Текст с планом по русскому языку: Сложный план текста – пример – Как составлять план текста? 🚩 составьте план текста 🚩 Школы

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» 9-10. Составление плана текста

Методическая разработка занятий 9 — 10 курса

«Подготовка к  написанию сжатого изложения»

Занятия 9 – 10.

Составление плана текста

Необходимые сведения

План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.

Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию, концентрировать внимание на главном, отсеивать второстепенное.

В зависимости от языкового оформления различают следующие виды плана: назывной, вопросный, тезисный и цитатный.

Прочитайте текст, а затем познакомьтесь с таблицей, в которой даны четыре варианта плана этого текста.

Дракон и принцесса

Сколько всего было про драконов и принцесс написано! Но я все-таки рискну рассказать еще одну историю.

Жил дракон, славный и милый.

 Никто, кроме него, не умел изрыгать огонь так ловко, что с одного раза загоралось сразу полдеревни. Крестьяне трусливо прятались, заметив его знаменитый бреющий полет. От сердитого взгляда рыбьих навыкате глаз и серного запаха из раскрытой пасти отважные рыцари мешками падали с боевых коней. Дракон наводил ужас на близлежащие королевства.

Однажды дракон решил слетать в какое-нибудь очень отдаленное королевство, до которого еще не докатились слухи о его проказах. Он остановился на отдых высоко в горах, где развлекался тем, что дышал на снега, устраивая смертоносные лавины. Он веселился до тех пор, пока ранним утром не встретил на узкой горной тропе принцессу со свитой. О том, что это принцесса, догадаться было нетрудно, хотя на прелестном создании было альпинистское снаряжение, а не воздушное платье. У драконов на принцесс генетический нюх. Дракон принял боевую позицию и для начала изрыгнул небольшой столб огня, от которого придворные разбежались. Лишь принцесса не испугалась. Она подошла к дракону, щелкнула его по носу и засмеялась:

— Какой забавный! Господа, смотрите, кого я нашла!

Господа, спрятавшись за камнями, стучали зубами. Дракон хотел было сожрать нахалку, но, взглянув в ее глаза, понял, что пропал. Таких глаз цвета морского прибоя он не видел ни у одной девчонки на всей планете. В них таяли мерцающие звезды, сияли восхитительные жемчужины.

   — Пойдем с нами, — скомандовала принцесса, похлопав его по когтистой лапе, — я покажу тебя маме и папе!

Дракон обреченно вздохнул и поплелся за ней, как комнатная собачка. 

Дома дракона представили папе с мамой. Папа был категорически против него, но королева-мать, умнейшая женщина, сказала, что неплохо иметь в доме своего дракона. И дракон остался жить при дворе. Конечно, он понимал, что принцесса капризна, что у нее дурная наследственность, но ради ее красивых глаз он мог сделать все, что угодно. Принцесса потребовала, чтобы дракон стал поменьше ростом, научился прямо ходить и не извергал пламя: казна не способна оплатить такое количество огнетушителей и выдать столько компенсаций!

Дракон прекратил полеты, изловчился уменьшить рост, его изогнутая хорда закостенела, превратилась в позвоночник. Он больше не извергал пламя, но зато сердце дракона пылало, как огромный костер!

Принцесса уделяла дракону много драгоценного времени: учила его читать и писать. Они вместе поступили в университет, где приятно и весело проводили время до тех пор, пока она не объявила, что хочет стать хиппи. Возлюбленная сменила кринолин на рваные джинсы и рванула автостопом по соседним странам. Дракон, волоча хвост по пыльным дорогам, следовал за ней. Принцесса сделалась вегетарианкой, и дракон прекратил глотать козочек и стал питаться полезной морковью. Принцесса стала пацифисткой, и дракон смиренно подставлял сразу обе щеки, если случалась драка. Он отрастил чешую до плеч, мог часами сидеть рядом с ней в позе лотоса.   Как-то со скуки она сунула ему в руки гитару, и, к всеобщему удивлению, оказалось, что дракон неплохо играет, недурно поет и сочиняет музыку на собственные гениальные стихи.

— Ты будешь рок-музыкантом, — решила принцесса, — вот только хвост убрать!

Дракон перенес три операции по удалению хвоста. Принцесса купила ему черные очки, стильную серьгу в ухо и занялась его продвижением.  На удивление быстро они добились успеха. Фанатки носили дракона на руках. Деньги текли рекой в королевскую казну. Дракон с принцессой объездили полмира, хотели объехать оставшуюся половину, но устали и вернулись домой немного передохнуть.

   Дома дракон писал новые песни, а принцесса гуляла по крепостной стене. Возвращалась с прогулок посвежевшая, с букетиком эдельвейсов в руках. Говорила всякие милые нелепости. Дракон обожал ее такой. А папа с мамой даже стали подумывать, что известный рок-музыкант, пусть и дракон в прошлом, неплохая партия для засидевшейся в девушках принцессы.

Однажды принцесса позвала дракона на прогулку. Они отправились на чудный луг. Солнышко светило ласково, кругом порхали бабочки, паслись овечки. Честное слово, дракон чуть не прослезился! Но принцесса подвела его к пастуху и пролепетала:

— Я давно хотела вас познакомить. Это пастух, а это дракон!

Пастух как пастух. Красив, широкоплеч, смугл. Дракон спрятался за темными очками, пожал сопернику руку и, сославшись на головную боль, поплелся домой, где принялся крушить мебель любимой гитарой, извлекая из нее такие звуки, что по королевству пошла дрожь.

Вернулась принцесса. Она пахла эдельвейсами, светилась нежностью и была полна желания выговориться. Принцесса говорила о том, что любит пастуха и дракон, как брат, обязан ей помочь. И он помог. Он разбился в лепешку, но организовал свадьбу: лично приклеивал на приглашения марки, смачивая последние раздвоенным языком.

Перед венчанием принцесса поцеловала его во вспотевший лоб:

— Ах, если бы ты хоть немножко был похож на человека! 

Дракон подал принцессе дрожащую руку и повел ее к алтарю…

Вскоре от отчаяния дракон подпалил один из домов на ратушной площади. Полицейские хотели его арестовать, но он, как в старые времена, сверкнул на них глазами, и стражи порядка отступили. 

Некоторое время дракон отсиживался в горах, отращивая обрезанные крылья и позорно короткий хвост. Таскал у местных пастухов овечек и с удовольствием пугал альпинистов. В конце концов, он налетел на соседнее королевство, спалил несколько деревень и приземлился в столице на дворцовой площади. К нему тут же подбежало существо в бантах и оборках и жеманно проговорило:

— Ой, какой милый! Я возьму тебя к себе!
Дракон рявкнул: «Нет!»- и проглотил принцессу вместе с бантами, оборками и красными башмачками.

В тот же миг из-за аккуратно подстриженных кустов выскочила бдительная охрана и, скрутив дракона, потащила его в здание суда. Присяжные и судья в один голос осудили злодея. Король с королевой безутешно плакали. Сотня отважных рыцарей примчалась на лужайку, чтобы изрубить наглеца, как колбасу.  

Устало вздохнув, дракон расправил крылья, одним ударом мощного хвоста освободился от кандалов и наручников, проглотил судью и вышел на свободу. Обратив отважных рыцарей в позорное бегство, дракон изящно поднялся в воздух и, рассекая легкие облачка,  полетел в неведомые края в надежде отыскать где-нибудь уголок, свободный от королевских особ.

Вид плана

Особенность формулировки пунктов плана

Примеры

Назывной план (в виде назывных предложений)

Содержание каждой смысловой части обозначается опорным словом  или словосочетанием, которого достаточно для последовательного развертывания всей информации данной смысловой части

  1. История про дракона и принцессу.
  2. Дракон – гроза близлежащих королевств.
  3. Встреча с принцессой.
  4. Дракон при дворе принцессы.
  5. Увлечения и прихоти принцессы. Дракон – рок-музыкант.
  6. Дракон и пастух.
  7. Свадьба.
  8. Отчаяние дракона.
  9. Судьба второй принцессы.
  10. Былая свобода.

Вопросный план (в виде вопросительных предложений)

Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана.

1. Кто герои этой сказки?

2. Почему дракон наводил ужас на близлежащие королевства?

3. Как встретились принцесса и дракон?

4.Почему дракон оказался при дворе? Что потребовала принцесса от дракона?

5. Какие прихоти принцессы выполнял дракон? Как он стал рок-музыкантом?

6. Почему принцесса не вышла замуж за дракона?

7. Чем в последний раз дракон помог принцессе?

8. Почему он вернулся к прежней жизни?

9. Как дракон поступил со второй принцессой?

10. Как он снова обрел свободу?

Тезисный план (в виде тезисов)

Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном-двух предложениях (тезисах). По сути дела, тезис – это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане.

1.Автор предлагает послушать еще одну историю про принцессу и дракона.

2.Живет на свете славный, ловкий дракон, который одним дыханием может сжечь полдеревни, чем наводит ужас на окружающих.

3.Однажды в горах дракон встречает принцессу и влюбляется в нее с первого взгляда. Принцесса решает взять дракона с собой.

4. С разрешения короля и королевы дракон остается жить при дворе. Принцесса требует, чтобы дракон внешне изменился: стал меньше ростом, научился ходить прямо и не извергал пламя.

5.Дракон разделяет все увлечения принцессы: учится в университете, становится хиппи, пацифистом, вегетарианцем, занимается йогой. Принцесса продвигает его как рок-музыканта.

6.Принцесса и дракон после долгих странствий возвращаются домой, король и королева прочат дракона принцессе в мужья. Принцесса признается, что влюблена в пастуха.

7. Принцесса просит дракона помочь организовать ее с пастухом свадьбу. Дракон скрепя сердце соглашается.

8. От отчаяния дракон сжигает дом на ратушной площади и скрывается в горах, где отращивает крылья и хвост.

9. Дракон встречает новую принцессу, которая тоже хочет взять его себе. Но дракон проглатывает ее.

10. Злодея осуждают, но он освобождается от кандалов и наручников и улетает в неведомые края, где нет королевских особ.

Цитатный план (в виде цитат из текста)

Содержание каждой смысловой части текста представлено в виде цитаты, наиболее полно и емко характеризующей основное содержание микротемы.

1. «Сколько всего было про драконов и принцесс написано! Но я все-таки рискну рассказать еще одну историю». 2. «Дракон наводил ужас на близлежащие королевства».

3. «Дракон хотел было сожрать нахалку, но, взглянув в ее глаза, понял, что пропал».

4. «И дракон остался жить при дворе».

5. «Принцесса сделалась вегетарианкой, и дракон прекратил глотать козочек и стал питаться полезной морковью. Принцесса стала пацифисткой, и дракон смиренно подставлял сразу обе щеки, если случалась драка. Она сунула ему в руки гитару

— Ты будешь рок-музыкантом!»

6. «- Я давно хотела вас познакомить. Это пастух, а это дракон!»

7. «Принцесса говорила о том, что любит пастуха и дракон, как брат, обязан ей помочь».

8. «Вскоре от отчаяния дракон подпалил один из домов на ратушной площади».

9. «- Ой, какой милый! Я возьму тебя к себе!
Дракон рявкнул: «Нет!»- и проглотил принцессу ».

10. «Дракон изящно поднялся в воздух и, рассекая легкие облачка, полетел в неведомые края в надежде отыскать где-нибудь уголок, свободный от королевских особ».

Упражнение 1

Познакомьтесь с планом текста. Попробуйте догадаться по этому плану о содержании текста

1. Ужасное происшествие в курятнике!

2. История о пяти погибших курицах.

3. Весть от петуха о гибели от несчастной любви трех куриц.

4. Сведения от голубей о двух ощипанных курицах.

5. Случайно слетевшее с добропорядочной курицы перышко.

6. Пересуды соседок-кур о причине падения перышка.

7. Сообщение совы о неблагопристойном поведении наседки.

8. Требование добропорядочной курицы о размещении этой истории в газете.

Прочтите текст и установите, соответствует ли он плану. Если необходимо, внесите правку в план. Затем еще раз прочтите текст и письменно его изложите.

Истинная правда

Ужасное происшествие! — сказала курица, проживавшая совсем на другом конце города, а не там, где случилось происшествие. — Ужасное происшествие в курятнике! Я просто не смею теперь ночевать одна! Хорошо, что нас много на нашесте!

И она принялась рассказывать, да так, что перышки у всех кур встали дыбом, а гребешок у петуха съежился. Да, да, истинная правда!

Но мы начнем сначала, а началось все в курятнике на другом конце города.

Солнце садилось, и все куры уже были на нашесте. Одна из них, белая коротконожка, курица во всех отношениях добропорядочная и почтенная, исправно несущая положенное число яиц, усевшись поудобнее, стала перед сном чиститься и охорашиваться. И — вот одно маленькое перышко вылетело и упало на землю.

— Ишь, полетело! — сказала курица. – Ну, ничего, чем больше охорашиваешься, тем больше хорошеешь!

Это было сказано так, в шутку, — курица вообще была веселого нрава, но это ничуть не мешало ей быть, как уже сказано, весьма и весьма почтенною курицей. С тем она и заснула.

В курятнике было темно. Куры сидели рядом, и та, что сидела бок о бок с нашей курицей, не спала еще: она не то чтобы нарочно подслушивала слова соседки, а так, слышала краем уха, — так ведь и следует, если хочешь жить в мире с ближними! И вот она не утерпела и шепнула другой своей соседке:

— Слышала? Я не желаю называть имен, но среди нас есть курица, которая готова выщипать себе все перья, чтобы только быть покрасивее. Будь я петухом, я бы презирала ее!

Как раз над курами сидела в гнезде сова с мужем и детками; у сов слух острый, и они не упустили ни одного слова соседки. Все они при этом усиленно вращали глазами, а совиха махала крыльями, точно опахалами.

— Тс-с! Не слушайте, детки! Впрочем, вы, конечно, уже слышали? Я тоже. Ах! Просто уши вянут! Одна из кур до того забылась, что принялась выщипывать себе перья прямо на глазах у петуха!

— Осторожно, здесь дети! — сказал сова-отец. — При детях о таких вещах не говорят!

— Надо все-таки рассказать об этом нашей соседке сове, она такая милая особа!

И совиха полетела к соседке.

— У-гу, у-гу! — загукали потом обе совы прямо над соседней голубятней. — Вы слышали? Вы слышали? У-гу! Одна курица выщипала себе все перья из-за петуха! Она замерзнет, замерзнет до смерти! Если уже не замерзла! У-гу!

— Кур-кур! Где, где? — ворковали голуби.

— На соседнем дворе! Это почти на моих глазах было! Просто неприлично и говорить об этом, но это истинная правда!

— Верим, верим! — сказали голуби и заворковали сидящим внизу курам: — Кур-кур! Одна курица, а иные говорят, даже две выщипали себе все перья, чтобы отличиться перед петухом! Рискованная затея. Этак и простудиться и умереть недолго, да они уж и умерли!

— Кукареку! — запел петух, взлетая на забор. — Проснитесь! — У самого глаза еще слипались ото сна, а он уже кричал: — Три курицы погибли от несчастной любви к петуху! Они выщипали себе все перья! Такая гадкая история! Не хочу молчать о ней! Пусть разнесется по всему свету!

— Пусть, пусть! — запищали летучие мыши, закудахтали куры, закричал петух. — Пусть, пусть!

И история разнеслась со двора во двор, из курятника в курятник и дошла наконец до того места, откуда пошла.

— Пять куриц, — рассказывалось тут, — выщипали себе все перья, чтобы показать, кто из них больше исхудал от любви к петуху! Потом они заклевали друг друга насмерть, в позор и посрамление всему своему роду и в убыток своим хозяевам!

Курице, которая обронила перышко, было и невдомек, что вся эта история про нее, и, как курица во всех отношениях почтенная, она сказала:

— Я презираю этих кур! Но таких ведь много! О подобных вещах нельзя, однако, молчать! И я, со своей стороны, сделаю все, чтобы история эта попала в газеты! Пусть разнесется по всему свету — эти куры и весь их род стоят того!

И в газетах действительно напечатали всю историю, и это истинная правда: из одного перышка совсем не трудно сделать целых пять кур!

Проверьте план:

1. Ужасное происшествие в курятнике!

2. Случайно слетевшее с добропорядочной курицы перышко.

3. Пересуды соседок-кур о причине падения перышка.

4. Сообщение совы о неблагопристойном поведении наседки.

5. Сведения от голубей о двух ощипанных курицах.

6. Весть от петуха о гибели от несчастной любви трех куриц.

7. История о пяти погибших курицах.

8. Требование добропорядочной курицы о размещении этой истории в газете.

Задание

Составьте подобные упражнения. Предложите  для выполнения одноклассникам. Тексты можно найти на сайте skazki-priskazki.ru

ГДЗ Сформулируйте и запишите тему данного текста. Составьте его план. Упр. 8, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Сформулируйте и запишите тему данного текста. Составьте его план.
 
Русский язык — один из наиболее распространённых и богатых языков мира, на которых говорят за пределами основной территории их распространения представители5 разных народов, общаясь не только с исконными5 носителями этих языков, но и между собой. <…>
Английский, русский и некоторые другие, так называемые мировые языки характеризуются не только спецификой общественных функций… но и сознательным выбором этих языков для изучения и использования  (признание «иностранным языком», то есть предметом преподавания в школах и вузах большинства стран;
юридическое признание «рабочим языком» в международных организациях, прежде всего в ООН2, на международных конгрессах и т. д.).
Русский язык по абсолютному числу владеющих5 им занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, особенно родным, но глобальностьрасселения носителей языка, охват им разных, максимальных по числу стран, а также наиболее влиятельных социальных слоёв населения в разных странах (например, научно-технической и творческой интеллигенции, административного аппарата). Большое значение имеет общечеловеческая значимость художественной литературы, всей культуры, созданной на данном языке. <…>
Как и другие языки широкого международного изучения и употребления, русский язык вошёл в «клуб мировых языков» в силу действия социальных и лингвистических факторов. Социальные факторы связываются со значением народа — носителя данного языка в истории человечества и его ролью, авторитетом в современном мире. <…>
Русский язык и другие «мировые языки» отличаются высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и возможностей выражения и передачи мысли. Информационная ценность есть качество самих элементов языка, но, естественно, она находится в тесной зависимости от количества и качества информации, изложенной на данном языке в оригинальных и переводных публикациях. <…>
(В. Костомаров)
 
Руководствуясь составленным вами планом, подготовьте устное сообщение на тему «Русский язык в современном мире». Прослушайте сообщения своих коллег. Есть ли что-то общее в ваших сообщениях? Если есть, то что именно?

Текст. Заголовок текста. Части текста. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

Чтобы понять, что такое текст, рассмотрим две группы предложений и определим, в каком наборе предложения связаны по смыслу:

1. На день рождения мне подарили щенка.

Оля мечтает стать учительницей.

Наступила золотая осень.

2. Маша живет в селе Луговом. Она учится во втором классе. Летом девочка часто ходит на ферму. Там работает ее мама.

В первой группе предложения не связаны по смыслу, а во второй все предложения связаны по смыслу: в первом предложении  говорится о Маше, которая живет в селе, во втором – что Маша учится во втором классе, из третьего предложения мы узнали, куда Маша ходит летом, а из четвертого – где работает мама Маши. Можно сделать вывод, что вторая группа предложений – это пример текста.

Текст – это два или несколько предложения, связанных по смыслу.

Выберем предложения, из которых можно составить текст:

Вот прилетела стайка воробьев. В давние времена книги переписывали от руки. Пожарная машина мчится на вызов. Они весело зачирикали под окном. Ребята учатся решать задачи. Птицы проворно начали клевать хлебные крошки.

Проверим:

Вот прилетела стайка воробьев. Они весело зачирикали под окном. Птицы проворно начали клевать хлебные крошки (рис. 1).

Рис. 1. Воробьи (Источник)

Эти предложения связаны между собой по смыслу и составляют текст.

Теперь узнаем, могут ли предложения в тексте располагаться беспорядочно, и проверим это. Прочитайте предложения. Подумайте, можно ли их назвать текстом. Если нет, то восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст:

1. И все цыплята залезли к ней под крыло.

2. Во дворе ходила курочка с цыплятами.

3. 

Вдруг пошел сильный дождь.

4. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила.

Проверим:

Во дворе ходила курочка с цыплятами. Вдруг пошел сильный дождь. Курочка скорей на землю села, все перышки растопырила. И все цыплята залезли к ней под крыло (рис. 2).

Рис. 2. Курочка и цыплята (Источник)

Если в тексте предложения связаны по смыслу и стоят в определенном порядке, то такой текст называется связанным. Если нарушается этот порядок, то и нарушается связь между предложениями, текст распадается. Узнаем, как же связываются предложения в тексте.

Прочитайте текст:

На лесной поляне мы заметили медведя. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ягодами малины. Могучий великан наелся и отправился дальше (рис. 3)

.

Рис. 3. Медведь (Источник)

Обратим внимание, что первое и второе предложения связаны с помощью слов «лесной житель». Второе и третье – с помощью местоимения «он». Четвертое с третьим – с помощью слов «могучий великан» (так автор назвал медведя).

Предложения в тексте могут быть связаны с помощью синонимов или местоимений, чтобы избежать повторов.

Интересный факт

Русак – это серый заяц, который не меняет свою окраску зимой и летом (рис. 4).

Рис. 4. Русак (Источник)

Прочитайте текст, отредактируйте его, используя слова зайчик, косой, он.

Русак перескочил через дорогу. Русак подошел к своей старой норке. Выбрал русак местечко повыше. Раскопал русак снег, лег в новую норку. Уложил русак не спине уши и заснул с открытыми глазами.

Проверим.

Русак перескочил через дорогу. Он подошел к своей старой норке. Выбрал косой местечко повыше. Раскопал зайчик снег, лег в новую норку. Уложил русак не спине уши и заснул с открытыми глазами (рис. 5).

Рис. 5. Заяц-русак в снегу (Источник)

 


 

Это интересно

Существует маленький секрет правильного написания текста.

Рассмотрим один из вариантов текста.

Весна пришла. Быстро растаял снег. Реки затопили берега. Однажды рыбак пробирался на лодке сквозь торчащие из воды кусты. На одном из них он увидел странный рыжий гриб. Вдруг гриб прыгнул прямо в лодку. Это была белка.

Поставим вопросы к глаголам.

Весна (что сделала?) пришла. Снег (что сделал?) растаял. Реки (что сделали?) затопили. Рыбак (что делал?)  пробирался. Рыбак (что сделал?) увидел. Гриб (что сделал?) прыгнул. Белка (что делала?) была.

Несложно заметить, что все глаголы употреблены в одном времени – прошедшем.

Употребление глаголов в одном и том же времени в тексте называется единым временным планом текста. Благодаря использованию глаголов в одном времени предложения связываются между собой.

 

В любом тексте можно определить его тему и основную мысль.

Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.

Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор в своем тексте. Более подробно об этом вы узнаете на следующих уроках.

Рассмотрим, что такое

заголовок текста и как озаглавить текст.

Озаглавить текст – значит дать ему название. Заголовок может отражать тему или основную мысль текста.

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста.

Была у Бори собака Шарик. Идет мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет. Шарик – настоящий друг (рис. 6).

Рис. 6. Мальчик с собакой (Источник)

Проверим.

Тема: мальчик и собака

Основная мысль: собака – настоящий друг.

Озаглавить текст можно так: «Боря и Шарик» (этот заголовок отражает тему текста), «Настоящий друг» (этот заголовок отражает главную мысль текста).

В каждом тексте можно выделить

опорные слова. Узнаем, что это такое.

Прочитайте текст. Определите, без каких слов не было бы текста.

Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам стояли крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат (рис. 7).

Рис. 7. Зайчиха с зайчатами (Источник)

Проверим.

Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормит – это опорные слова.

Опорные слова связывают предложения в тексте в единое целое.

Составим текст, используя только опорные слова:

весна, дети, лодочка, бумага, сделали, ручей, пустили, поплыла, бежали, смеялись.

Проверим.

Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Ребята пустили ее в ручей. Лодочка быстро поплыла. Они бежали за ней и смеялись

(рис. 8).

Рис. 8. Лодочка из бумаги (Источник)

Чтобы передать основную мысль текста, его разбивают на смысловые части – абзацы. Каждый абзац – это новая мысль автора. Абзац пишется с красной строки.

Прочитаем текст и определим его части, выразим основную мысль каждого абзаца.

На льдине

Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

(По Б. Житкову)

Рассмотрим первый абзац. В этой части рассказывается о том, как рыбаки отправились на рыбалку:

Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

Основная мысль второго абзаца – начался шторм, и рыбаки оказались на льдине в открытом море:

Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

Основная мысль третьего абзаца – помощь пришла:

Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

Озаглавим каждый абзац:

1. Рыбаки в море.

2. Страшный шторм.

3. Помощь пришла.

Таким образом, у нас получился план текста.

Памятка по работе с текстом

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему текста.

3. Определите главную мысль текста.

4. Озаглавьте текст.

5. Разбейте текст на части.

6. Озаглавьте каждую часть.

7. Составьте план текста.

8. Определите опорные слова.

9. Перескажите текст.

10. Запишите текст по памяти.

С помощью этой памятки вы сможете подготовиться к пересказу текста или изложению.

 

Список литературы

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс, 2012

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа, 2013

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник)

2. Интернет-сайт openclass.ru (Источник)

3. Интернет-сайт infourok.ru (Источник)

 

Домашнее задание

1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Озаглавьте его.

На снег деревья отбрасывали лиловые тени. Чуткое ухо ловило первые знакомые звуки весны. Скрипнула старая ветка. Весенний ветер царствовал в лесу. Он промчался по верхушкам деревьев. Во все стороны полетела снежная пыль. Она спугнула лесную мышь. Мышь подъедала остатки своего завтрака. Забарабанил лесной музыкант. Он радостно встречал весну. Здравствуй, весна! Лес просыпался.

2. Из приведенных опорных слов составьте текст: набежала, темная, тучка, грянул, хлынул, дождик, гром, веселые, ручейки.

3. *Составьте план текста-описания своего домашнего любимца. Устно подготовьте по этому плану текст.

Конспект урока по русскому языку на тему «План текста. Составление планов текстов. Изложение «Мурзик»

План текста. Составление планов к данным текстам. Изложение «Мурзик».

ЦЕЛИ УРОКА: совершенствовать умение определять тему, главную мысль текста, подбирать заголовок; формировать умение делить текст на части, задумываться над употреблением языковых средств, отвечать на вопросы тексту, излагать содержание в соответствии с проведённой подготовкой.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся определят тему текста, подберут к тексту заголовок, напишут изложение по вопросам и опорным словам.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполненного задания.

2. Актуализация знаний

— Послушайте, о чём идёт речь: это устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе как один из основных видов классной работы по развитию речи учащихся, способствует закреплению у них навыков правописания. (Об изложении.)

3. Целеполагание

— Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, учиться по вопросам последовательно излагать содержание текста. Догадайтесь, о ком пойдёт речь?

Вся мохнатенька,

Четыре лапки,

Сама усатенька,

Два яхонта под шапкой.

hello_html_4a030ce7.png

Сильная, большая птица

Даже кошки не боится!..

Очень важная персона –

Чёрно-серая …

hello_html_4953a91e.png

4. Работа по теме урока

hello_html_2a1a63b0.png

Работа по учебнику. С. 66, упр. 115.

— Прочитайте текст. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Определите, соответствует ли эта иллюстрация содержанию текста.

— Определение темы текста: о ком и о чём говорится в тексте? Определение главной мысли: о чём самом главном хотел сказать автор? Обсуждение названия текста.

Сколько частей можно выделить в тексте? К каким из них есть рисунки? Какой еще рисунок можно нарисовать?

Работа над содержанием первой части (три предложения): что сказано о Мурзике? Почему автор назвал его не кот, а котик? Что значит озорной? Как вы понимаете слова однажды, рядом? Какое имя существительное заметит слово он?

Работа над содержанием второй части (два предложения): что говорится о действиях Мурзика? (Прыгнул, вцепился когтями и замер.) Как понимаете слово замер?

Обращается внимание на выражение: вцепился когтями в перья.

— Каким словом можно заменить в первом предложении слово ей? (Вороне.)

Вместо какого слова употреблено слово озорник! Удачно ли подобрано слово?

Работа над третьей частью (два предложения): что сказано о вороне? {Испугалась, полетела над деревней.) Каким словом заменяется имя существительное ворона во втором предложении и почему?

Работа над четвёртой частью (три предложения): назовите действия Мурзика (не удержался, упал, провалился в снег). Почему ему повезло? Какие слова использует автор вместо слова Мурзик! А какие другие слова можно употреблять? (Котику, озорнику.)

hello_html_m59308eb5.png

Чтение вопросов и соотнесение их с частями текста (в дальнейшем вопросы переносятся на доску). Составление фрагментов текста каждой части. (Обращается внимание на первое предложение в каждой части и на то, что каждая часть записывается с красной строки.)

Орфографическая подготовка: на какие правила встретились слова в тексте?

На доске запись вопросов к тексту (учебник, с. 66) и опорных слов:

Однажды, прыгнул, вцепился когтями, в перья, замер, испугалась, пол тела, не удержался, провалился.

Запись текста по вопросам. (Книги закрыты.)

5. Самостоятельная работа

Самостоятельная запись текста по вопросам. Перед текстом записывается заголовок.

Проверка написанного текста (оформление частей, содержание, орфография).

6. Домашнее задание

Выполнить задания по учебнику на с. 67, рубрика «Проверь себя», вопрос 5.

7. Подведение итогов урока

Чему вы учились на уроке?

Презентация — Учимся составлять план текста

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок русского языка
Учимся составлять план текста.
Развитие речи.

Слайд 2

Цели нашего урока: 1. Учиться соотносить заголовок с основной мыслью текста; 2. Формировать умение составлять план текста. 3. Корректировать неправильно составленный план.

Слайд 3

Чистописание
Тт чувствовать Нн акварель Звучит музыка природы! Когда видишь радугу, сердце радуется.

Слайд 4

Прочитай текст. Выдели корни  в однокоренных словах .
                           После дождя. Дождь перестал. П __сок стал мокрым. Мальчики из п __ска строят мост. Юра и Петя прин___сли щепки, стали  м__ стить  м___стовую. Маленький Боря тоже построил мостик, который скоро рассыпался.

Слайд 5

Игра «Закончи предложения»
Текст –это… предложения, связанные между собой по смыслу Текст состоит из… предложений По заглавию можно узнать … о теме текста

Слайд 6

Как составлять план текста
1. Сосчитай количество абзацев в тексте. 2. Найди главное предложение (или ключевые слова) каждого абзаца. Запиши по порядку ключевые слова или предложения каждого абзаца. Это и будет план.

Слайд 7

Откройте учебник на стр. 100 упр. 1

Слайд 8

Составь план текст упр.№1 -обратитесь к алгоритму составления плана (урок 127,упражнение 3)

Слайд 9

План. 1. Есть ли главная профессия? 2. Все профессии важны.( Кто научил всех заниматься своим делом?) 3. Главная профессия – учитель.

Слайд 10

Вывод упр.№1: тренировались составлять план текста с опорой на алгоритм.

Слайд 11

Откройте учебник на стр. 101 упр. 2

Слайд 12

-Прочтите текст. -Назовите основную мысль. - Озаглавьте текст.

Слайд 13

Составить свой вариант плана.

Слайд 14

— найти ключевые слова для каждого абзаца и попытаться одним предложением выразить основную мысль абзаца с опорой на ключевое слово.

Слайд 15

Леса. План. Нелегко вырастить лес. Лесники сажают и охраняют леса. Леса – это живые памятники лесникам.

Слайд 16

— Сравнить свой план с планом Серёжи. - Объясните своё несогласие с работой Серёжи. - С этой целью на основе алгоритма составления плана текста выделить ключевое слово и основную мысль каждого абзаца.

Слайд 17

Вывод упр.№2 — Отрабатывали умение правильно подбирать основную мысль к каждому абзацу , точно отражающую его содержание .

Слайд 18

ВЫВОД УРОКА: -тренировались составлять плана текста с опорой на алгоритм этой работы и корректировать неправильно составленный план.

Слайд 19

Прочитайте текст. Подберите заглавие к тексту.
На дереве лежит пушистая рыжая кошка. У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь. Берегитесь, зайцы и тетерева!

Слайд 20

Найдите границы предложений. Подберите заголовок. Выдели корни  в однокоренных словах.  
   Дождь перестал п__сок стал мокрым мальчики из п __ска строят мост Юра и Петя прин___сли щепки, стали  м__ стить  м___стовую маленький Боря тоже построил мостик, который скоро рассыпался. а) После дождя, б) Мост

Слайд 21

Домашнее задание
Записать исправленный план текста

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *