Статья о: Интересные статьи различной тематики – Интересные короткие статьи различной тематики.

Содержание

Шикарная статья о том, почему наше будущее зависит от чтения и воображения

Если у вас есть друзья-математики, которые спрашивают вас, зачем читать художественную литературу, дайте им этот текст. Если у вас есть друзья, которые убеждают вас, что скоро все книги станут электронными, дайте им этот текст. Если вы с теплотой (или наоборот с ужасом) вспоминаете походы в библиотеку, прочитайте этот текст. Если у вас подрастают дети, прочитайте с ними этот текст, а если вы только задумываетесь о том, что и как читать с детьми, тем более прочитайте этот текст.

Людям важно объяснять, на чьей они стороне. Своего рода декларация интересов.

Итак, я собираюсь поговорить с вами о чтении и о том, что чтение художественной литературы и чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека.

И я очевидно очень сильно пристрастен, ведь я писатель, автор художественных текстов. Я пишу и для детей, и для взрослых. Уже около 30 лет я зарабатываю себе на жизнь с помощью слов, по большей части создавая вещи и записывая их. Несомненно я заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать. Так что я пристрастен как писатель. Но я гораздо больше пристрастен как читатель.

Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем – это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост – сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних не может читать. И, конечно, не может читать для своего удовольствия.

В этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видна. Я думаю, что самые простые из этих связей происходят из очевидного:

Грамотные люди читают художественную литературу.

У художественной литературы есть два назначения:

• Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это все кончится... в этом настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению.

• Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей – это научить их читать и показать, что чтение – это приятное развлечение. Самое простое – найдите книги, которые им нравятся, дайте к ним доступ и позвольте их прочесть.

• Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая затасканная идея не избита и затаскана для них. Ведь ребенок открывает ее впервые для себя. Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи. Литература, которая вам не нравится, – это путь к книгам, которые могут быть вам по душе. И не у всех одинаковый с вами вкус.

• И вторая вещь, которую делает художественная литература, – она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Художественная проза – это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы начинаете чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Вы узнаете, что внешний мир – это тоже вы. Вы становитесь кем-то другим, и когда возвратитесь в свой мир, то что-то в вас немножко изменится.

Эмпатия – это инструмент, который собирает людей вместе и позволяет вести себя не как самовлюбленные одиночки.
Вы также находите в книжках кое-что жизненно важное для существования в этом мире. И вот оно: миру не обязательно быть именно таким. Все может измениться.

В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: почему? Ведь НФ не одобрялась долгое время. Что изменилось?

Все просто, сказал он мне. Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но ничего они не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками.

Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры, как те, кто отведали волшебных фруктов, вы никогда не сможете быть полностью довольны миром, в котором выросли. Недовольство – это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими.

Верный способ разрушить детскую любовь к чтению – это, конечно, убедиться, что рядом нет книг. И нет мест, где дети бы могли их прочитать. Мне повезло. Когда я рос, у меня была великолепная районная библиотека. У меня были родители, которых можно было убедить забросить меня в библиотеку по дороге на работу во время каникул.

Библиотеки – это свобода. Свобода читать, свобода общаться. Это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации.

Я думаю, что тут все дело в природе информации. Информация имеет цену, а правильная информация бесценна. На протяжении всей истории человечества мы жили во времена нехватки информации. Получить необходимую информацию всегда было важно и всегда чего-то стоило. Когда сажать урожай, где найти вещи, карты, истории и рассказы – это то, что всегда ценилось за едой и в компаниях. Информация была ценной вещью, и те, кто обладали ею или добывали ее, могли рассчитывать на вознаграждение.

В последние годы мы отошли от нехватки информации и подошли к перенасыщению ею. Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. Это что-то около пяти эксобайтов информации в день, если вы любите цифры. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях. Нам нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно.

Книги – это способ общаться с мертвыми. Это способ учиться у тех, кого больше нет с нами. Человечество создало себя, развивалось, породило тип знаний, которые можно развивать, а не постоянно запоминать. Есть сказки, которые старше многих стран, сказки, которые надолго пережили культуры и стены, в которых они были впервые рассказаны.

Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость. Вы заглушаете голоса прошлого и вредите будущему.

Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.

Мы должны пользоваться языком. Развиваться, узнавать, что значат новые слова и как их применять, общаться понятно, говорить то, что мы имеем в виду. Мы не должны пытаться заморозить язык, притворяться, что это мертвая вещь, которую нужно чтить. Мы должны использовать язык как живую вещь, которая движется, которая несет слова, которая позволяет их значениям и произношению меняться со временем.

Писатели – особенно детские писатели – имеют обязательства перед читателями. Мы должны писать правдивые вещи, что особенно важно, когда мы сочиняем истории о людях, которые не существовали, или местах, где не бывали, понимать, что истина – это не то, что случилось на самом деле, но то, что рассказывает нам, кто мы такие.

В конце концов, литература – это правдивая ложь, помимо всего прочего. Мы должны не утомлять наших читателей, но делать так, чтобы они сами захотели перевернуть следующую страницу. Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой – это история, от которой они не могут оторваться.

Мы должны говорить нашим читателям правду, вооружать их, давать защиту и передавать ту мудрость, которую мы успели почерпнуть из нашего недолгого пребывания в этом зеленом мире. Мы не должны проповедовать, читать лекции, запихивать готовые истины в глотки наших читателей, как птицы, которые кормят своих птенцов предварительно разжеванными червяками. И мы не должны никогда, ни за что на свете, ни при каких обстоятельствах писать для детей то, что бы нам не хотелось прочитать самим.

Все мы – взрослые и дети, писатели и читатели – должны мечтать. Мы должны выдумывать. Легко притвориться, что никто ничего не может изменить, что мы живем в мире, где общество огромно, а личность меньше чем ничто, атом в стене, зернышко на рисовом поле. Но правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова, личности создают будущее, и они делают это, представляя, что вещи могут быть другими.

Оглянитесь. Я серьезно. Остановитесь на мгновение и посмотрите на помещение, в котором вы находитесь. Я хочу показать что-то настолько очевидное, что его все уже забыли. Вот оно: все, что вы видите, включая стены, было в какой-то момент придумано. Кто-то решил, что гораздо легче будет сидеть на стуле, чем на земле, и придумал стул. Кому-то пришлось придумать способ, чтобы я мог говорить со всем вами в Лондоне прямо сейчас, без риска промокнуть. Эта комната и все вещи в ней, все вещи в здании, в этом городе существуют потому, что снова и снова люди что-то придумывают.

Мы должны делать вещи прекрасными. Не делать мир безобразнее, чем он был до нас, не опустошать океаны, не передавать наши проблемы следующим поколениям. Мы должны убирать за собой, и не оставлять наших детей в мире, который мы так глупо испортили, обворовали и изуродовали.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения.

Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.

Автор: Neil Gaiman
Перевод: Наталья Стрельникова

Википедия:Необычные статьи — Википедия

↱
Monkey-typing.jpgНеобычные статьи — статьи, которые участники Википедии считают особо примечательными и на первый взгляд не вписывающимися в формат энциклопедии. Хотя Википедия является вполне серьёзным проектом, в ней немало статей с названиями, кажущимися несерьёзными или несуразными, а также статей, где скрупулёзно разбираются со ссылками на авторитетные источники казалось бы самые несущественные и неэнциклопедические темы. Подобные статьи вы едва ли встретите в Британнике или БСЭ. Тем не менее, несмотря на свою кажущуюся эксцентричность и причудливость, они представляют собой ценный вклад в Википедию, которая без них не была бы такой, какая она есть. Эта страница предназначена для того, чтобы привлечь ваше внимание к таким статьям.

Добавляйте новую статью в этот список, если такой статьи нет в других энциклопедиях или люди не ожидают её там найти. Это общий, приблизительный критерий — статья может быть необычной, даже если и не вписывается в них.

Ниже представлено более 250 страниц, в числе которых 8 хороших, 6 избранных статей и один избранный список.

Топонимы[править код]
Monkey-typing.jpg
Артефакты[править код]
Конфликты[править код]
Время[править код]
Политика[править код]
Интернет-культура[править код]
Кулинария[править код]
Религия[править код]
Секс[править код]
Фольклор[править код]
Юмор и развлечения[править код]
Язык[править код]
Monkey-typing.jpg
Архитектура[править код]
Живопись[править код]
Литература[править код]
Музыка[править код]
Фильмы и мультфильмы[править код]
Необычные имена[править код]
Monkey-typing.jpg
Астрономия[править код]
Биология[править код]
Информатика[править код]
Математика[править код]
Медицина[править код]
Психиатрия[править код]
Химия[править код]
Парадоксы[править код]
Monkey-typing.jpg

✰Голубиная фотосъёмка

Механизмы[править код]
Компьютеры, Интернет[править код]

История преследования гомосексуалов в России — Википедия

Sergei Parajanov. 2. Yuri Mechitov.jpg
«За решёткой». Режиссёр Сергей Параджанов стал одним
из самых известных осуждённых за гомосексуальность.

Исторически в России к гомосексуалам относились значительно терпимее, чем в других европейских странах. Светское уголовное право не касалось этого вопроса вплоть до XVIII века. Русская православная церковь рассматривала однополые контакты (и женские, и мужские) как серьёзный грех, однако согласно каноническому праву наказание за это было сопоставимо с иными формами «блуда» и значительно мягче, чем в Западной Европе.

Впервые антигомосексуальное законодательство в России ввёл Пётр I в 1706 году, скопировав немецкий воинский устав. Оно распространялось только на военнослужащих и обосновывалось необходимостью поддержания дисциплины во вновь созданной армии европейского образцаПерейти к разделу «#Петровские реформы. Криминализация гомосексуальности в армии».

Вторая волна криминализации мужской гомосексуальности прошла в рамках консервативной политики и законодательных реформ Николая I. В 1835 году вступил в силу новый свод уголовных законов. В него была внесена антигомосексуальная статья, которая также была написана под немецким влиянием, однако преследование гомосексуалов имело уже религиозное морализаторское обоснование и касалось всех подданных Российской империиПерейти к разделу «#Николаевские реформы». Несмотря на редкость примененияПерейти к разделу «#Правоприменительная практика» и призывы к его отменеПерейти к разделу «#Дискуссии о декриминализации» это положение просуществовало 82 года вплоть до падения монархии. Лесбиянки в Российской империи не преследовались законом, за исключением Финляндского княжестваПерейти к разделу «#Великое княжество Финляндское».

Октябрьская революция 1917 года привела к отмене всех царских законов. И хотя отношение коммунистов к гомосексуальности было неоднозначным, однако новые уголовные законы, опиравшиеся на секулярные и научные представления, не предусматривали наказания за однополые отношенияПерейти к разделу «#Декриминализация в Советской России». При этом были отдельные случаи преследованияПерейти к разделу «#Отдельные примеры преследования».

Третья антигомосексуальная кампания в России началась в ходе сталинских репрессий. В 1933 году вступающие в однополые контакты мужчины были объявлены «шпионами» и «контрреволюционерами», разрушающими советское общество, а в уголовный кодекс были внесены соответствующие измененияПерейти к разделу «#Сталинские репрессии. Криминализация». После смерти Сталина антигомосексуальные законы не были отменены, а преследования даже усилились. По разным оценкам, за 60 лет действия советских уголовных статей было осуждено от 25 до 250 тысяч человекПерейти к разделу «#СССР после смерти Сталина». Кроме того, в позднесоветский период лесбиянки были подвергнуты репрессивной психиатрииПерейти к разделу «#Преследование лесбиянок».

После распада СССР советские антигомосексуальные законы просуществовали в России до 1993 года, когда были отменены в ходе подготовки новой Конституции и вступления в Совет ЕвропыПерейти к разделу «#Декриминализация».

В XXI веке в политике России усилился консерватизм, в результате чего в Административный кодекс была внесена статья о запрете «пропаганды гомосексуализма», которая используется властями для ограничения права гомосексуалов на свободу собранийПерейти к разделу «#После 2000-ого года». В 2017 году власти Чечни начали массово похищать, пытать и убивать гомосексуальных мужчинПерейти к разделу «#Чечня».

Древняя Русь и Московское государство[править | править код]

Отношение к гомосексуальности в Киевской Руси формировалось под воздействием православного христианства, которое начало распространяться на её территории с X века. При этом, в отличие от остальной Европы, светские русские законы не касались данного вопроса вплоть до XVIII века: ни «Русская Правда» Ярослава Мудрого, ни «Соборное уложение» Алексея Михайловича не содержат упоминания однополых отношений[1][2].

Контроль за этой стороной жизни общества был прерогативой Церкви, которая считала однополые контакты, как и любой другой секс вне брака, грехом. Упоминания гомосексуальных действий (как мужских, так и женских) в русском церковном праве встречаются начиная с Кормчих книг XII—XIII веков, а наказанием за них служило наложение различных епитимий (пост, отлучение от причастия, молитва, отбивание поклонов и т. д.). Степень наказания различалась в зависимости от конкретного проявления — начиная от поцелуев и заканчивая коитусом, который считался самым тяжёлым прегрешением и карался сопоставимо с супружеской изменой. В то же время в Европе католическое каноническое право значительно жёстче чем Русская православная церковь преследовало гомосексуалов — нередко подвергая их смертной казни[1][2].

В «Стоглаве» (1551) была отдельная 33-я глава «О содомском грехе»[3] (под которым понимался различный «противоестественный» секс). Она предписывала покаяние и исправление, в противном случае следовало наказание «отлучением от святынь», запрет на вход в церковь и принесение пожертвований. При этом, как отмечают исследователи, пьянство по этому кодексу каралось суровее. В «Домострое» «содомия» упоминается лишь вскользь. Отдельное внимание Церковь уделяла борьбе с однополыми контактами в монастырях[1][2].

Петровские реформы. Криминализация гомосексуальности в армии[править | править код]

Предпосылки[править | править код]

В 1697—1698 годах царь Пётр I совершил «Великое посольство» — путешествие по странам Западной Европы, с целью установления дипломатических отношений и перенятия европейского опыта государственного устройства (в том числе, военного и судебного). Среди прочего, он посетил Англию и Нидерланды, где в это время в силу клерикальной традиции однополые отношения считалась преступлением, и проходили очередные кампании массового преследования гомосексуалов[4][прим. 1].

Также в ходе военной реформы в России Пётр I лично изучал западноевропейское военное законодательство, которое брало свое начало от судебной системы Инквизиции. В конце XVII — начале XVIII веков на примере французского, датского, нидерландского, саксонского и цесарского кодексов был создан ряд документов, призванных урегулировать правовые отношения в новом государственном органе — регулярной армии[5].

Краткий артикул[править | править код]

В 1706 году по велению Петра I был издан «Краткий артикул» князя А. Д. Меншикова. Данный документ составил барон фон Гюйссен на основе немецкого (саксонского) военного кодекса. Первоначально артикул был напечатан на немецком языке, поскольку предназначался для служивших в российской армии иностранцев, которым русским царем был обещан суд согласно законам их родины. Однако позднее применение артикула распространилось и на русские войска[5][6][7][8][9].

«Краткий артикул» впервые в истории России ввёл в светское законодательство наказание за гомосексуальность, скопировав его с германского образца — за «ненатуральное прелюбодеяние» «муж с мужем» предусматривалась смертная казнь через сожжение. Историки отмечают, что такого рода жестокость наказания была нехарактерна для России и иллюстрирует его европейское происхождение. Но на практике этот закон не был применён ни разу[10][11][12].

Глава III. О прелюбодiѣяніи или что къ кому надлежитъ

5. Кто ненатуральное прелюбодiѣяніе съ скотиною ученитъ или мужъ с мужемъ стыдъ сочинятъ, оный казненъ и созженъ быти имѣетъ, такожъ наказаніе имѣютъ ожидатъ, которые блудъ чинятъ съ ребятами.

Розенгейм М. П.. Краткий артикул // Очерк истории военно-судебных учреждений в России до кончины Петра Великого. — СПб.: Тип. М. Эттингера, 1878. — С. 299. — 385 с.

Военный и Морской уставы Петра I[править | править код]

Military regulations 1716.jpg
Воинский устав Петра I.

«Краткий Артикул» считается предшественником и прообразом «Воинского устава» Петра I, который вступил в силу в 1716 году[6] и впервые в Новое время российской истории систематизировал уголовное право[13]. Именно из кодекса Меншикова наказание за гомосексуальность перешло в новый закон, регулировавший жизнь всей армии. Однако степень кары была значительно снижена: за добровольный однополый контакт полагалось телесное наказание, а в случае насилия — смертная казнь или вечная ссылка на галеры. А в 1720 году был принят и «Морской устав», предусматривавший аналогичное преследование[4][10][12][14]. Некоторые историки отмечают также шведское влияние на появление этого наказания, указывая на то, что ссылка на галеры, в отличие от приморской Швеции, для России в 1716 году была не актуальна[15].

ГЛАВА XX. О содомскомъ грiѣхъiѣ, о насиліи и блудiѣ.
Арт. 166. Ежели кто отрока осквернитъ, или мужъ съ мужемъ мужеложствуетъ, оные, яко въ прежнемъ артикулѣ помянуто (прим. онаго жестоко на тѣлѣ наказатъ), имѣютъ быть наказаны. Ежели же насильствомъ то учинено, тогда смертію или вѣчно на галеру ссылкою наказатъ.

ГЛАВА XVI. О телесномъ блудiѣ и о насиліи во ономъ.
119. Кто отрока осквернитъ. — Ежели кто отрока осквернитъ, или мужеложствуетъ; оные, яко въ прежнемъ артикулѣ помянуто (прим. онаго жестоко на тѣлѣ наказатъ) , имѣютъ быть наказаны; ежели же насильствомъ то учинено: тогда смертію, или вѣчно на галеру ссылкою, наказать, по обстоятельству вины.

Историки отмечают, что эти законодательные нововведения касались только военных и не затрагивали гражданское население[прим. 2]. При этом само появление данного наказания было результатом прямого копирования иностранных законов Петром I, который тем самым стремился «догнать» прогрессивную, с его точки зрения, во всех отношениях Западную Европу[прим. 3]. Однако, в отличие от остальной Европы, преследования за гомосексуальность в России не имели морально-нравственного[прим. 4] и религиозного обоснования. Однополые контакты в армии рассматривались как дисциплинарное нарушение, угрожавшее устойчивости военной иерархии[4][11][12][16]. Специализированных исследований практики применения петровских уставов не существует: некоторые историки предполагают, что приговор по указанным статьям был скорее исключением, чем правилом[17], другие утверждают, что закон активно применялся[18].

Попытки реформирования законодательства Российской империи[править | править код]

Заданный Петром I прозападный вектор развития страны привёл к тому, что постепенно европейские морально-нравственные традиции, сформированные под влиянием Католической церкви, начали прививаться в российской правящей элите. Это нашло отражение при попытках обновления светского уголовного законодательства. Уже в «Проекте уголовного уложения 1754—1766 годов», начатом разрабатываться при императрице Елизавете I, предполагалась статья «О содомском грехе» (ст. 2 и 3, глава 47). Она была написана библейским языком, а само описание состава правонарушения было менее конкретно, чем в петровском «Воинском уставе». В представленном на рассмотрение Государственному совету «Проекте уголовного уложения Российской империи 1813 года» Александра I содержалось ещё более эвфемистичное определение предлагаемого преступления — «противоестественное студодеяние» (§ 488). При этом согласно проекту кроме собственно уголовного наказания виновный должен был принести «публичное церковное покаяние». Привлечение Церкви к осуждению преступлений в половой сфере отражало новые, морально-нравственные обоснования для преследования гомосексуалов. Кроме того, роль Церкви в русском государстве усилилась в ходе реакции, наступившей после победы России в изгнания Наполеона[19][20].

При этом в царствование Екатерины II указанная в Воинском уставе степень наказания для «нравственных преступников» смягчается, телесные наказания отменяются. Изначально это декларируется в «Наказе» 1767 года, а затем оформляется в 1785 году в «Жалованной грамоте дворянству» и «Жалованной грамоте городам»[21].

Криминализация гомосексуальности для гражданского населения 1835—1917[править | править код]

Николаевские реформы[править | править код]

В период царствования Николая I как ответ на революционные движения (восстание декабристов, продолжающиеся волнения во Франции и Польше) в России значительно усилилось консервативное германское влияние, чему способствовал «священный союз» трёх абсолютистских монархий, две из которых были немецкими. Прусско-австрийская модель развития представлялась Николаю I альтернативой французскому влиянию, ассоциировавшемуся с революцией. Кроме того, поскольку эта модель была известна в России по реформам Петра III и Павла I, то замена одного иностранного влияния другим могла рассматриваться как возврат к прошлому[22]. Эти веяния способствовали формированию новой государственной идеологии — консервативного, традиционалистического, религиозного романтизма, который нашёл свое выражение в знаменитой уваровской триаде «Православие. Самодержавие. Народность», явившейся антитезой французской революционной «Свобода, равенство, братство»[22][23].

До первой половины XIX века в России действовало Соборное уложение 1649 года, регулировавшее, в том числе, уголовное право. Оно не упоминало гомосексуальность, в результате чего она оставалась для гражданского населения проблемой религиозно-нравственной, но не юридической. Однако в царствование Николая I была проведена законодательная реформа — в 1832 году был опубликован «Свод законов Российской империи», вступивший в силу 1 января 1835 года и создавший основу для всего дальнейшего развития законодательства. Это преобразование прошло также в рамках «консервативного поворота»: укрепления монархии и усиления роли религии в государстве[22][24][25][26].

В начале XIX века в европейском праве сложилось два направления относительно отношения к гомосексуальности: карательная «германская» система (Пруссия, Австрия, Венгрия, Швейцария и т. д.) и «романская» (Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Испания, Италия), не предусматривавшая преследования[27]. Новый российский уголовный закон следовал немецкому примеру[26], он впервые криминализировал однополые отношения для всего населения империи[24][28]. При этом в первом издании к новой статье в качестве источников приведены ссылки на петровские уставы, а также екатериненские жалованные грамоты и инструкцию 1831 года.

Раздел IX. Глава IV. О мужеложествѣ и скотоложествѣ

677. Уличенные въ преступленіи мужеложства, подлежатъ лишенію всѣхъ правъ состоянія, наказанію плетьми и ссылкѣ на поселеніе. Когда же преступленіе мужеложства сопряжено с насиліем, то виновный подвергается лишенію всѣхъ правъ состоянія, наказанію кнутомъ и ссылкѣ на каторжную работу.

В продолжение николаевских реформ в «Своде законов» 1842 года текст рассматриваемой статьи был оставлен, но номер изменён на 790. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года статья была сформулирована более подробно. Кроме того, в ней впервые было установлено требование церковного покаяния, что укрепило намеченное в более ранних проектах религиозное обоснование введения наказания. Действия насильственного характера, по отношению к «слабоумным» и несовершеннолетним были выделены в отдельную статью[24].

Раздел VIII. Глава IV. О преступленіяхъ противъ общественной нравственности
1293. Изобличенный въ противоестественномъ порокѣ мужеложства, подвергается за сіе: лишенію всѣхъ правъ состоянія и ссылкѣ въ Сибирь на поселеніе, а буде онъ по закону не изъятъ отъ наказаній тѣлесныхъ, и наказанію плетьми черезъ палачей въ мѣрѣ, опредѣленной статьею 22 сего Уложенія для второй степени наказаній сего рода.
Сверхъ того, если онъ Христіанинъ, то предается церковному покоянію по распоряженію своего духовного начальства.

1294. Если означенное въ предшедшей (1293) статьѣ преступленіе было сопровождаемо насиліемъ, или же совершено надъ малолѣтними или слабоумными, то виновный в ономъ подвергается: лишенію всѣхъ правъ состоянія и ссылкѣ въ каторжную работу въ крѣпостяхъ на время от десяти до двенадцати лѣтъ; а буде онъ по закону не изъятъ отъ наказаній тѣлесныхъ, и наказанію плетьми черезъ палачей въ мѣрѣ, опредѣленной статьею 21 сего Уложенія для четвертой степени наказаній сего рода, съ наложеніем клеймъ.

Историки отмечают, что хотя начало преследования гомосексуалов при Николае I, как и при Петре I, было следствием немецкого влияния на уголовное законодательство, однако в XIX веке обоснование его приобрело по примеру прусско-австрийской модели религиозно-нравственную подоплёку[19][29][30].

В последующие десятилетия текст рассматриваемых статей принципиально не менялся. В «Своде законов» 1857 года и «Своде законов уголовных» 1866 года он, по существу, остался прежним (кроме устранения телесных наказаний в последнем из них), а номера заменены на 1398-1349 и 995-996, соответственно. В дополненном «Своде законов уголовных» 1885 года наказание за добровольные однополые отношения смягчалось: поражение в правах уменьшалось, а ссылка на поселение заменялась на отдачу в исправительные арестантские отделения сроком от четырёх до пяти лет[24][31].

Редакции статьи после 1866 года

Раздел IIX. Глава IV. О преступленіяхъ противъ общественной нравственности
995. Изобличенный въ противоестественномъ порокѣ мужеложства, подвергается за сіе: лишенію всѣхъ правъ состоянія и ссылкѣ въ Сибирь на поселеніе.
Сверхъ того, если онъ Христіанинъ, то предается церковному покоянію по распоряженію своего духовного начальства.

996. Если означенное въ предшедшей (995) статьѣ преступленіе было сопровождаемо насиліемъ, или же совершено надъ малолѣтними или слабоумными, то виновный в ономъ подвергается: лишенію всѣхъ правъ и ссылкѣ въ каторжную работу въ крѣпостяхъ на время от десяти до двенадцати лѣтъ.

Раздел IIX. Глава IV. О пресупленіяхъ противъ общественной нравственности
995. Изобличенный въ противоестественномъ порокѣ мужеложства подвергается за сіе: лишенію всѣхъ особенныхъ, лично и по состоянію присвоенныхъ правъ и преимуществъ и отдачѣ въ исправительныя арестантскія отдѣленія на время отъ четырехъ до пяти лѣтъ.
Сверхъ того, если онъ христіанинъ, то предается церковному покаянію по распоряженію своего духовнаго начальства.

996. Если означенное въ предшедшей (995) статьѣ преступленіе было сопровождаемо насиліемъ, или же совершено надъ малолѣтними или слабоумными, то виновный в ономъ подвергается: лишенію всѣхъ правъ и ссылкѣ въ каторжную работу въ крѣпостяхъ на время от десяти до двенадцати лѣтъ.

Данные антигомосексуальные законы просуществовали чуть более 80 лет — до 1917 года, когда в результате революции Российская империя прекратила существование[24][31].

Правоприменительная практика[править | править код]

Определение «мужеложства» законы Российской империи не давали. Профессор В. Д. Набоков отмечал, что это было сделано умышленно, поскольку законодатели боялись превратить уголовный кодекс в «порнографический журнал». Руководствуясь аналогичными мотивами, российские юристы также избегали подробного разбора этих статей в своих работах. Не существовало и специализированной юридической литературы по данному вопросу. Такое положение вещей привело к значительным разночтениям и затруднениям в правоприменительной практике[33].

Так, некоторые юристы (в том числе Н. С. Таганцев) считали, что наказанию по этой статье подлежат все «противоестественные совокупления». Это, в частности, нашло своё отражение в кассационном решении Сената по «делу Микиртумова» (1869 г., № 642), по которому был осуждён мужчина за насильственное «противоестественное соитие» с женщиной[34][прим. 5]. С этим толкованием спорили многие юристы, в частности Н. А. Неклюдов и П. И. Люблинский[16], которые настаивали, что статья подразумевает только анальный секс между мужчинами. Существовали разногласия и относительно того, что считать совершившимся преступлением. Н. А. Неклюдов утверждал, что при применении 995 статьи «покушение совпадает с совершением преступления, а от совершения требуется только начало эротического акта». И. Я. Фойницкий определял факт совершения «мужеложства» с момента проникновения, а «покушение немыслимо юридически»[35][36][37][38].

В случае добровольности виновными считались оба, а в случае насилия, несовершеннолетия или «слабоумия» объекта объект не подлежал преследованию. При этом юристы сходились во мнении о недопустимости толкования статьи в широком смысле, то есть по отношению к вообще «развратным действиям» мужчины с мужчиной. Так в решении Сената по «делу Костерина» (1872 г., № 1362) отмечалось, что установление гомосексуальной «склонности» недостаточно для обвинения, а под словом «порок» следует понимать факт действия[35][37][38][прим. 6].

В суде обвинение строилось на свидетельских показаниях (устных и письменных), показаниях, полученных путём перекрёстного допроса, экспертизе судебных медиков. Мнение врачей могло значительно влиять на вынесение приговора. При этом в России на момент принятия закона не существовало судебно-медицинских руководств по выявлению факта анального секса. В Европе такие работы были опубликованы только в 1850-х годах (А. Тардьё, И. Л. Каспер). Российские руководства появились значительно позже и также обладали сомнительной объективностью (В. О. Мержеевский «Судебная гинекология» (1878), В. М. Тарновский «Извращение полового чувства» (1884)). При этом, например, В. М. Тарновский, описывая психологические аспекты однополого влечения, разделил гомосексуалов на «врождённых» («безвинных») и «приобретённых» («злонамеренных») и предлагал это учитывать в судебном процессе[39][30].

Применение закона на практике также столкнулось с серьёзной проблемой показной избирательности. Например, уже во времена царствования Николая I общественности было хорошо известно о гомосексуальных наклонностях министра просвещения графа С. С. Уварова, автора триады российского консерватизма. Эпиграмма А. С. Пушкина о характере его отношений с князем М. А. Дондуковым-Корсаковым приобрела широкую популярность, однако для её «героев» это не имело никаких правовых последствий. Представители высшего класса в принципе редко подвергались уголовному преследованию по обвинению в гомосексуальности. Императоры терпимо относились к таким людям. В России не было громких уголовных процессов наподобие суда над поэтом Оскаром Уайльдом в Великобритании, князем Филиппом Эйленбургом в Германии или полковником Альфредом Редлем в Австрии. Хотя большие скандалы российское общество знало, но власти на них закрывали глаза, и дело не доходило до суда. Огласку, например, получили случаи с композитором П. И. Чайковским и князем В. П. Мещерским, а также некоторыми членами императорской семьи (великими князьями Сергеем Александровичем и Константином Константиновичем[прим. 7]), но в итоге всё ограничивалось лишь салонными сплетнями. Даже когда скандал приобретал совсем громкий характер, власти предпочитали административные меры уголовному процессу — виновного просто увольняли со службы и высылали, как это случилось, например, с поэтом А. Ф. Шениным[41][42]. Подобное явное публичное саботирование закона привело к упадку его применения. В конце XIX века прокуроры российских городов практически прекратили преследование гомосексуалов[43][44][17].

В России обвинения в гомосексуальности не были орудием политической борьбы, как было в это время в Великобритании или Германии[42]. Однако известен пример, когда в ответ на критику российского императора со стороны маркиза де Кюстина царская охранка начала муссировать слухи о «порочности» француза[45].

Как и в Западной Европе, российская полиция вела наблюдение за гомосексуалами, составляла списки, но на этом и ограничивалась[46]. В отличие от других европейских стран, где проходили настоящие облавы, полиция в России редко выступала инициатором открытия уголовного дела. Обычно это происходило в связи с жалобами и заявлениями сторонних лиц, или в случае, когда обстоятельства привлекали особое внимание к конкретному случаю (драка, действие в состоянии опьянения или в публичном месте)[47].

Согласно исследованиям, с 1874 по 1904 год в России перед судом по обвинению в «мужеложстве» предстали 1066 мужчин и 4 женщины (обстоятельства с последними не ясны)[48]. Из них было осуждено 440 человек (около 14 в год), что составило 41,28 % от общего числа судимых (по сравнению с 66,25 % осуждённых по другим уголовным преступлениям). При этом осуждены за добровольные половые связи были только 20 % от общего числа. Судьи данного периода были склонны оправдывать обвиняемых или назначать им минимальное наказание. Вплоть до 1904 года отмечалась тенденция к снижению числа приговоров. Доля гомосексуалов к общему числу осуждённых составляла 2,8 %. Только 5 % принадлежали к высшим чинам. Единицы из них — государственные сановники, чаще это были артисты, врачи, литераторы, преподаватели, священники, прислуга и ремесленники. При том, что в городах Империи жило всего 12,8 % населения, на них приходилось 45 % приговоров за «мужеложство». В Петербурге с 1890 по 1903 год, и в Москве с 1888 по 1903 год не было вынесено ни одного приговора по 995 статье[48][49].

С 1905 по 1913 год статистически был зафиксирован значительный рост преследования гомосексуалов: количество обвинений составило 911, а осуждено было 504 человека, из них 22 % по 995 статье. При этом отмечалась тенденция к увеличению числа приговоров: в 1905 — 10, 1906 — 7, 1907 — 25, 1908 — 30, 1909 — 69, 1910 — 68, 1911 — 73, 1912 — 96, 1913 — 126. Только 8 человек были осуждены в Петербурге и Москве. При этом с 1911 года более половины приговоров приходилось на регион Кавказа. Такая статистика объясняется исследователями результатом социальных потрясений 1905 года, а также началом учёта данных из южных провинций, где власти относились к однополым отношениям среди представителей местного населения как к «дикарскому обычаю», подлежащему искоренению[50][51][30].

Автономные регионы Российской империи[править | править код]

Ряд регионов в Российской империи имели отдельное уголовное и гражданское законодательство.

Прибалтийский край[править | править код]

В губерниях Прибалтийского края до 1845 года не существовало упорядоченного уголовного законодательства. Там применялись и германское право (в том числе, Каролина, каравшая однополые отношения смертью) и шведские законы и указы (в том числе, «Шведское уложение 1734 года», гомосексуалов не преследовавшее), и указы Правительствующего сената. В рамках постепенного распространения общероссийского законодательства на остзейские губернии с 1845 года в этих областях начало действовать «Уложение о наказаниях»[52]. Позднее Прибалтийские губернии были единственным регионом Империи, в которых вступило в силу «Уголовное уложение 1903 года», по которому наказание было значительно смягчено[53].

Царство Польское[править | править код]

Варшавское герцогство, как и многие покорённые Францией территории, использовало «Кодекс Наполеона», который не предусматривал преследования гомосексуалов. После присоединения в 1815 году к Российской империи царства Польского на его территории с 1818 года было установлено действие собственного свода уголовных законов, представлявшего собой модификацию «Австрийского уложения 1803 года», и «Кодекса Наполеона», по которым гомосексуальность не преследовалась. Позднее в царствование Николая I было разработано «Польское уложение», которое практически полностью повторяло (в том числе, в рассматриваемом вопросе) «Уложение о наказаниях 1845 года» и вступило в силу 1847 году. В 1876 году указом императора на территорию Польши было распространено действие «Уголовного уложения 1866 года»[52][54].

Великое княжество Финляндское[править | править код]

После присоединения в 1809 году к Российской империи Финляндское княжество сохранило законодательную автономию и в нём действовало «Шведское уложение 1734 года», которое не предусматривало преследование гомосексуалов. В 1884 году было составлено национальное «Уголовное уложение Великого княжества Финляндского», по ряду причин принятое только в 1889 году и вступившее в силу в 1891 году. Его составители ориентировались на «Шведский уголовный кодекс 1864 года»[55] и «Немецкий уголовный кодекс 1871 года»[56], ввиду чего в него было включено преследование гомосексуальных контактов. А поскольку в финской культуре традиционно гендерное разделение было незначительным, то под уголовное наказание попали и однополые отношения между женщинами. Эти законы сохранились вплоть до распада империи и продолжили действовать уже в независимой Финляндии[52][57][58][59].

Глава двадцатая

§ 12. Если кто либо совершитъ непотребство съ другимъ лицомъ того же пола, то оба виновные подвергаются тюремному заключенію не свыше двух лѣтъ

Финляндское уголовное уложение и относящиеся к нему узаконения / с пред. Н. Д. Сергиевского. — СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1907. — С. 68. — 208 с.
Кавказ и Средняя Азия[править | править код]

В ходе включения в состав Империи южных территорий российское право не сразу распространялось на них. Местная администрация создавала наряду с обычными судами, разбиравшими уголовные дела, систему судов, руководствующихся обычным правом и старыми национальными законами. Такие суды рассматривали гражданские дела, например, суды на территории Северного Кавказа могли назначать штрафы за мужеложство[60].

Дискуссии о декриминализации[править | править код]

С 1880-х по 1903 год в российском юридическом сообществе развернулась большая дискуссия относительно эффективности, целесообразности и обоснованности преследования гомосексуалов. Против отмены существующих законов выступал ряд консервативных деятелей. Так, прокурор

статья — Толковый словарь Дмитриева

статья́

сущ., ж., употр. часто

(нет) чего? статьи, чему? статье, (вижу) что? статью, чем? статьёй, о чём? о статье; мн. что? статьи, (нет) чего? статей, чему? статьям, (вижу) что? статьи, чем? статьями, о чём? о статьях

1. Статьёй называется письменное произведение небольшого размера, которое печатают в газете или журнале. Журнальная статья. | Научная статья. | Вступительная статья к сборнику стихов. | Написать, опубликовать статью. | У него вышла статья в журнале «Научное обозрение».

2. Статьёй называется раздел, посвящённый описанию отдельного слова в словаре. Составить словарную статью.

3. Статьёй называется параграф в юридическом документе, например, в уголовном кодексе и т. п. Попасть под статью. | Осудить по статье. | Статья у него была пятьдесят восьмая: измена родине, террор, диверсия и т. д. | В конституции есть статья об альтернативной службе.

4. Статьёй называется раздел финансового документа, бюджета и т. п., в котором назван источник дохода или основание расхода. Утвердить статьи городского бюджета. | Это была статья дохода номер один. | Статья ассигнований на высшую школу.

5. Если вы говорите о чём-либо или о ком-либо как об особой статье, вы имеете в виду, что это носит особый характер, отличается от всего другого. Покер — особая статья, там надейся не на случай, а на голову. | Его поведение — особая статья.

6. Вы используете выражение по всем статьям, когда хотите сказать, что кто-либо или что-либо обладает тем или иным качеством во всех отношениях. Он вообще по всем статьям молодец. | Щенок вышел по всем статьям образцовый. | Они по всем статьям превосходят любого инженера.

статейка сущ., ж.

статейный прил.

Источник: Толковый словарь Дмитриева на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. статья — См.: 1. ставать 2. стать Толковый словарь Даля
  2. статья — 1) Вид текста, включающего типологически разные элементы рассуждения; 2) научное, научно-популярное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете; 3) в лексикографии: словарная статья... Словарь лингвистических терминов Жеребило
  3. статья — СТАТЬ’Я, статьи, род. мн. статей, ·жен. 1. Сочинение небольшого размера в периодическом издании или непериодическом сборнике. Передовая статья. Журнальная статья. Полемическая статья. Сборник статей. Газетная статья. Толковый словарь Ушакова
  4. статья — 1. глава, раздел в каком-либо документе, справочнике; 2. сочинение небольшого размера. Большой бухгалтерский словарь
  5. статья — Особь статья — совсем иное, то, что не следует смешивать с остальным. ► Дело об лесе, сказал секретарь на ушко покупателю, особь статья. Даль. По всем статьям (разг.) — по всем качествам, свойствам или признакам, во всём, во всех отношениях. ► Он по всем статьям никуда не годится. Фразеологический словарь Волковой
  6. статья — сущ., кол-во синонимов... Словарь синонимов русского языка
  7. статья — орф. статья, -и, р. мн. -тей Орфографический словарь Лопатина
  8. статья — СТАТЬЯ, и, род. мн. тей, ж. 1. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера. Газетная, журнальная с. Критическая с. 2. Глава, раздел в каком-н. документе, перечне, справочнике. С. закона. Расходные и доходные статьи в смете. Словарная с. Толковый словарь Ожегова
  9. статья — Стать/я́ [й/а́]. Морфемно-орфографический словарь
  10. статья — СТАТЬЯ -и; мн. род. -тей, дат. -тьям; ж. 1. Научное, публицистическое, научно-популярное сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. Газетная с. Критическая с. Передовая с. Написать, опубликовать статью. Ругательная... Толковый словарь Кузнецова
  11. Статья — 1) один из основных жанров журналистики. Общие отличительные признаки С.: осмысление и анализ значительного явления (или группы явлений), аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию, идею. Большая советская энциклопедия
  12. статья — -и, род. мн. -тей, дат. -тьям, ж. 1. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. Газетная статья. Критическая статья. Передовая статья. □ У Пущина на столе нашел я русские журналы. Малый академический словарь
  13. статья — статья ж. 1. Публицистическое, научное или научно-популярное сочинение небольшого размера. 2. Самостоятельный раздел, глава, параграф в каком-либо документе, перечне, словаре и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  14. статья — Статья, статьи, статьи, статей, статье, статьям, статью, статьи, статьёй, статьёю, статьями, статье, статьях Грамматический словарь Зализняка
  15. статья — см. >> сочинение, часть см. также -> другая статья, особь статья, расходная статья Словарь синонимов Абрамова

Википедия:Статьи года — Википедия

↱

Статьи года — ежегодный конкурс статей, победители которого определяются в конце года по итогам голосования. Статьи, победившие в своей номинации, участники Википедии сочли лучшими статьями, написанными или дополненными за прошедший год. Конкурс «Статьи года» проводится с 2010 года.

Все Статьи года отмечены золотой звездой с лавровыми ветвями в верхнем правом углу своей страницы, а также шаблоном внизу статьи и на странице обсуждения.

Лучшие статьи:
Разнообразие колибри

Колибри (лат. Trochilidae) — семейство мелких птиц из отряда стрижеобразных (Apodiformes). Известно более 350 видов, обитающих в Америке от Аляски и Лабрадора до Огненной Земли, многие виды эндемичны. Широко распространены в тропических лесах, особенно на среднегорье. Большую часть рациона колибри составляет богатый углеводами сладкий нектар цветковых растений, который они добывают с помощью длинного чувствительного языка. В качестве белковой добавки выступают мелкие членистоногие, которых птицы ловят в воздухе или снимают с листьев и паутины.

Благодаря питанию нектаром колибри являются опылителями; многие растения Нового Света опыляются исключительно ими.

Колибри обладают ярким оперением, часто с металлическим блеском. Его цвет зависит от микроструктуры перьев и меняется при разном освещении. У некоторых представителей семейства может быть хорошо выраженный хохол или своеобразный воротник. Не очень длинные крылья колибри включают десять развитых первостепенных и шесть-семь укороченных второстепенных маховых перьев. Хвост, как правило, в два раза короче сложенных крыльев и состоит из десяти рулевых перьев. В полёте концы крыльев описывают плоскую восьмёрку. Колибри — единственные в мире птицы, способные летать хвостом вперёд. Ресурсоёмкий полёт колибри и быстрый обмен веществ предъявляют высокие требования к внутреннему строению птиц.

Статья года в номинации «Статьи. Биологические таксоны»
(Далее…)

Версальский мирный договор (фр. Traité de Versailles, англ. Treaty of Versailles) — важнейший из серии мирных договоров, завершивших Первую мировую войну; документ, подписанный в Версале 28 июня 1919 года, положил конец состоянию войны между Германией и антигерманской коалицией. Положения Версальского мира вырабатывались в течение полугода после Компьенского перемирия, в том числе в рамках Парижской мирной конференции. Договор предусматривал возвращение Франции Эльзаса и Лотарингии, создание «Польского коридора» и предоставление статуса вольного города Данцигу, передачу Саара под управление Лиги Наций, формирование Рейнской демилитаризованной зоны, ликвидацию германских колоний и проведение серии референдумов о самоопределении в спорных регионах, включая Верхнюю Силезию; он также обязывал правительство послевоенной Германии соблюдать независимость Австрии, выплачивать репарации странам-победительницам за ущерб, нанесённый мировой войной, и не препятствовать свободной торговле. Согласно статье 231-й, на Германию была возложена вся ответственность за развязывание войны.

Договор стал одной из основ Версальско-Вашингтонской системы международных отношений и получил широкое и разноречивое освещение в мировой историографии. Предметом дебатов стали эффективность экономических мер и его роль в возникновении реваншистских настроений в Германии. После многочисленных нарушений Версальского договора властями Веймарской республики и изменений его условий в 1920-е и 1930-е годы, документ окончательно утратил юридическую силу в 1937 году.

Статья года в номинации «Статьи. Военная история и дипломатия»
(Далее…)

Утро стрелецкой казни

«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника Василия Сурикова (1848—1916), завершённая в 1881 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Тема произведения связана с историческими событиями конца XVII века — подавлением Петром I стрелецкого бунта 1698 года и казнью мятежных стрельцов. Первые эскизы для будущей картины были созданы в 1878 году, работа над полотном заняла около трёх лет. Картина была представлена на 9-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в марте 1881 года в Санкт-Петербурге. Прямо с выставки была приобретена Павлом Третьяковым.

«Утро стрелецкой казни» стало первым большим произведением Сурикова на тему русской истории. Вместе с двумя другими полотнами 1880-х годов — «Меншиков в Берёзове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887) — картину иногда объединяют в историческую трилогию Сурикова, посвящённую драматическим событиям российской истории XVII—XVIII веков. Скульптор Марк Антокольский называл «Утро стрелецкой казни» первой русской исторической картиной. По словам художника и критика Александра Бенуа, суриковская «Казнь стрельцов» «гениально передаёт весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии». Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что до Сурикова никто и никогда «не сумел показать так правдиво и убедительно само „движение истории“, разворачивающееся в противоречиях, раздирающих нацию, в схватке не на жизнь, а на смерть сторонников нового и ревнителей старины».

Статья года в номинации «Статьи. Изобразительное искусство и архитектура»
(Далее…)

Букварь на вепсском языке

Вепсский язык (самоназвание — vepsän kel') — язык вепсов, входящий в северную подветвь прибалтийско-финских языков финно-угорской ветви уральской языковой семьи; ближайшими его родственниками являются такие языки, как карельский, финский, эстонский, ижорский и водский.

На вепсском языке говорят в основном в Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областях Российской Федерации.

Долгое время был бесписьменным языком. Письменность была возрождена только в начале 1990-х годов. В настоящее время в Петрозаводске выходит ежемесячная газета на вепсском языке «Kodima» («Родина»).

Вепсский язык находится под угрозой исчезновения, так как большинство носителей языка — представители старшего поколения; дети же языком почти не владеют. Все вепсы в России владеют русским языком как родным. Вепсский язык включён в Красную книгу языков народов России и считается языком с прерванной письменной традицией.

Грамматически вепсский язык относится к агглютинативным языкам с очень развитой падежной системой; в нём выделяется от 10 до 24 падежей. Глагол изменяется по лицам и числам и имеет четыре глагольных времени — настояще-будущее, имперфект, перфект и плюсквамперфект, а также четыре наклонения. Вепсский язык может быть намного более заметно, чем родственные ему языки, насыщен так называемым «историческим наследием» — например, сокращениями основы в середине слов.

Статья года в номинации «Статьи. Культура и общество»
(Далее…)

Гранж (англ. grunge, букв. «грязь», «надрыв», «пренебрежение»; известен также как саунд Сиэтла, англ. Seattle sound) — подстиль в альтернативном роке, развившийся из хардкор-панка и хэви-метала в середине 1980-х годов в американском штате Вашингтон, прежде всего в Сиэтле и близлежащих городах.

В начале — середине 1990-х гранж стал коммерчески успешным жанром и занял прочное место в музыкальном мейнстриме, на что повлияли высокие коммерческие показатели таких альбомов, как Nevermind (Nirvana), Ten (Pearl Jam), Badmotorfinger (Soundgarden), Dirt (Alice in Chains) и Core (Stone Temple Pilots). Успех этих групп повысил популярность альтернативного рока среди широкой аудитории и сделал гранж самым популярным направлением в рок-музыке того времени.

Гранжу свойственны «грязное» гитарное звучание, обилие дисторшна, контрастная динамика с чередованием «громко-тихо», мрачные тексты на тему отчуждения, одиночества, апатии и свободолюбия. Сильное влияние на становление гранжа оказали панк-рок и хэви-метал, хотя некоторые гранж-группы в большей степени акцентировались на одном из этих жанров. Также на музыку направления повлияло звучание инди-рок-групп, таких как Sonic Youth и Pixies. По сравнению с другими жанрами рок-музыки, эстетика гранжа была подчёркнуто демократичной и безыскусной.

Впоследствии множество факторов способствовало стремительному снижению популярности жанра. В середине — конце 1990-х многие гранж-коллективы распались или стали менее активными, не в последнюю очередь из-за распространения наркотиков на этой музыкальной сцене.

Статья года в номинации «Статьи. Литература, музыка, кинематограф»
(Далее…)

Первая русская антарктическая экспедиция 1819—1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в воды Южного океана имела целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка — Антарктиды. Снаряжалась одновременно с аналогичной экспедицией Михаила Васильева и Глеба Шишмарёва на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный», посылаемой в северные полярные воды. Под командованием Беллинсгаузена находился шлюп «Восток», а Лазарева — шлюп «Мирный», численность команды достигала 190 человек. Практически все научные наблюдения осуществляли офицеры и единственный учёный на борту — экстраординарный профессор Казанского университета Иван Симонов. Для фиксации событий, ландшафтов открытых островов и биологических видов был взят академик живописи Павел Михайлов.

Русская антарктическая экспедиция завершилась полным успехом, став второй (после Джеймса Кука), которая обошла всю Антарктику. Из 751 дня экспедиции 527 были проведены под парусами; общая протяжённость маршрута составила 49 860 морских миль (86 475 вёрст). 127 дней экспедиция находилась в широтах выше 60° ю. ш.; к берегам Антарктиды команда подходила 9 раз. На карту Антарктики было нанесено 28 объектов, обнаружено и поименовано 29 островов в высоких южных широтах и тропиках. Описание экспедиции было опубликовано в 1831 году на русском языке в двух томах с приложением атласа рисунков; в 1842 году был опубликован краткий отчёт о ней в Германии. Полный перевод книги Беллинсгаузена на английский язык вышел только в 1945 году.

Статья года в номинации «Статьи. Наука и техника»
(Далее…)

Портретная скульптура в гробнице Эдуарда II в Глостерском соборе (XIV век)

Эдуард II, называемый также Эдуардом Карнарвонским по месту его рождения (англ. Edward II; 25 апреля 1284 — 21 сентября 1327), — король Англии в 1307—1327 годах из династии Плантагенетов, сын и преемник Эдуарда I. В 1301 году стал первым в истории английской монархии принцем Уэльским. Продолжил начатую Эдуардом I войну с Робертом Брюсом в Шотландии, но вёл её крайне неудачно: в 1314 году потерпел полное поражение в битве при Бэннокберне и позже был вынужден заключить тринадцатилетнее перемирие. На континенте Эдуард II вёл войну с французской короной, в результате которой потерял часть своих владений в Аквитании (1324 год).

Эдуард постоянно конфликтовал с баронами из-за своих фаворитов. В ходе гражданской войны группа баронов во главе с кузеном короля Томасом Ланкастерским взяла в плен фаворита короля Пирса Гавестона и казнила (1312 год). В 1321 году Ланкастер в союзе с другими баронами захватил земли новых союзников короля Диспенсеров, но Эдуард разбил мятежников при Боругбридже и казнил Ланкастера. Тем не менее скрытая оппозиция его власти росла. Жена короля Изабелла Французская уехала на континент для мирных переговоров (1325 год) и выступила против Эдуарда. Её союзником и любовником стал изгнанник Роджер Мортимер; в 1326 году они высадились в Англии с небольшим отрядом. Режим Эдуарда пал, и король бежал в Уэльс, где был арестован. В январе 1327 года Эдуард II отрёкся от престола в пользу своего четырнадцатилетнего сына Эдуарда III. Он умер 21 сентября в замке Беркли.

Статья года в номинации «Статьи. Персоналии. Политики, военные, представители знати»
(Далее…)

Анатолий Букреев в 1991 году

Анатолий Николаевич Букреев (16 января 1958, Коркино, Челябинская область, СССР — 25 декабря 1997, Аннапурна, Гималаи, Непал) — советский и казахстанский высотный альпинист, горный гид, писатель. Заслуженный мастер спорта СССР (1989), мастер спорта СССР международного класса (1989), обладатель титула «Снежный барс» (1985). Покоритель одиннадцати восьмитысячников планеты, совершивший на них в общей сложности 18 восхождений. Кавалер ордена «За личное мужество» (1989), казахстанской медали «За мужество» (1998, посмертно), лауреат высшей награды Американского альпклуба — медали Дэвида Соулса, вручаемой альпинистам, спасшим в горах людей с риском для собственной жизни (1997).

Свою спортивную карьеру начал в детском возрасте с походов и восхождений на Урале. Будучи студентом Челябинского пединститута, поднимался на вершины Тянь-Шаня, а во время службы в армии покорил свои первые семитысячники на Памире. В 1989 году в составе советской гималайской экспедиции на Канченджангу взошёл на все вершины этого массива высотой выше 8000 метров. После распада СССР работал преимущественно горным гидом — первый опыт в этом начинании Букреев получил в США, подняв клиентов на высшую точку Северной Америки вершину Мак-Кинли. В период с 1991 по 1995 год в составе различных экспедиций дважды поднимался на Эверест, Дхаулагири и Макалу, а также взошёл на К2 и Манаслу. Погиб 25 декабря 1997 года в результате схода снежной лавины во время попытки зимнего восхождения на вершину Аннапурна.

Статья года в номинации «Статьи. Персоналии. Спортсмены»
(Далее…)

Луи Пастер (фр. Louis Pasteur; 27 декабря 1822, Доль, департамент Юра — 28 сентября 1895, шато Вильнёв-л’Этан близ Гарша) — французский химик и микробиолог, член Французской академии — «бессмертный» (1881). Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней животных и человека, стал одним из основоположников микробиологии, создателем научных основ вакцинации и вакцин против сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Его работы в области строения кристаллов и явления поляризации легли в основу стереохимии. Также Пастер поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни в настоящее время, опытным путём доказав невозможность этого. Его имя широко известно благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации.

Происходил из семейства кожевника, получил разностороннее образование, в частности, обладал художественными способностями. Избрав карьеру учёного, в 26 лет стал профессором физики благодаря открытию структуры кристаллов винной кислоты. В течение 1859—1864 годов сконцентрировался на изучении теории самозарождения микроорганизмов и параллельно занимался процессами брожения в связи с массовой порчей вина и пива. После 1870-х годов Пастер практически полностью перешёл к проблемам медицины (с 1873 года член Национальной медицинской академии) в связи с личной драмой — трое детей учёного погибли от тифа. В 1888 году добился открытия в Париже Пастеровского института, первым директором которого являлся до своей кончины и в склепе которого был похоронен.

Статья года в номинации «Статьи. Персоналии. Учёные и деятели искусства»
(Далее…)

12-й и 13-й чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов (справа) и Гарри Каспаров в 1984—1990 годах провели пять матчей за звание чемпиона мира

История шахмат насчитывает около полутора тысяч лет. Вероятно, старейшим известным предком шахмат является индийская игра чатуранга, заимствованная персами, которые видоизменили её и назвали шатрандж. После арабского завоевания Персии в VII веке шатрандж распространился в пределах арабского халифата, а от арабов стал известен европейцам. Близкий к современному облик шахматы приобрели в конце XV века, когда ныне существующие ходы получили ферзь и слон. Игра существенно изменилась, стала более быстрой, преимущество первого хода у белых сделало возможным появление дебютов, в которых белые готовят атаку на ранней стадии партии, и стимулировало развитие дебютной теории.

В середине XIX века возникает система международных соревнований, сначала — в виде матчей между сильнейшими шахматистами, а со второй половины столетия — также и в виде международных турниров (конгрессов). В 1886 году Вильгельм Стейниц победил Иоганна Цукерторта в матче, по условиям которого победитель получал право объявить себя чемпионом мира по шахматам. От этого события ведётся хроника шахматных чемпионов мира. В 1924 году была основана Международная шахматная федерация (ФИДЕ). После смерти четвёртого чемпиона мира Александра Алехина в 1946 году следующие обладатели титула определялись в результате системы спортивного отбора по правилам, утверждённым ФИДЕ. В конце XX века в шахматах произошёл раскол: чемпион мира Гарри Каспаров и претендент Найджел Шорт провели очередной матч не под эгидой ФИДЕ, и в 1993—2006 годах одновременно разыгрывались два звания чемпиона мира. С 2006 года розыгрыш звания чемпиона мира унифицирован, и с 2013 года им владеет норвежец Магнус Карлсен.

Статья года в номинации «Статьи. Спорт»
(Далее…)

Президент Республики Перу́ (исп. Presidente de la República del Perú, неофициально президент Перу́, исп. Presidente del Perú) — глава государства в Перу, высший государственный пост республики. По конституции Перу президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, а также является главнокомандующим Вооружённых и полицейских сил. Наименование должности главы государства в Перу многократно менялось, но обычно всех глав республиканского Перу принято называть условным термином «президент».

В соответствии с Конституцией Перу 1993 года президент выбирается всеобщим тайным голосованием сроком на 5 лет, без права последовательного переизбрания. Инаугурация президента проходит каждый раз 28 июля, которое является национальным праздником и выходным днём. С 23 марта 2018 (2018-03-23) года президентом Перу является Мартин Альберто Вискарра Корнехо.

Особенностью исполнительной власти в Перу (среди стран Латинской Америки с президентской формой правления) является наличие отдельного поста руководителя правительства — председателя Совета министров Перу, возглавляющего Совет министров. Этот пост появился в соответствии с политической конституцией 1856 года (однако первое назначение на него было совершено только 14 февраля 1857 (1857-02-14) года). Поскольку правительства Перу формируются президентами страны, существовали правительства, в которых отдельный пост их главы отсутствовал либо оставался вакантен между отставкой одного председателя Совета министров и назначением нового лица на этот пост.

Статья года в номинации «Списки. Персоналии»
(Далее…)

Монеты венгерского форинта (венг. forint érmék), выпускаемые в период с 1946 год по настоящее время. Монеты форинта являются частью валюты Венгрии, венгерского форинта.

Названием форинт на венгерском языке в период между 1806 и 1892 годами именовалась валюта Австро-Венгерской империи, австрийский гульден. Официально форинт в качестве валюты Венгрии был введён после окончания Второй мировой войны, в августе 1946 года, правительством Второй Венгерской Республики. Валюта сохраняла стабильность более 20 лет. Ослабление социалистической экономической системы привело к инфляции, которая сказалась на покупательной способности форинта, что в 1990-х годах вызвало кризис. Стабилизировать валюту удалось лишь в начале XXI века. С 1 марта 2008 года начался вывод из обращения монет номиналом в 1 и 2 форинта. Это решение было обусловлено слишком большими расходами на чеканку монет малых номиналов (примерно в 4 раза выше их фактической стоимости). В 2009 году состоялась замена банкноты достоинством 200 форинтов монетой аналогичного достоинства.

В различные периоды в обращении находились монеты номиналом в 2, 5, 10, 50 филлеров, 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200 форинтов. Кроме того, с 1948 года выпускаются памятные монеты для широкого обращения, с 1949 года — инвестиционные и монеты не для обращения.

Статья года в номинации «Списки. Разное»
(Далее…)

Мыщцы шеи

Мышцы шеи (лат. musculi colli, mm. colli), которые являются частью мышечной системы человека. Они объединены в список в соответствии с международным стандартом Terminologia Anatomica (TA), который был разработан Федеративным комитетом по анатомической терминологии (FCAT) и Международной федерацией ассоциации анатомов (IFAA), также в списке отражены некоторые особенности русскоязычной классификации (в частности, глубина залегания и расположение).

Мышцы шеи различны по своему происхождению, среди них выделяют:

  1. Производные жаберных дуг;
  2. Аутохтонные мышцы шеи:
    1. Передние мышцы;
    2. Боковые мышцы;
    3. Предпозвоночные мышцы.

Согласно международному стандарту Terminologia Anatomica (TA) мышцы шеи делятся следующим образом:

  1. Собственные мышцы шеи;
  2. Надподъязычные мышцы;
  3. Подподъязычные мышцы;
  4. Подзатылочные мышцы.

Статья года в номинации «Списки. Разное»
(Далее…)

Цикл статей о картинах из собрания Государственной Третьяковской галереи включает в себя девять статей о полотнах русских художников Карла Брюллова, Ореста Кипренского, Исаака Левитана, Григория Мясоедова, Константина Савицкого, Зинаиды Серебряковой, Василия Сурикова и Валерия Якоби:

Статья года в номинации «Циклы статей»

Цикл списков о Сербии и Республике Сербской включает в себя девять избранных списков о деятелях Сербии, культуре, административном делении и вооружённых силах Сербии, а также о Сербской православной церкви:

Статья года в номинации «Циклы списков»

статья - это... Что такое статья?

  • статья — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? статьи, чему? статье, (вижу) что? статью, чем? статьёй, о чём? о статье; мн. что? статьи, (нет) чего? статей, чему? статьям, (вижу) что? статьи, чем? статьями, о чём? о статьях 1. Статьёй называется… …   Толковый словарь Дмитриева

  • СТАТЬЯ — статьи, р. мн. статей, жен. 1. Сочинение небольшого размера в периодическом издании или непериодическом сборнике. Передовая статья. Журнальная статья. Полемическая статья. Сборник статей. Газетная статья. «Я в то время только что оставил школьную …   Толковый словарь Ушакова

  • статья — См. сочинение, часть другая статья, особь статья, расходная статья... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. статья пункт, параграф, условие; сочинение, часть; публикация, оттиск …   Словарь синонимов

  • Статья 99 — Article 99 …   Википедия

  • статья — статья, статьи, статьи, статей, статье, статьям, статью, статьи, статьёй, статьёю, статьями, статье, статьях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • статья — и; мн. род. тей, дат. тьям; ж. 1. Научное, публицистическое, научно популярное сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. Газетная с. Критическая с. Передовая с. Написать, опубликовать статью. Ругательная с. Заявить о себе… …   Энциклопедический словарь

  • СТАТЬЯ — СТАТЬЯ, и, род. мн. тей, жен. 1. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера. Газетная, журнальная с. Критическая с. 2. Глава, раздел в каком н. документе, перечне, справочнике. С. закона. Расходные и доходные статьи в смете.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Статья — 1. Произведение публицистики, науч., научно популярной, техн. и иной лит., аналитически рассматривающее к. л. проблему или их комплекс и являющееся составной частью периодич. или продолжающегося издания, непериодич. сборника, словаря,… …   Издательский словарь-справочник

  • Статья — ж. 1. Публицистическое, научное или научно популярное сочинение небольшого размера. 2. Самостоятельный раздел, глава, параграф в каком либо документе, перечне, словаре и т.п. отт. Раздел финансового документа, бюджета, содержащий в себе… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • СТАТЬЯ — (Rate, rating) степень матросского звания в дореволюционном флоте. Все матросы и рядовые специалисты, а равно и унтер офицеры разделялись на две статьи: вторая младшая и первая старшая. Так, напр., матросы разделялись на матросов 1 й статьи и… …   Морской словарь

  • Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о