приложение 5.1

МИР   МОРЯ

Проект:

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

  1. Придумай свой вопрос для викторины.
  1. Постарайся ответить на вопросы товарищей.
  1. Прими участие в викторине.
  • Сколько ног у осьминога?
  • Сколько щупалец у кальмара?
  • Сколько лет живёт горбуша?
  • Сколько лет живёт кит?
  • Сколько весит синий кит?
  • Сколько видов дельфинов существует?
  • Сколько океанов на Земле?
  • Сколько морей в России?
  • Сколько …

Приложение 5.2

МИР   МОРЯ

Проект:

О   МОРЕ   В   ЧИСЛАХ

  1. Найди информацию о море,

                                морских обитателях в числах.

  1. Прочитай математические сведения о море,

                                которые нашли другие ребята.

  1. Оформи страницу «О море в числах».

Приложение 5.3

МИР   МОРЯ

Проект:

МОРСКОЙ    ЗАДАЧНИК

  1. Подбери математические сведения о морях, океанах или морских обитателях.

2. Составь простую (в 1 действие) или составную

   (в 2 действия) задачу с этими числами.

3. Оформи страничку «Морского задачника».

 

Портфолио проекта

Авторы проекта

Студенты группы МИФ-ИНБ-31:

Веригин Александр, Соколова Елена

Тема проекта

«Редактирование текстовых документов»

Предмет, класс

Информатика, 8-9 классы

Краткая аннотация проекта

Значительную часть работы компьютера составляет выполнение функции «пишущей машинки». Но времена, когда было достаточно просто набрать текст и распечатать его на принтере, давно прошли – теперь нужно уметь раскрашивать текст и фон, использовать разные шрифты, вставлять картинки, проверять правописание и многое другое.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что делать и как быть?

Проблемные вопросы

  • Каким должен быть универсальный редактор текстового документа?

  • Как не нарушить закон дома?

  • Как самому создать информационную газету?

Учебные вопросы

  • Какие системы редактирования текста вы знаете?

  • Как создать текстовый документ?

  • Как форматировать текстовый документ?

  • Как включить в текст объекты,формулы,диаграммы?

  • Какие форматы текстовых документов вы знаете?

План проведения проекта

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Материалы по сопровождению и оценке проектной деятельности

Полезные ресурсы

Проекты с аналогичной тематикой

Отзывы на проект

Пример написания портфолио проектной деятельности

Сетевая площадка ШКОЛА ИНТЕЛЛЕКТА – это комплексная программная информационная система, объединяющая в единую сеть все общеобразовательные предметы, формируя единое информационное образовательное пространство внутри школы. Сетевая площадка является также средством повышения эффективности образовательных процессов. На конкурс представлена на примере размещения сетевого проекта по информатике «Предупрежден — значит вооружен»

В современных условиях постоянно развивающихся информационных технологий, с учетом информатизации системы образования, учащиеся средних школ должны развивать необходимые навыки и умения. В реализации учебных программ большое внимание уделяется проектной деятельности (согласно ФГОС), поэтому сетевые проекты просто необходимы. Создание сетевой среды, дает возможность каждому ученику развиваться и продвигаться в выбранном им самим направлении, определять и изучать необходимый для него лично объем информации, участвовать в коммуникации с участниками проекта как в реальном, так и отсроченном времени. Для школьников свобода, которая предоставляется данным видом работы, играет ключевую роль, дает возможность расставлять приоритеты по характеру и направленности своей деятельности, возлагает ответственность за полученный результат этой деятельности. Работая с сетевым проектом каждый ученик может стать лидером, готовым к использованию своего ресурса для достижения общих целей проекта. Мы представляем свой проект на примере сетевого проекта по информатике «Предупрежден — значит вооружен». К услугам глобальной сети Internet ежедневно обращаются миллионы пользователей, и с каждым годом эта цифра увеличивается. В связи с этим фактором проблемы безопасности становятся все более актуальными. В сетевом проекте «Предупрежден — значит вооружен» мы совместной деятельностью разработаем рекомендации, которых необходимо придерживаться в процессе работы в Глобальной сети Internet.

В нашем проекте вы приобретете навыки поиска новых знаний, интересных научных фактов, сможете проводить отбор действительно важной и нужной информации, критически оценивать контент, научитесь обобщать, анализировать и структурировать полученную информацию.

В процессе работы над Сетевыми проектами, предложенными нашей образовательной площадкой, вы научитесь самостоятельно создавать Internet-проекты, используя разнообразные сетевые сервисы, давать оценку как своим работам, так и другим командам-участникам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *