29 лучших бесплатных шрифтов с кириллицей 2021-22 гг. — Оди. О дизайне
17 Янв 2023 19568 0
Мы выбрали для вас самые качественные кириллические шрифты, выпущенные в 2021-22 гг. Часть из них полностью бесплатные для использования, у других бесплатны отдельные начертания. Условия лицензий могут отличаются, поэтому детали уточняйте при скачивании каждого шрифта Всего набралось 29 шрифтов: пять гротесков, одна антиква, два вариативных, 21 акцидентных с декоративными. Все с кириллицей
Дарья Райт
Редактор, переводчик. Пишу о дизайне
Гротески
Unbounded — стильный гротеск с яркой экспериментальной формой знаков. Шикарно подойдёт для плакатов, веба или обложек. Доступно 5 вариантов насыщенности + вариативная версия. Распространяется бесплатно.
Отдельно рекомендуем оценить сайт проекта, на котором много эффектного интерактива.
UnboundedRoboto Flex — в Google Fonts добавили новую вариативную версию самого популярного шрифта, который используется во всех продуктах Google.
Шрифт получил огромный диапазон веса, ширины и оптических размеров, а также дополнительные возможности для точной настройки.
Roboto FlexOnest — аккуратный нейтральный гротеск с кириллицей, низким контрастом и высокой читабельностью. Был разработан для государственных ресурсов Молдовы и отлично подходит для чтения с разных устройств и набора большого объёма текста.
Содержит 7 вариантов насыщенности от Thin до Black, а также диакритические и стилистические альтернативы. Доступен бесплатно для личного или коммерческого использования.
OnestTilda Sans — фирменный шрифт Тильды, разработанный в Paratype на замену Футуре, которую Тильда использовала в качестве фирменного со дня основания.
Применять шрифт могут все пользователи платформы без ограничений. Но скачать его и использовать в сторонних проектах не получится.
Tilda SansLack — шрифт студии Velvetyne, которая по идейным соображениям создаёт только бесплатные опенсорсные шрифты. В коллекции уже пять семейств с кириллицей, которые можно использовать и модифицировать.
LackАнтиква
Piazzolla — бесплатная антиква студии Huerta Tipográfica, доступная, в том числе и на Google Fonts.
Девять вариантов насыщенности от Thin до Black + италики + вариативная версия. Поддерживает более 210 языков.
PiazzollaАкцидентные и декоративные
Santa Catarina — элегантный акцидентный гуманистический гротеск. Идеально подойдёт для заголовков, плакатов или упаковки.
Доступен бесплатно для некоммерческого использования. Цена — по запросу у автора.
Santa CatarinaDamn Font — бесплатный узкий акцидентный гротеск. Студенческий проект Дарьи Фисько, созданный во время обучения в Школе дизайна НИУ ВШЭ.
Damn FontPolonium — бесплатный акцидентный гротеск Алексея Атапина из Праги.
Два начертания, схожих по форме и пропорциям, но различных по контрасту. У одного между штрихами контраста почти нет, а у второго он сильный и обратный.
PoloniumOutward — узкий декоративный гротеск, плотный, как стена средневекового замка, с узкими бойницами белого пространства. Ни одного диагонального штриха.
Три начертания: Block (regular), Round (italic) и Borders (bold).
Полностью бесплатен, исходники открыты.
OutwardLithium — выразительная вытянутая антиква с декоративным характером и острыми выносными элементами. Отлично подойдёт для оформления постеров, айдентики или музыкальных обложек.
Шрифт доступен бесплатно. Скачать можно по ссылке ниже или на странице Шрифтовой лаборатории HSE.
Проект
LithiumFrankinity — бесплатная акцидентная антиква с острыми засечками и росчерками. Одно начертание. Есть альтернативы почти для всех букв.
Автор — Диана Н. из Москвы.
FrankinityMettlach (Метлах) — декоративная антиква Станислава Чиганова. Одно начертание, только заглавные.
Бесплатно для некоммерческого использования. Для приобретения лицензии нужно писать автору.
Из описания шрифта:
Метлахская плитка — один из самых востребованных отделочных материалов Санкт-Петербурга конца XIX — начала XX века. «Метлах» подражает шрифтам того времени, но имеет современное происхождение. Классические круглые капли получили «срез», большинство наклонных штрихов имеют одинаковый (либо зеркальный) угол наклона. Высококонтрастный и зауженный, шрифт хорошо смотрится в крупном кегле.
Mettlach (Метлах)Резнович — выразительный псевдостаринный шрифт на основе русского вязного письма. Содержит две версии: базовую и декоративную с эффектом следов от печати.
Доступен бесплатно.
РезновичDrumnik — выразительный декоративный шрифт, стилизованный под вязь. Содержит альтернативы, которые позволяют размещать знаки друг над другом.
Доступно две версии: обычная и с рукописным эффектом. Распространяется бесплатно.
DrumnikToyz — дружелюбный декоративный шрифт с шикарной стилизацией. Отлично подойдёт для детских проектов, айдентики или плакатов.
Доступен бесплатно.
ToyzДружок — выразительный супер-экспериментальный шрифт для акциденции со множеством альтернативных знаков и лигатур. Отлично подойдёт для оформления афиш, айдентики, упаковки и других задач.
Шрифт доступен бесплатно. Проект.
ДружокSaint — супердекоративный экспериментальный шрифт со сложной формой знаков и альтернативами. Отлично подойдёт для постеров, музыкальных обложек и других творческих задач.
Доступен бесплатно.
SaintGenerative fonts — декоративное семейство из 7 генеративных шрифтов с кириллицей на основе семейства Rubik, которое полностью создано с помощью кода. Проект был разработан студией NaN.
Отлично подойдёт для спецпроектов или брендинга. Все 7 начертаний уже доступны в библиотеке Google Fonts.
Generative fontsPilowlava — украинский дизайнер Максим Кобузан добавил кириллицу нашумевшему экспериментальному шрифту от французской студии Velvetyne.
Шрифт отлично подходит для плакатов и айдентики. Доступен бесплатно для личных и коммерческих проектов.
PilowlavaDENISSIMO — Валерий Голыженков выпустил шрифт памяти Дениса Машарова. Доступен бесплатно для всех, у кого уже есть шрифты Letterhead.
Шрифт можно получить в ответ на письмо или запрос, оставленный в соцсетях студии.
DENISSIMOНижегородский (ST-NIZHEGORODSKY) — бесплатный акцидентный шрифт Александра Шиманова, приуроченный к 800-летию Нижнего Новогорода.
Расширенная кириллица, два стилистических набора, лигатуры, альтернативные начертания знаков, нумерация, пунктуация и спецсимволы.
Нижегородский (ST-NIZHEGORODSKY)Comic CAT — бесплатный декоративный шрифт Виталия Лазаренко. В составе знаков заглавные буквы латиницы и кириллицы, цифры, знаки препинания, спецсимволы и коты.
Comic CATSK Coisa — бесплатный декоративный наклонный шрифт с колючими формами и опасно острыми выносными элементами. В составе знаков и заглавные, и строчные.
SK CoisaAmbidexter — бесплатный акцидентный шрифт в коллекции Паратайпа.
Экспериментальный акцидентный курсив с двумя нерегулярными осями наклона. В его основе ширококонечное перо, вышедшее за пределы плоскости в объёмный мир. Высокий контраст, необычные формы знаков, сочетание острых углов и плавных изгибов — всё месте создает тонкую гармонию беспорядка.
Шрифт подойдет для мудрых татуировок, едких заголовков, свободолюбивых плакатов и любых других острых, но обтекаемых высказываний. Дизайнер — Егор Белозёров.
AmbidexterLe Murmure. Дизайнер Studio Triple Жереми Ландес разработал характерный и элегантный шрифт, который дополнил разными стилистическими вариациями. Его сильно сжатые пропорции черпают вдохновение в шрифтах для заголовков журналов.
Шрифт имеет множество вариантов глифов, включая альтернативные буквы, нарисованные ещё более оригинальным способом.
Le MurmureBasteleur — сочетание средневекового и дружелюбного шрифта, который олицетворяет многое из того, что может испытывать дизайнер: ощущение новизны, радость от творческой работы, а также сомнения и недостаток уверенности в себе.
BasteleurВариативные
Finlandica — официальный шрифт Финляндии от Helsinki Type Studio опубликован в библиотеке Google Fonts.
Поддерживает кириллицу, а также содержит вариативную версию, 4 варианта насыщенности и курсивы.
Отлично подойдёт для навигации, айдентики или упаковки.
Шрифт можно использовать бесплатно в личных и коммерческих проектах.
FinlandicaSource Serif — вариативная мультиязычная семья с открытыми исходниками от Adobe и Фрэнка Грисхаммера.
Вышла обновлённая версия бесплатного шрифта. Количество начертаний выросло с 12 до 60.
Source SerifКириллица в Google Fonts: динамические антиквы
Эксперты
- Михаил Струков
- Шрифтовой дизайнер, выпускник курса Ильи Рудермана в БВШД и Плантиновского института типографики. Сотрудничает с CSTM Fonts и агентством Samarskaya & Partners
- Юрий Остроменцкий
- Шрифтовой дизайнер, сооснователь CSTM Fonts и type.
today
- Илья Рудерман
- Шрифтовой дизайнер, сооснователь CSTM Fonts и type.today
Дисклеймер
Сегодня бесплатный шрифт не обязательно означает плохой. Увы, в кириллической части тут всё ещё минное поле, но есть и хорошие новости. Наша критика и наши советы не призваны стать истиной в последней инстанции: это лишь экспертная оценка трёх специалистов, находящихся в одной системе ценностей. К тому же всегда стоит помнить, что в дизайне нет запрещённых приёмов. В руках смелого, уверенного типографа любой баг может превратиться в фичу, но, прежде чем рисковать, нужно точно разобраться, что является багом.
Что такое динамические (старостильные) антиквы?
Шрифты с засечками, на формообразование которых оказало влияние письмо широким пером. Исторически в эту категорию попадают антиквы времен Ренессанса и барокко, а также их современные интерпретации. Для старостильных антикв характерны открытые формы знаков, наклонные оси овалов, невысокий контраст и выраженная разноширинность.
Оглавление
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Хуан Пабло дель Перал (Huerta Tipográfica)
Шрифт назван в честь аргентинского музыканта Астора Пьяццолы, новатора в жанре танго. Выразительная графика с угловатыми каллиграфическими стыками штрихов — при некотором намёке на средневековые почерки, Piazzolla выглядит остро и свежо.
Практика У Piazzolla современный подход к пропорциям — ширины прямых и овальных знаков приближены друг к другу. Шрифт компактный, с крупными строчными — он будет эффективен и экономичен в текстовом наборе в малых кеглях, а благодаря яркому характеру сможет работать и как акцидентный.
В шрифте есть капитель, старостильные и обычные цифры Как правило, в современных шрифтах цифры по высоте равны заглавным буквам и стоят на базовой линии шрифта — поэтому их называют маюскульными или заглавными (lining, uppercase или caps figures). Старостильными или минускульными (oldstyle, lowercase) называют цифры высотой со строчные знаки, с выносными элементами — такими они были в старинных шрифтах, к которым и восходят динамические антиквы. Оба варианта цифр могут быть пропорциональными (разноширинные, для набора в тексте) и табличными (моноширинные, для удобной сверки чисел в таблицах).
Четыре варианта цифр в шрифте Piazzolla, сверху табличные, снизу пропорциональные:
— пропорциональные и табличные, в стилистический сет выделены римские цифры, есть готовые дроби, комплекты верхних и нижних индексов, числителей и знаменателей, знаки валют, математические и служебные символы. Возможен набор на большинстве языков, использующих латиницу, греческое письмо, а в кириллице есть даже буквенные индексы, используемые, например, в научных текстах, порядковых числительных и сносках — нечастый случай для бесплатного шрифта.
Начертания 9 насыщенностей, от Thin до Black, с курсивами:
У каждой степени насыщенности есть диапазон оптических размеров: от 8 до 28 пунктов.
Шрифт доступен в вариативном формате с осями насыщенности и оптического размера.
Кириллица В Piazzolla качественная кириллица, хорошо подобраны конструкции, она соответствует латинской части по характеру.
В работе над кириллицей принимал участие болгарский шрифтовой дизайнер Крассен Крестев.
Мелковато выглядит кратка над Й — не хватает массы и контраста.
Интересно, что кириллические знаки, по сравнению с латинскими, сдвинуты вправо на кегельной площадке. Это не приводит к проблемам в наборе сплошного текста на кириллице, но при наборе многоязычного текста пробелы становятся неравномерными.
Кириллица — латиница — кириллица: второй пробел шире первого
Некоторые контуры, из которых состоят знаки, не были объединены В вариативном шрифте буквы состоят из нескольких (обычно пересекающихся) векторных контуров — это необходимо для интерполяции форм. Когда из вариативного шрифта делают статическое начертание, эти контуры объединяют — чтобы избавиться от лишней информации и предотвратить возможные ошибки при отображении при создании статических начертаний — это может привести к проблемам при отображении на экране и в печати.
Наш совет
Piazzolla — развитое шрифтовое семейство, практичное и выразительное, с качественной кириллицей, но небольшими техническими недочетами.
К оглавлению
Хуан Пабло дель Перал (Huerta Tipográfica)
Старостильная антиква, часть шрифтовой системы, в которую также входит гуманистический гротеск Alegreya Sans. Шрифт предназначен для продолжительного чтения, ориентирован на набор художественной литературы. Как и гротеск, Alegreya насыщена каллиграфическими элементами: энтазис и прогибы штрихов, асимметрия засечек, характерные угловатые стыки штрихов, выразительные концевые элементы.
Практика Строчные невысокие, выносные элементы довольно длинные, а в рисунке много нюансов — поэтому шрифту требуется щедрый интерлиньяж и не самый мелкий кегль
В Alegreya есть старостильные и обычные цифры — пропорциональные и табличные, римские цифры как стилистические альтернативы, готовые дроби, наборы верхних и нижних индексов, числителей и знаменателей, знаки валют, математические символы и пиктограммы.
Начертания В шрифте 5 насыщенностей от Normal до Black, с курсивами:
Капитель в отдельном семействе Alegreya SC — также в 5 насыщенностях.
Кириллица Кириллица стилистически соответствует латинице.
Конструкции знаков в целом уместные и синхронизированы с одноимённым гротеском.
Не совсем логичной выглядит отдельная форма кириллических Кк — их формы смело можно было копировать из латиницы
Портит картину Дд со скомканным левым нижним углом:
Лл — очень тяжёлое окончание штриха. Дд, Лл, а также Ч — довольно узкие.
В более насыщенных стилях Д ещё больше расплывается вправо, а Лл меняет характер — теперь штрих слева резко обрублен.
В некоторых браузерах заметны отдельные контуры, из которых состоят знаки; при этом в загружаемых десктопных файлах такой проблемы нет.
В капители в роли У выступает латинская Y — результат механического копирования логики строчных знаков, дизайн которых идентичен в латинице и кириллице. Та же проблема замечена в Alegreya Sans.
Наш совет
Alegreya больше подойдёт для работы в средних и крупных кеглях. Кириллица в шрифте далеко не идеальна, а кириллическую капитель использовать вообще не стоит.
К оглавлению
Георг Даффнер
EB (Egenolff – Berner) Garamond — реконструкция на основе спесимена, набранного Конрадом Бернером в печатне Эгенольфа в 1592 году. По этому образцу шрифтов Клода Гарамона (пожалуй, самому известному) создано множество цифровых версий — но именно эта распространяется по бесплатной лицензии.
Практика Графика шрифта — результат довольно прямолинейной трассировки источника. Отсюда некоторая ломаность контура, округлость мелких элементов и засечек — они повторяют печатные артефакты и растискивание краски на рыхлой бумаге:
Шрифт довольно светлый, с невысокими строчными и длинными выносными элементами — параметры, хорошо работающие в крупнокегельном наборе.
Как часто бывает при воссоздании шрифтов Гарамона, в качестве модели для курсива была взята работа Робера Гранжона. Материал взят из того же образца Эгенольфа—Бернера и оцифрован столь же прямолинейно, с минимумом компенсаций.
В знаковом составе — обычные и старостильные цифры — пропорциональные и табличные, набор римских цифр, готовые дроби, комплекты верхних и нижних индексов, числителей и знаменателей, знаки валют, математические символы, пиктограммы и политипажи Политипаж — типовое украшение, например листок, стрелка или маникула (указующий перст)
Начертания 5 начертаний от Normal до Extra Bold с курсивами, а также вариативный шрифт с осью насыщенности.
Более тяжёлые начертания — исторического образца для них не существует — удались хуже, неравномерны по насыщенности, есть проблемы с межбуквенными расстояниями. В примере заметна тёмная а с недостаточным внутрибуквенным белым, слипшиеся пары
Кириллица Кириллица явно спроектирована с оглядкой на Adobe Garamond Premier Роберта Слимбаха — при отсутствии исторического прототипа объяснить такие совпадения сложно. Впрочем, это точно не механическая копия — несмотря на одинаковые конструкции буквы различаются пропорциями и подходом к деталям.
Самое заметное отличие — использование более современных трапециевидных Дд и Лл в EB Garamond:
Есть проблемы с системностью решений: в знаках ц, щ плечо свисающего элемента отличается.
Кроме того, эта деталь по-разному выглядит в строчных и прописных буквах.
Очень длинный язык э. Буква з падает вправо, а слева от нее слишком много воздуха.
Ы в курсиве распадается на части, есть проблемы с межбуквенными расстояниями в АТ.
В строчном наборе курсивом тоже неидеальны межбуквенные расстояния: в этом примере рг слиплись, а между ик возникла дыра.
Наш совет
EB Garamond — прямолинейная реконструкция с концептуальными и частными заимствованиями из Adobe Garamond Premier. Качество хромает, при возможности лучше использовать оригинал.
К оглавлению
Кристиан Талманн
Cormorant — акцидентное семейство в духе антикв французского Ренессанса. Несмотря на отсылку к шрифтам Клода Гарамона, Cormorant не является прямой реконструкцией.
Практика Светлый и контрастный шрифт; гладкие кривые, длинные выносные, острые и тонкие засечки — всё подчинено задаче автора: передать изящество шрифтов Гарамона, «очистив» их от влияния технологий металлического набора. Из-за обилия мелких деталей шрифт лучше всего смотрится в крупных кеглях.
Типографические возможности: лигатуры, контекстные и стилистические варианты знаков, чувствительные к регистру символы, прописные и старостильные цифры (оба варианта табличные и пропорциональные), порядковые числительные, дроби, нижние и верхние индексы, математические символы, пиктограммы, политипажи. Есть болгарский и сербский варианты кириллицы.
Начертания Несколько стилей прямого начертания: основной Cormorant Roman, Cormorant Garamond с альтернативными конструкциями и увеличением внутреннего белого в нескольких знаках, Cormorant Infant с одночастными и упрощенными формами, капитель Cormorant SC и юникейс Cormorant Unicase. У стилей Roman, Garamond и Infant есть обычные курсивы, а у стиля Roman есть и вертикальный курсив — без кириллицы.
В каждом стиле 5 насыщенностей, от Light до Bold.
Кириллица Характер кириллицы в целом соответствует латинской части шрифта, но в разных начертаниях используются разные решения — и логика этих различий не всегда очевидна.
Разная конструкция буквы б — в Roman она соответствует скорее статической, а не динамической антикве. В Garamond кириллическая у почему-то отличается от латинской y окончанием нижнего выносного элемента.
При этом в обоих курсивах конструкции б совпадают и соответствуют прямой б из стиля Roman.
Буквы Ии, м в Garamond изменили конструкции и теперь отсылают к более ранним эпохам, напоминая капитальное письмо.
В Infant по умолчанию установлен болгарский вариант кириллицы, переключение возможно только через набор стилистических альтернатив.
Заметны различия в характере Чч в разных регистрах и стилях, наиболее приемлемая — строчная в Roman и Garamond.
В арке прописной Ч из Cormorant Roman — нехарактерное для динамического шрифта распределение толщин.
В Roman и Garamond разная логика вертикальных засечек в большой и маленькой Тт. Кроме того, вертикальные засечки различаются в строчной т и твердом знаке.
Наш совет
Cormorant пригоден для использования, но вам потребуется незаурядная внимательность, чтобы разобраться в системе начертаний.
К оглавлению
Production Type
Текстовый шрифт, обращающийся к истории французского шрифтового дизайна, но современный и универсальный, хорошо подходящий для чтения с экрана: Spectral разрабатывался в первую очередь как шрифт для Google Docs и Google Sheets — офисных инструментов для совместной работы.
Образ Spectral был вдохновлён шрифтом 19 века (Elzévir № 9, выпущен словолитней Warnery в 1882 году) — но финальный продукт далеко отошёл от исторического образца, в том числе в вопросе формообразования. У Spectral характерные для динамической антиквы контраст, открытость знаков и оси овалов.
Практика Высокое качество контуров знаков. Графические решения применены последовательно и стилистически единообразно. Подход к параметрам и деталям прагматичный: простая графика, прямые и ортогональные штрихи, вертикальные срезы (в том числе в курсиве) — всё это способствует хорошей растеризации и общей чёткости даже на экранах с небольшим разрешением. Большие полуапроши могут показаться излишними, но именно благодаря им Spectral создает важный, спокойный ритм и прекрасно работает в наборе больших тексов.
Типографические возможности: капитель, чувствительные к регистру символы, лигатуры, стилистические альтернативы, прописные и старостильные цифры — табличные и пропорциональные, порядковые числительные, дроби, нижние и верхние индексы.
Начертания 7 насыщенностей — от Extra Light до Extra Bold, c курсивами.
Капитель — в отдельном семействе Spectral SC.
Кириллица Кириллица в Spectral нарисована Ильей Рудерманом и Юрием Остроменцким — двумя из трех авторов этого обзора.
Наш совет
Spectral доступен в коллекции type.today — как и в случае с Google Fonts, совершенно бесплатно. В версии на нашем сайте капитель входит в основной шрифт и есть полный знаковый состав — например, расширенная кириллица. К сожалению, сейчас в обоих официальных версиях шрифта слишком большое пространство между двумя частями буквы Ы — мы ждем, когда Гугл устранит этот недочет.
К оглавлению
Перевод на анлийский: Дина Мингалиева
Эксперты: Михаил Струков, Илья Рудерман, Юрий Остроменцкий
Google Design
Освещение процесса проектирования, лежащего в основе расширенной языковой поддержки в Google Docs and Slides
Кириллица является одним из наиболее широко используемых шрифтов в мире, особенно в Интернете. И есть хорошие новости для четверти миллиарда человек, которые читают и пишут кириллицей. Мы расширили некоторые из самых популярных шрифтов в коллекции Google Fonts, в том числе Montserrat, Spectral, Merriweather, Amatic, Caveat и Comfortaa, чтобы включить в них полный набор символов кириллицы, а также языковую поддержку в Google Docs и Slides. В разработке кириллических символов для каждого из этих веб-шрифтов (и в том, чтобы сделать это хорошо) участвовало более 20 дизайнеров шрифтов. Они нарисовали и отладили более десяти тысяч отдельных букв, а также оценили и проанализировали работу друг друга, чтобы обеспечить согласованность, точность и согласованность между латинскими и кириллическими версиями каждого семейства шрифтов. Читайте дальше, чтобы узнать больше о процессе расширения и взглянуть изнутри на разработку символов кириллицы для трех семейств шрифтов из Google Fonts.
Montserrat: нахождение кириллических форм в модернистской письменности Буэнос-Айреса
Среди кириллических шрифтов в недавнем расширении Google Fonts примечательным моментом является Montserrat, игривый геометрический шрифт без засечек, который в последнее время становится все более популярным среди веб-дизайнеров. годы. Монтсеррат был впервые разработан Джульеттой Улановски в 2010 году, когда она была студенткой магистерской программы «Шрифтовой дизайн» в Университете Буэнос-Айреса (известной как CDT). Год спустя она запустила успешную кампанию на Kickstarter, обещая шрифт с «духом Буэнос-Айреса», и результатом стала проницательная дань уважения историческому району Монтсеррат, где она живет и работает сегодня.
Улановски черпала вдохновение в классических надписях на уличных вывесках, плакатах, расписных окнах и навесах кафе в ее районе. Но во время учебы в области шрифтового дизайна, когда она собирала и делала наброски букв, которые казались ей наиболее интересными, она заметила, что эти отличительные рисунки не так распространены в округе, как раньше. С помощью Монтсеррата Улановский надеялся «спасти красоту городской типографики первой половины двадцатого века», преобразовав характер классической городской надписи в шрифт, который можно было бы использовать во всем мире.
Уличные вывески, сфотографированные Улановской во время исследования. Она хотела, чтобы шрифт Montserrat напоминал классическую модернистскую письменность Буэнос-Айреса — в качестве веб-шрифта Montserrat сейчас используется более чем на четырех миллионах веб-сайтов.
«Основные шрифты — это не просто формы, — говорит Улановский. «Они определяют что-то из одного момента в истории города. Это о свете, о промышленности. И, возможно, именно поэтому у шрифта много пользователей по всему миру — не только в Буэнос-Айресе. Монсеррат также напоминает людям о других городах и старых знаках».
Классическая элегантность и интернациональная привлекательность первоначального дизайна вызвали волну расширения семьи Монтсеррат в последние годы, кульминацией которой стало добавление кириллических символов. Монтсеррат теперь имеет девять начертаний (от тонкого до черного) на латинском и курсивном языках, набор альтернативных символов и характерный вариант Subrayada (подчеркнутый). Эти расширения добавили универсальности первоначальному замыслу за счет использования умных и характерных деталей, найденных Улановским на архивных фотографиях Буэнос-Айреса 19-го века.20-1950-е гг.
Кульминацией расширения кириллицы в этом году стало появление 8 640 новых символов для монастыря Монтсеррат. Сотрудник Улановского, Сол Матас, сказал, что самой сложной задачей было сохранить верность оригинальному аргентинскому вдохновению при создании дизайна, который выглядел бы естественно в контексте кириллицы. Поскольку ни Улановский, ни Матас, ни их соавтор Хуан Пабло дель Перраль не были носителями кириллицы, работа над расширением была внимательно рассмотрена двумя российскими дизайнерами шрифтов, Марией Дореули и Алексеем Ваняшиным. Отзывы Ваняшина аргентинской команде дизайнеров включали предложения сделать персонажа «приближенным к его историческому представлению» и избегать использования определенных форм, которые можно полностью принять за другого персонажа.
Образец латинских и кириллических символов Монтсеррата демонстрирует визуальную согласованность этого растущего семейства шрифтов. Монтсерратская кириллица переносит эстетические черты оригинального дизайна в новый набор символов.
Caveat и Amatic SC: Создание каллиграфических расширений
Помимо проверки качества кириллического шрифта, созданного другими дизайнерами, Ваняшин возглавил кириллическое расширение двух каллиграфических шрифтов, Caveat и Amatic SC. Процесс расширения и адаптации шрифтов между различными шрифтами — это вопрос баланса, и, как описывает его Ваняшин, расширение Caveat требовало особого соответствия между интуитивной привлекательностью быстрого письма и изяществом каллиграфии.
Предостережение имеет лаконичный, быстрый и даже своеобразный дизайн. Одной из его наиболее отличительных особенностей является то, что каждый символ представлен в трех формах, также называемых контекстуальными альтернативами, каждая из которых имеет небольшие различия, чтобы при объединении придать почерку естественный вид.
Новые символы кириллицы Caveat выглядят так, как если бы они были нарисованы не только той же рукой, но и тем же пером, что и оригинальные латинские символы.
Новые буквы Кавита изначально были нарисованы на бумаге украинским каллиграфом Евгением Спижовым, который начал с экспериментов с различными ручками, чтобы найти подходящий инструмент для исходных набросков Кавита — опыт, который он описывает довольно живо. «Чтобы сделать кириллицу, я пропустил каждую букву через свои руки», — объясняет он, заставляя его чувствовать, что он может «физически чувствовать шрифт».
Каллиграф Евгений Спижовый протестировал множество разных ручек и множество тонких вариаций каждой буквы, чтобы найти правильную форму для кириллического расширения Caveat.
Небольшие вариации в ширине штриха Caveat, кажется, намекают на вес руки в ходе ее движения, с редкими тиками и причудами — мгновенным наклоном вдоль линии, петлей, которая просто не достигает своей конечной точки, или взмах, сигнализирующий о движении вперед.
К счастью, некоторые символы латиницы и кириллицы имеют общий корень в греческом языке — A, B, E, K, M, H, O, P, C, T и X, — поэтому эти рисунки требовали минимальной настройки и доработки. расширить семейство шрифтов с латиницы на кириллицу немного проще.
«Хорошей отправной точкой для кириллицы является создание «бесплатных» глифов из латинских компонентов, — говорит Ваняшин. Процесс расширения семейства шрифтов, такого как Caveat, упрощается, поскольку латиница и кириллица имеют общий корень в греческом языке.
В ходе разработки этих новых символов для Caveat Ваняшин также обнаружил, что некоторые черты типографского дизайна латинских глифов «естественно совпадают» с их кириллическими аналогами, например, перпендикулярный штрих на вершине надстрочного элемента. Другие кириллические символы могут быть образованы путем объединения элементов существующих латинских символов. Например, буква «ф» изначально была образована путем слияния букв «d» и «p» Предостережения, чтобы помочь Спижови начать работу, прежде чем он всерьез начал работать над своими нарисованными от руки рисунками.
(слева) Раннее исследование кириллицы ф объединило буквы d и p из исходных латинских букв Caveat. (Справа) По мере уточнения ф, окончательная форма отошла от этого раннего исследования, поскольку она стала ближе к кириллице.
Ваняшин описывает этот процесс как «алгоритм создания кириллических расширений», имея в виду, что запутанный и сложный процесс перемещения между латинскими и кириллическими формами можно упростить, выполнив ряд разумных шагов.
Лишь несколько глифов кириллицы требовали уникального размещения, например Ж (часто латинизированного как ž или zh), что может вызвать проблемы с согласованностью типографского цвета, поскольку символ имеет тенденцию казаться тяжелым на странице по сравнению с более простыми формами букв. В общей сложности только 13 глифов Caveat нужно было переосмыслить с нуля, чтобы завершить кириллическое расширение шрифта.
Символ Ж также потребовал переосмысления и перенастройки в кириллическом расширении Amatic SC — шрифта, впервые разработанного английским шрифтовым дизайнером Верноном Адамсом в 2011 году. Amatic предполагает небрежный, неторопливый почерк. Его формы букв четкие и разборчивые, хотя каждая линия немного колеблется и блуждает. В процессе расширения шрифта именно эти идиосинкразические детали, которые почти невозможно обнаружить невооруженным глазом, часто привлекают наибольшее внимание.
Составление левой и правой версий Ж Аматика раскрывает тонкие черты, которые со временем улучшались в этом персонаже. Кривые и конечные точки немного сместились, но самым разительным изменением стало истончение чернильных ловушек, где несколько штрихов соединяются в центре буквы.
В первоначальном дизайне Amatic Адамс хотел создать узкие рукописные символы, которые были бы полезны для заголовков и оптимизированы для Интернета. В ходе работы над Amatic SC Ваняшин заметил, что выделение шрифта жирным шрифтом поразительно меняет его характер. По словам Ваняшина, сам Amatic излучает определенное спокойствие своими «удлиненными руками» и «сдвинутыми засечками», тогда как Amatic Bold кажется «выразительным и хаотичным».
Некоторые символы кириллицы было особенно сложно перерисовывать для Amatic, например, абхазский O, который используется только в небольшом регионе Кавказа вдоль побережья Черного моря. Помимо самих букв, дизайнеры также работают с тонкими типографскими соображениями, такими как расстояние между символами, также известное как метрика и кернинг, которые должны быть тщательно настроены вместе с исходными латинскими символами, чтобы все семейство «соответствовало» при размещении рядом.
Латинские и кириллические буквы Amatic выглядят одинаково непринужденно, спокойно и дружелюбно.
Хотя процедура Ваняшина по преобразованию латинского шрифта в кириллицу может начинаться с алгоритма, она заканчивается только после тщательной, часто совместной оценки эстетического баланса между исходным дизайном и новым шрифтом.
«В нескольких прошлых проектах расширения я обнаружил, что увлекся духом оригинального шрифта, погнавшись за правильными кириллическими формами», — говорит Ваняшин, размышляя о своем недавнем опыте. «Цель состоит в том, чтобы достичь гармонии между двумя шрифтами и выбрать подходящие кириллические формы».
Для шрифтового дизайнера, который читает и работает на нескольких разных языках, достижение согласованности в растущем семействе шрифтов является кропотливым процессом, но полученные в результате улучшения значительны. Улучшенные кириллические веб-шрифты обеспечивают лучшую веб-типографику — для людей во всем мире.
—
Теперь GSuite поддерживает более 800 семейств шрифтов, 62 языка и 19 различных сценариев . Чтобы начать использовать любой из шрифтов, упомянутых в этой статье, просто выберите «Другие шрифты» в раскрывающемся меню шрифтов в Google Документах или Презентациях (прокрутите список до самого конца). Предлагаемые шрифты будут отображаться в зависимости от языка вашего документа.
Лучшие шрифты Google для вашего сайта
21 июня / 2019
Шрифт является важным элементом фирменного стиля компании. В случае с ИТ-компанией, юридической фирмой или финансовой фирмой она должна вызывать доверие. Он также должен включать ваш местный язык и специальные символы.
У клиентов такие ключевые требования к шрифтам — чтобы было красиво, чтобы было функционально, чтобы было читабельно для длинных текстов — статей в бюллетени блога и так далее.
Мы подобрали наиболее практичный дизайн шрифта для поставщика услуг, все они имеют поддержку кириллицы.
1. Открытый гротеск
Шрифт был разработан с прямым ударением, открытыми формами и нейтральным, но дружелюбным внешним видом. Идеально подходит для веб-сайтов и презентаций.
2. Merriweather
Шрифт был разработан, чтобы быть текстовым шрифтом, который приятно читать на экране. Он имеет очень большую высоту по оси x, слегка сжатые формы букв, мягкое диагональное напряжение, прочные засечки и открытые формы.
3. Монтсеррат
Montserrat — популярный шрифт, современный и необрезанный. Подходит для небольших текстов, вносит разнообразие по сравнению с традиционными шрифтами. Следует иметь в виду, что в случае больших текстов потребуется гораздо больше места.
4. Lato
Полукруглые детали букв придают Lato ощущение тепла, а прочная структура обеспечивает стабильность и серьезность. «Мужчина и женщина, серьезные, но дружелюбные.
С ощущением лета больше подходит для стартапов или компаний».
5. Roboto
Его формы в основном геометрические. В то же время шрифт отличается дружелюбными и открытыми изгибами.
Roboto позволяет расставлять буквы до их естественной ширины. Это обеспечивает более естественный ритм чтения, более характерный для гуманистических шрифтов и шрифтов с засечками.
6. Roboto Condensed
Красивый и аккуратный шрифт от Google.
Использование на сайте в текстах.
7. Source Sans Pro
Шрифт вдохновлен готическим стилем начала 20-го века и готическими шрифтами. Предназначен для пользовательских интерфейсов.
Доступный в 6 различных стилях шрифта, он предлагает широкий спектр приложений.
8. Ubuntu
Современный стильный шрифт.
Лучше всего использовать для небольших текстов или заголовков.
9. Купрум
Узкий шрифт, используйте для заголовков или мелкого текста.
10. Рубик
Гарнитура со слегка закругленными буквами.
11. Exo 2
Современный геометрический шрифт без засечек, который пытается передать технологическое/футуристическое ощущение, сохраняя при этом элегантный дизайн.
Хорошо работает с мелкими и длинными текстами.