Язык программирования apple – Обучение iOS разработке — курсы программирования на iOS | GeekBrains — образовательный портал | GeekBrains

Содержание

Swift (язык программирования) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Swift.
Swift
Swift logo with text.svg
Класс языка мультипарадигмальный ( протоколо-ориентированный, объектно-ориентированный, функциональный, императивный)
Появился в 2014
Автор Крис Латтнер[d]
Разработчик Крис Латтнер[d] и Apple
Расширение файлов .swift
Выпуск 5[1] (25 марта 2019; 9 месяцев назад (2019-03-25))
Основные реализации LLVM
Испытал влияние Objective-C, C++, Java[2], Rust, Scala, Python, Ruby, Smalltalk, Groovy[3], язык D[4]
Лицензия с версии 2.2 Open Source (Apache 2.0 with a Runtime Library Exception[5]
[6])
Сайт swift.org
ОС macOS, iOS, tvOS, watchOS, Linux

Swift — открытый мультипарадигмальный компилируемый язык программирования общего назначения. Создан компанией Apple в первую очередь для разработчиков iOS и macOS. Swift работает с фреймворками Cocoa и Cocoa Touch и совместим с основной кодовой базой Apple, написанной на Objective-C. Swift задумывался как более лёгкий для чтения и устойчивый к ошибкам программиста язык, нежели предшествовавший ему Objective-C[7]. Программы на Swift компилируются при помощи LLVM, входящей в интегрированную среду разработки Xcode 6 и выше. Swift может использовать рантайм Objective-C, что делает возможным использование обоих языков (а также С) в рамках одной программы.

Старший вице-президент по разработке программного обеспечения Apple Крейг Федериги во время анонса этого продукта заявил, что язык программирования Swift был заложен ещё в платформе NeXT (ОС NeXTSTEP выпускалась в 1989—1995 годах), которая стала основой для современной macOS, а затем и iOS[8].

Разработка текущего варианта языка Swift началась в 2010 году Крисом Латтнером

[en], руководителем отдела разработки инструментов для создания программного обеспечения Apple и одним из основных разработчиков LLVM. Swift заимствовал идеи из «Objective-C, Rust, Haskell, Ruby, Python, C#, CLU, и ещё из стольких многих языков, что сложно перечислить»[9]. Первоначально для нового языка использовали название Shiny[10]. Впоследствие был назван в честь популярной американской кантри-певицы Свифт, Тейлор.

2 июня 2014 года на конференции WWDC Swift был официально представлен вместе с бесплатным руководством по использованию языка объёмом в 500 страниц, доступным на сервисе «iBook Store»[11].

8 июня 2015 года компания Apple объявила о выпуске новой версии Swift 2.0, которая получила более высокую производительность, новое API обработки ошибок, улучшения синтаксиса языка, а также функцию проверки доступности функций Swift для целевых ОС[12].

3 декабря 2015 года была выпущена бета версия Swift 3.0 с поддержкой операционных систем OS X, iOS и Linux и лицензированная под открытой лицензией Apache 2.0 license with a Runtime Library Exception[13][14]

. Версия 3.0 обратно не совместима с более ранними версиями языка; начиная с нативной среды разработки XCode версии 9 более версии языка Swift-2 и ранее не поддерживаются.

В начале апреля 2016 неназванный источник СМИ в корпорации Google сообщил, что компания рассматривает возможность перевода языка Swift в язык «первого класса» для платформы Android[15]. Ранее уже предъявлялись прототипы Swift компилятора для Android[16][17][18].

19 сентября 2017 года была выпущена версия Swift 4.0.

В сентябре 2018 года, вместе с новой версией iOS 12, была выпущена новая стабильная версия языка Swift 4.2, и появилась бета-версия Swift 5.0. В версии 5.0 заявлена, наконец, стабильная работа ABI со стандартными библиотеками (Swift Dynamic Library), поддержка регулярных выражений и первоклассное решение для параллельной обработки данных с асинхронным режимом обработки async/await[19].

20 сентября 2019 Swift 5.1 - это следующий крупный релиз Swift, и его задача наконец обеспечить стабильность ABI.

Swift заимствовал довольно многое из Objective-C, однако он определяется не указателями, а типами переменных, которые обрабатывает компилятор. По аналогичному принципу работают многие скриптовые языки. В то же время, он предоставляет разработчикам многие функции, которые прежде были доступны в C++ и Java, такие как определяемые наименования, обобщения и перегрузка операторов.

Часть функций языка выполняется быстрее по сравнению с другими языками программирования. Например, сортировка комплексных объектов выполняется в 3,9 раз быстрее, чем в Python, и почти в 1,5 раза быстрее, чем в Objective-C[20][неавторитетный источник?][21].

Код, написанный на Swift, может работать вместе с кодом, написанным на языках программирования C и Objective-C в рамках одного и того же проекта[2].

Репозитории Swift[править | править код]

Apple разделила код Swift на несколько открытых репозиториев.

  • Компилятор и стандартная библиотека:
    • Swift: основной Swift репозиторий, который содержит исходный код для компилятора Swift, стандартная библиотека и SourceKit;
    • Swift-Evolution: документы, относящиеся к продолжающемуся развитию Swift, включая цели для предстоящих выпусков, предложения для изменений и расширений Swift;
  • Библиотеки ядра:
    • Swift corelibs-foundation: исходный код для Foundation, который предоставляет общую функциональность для всех приложений;
    • Swift corelibs-libdispatch: исходный код для libdispatch, который предоставляет примитивы параллелизма для работы на многоядерном аппаратном обеспечении;
    • Swift corelibs-xctest: исходный код для XCTest, который обеспечивает фундаментальную инфраструктуру тестирования для Swift-приложений и библиотек;
  • Менеджер пакетов:
    • Swift package-manager: исходный код для менеджера пакетов Swift;
    • Swift llbuild: исходный код для llbuild, система низкого уровня, который использует Swift package-manager;
  • Клонированные репозитории:
    • Swift опирается на несколько других проектов с открытым кодом, особенно на компилятор LLVM.
    • Swift llvm: исходный код LLVM, с кусочками Swift-дополнений;
    • Swift clang: исходный код для Clang, с кусочками Swift дополнений;
    • Swift lldb: исходный код Swift-версии LLDB, для отладки Swift программ;
// Переменные
var implicitInteger = 70
var implicitDouble = 70.0
var explicitDouble: Double = 70
// Константы
let numberOfApples = 3
let numberOfOranges = 5
let appleSummary = "I have \(numberOfApples) apples."
let fruitSummary = "I have \(numberOfApples + numberOfOranges) pieces of fruit."
print("Hello, world")

let people = ["Anna": 67, "Beto": 8, "Jack": 33, "Sam": 25]
for (name, age) in people {
    print("\(name) is \(age) years old.")
}
  1. Inc., Apple. Swift 5 Released! (англ.), Swift.org (25 March 2019). Дата обращения 5 апреля 2019.
  2. 1 2 Apple анонсировала новый язык программирования Swift (рус.). Sotovik.ru (5 июня 2014). Дата обращения 5 июня 2014.
  3. Laforge, Guillaume. Apple's Swift programming language inspired by Groovy (англ.) (2 June 2014). Дата обращения 3 июня 2014.
  4. 1 2 Building assert() in Swift, Part 2: __FILE__ and __LINE__ - Swift Blog - (неопр.). Apple Developer. — «Swift borrows a clever feature from the D language: these identifiers expand to the location of the caller when evaluated in a default argument list.».
    Дата обращения 26 сентября 2014.
  5. ↑ swift/LICENSE.txt at master · apple/swift · GitHub
  6. ↑ Apple (Россия) - Информация для прессы - Apple открывает исходный код языка Swift
  7. ↑ Главные задачи нового языка программирования Apple Swift — скорость и простота разработки (рус.). 3DNews (3 июня 2014). Дата обращения 3 июня 2014.
  8. ↑ Главные задачи нового языка программирования Apple Swift — скорость и простота разработки (рус.). 3DNews (3 июня 2014). Дата обращения 3 июня 2014.
  9. ↑ Chris Lattner's Homepage (неопр.) (3 июня 2014). — «I started work on the Swift Programming Language in July of 2010. I implemented much of the basic language structure, with only a few people knowing of its existence. A few other (amazing) people started contributing in earnest late in 2011, and it became a major focus for the Apple Developer Tools group in July 2013 [...] drawing ideas from Objective-C, Rust, Haskell, Ruby, Python, C#, CLU, and far too many others to list.». Дата обращения 3 июня 2014.
  10. ↑ https://oleb.net/2019/chris-lattner-swift-origins/
  11. ↑ The Swift Programming Language (неопр.). — Apple, 2014.
  12. ↑ Swift 2.0 будет с открытым кодом в конце года. (рус.). Habrahabr (9 июня 2015). Дата обращения 9 июня 2015.
  13. ↑ Apple открыла исходный код своего «языка будущего». (рус.). CNews (4 декабря 2015). Дата обращения 5 декабря 2015.
  14. ↑ About Swift — Официальный сайт.
  15. ↑ Google may be considering Swift for use on Android
  16. ↑ Running Swift code on Android
  17. ↑ Swift on Android: The Future of Cross-Platform Programming?
  18. ↑ swift/Android.md at master · apple/swift · GitHub
  19. ↑ iOS 12: взгляд разработчика, AppTractor (13 сентября 2018). Дата обращения 7 ноября 2018.
  20. ↑ How can Swift be so much faster than Objective-C in these comparisons? (неопр.). programmers.stackexchange.com. Дата обращения 18 мая 2016.
  21. Swanner, Nate. Google may be considering Swift for use on Android (англ.), The Next Web (7 апреля 2016). Дата обращения 10 марта 2017.

Язык программирования Swift. Русская версия / Apphud corporate blog / Habr

Привет, Хабр! 2 июня все мы воочию могли наблюдать, как компания Apple начала творить революцию в стане Objective-C разработчиков, представив миру свой новый язык программирования – Swift. Вместе с этим, она выложила в открытый доступ небольшую документацию по языку, которую мы решили перевести, если на то будет спрос. Предлагаем вашему вниманию перевод первой главы. Если тема будет интересна, то мы продолжим публиковать перевод каждую неделю.
Оглавление

Добро пожаловать в Swift
    О Swift
    Введение в Swift

Language guide
    The Basics
    Basic Operators
    String and Characters
    Collection Types
    Control Flow
    Functions
    Closures
    Enumerations
    Classes and Structures
    Properties
    Methods
    Subscripts
    Inheritance
    Initialization
    Deinitialization
    Automatic Reference Counting
    Optional Chaining
    Type Casting
    Nested Types
    Extensions
    Protocols
    Generics
    Advanced Operators

Language Reference
    About the Language Reference
    Lexical Structure
    Types
    Expressions
    Statements
    Declarations
    Attributes
    Patterns
    Generic Parameters and Arguments
    Summary of the Grammar
    Trademarks

Добро пожаловать в Swift

О языке Swift

Swift – это новый язык программирования для разработки iOS и OS X приложений, который сочетает в себе все лучшее от C и Objective-C, но лишен ограничений, накладываемых в угоду совместимости с C. В Swift используются паттерны безопасного программирования и добавлены современные функции, превращающие создание приложения в простой, более гибкий и увлекательный процесс. Swift, созданый нами с чистого листа, – это возможность заново представить себе, как разрабатываются приложения.

Swift разрабатывался нами несколько лет. Основой нового языка программирования послужили существующие компилятор, отладчик и фреймворки. Мы упростили процесс управления памятью с помощью механизма автоматического подсчета ссылок – Automatic Reference Counting (ARC). Наши фреймворки также подверглись серьезной модернизации. Objective-C начал поддерживать блоки, литералы и модули – все это создало благоприятные условия для внедрения современных технологий. Именно эта подготовительная работа послужила фундаментом для нового языка программирования, который будет применяться для разработки будущих программных продуктов для Apple.

Разработчикам Objective-C Swift покажется знакомым. Он сочетает в себе читабельность именованных параметров и мощь динамической объектной модели Objective-C. Он открывает доступ к уже существующим фреймворкам Cocoa и совместим с кодом, написанным на Objective-C. Построенный на этой общей основе язык предлагает множество новых возможностей и унифицирует процедурные и объектно-ориентированные аспекты языка программирования.

Swift не отпугнет и начинающих программистов. Это первый мощный язык программирования, такой же понятный и увлекательный, как скриптовый язык. Он поддерживает так называемые playground-ы, которые позволяют программистам экспериментировать с кодом, видя результат в режиме реального времени без необходимости компилировать и запускать приложение.

Swift вобрал в себя все лучшее от современных языков и разработан с учетом обширного опыта компании Apple. Наш компилятор – синоним производительности, наш язык оптимизирован для разработки без оглядки на компромиссы. Он спроектирован таким образом, чтобы вы смогли легко разработать и ваше первое приложение «hello, world!», и даже целую операционную систему. Все это делает Swift важным инструментом для разработчиков и для самой компании Apple.

Swift – это новый фантастический способ создавать приложения для iOS и OS X, и мы продолжим развивать его, добавляя новый функционал и представляя новые возможности. Наша цель – амбициозна. И мы с нетерпением ждем, чтобы увидеть, что вы сумеете создать при помощи него.

Введение в Swift

По давней традиции первая программа на новом языке должна выводить на экран слова “Hello, world”. С помощью Swift это делается так:
println("Hello, world")

Если вы когда-нибудь разрабатывали на C или Objective-C этот синтаксис должен казаться вам до боли знакомым – в Swift эта строчка кода является законченной программой. Вам больше не нужно импортировать отдельные библиотеки для обеспечения базового функционала вроде ввода/вывода в консоль или работы со строками. Код, написанный в глобальной области видимости, является точкой входа в программу, таким образом функция main больше не нужна. Также обратите внимание на отсутствие точки с запятой в конце каждой строки.

Это введение содержит достаточно информации, чтобы начать писать код на Swift. Не переживайте, если вам будет что-то непонятно – мы все детально объясним в последующих главах.

Замечание
Для лучшего понимания материала мы рекомендуем использовать режим playground в Xcode. Playground позволяет вам видеть результат сразу в процессе редактирования кода без необходимости компилировать и запускать приложение.

Простые типы данных

Используйте let для создания константы и var для создания переменной. Тип константы указывать не нужно, вы можете присвоить ей значение лишь единожды.
var myVariable = 42
myVariable = 50
let myConstant = 42

Типы константы и переменной должны совпадать с типами присваиваемых им соответствующих значений. Однако это не означает, что вы должны напрямую указывать их тип. Компилятор автоматически определит тип константы и переменной при присваивании им значения. Так, в приведенном примере компилятор определит, что myVariable имеет целочисленный тип.

Если же инициализатор отсутствует или не предоставляет достаточной информации, вы можете указать тип самостоятельно после переменной, разделив название и тип двоеточием:

let implicitInteger = 70
let inplicitDouble = 70.0
let inplicitDouble: Double = 70

Давайте поэкспериментируем
Создайте константу с типом Float и проинициализируйте ее числом 4.

Значения никогда не конвертируются в другой тип неявно. Если вам необходимо конвертировать значение в другой тип, делайте это явно:
let label = "The width is "
let width = 94
let widthLabel = label + String(width)

Давайте поэкспериментируем
Попробуйте удалить явное преобразование к типу String в последней строке. Какую ошибку вы получите?

Имеется более простой способ включения значений в строки: для этого заключите выражение в скобки и поставьте перед ними обратный слэш (\). Пример:
let apples = 3
let oranges = 5
let appleSummary = "I have \(apples) apples."
let fruitSummary = "I have \(apples + oranges) pieces of fruit."

Давайте поэкспериментируем
Попробуйте использовать конструкцию \() и выведите на экран строку, включающую результат суммы двух целочисленных переменных и чье-нибудь имя.

При работе с массивами и ассоциативными массивами (словарями, dictionary) используются квадратные скобки ([]):
var shoppingList = ["catfish", "water", "tulips", "blue paint"]
shoppingList[1] = "bottle of water"
 
var occupations = [
    "Malcolm": "Captain",
    "Kaylee": "Mechanic",
]
occupations["Jayne"] = "Public Relations"

Чтобы создать пустой массив или dictionary, используйте следующий синтаксис:
let emptyArray = String[]()
let emptyDictionary = Dictionary<String, Float>()

Для создания пустых массивов и словарей используйте [] и [:] соответственно, – например, когда вы присваиваете новое значение переменной или передаете аргумент в функцию.
shoppingList = []   // Went shopping and bought everything.
Условия и циклы

Для создания условий используются операторы if и switch, для создания циклов – for-in, for, while и do-while. При этом выделять круглыми скобками условия и инициализирующие выражения необязательно, тогда как фигурные скобки обязательны.
let individualScores = [75, 43, 103, 87, 12]
var teamScore = 0
for score in individualScores {
    if score > 50 {
        teamScore += 3
    } else {
        teamScore += 1
    }
}
teamScore

Условие внутри оператора if должно быть логическим, это в частности означает, что выражение if score {…} является ошибочным, поскольку здесь нет явного сравнения (например, с нулем).

Условный оператор if можно использовать совместно с let и var для работы с константами и переменными, которые могут иметь значение nil. Такие константы и переменные называются опциональными (то есть они могут либо принимать какое-либо значение, либо быть равны nil). Чтобы создать опциональную переменную или константу добавьте знак вопроса (?) после указания типа.

 var optionalString: String? = "Hello"
optionalString == nil
 
var optionalName: String? = "John Appleseed"
var greeting = "Hello!"
if let name = optionalName {
    greeting = "Hello, \(name)"
}

Давайте поэкспериментируем
Измените optionalName на nil. Что вы видите на экране? Добавьте блок else для обработки случая, когда optionalName равен nil.

Если опциональное значение равно nil, условие будет ложным и код в фигурных скобках после if выполнен не будет. В противном случае переменной greeting будет присвоено новое значение.

Оператор множественного выбора switch поддерживает внутри себя множество других операторов сравнения и не ограничен лишь простыми сравнениями:

let vegetable = "red pepper"
switch vegetable {
case "celery":
    let vegetableComment = "Add some raisins and make ants on a log."
case "cucumber", "watercress":
    let vegetableComment = "That would make a good tea sandwich."
case let x where x.hasSuffix("pepper"):
    let vegetableComment = "Is it a spicy \(x)?"
default:
    let vegetableComment = "Everything tastes good in soup."
}

Давайте поэкспериментируем
Попробуйте удалить условие по умолчанию. Какую ошибку вы получите?

После выполнения подходящего блока кода, программа покидает оператор switch, не проверяя последующие условия. Таким образом вам не нужно вручную добавлять операторы прерывания (break) в конце каждого блока case.

Для перебирания элементов ассоциативного массива используйте оператор for-in совместно с указанием пары имен для каждой пары ключ-значение.

let interestingNumbers = [
    "Prime": [2, 3, 5, 7, 11, 13],
    "Fibonacci": [1, 1, 2, 3, 5, 8],
    "Square": [1, 4, 9, 16, 25],
]
var largest = 0
for (kind, numbers) in interestingNumbers {
    for number in numbers {
        if number > largest {
            largest = number
        }
    }
}
largest

Давайте поэкспериментируем
Добавьте еще одну переменную, которая позволит выяснить, к какому из трех типов относится найденное максимальное число.

Оператор цикла while позволяет выполнять блок кода внутри него до тех пор, пока условие не станет ложным. Условие также может быть указано после блока, который в таком случае будет выполнен по крайней мере один раз.
var n = 2
while n < 100 {
    n = n * 2
}
n
 
var m = 2
do {
    m = m * 2
} while m < 100
m

Оператор for можно использовать для перебора последовательности чисел с помощью двух точек (..) или с помощью инициализатора, условия и инкремента. Посмотрите, эти два цикла делают одно и то же:
var firstForLoop = 0
for i in 0..3 {
    firstForLoop += i
}
firstForLoop
 
var secondForLoop = 0
for var i = 0; i < 3; ++i {
    secondForLoop += 1
}
secondForLoop

При создании цикла используйте две точки (..), если не хотите включать большее значение в диапазон, и три точки (), чтобы включить как меньшее, так и большее значения.
Функции и замыкания.

Для объявления функций используйте ключевое слово func. Вызов функции производится через указание ее имени и списка аргументов в круглых скобках. Возвращаемый тип следует отделить от перечня формальных аргументов с помощью ->.
func greet(name: String, day: String) -> String {
    return "Hello \(name), today is \(day)."
}
greet("Bob", "Tuesday")

Давайте поэкспериментируем
Удалите параметр day. Вместо него добавьте переменную, обозначающую наименование подаваемого на обед блюда.

Если функция возвращает множество значений, следует использовать кортеж:
func getGasPrices() -> (Double, Double, Double) {
    return (3.59, 3.69, 3.79)
}
getGasPrices()

Функции также могут иметь неопределенное число аргументов:
func sumOf(numbers: Int...) -> Int {
    var sum = 0
    for number in numbers {
        sum += number
    }
    return sum
}
sumOf()
sumOf(42, 597, 12)

Давайте поэкспериментируем
Напишите функцию, позволяющую находить среднее арифметическое произвольного числа своих аргументов.

Функции могут вкладываться друг в друга. Вложенная функция может обращаться к переменным, объявленным во внешней функции. Используйте вложенные функции, чтобы привести в порядок код сложной или большой функции.
func returnFifteen() -> Int {
    var y = 10
    func add() {
        y += 5
    }
    add()
    return y
}
returnFifteen()

Функции являются объектами первого класса (first-class type), иными словами, функция в качестве свого результата может возвращать другую функцию.
func makeIncrementer() -> (Int -> Int) {
    func addOne(number: Int) -> Int {
        return 1 + number
    }
    return addOne
}
var increment = makeIncrementer()
increment(7)

Функция также может принимать другую функцию в качестве одного из аргументов.
func hasAnyMatches(list: Int[], condition: Int -> Bool) -> Bool {
    for item in list {
        if condition(item) {
            return true
        }
    }
    return false
}
func lessThanTen(number: Int) -> Bool {
    return number < 10
}
var numbers = [20, 19, 7, 12]
hasAnyMatches(numbers, lessThanTen)

Функции являются частным случаем замыканий. Вы можете создать замыкание, не указывая его имени и окружив тело замыкания фигурными скобками ({}). Для отделения аргументов и типа возвращаемого значения от тела замыкания используйте оператор in.
numbers.map({
    (number: Int) -> Int in
    let result = 3 * number
    return result
    })

Давайте поэкспериментируем
Перепишите замыкание таким образом, чтобы оно возвращало ноль для всех лишних чисел.

Существует несколько техник, позволяющих делать замыкания более лаконичными. Если тип замыкания априори известен (например, это callback делегата), можно опустить указание типа его параметров и/или типа возвращаемого значения. Замыкания, состоящие из единственного выражения, неявно возвращают результат этого выражения.
numbers.map({ number in 3 * number })

В замыкании вместо указания имени переменной, вы можете использовать ее порядковый номер – это особенно полезно при написании коротких замыканий. Замыкание, являющееся последним аргументом функции, может быть передано в нее сразу после круглых скобок с перечнем остальных параметров.
sort([1, 5, 3, 12, 2]) { $0 > $1 }
Объекты и классы

Для создания класса используется зарезервированное слово class. Члены класса объявляются точно так же, как и обычные константы и переменные. Более того, методы класса объявляются как обычные функции.
class Shape {
    var numberOfSides = 0
    func simpleDescription() -> String {
        return "A shape with \(numberOfSides) sides."
    }
}

Давайте поэкспериментируем
Добавьте константу-член класса и метод класса, принимающую ее в качестве своего аргумента.

Чтобы создать экземпляр (объект) класса, достаточно добавить круглые скобки после названия класса. Доступ к методам и членам класса осуществляется через точку.
var shape = Shape()
shape.numberOfSides = 7
var shapeDescription = shape.simpleDescription()

В этом примере мы упустили одну важную деталь – конструктор класса, метод init.
class NamedShape {
    var numberOfSides: Int = 0
    var name: String
    
    init(name: String) {
        self.name = name
    }
    
    func simpleDescription() -> String {
        return "A shape with \(numberOfSides) sides."
    }
}

Обратите внимание, как член класса name при помощи self отделен от аргумента конструктора name. Аргументы передаются в конструктор обычным образом, как и в любой другой метод класса. Обратите внимание на то, что каждый член класса должен быть проинициализирован – либо при объявлении (как, например, numberOfSides), либо в конструкторе (как name).

Деструктор класса – метод deinit, который можно переписать в случае необходимости.

Чтобы наследовать класс от уже существующего класса, после указания имени дочернего класса следует поставить двоеточие и указать название родительского. В Swift нет никаких ограничений по обязательному наследованию какого-либо стандартного класса.

Переопределенные дочерним классом методы должны быть помечены ключевым словом override – переопределение методов без override приведет к ошибке. Компилятор также выявляет методы, маркированные override, но не переопределяющие какие-либо методы своего родительского класса.

class Square: NamedShape {
    var sideLength: Double
    
    init(sideLength: Double, name: String) {
        self.sideLength = sideLength
        super.init(name: name)
        numberOfSides = 4
    }
    
    func area() ->  Double {
        return sideLength * sideLength
    }
    
    override func simpleDescription() -> String {
        return "A square with sides of length \(sideLength)."
    }
}
let test = Square(sideLength: 5.2, name: "my test square")
test.area()
test.simpleDescription()

Давайте поэкспериментируем
Создайте класс Circle и наследуйте его от класса NamedShape. Конструктор класса Circle принимает два аргумента – радиус и название. Переопределите методы area и describe этого класса.

Члены класса могут также иметь собственные getter и setter.
class EquilateralTriangle: NamedShape {
    var sideLength: Double = 0.0
    
    init(sideLength: Double, name: String) {
        self.sideLength = sideLength
        super.init(name: name)
        numberOfSides = 3
    }
    
    var perimeter: Double {
    get {
        return 3.0 * sideLength
    }
    set {
        sideLength = newValue / 3.0
    }
    }
    
    override func simpleDescription() -> String {
        return "An equilateral triagle with sides of length \(sideLength)."
    }
}
var triangle = EquilateralTriangle(sideLength: 3.1, name: "a triangle")
triangle.perimeter
triangle.perimeter = 9.9
triangle.sideLength

В setter-е переменной perimeter новое присваиваемое значение неявно называется newValue. Вы можете изменить название этой переменной, указав его в скобках сразу после set.

Обратите внимание на структуру конструктора класса EquilateralTriangle. Этот метод включает в себя три последовательных шага:

  1. инициализация членов дочернего класса;
  2. вызов конструктора родительского класса;
  3. изменение значений членов родительского класса.

Если вам необходимо выполнить определенный код до или после присваивания нового значения переменной, вы можете переопределить методы willSet и didSet нужным вам образом. Например, в приведенном ниже классе гарантируется, что длина стороны треугольника всегда будет равна длине стороны квадрата.
class TriangleAndSquare {
    var triangle: EquilateralTriangle {
    willSet {
        square.sideLength = newValue.sideLength
    }
    }
    var square: Square {
    willSet {
        triangle.sideLength = newValue.sideLength
    }
    }
    init(size: Double, name: String) {
        square = Square(sideLength: size, name: name)
        triangle = EquilateralTriangle(sideLength: size, name: name)
    }
}
var triangleAndSquare = TriangleAndSquare(size: 10, name: "another test shape")
triangleAndSquare.square.sideLength
triangleAndSquare.triangle.sideLength
triangleAndSquare.square = Square(sideLength: 50, name: "larger square")
triangleAndSquare.triangle.sideLength

У методов классов имеется одно важное отличие от функций. Названия аргументов функции используются только в пределах этой функции, тогда как в методе класса параметры также используются при вызове этого метода (кроме первого параметра). По умолчанию метод класса имеет одинаковые названия параметров как при вызове, так и внутри себя. Однако вы можете указать другое название (в примере ниже – times), которое будет использовано только внутри этого метода. При этом для вызова этого метода необходимо использовать первое название (numberOfTimes).
class Counter {
    var count: Int = 0
    func incrementBy(amount: Int, numberOfTimes times: Int) {
        count += amount * times
    }
}
var counter = Counter()
counter.incrementBy(2, numberOfTimes: 7)

При работе с опциональными значениями добавьте знак вопроса (?) перед методами, членами класса и т.д. Если значение перед знаком вопроса равно nil, все, что следует после (?) игнорируется и значение всего выражения равно nil. В противном случае выражение вычисляется обычным образом. В обоих случаях результатом всего выражения будет опциональное значение.
let optionalSquare: Square? = Square(sideLength: 2.5, name: "optional square")
let sideLength = optionalSquare?.sideLength
Перечисления и Структуры

Для создания перечислений используется ключевое слово enum. Отметим, что перечисления также могут иметь в своем составе методы.
enum Rank: Int {
    case Ace = 1
    case Two, Three, Four, Five, Six, Seven, Eight, Nine, Ten
    case Jack, Queen, King
    func simpleDescription() -> String {
        switch self {
        case .Ace:
            return "ace"
        case .Jack:
            return "jack"
        case .Queen:
            return "queen"
        case .King:
            return "king"
        default:
            return String(self.toRaw())
        }
    }
}
let ace = Rank.Ace
let aceRawValue = ace.toRaw()

Давайте поэкспериментируем
Напишите функцию, которая сравнивает 2 перечисления типа Rank по их значениям.

В вышеприведенном примере элементы перечисления первоначально имеют целочисленный тип, и вам достаточно указать значение только первого элемента – значения остальных элементов будут определены в соответствии с порядком их следования. В качестве исходного типа (raw value) значений элементов вы также можете выбрать строковый или вещественные типы.

Для преобразования исходного типа значения в тип перечисления используйте функции toRaw и fromRaw.

if let convertedRank = Rank.fromRaw(3) {
    let threeDescription = convertedRank.simpleDescription()
}

Отметим, что значения элементов перечисления являются фактическими, а не просто иной записью своих исходных значений. Вообще говоря, вы можете и не указывать их исходные значения.
enum Suit {
    case Spades, Hearts, Diamonds, Clubs
    func simpleDescription() -> String {
        switch self {
        case .Spades:
            return "spades"
        case .Hearts:
            return "hearts"
        case .Diamonds:
            return "diamonds"
        case .Clubs:
            return "clubs"
        }
    }
}
let hearts = Suit.Hearts
let heartsDescription = hearts.simpleDescription()

Давайте поэкспериментируем
Добавьте метод Color, возвращающий строку “black” для Spades и Clubs и “red” для Hearts и Diamonds.

Обратите внимание на то, как осуществляется доступ к члену Hearts перечисления Suit. При присваивании значения константе hearts используется полное имя Suit.Hearts, поскольку мы явно не указываем тип этой константы. А в switch мы используем сокращенную форму .Hearts, поскольку тип значения self априори известен. Вы можете использовать сокращенную форму повсеместно, если тип переменной явно указан.

Для создания структур используется ключевое слово struct. Структуры имеют множество схожих черт с классами, включая методы и конструкторы. Одним из наиболее существенных отличий структур от классов является то, что экземпляры структур, в отличие от экземпляров классов, передаются в функции по значению (то есть предварительно создается их локальная копия), тогда как экземпляры классов передаются по ссылке.

struct Card {
    var rank: Rank
    var suit: Suit
    func simpleDescription() -> String {
        return "The \(rank.simpleDescription()) of \(suit.simpleDescription())"
    }
}
let threeOfSpades = Card(rank: .Three, suit: .Spades)
let threeOfSpadesDescription = threeOfSpades.simpleDescription()

Давайте поэкспериментируем
Добавьте в структуру Card метод, который создает полную колоду карт.

Экземпляр члена перечисления может иметь собственные значения и они могут быть разными. Вы присваиваете эти значения при создании экземпляра перечисления (константа success в примере). Связанные и исходные значения это разные вещи: исходное значение члена перечисления всегда постоянно для всех экземпляров перечисления и указывается при его объявлении.

Рассмотрим пример получения с сервера времени восхода и заката Солнца. Сервер отправляет в ответ либо соответствующую информацию, либо сообщение об ошибке.

enum ServerResponse {
    case Result(String, String)
    case Error(String)
}
 
let success = ServerResponse.Result("6:00 am", "8:09 pm")
let failure = ServerResponse.Error("Out of cheese.")
 
switch success {
case let .Result(sunrise, sunset):
    let serverResponse = "Sunrise is at \(sunrise) and sunset is at \(sunset)."
case let .Error(error):
    let serverResponse = "Failure...  \(error)"
}

Давайте поэкспериментируем
Добавьте третий вариант в оператор множественного выбора switch

Обратите внимание, каким образом из объекта ServerResponse “вытаскиваются” время восхода и заката.
Протоколы и Расширения.

Для объявления протокола используйте ключевое слово protocol.
protocol ExampleProtocol {
    var simpleDescription: String { get }
    mutating func adjust()
}

Протоколы могут поддерживаться классами, перечислениями и структурами.
class SimpleClass: ExampleProtocol {
    var simpleDescription: String = "A very simple class."
    var anotherProperty: Int = 69105
    func adjust() {
        simpleDescription += "  Now 100% adjusted."
    }
}
var a = SimpleClass()
a.adjust()
let aDescription = a.simpleDescription
 
struct SimpleStructure: ExampleProtocol {
    var simpleDescription: String = "A simple structure"
    mutating func adjust() {
        simpleDescription += " (adjusted)"
    }
}
var b = SimpleStructure()
b.adjust()
let bDescription = b.simpleDescription

Давайте поэкспериментируем
Создайте перечисление, которое будет реализовывать этот протокол.

Обратите внимание на ключевое слово mutating в определении структуры SimpleStructure, которое информирует компилятор о том, что соответствующий метод подвергает структуру изменениям. В противовес этому методы класса SimpleClass не нужно маркировать как mutating, поскольку методы класса всегда могут беспрепятственно его изменять.

Для добавления новых методов или членов класса в уже существующий тип необходимо использовать расширения – extensions. Вы также можете использовать расширения для реализации протокола уже существующим типом, даже если он импортирован из какой-либо библиотеки или фреймворка.

extension Int: ExampleProtocol {
    var simpleDescription: String {
    return "The number \(self)"
    }
    mutating func adjust() {
        self += 42
    }
}
7.simpleDescription

Давайте поэкспериментируем
Создайте расширение типа Double с переменной-членом absoluteValue.

Вы можете использовать название протокола как и любой другой тип – например, чтобы создать массив объектов разного типа, но реализующих общий протокол. Заметьте, что при работе с объектами такого типа методы, объявленные вне протокола, будут недоступны.
let protocolValue: ExampleProtocol = a
protocolValue.simpleDescription
// protocolValue.anotherProperty  // Uncomment to see the error

Несмотря на то, что во время выполнения программы переменная protocolValue имеет тип SimpleClass, компилятор считает, что ее тип – ExampleProtocol. Это означает, что вы не сможете случайно получить доступ к методам или членам класса, которые реализуются вне протокола ExampleProtocol.
Обобщенные типы (generics)

Для создания обобщенного типа, заключите имя в угловые скобки (<>).
func repeat<ItemType>(item: ItemType, times: Int) -> ItemType[] {
    var result = ItemType[]()
    for i in 0..times {
        result += item
    }
    return result
}
repeat("knock", 4)

Создавайте обобщенные функции, классы, перечисления и структуры.
// Reimplement the Swift standard library's optional type
enum OptionalValue<T> {
    case None
    case Some(T)
}
var possibleInteger: OptionalValue<Int> = .None
possibleInteger = .Some(100)

Если вы хотите задать обобщенные типу определенные требования, такие, как, например, реализация протокола или требование быть наследованным от определенного класса, используйте where.
func anyCommonElements <T, U where T: Sequence, U: Sequence, T.GeneratorType.Element: Equatable, T.GeneratorType.Element == U.GeneratorType.Element> (lhs: T, rhs: U) -> Bool {
    for lhsItem in lhs {
        for rhsItem in rhs {
            if lhsItem == rhsItem {
                return true
            }
        }
    }
    return false
}
anyCommonElements([1, 2, 3], [3])

Давайте поэкспериментируем
Измените функцию anyCommonElements таким образом, чтобы она возвращала массив общих элементов.

В простых случаях вы можете опустить where и написать имя протокола или класса после двоеточия. Выражение <T: Equatable> эквивалентно выражению <T where T: Equatable>.
Хотите внедрить подписки в iOS-приложение за 10 минут? Интегрируйте Apphud и:
— оформляйте покупки с помощью лишь одного метода;
— автоматически отслеживайте состояние подписки каждого пользователя;
— легко интегрируйте Subscription Offers;
— отправляйте события о подписках в Amplitude, Mixpanel, Slack и Telegram с учетом локальной валюты пользователя;
— уменьшайте Churn rate в приложениях и возвращайте отписавшихся пользователей.

от Objective C к Swift / Habr

Чтобы отказаться от языка программирования, на котором уже ведется коммерческая разработка, и начать учить новый, программистам нужны серьезные основания. Но история ИТ-индустрии знает много случаев, когда выбор за них делало время, и переход происходил как бы сам по себе.

Что заставило множество разработчиков перейти на Objective C? Что сейчас заставляет отказаться от него и выбрать Swift?

Objective C является расширением языка Си, в который были добавлены новые возможности для объектно-ориентированного подхода программирования. Язык использует объектную модель Smalltalk. Полностью совместим с языком программирования Си. Компания Apple долгое время использовала Objective C как основной язык программирования для разработки своих продуктов.

Создателями Objective C являются Брэд Кокс и Том Лав. Они начали работать над ним в начале1980-х годов, когда еще были сотрудниками телекоммуникационной компании ITT Corporation. Примерно в то же время Кокс и Лав познакомились с языком программирования Smalltalk. Кокса тогда занимали проблемы повторного использования программного кода.

Вследствие увеличения объема кода в проектах и сложностей его поддержки, с 1960х начинает образовываться новая, объектно-ориентированная парадигма программирования, разбившая программы на еще более мелкие составляющие – типы данных.

Каждый объект является переменной определенного программистом типа данных (так называемого класса). Определение такого специального пользовательского типа данных (класса) заключается в двух вещах: определении набора данных (инвариантов, членов) и набора подпрограмм (методов), которые будут их обслуживать.

Основным преимуществом объектно-ориентированного подхода стала возможность создавать новые классы на основе уже написанных (добавлять инварианты и методы, переопределять методы, использовать определенные в базовом классе методы как свои), названное наследованием.

Набор методов представляет собой интерфейс для взаимодействия с инвариантами.


OOPC


Брэд Кокос быстро понял, что Smalltalk не подойдет для решения задач в ITT Corporation: совместимость с языком С для них была критична. Однако Кокс решил модифицировать препроцессор для С в сторону Smalltalk.
Модификация эта состояла в добавлении новых синтаксических конструкций и специальном препроцессоре для них (который, проходя по коду преобразовывал их в обычные вызовы функций С), а также новой библиотеке времени выполнения (эти вызовы обрабатывающей). Таким образом, изначально Objective C воспринимался как надстройка над C. В каком-то смысле это так и до сих пор: можно написать программу на чистом С, а после добавить к ней немного конструкций из Objective C (при необходимости), или же наоборот, свободно пользоваться С в программах на Objective C. Кроме того, все это касается и программ на С++.

То, что получилось, Кокс назвал «OOPC» – Object-Oriented Pre-Compiler. В 1982 году Лав устроился в Schlumberger Research и получил возможность приобрести коммерческую версию Smalltalk-80. Это помогло им в дальнейшей работе над Objective C. В итоге в Objective C была реализована возможность создавать объекты и работать с ними.

Целью Кокса было создание языка, поддерживающего концепцию software IC, подразумевающей возможность собирать программы из готовых компонентов (объектов), подобно тому как сложные электронные устройства могут быть собраны из набора готовых интегральных микросхем. При этом язык должен быть простым и основанным на языке С, чтобы облегчить переход разработчиков на него.

Одной из целей было также создание модели, в которой сами классы являются полноценными объектами, поддерживалась бы интроспекция и динамическая обработка сообщений. Любому объекту можно послать любое сообщение. Объект может вместо обработки сообщения переслать его другому объекту для обработки (делегирование), в частности, так можно реализовать распределённые (то есть находящиеся в различных адресных пространствах и даже на разных компьютерах) объекты.

Привязка сообщения к соответствующей функции происходит на этапе выполнения.

Язык Objective C поддерживает работу с метаинформацией — так, на этапе выполнения можно узнать класс объекта, список его методов (с типами передаваемых аргументов) и instance-переменных, проверить, является ли класс потомком заданного и поддерживает ли он заданный протокол и так далее.

NeXT


В 1986 году Кокс опубликовал книгу Object-Oriented Programming, An Evolutionary Approach, в которой разместил описание своего языка программирования, разобрал проблему повторного использования кода и указал преимущества Objective C при ее решении. Лав и Кокс также создали компанию Productivity Products International (PPI), который должен был помочь монетизировать компилятор Objective C с библиотеками классов. Далее фонд был переименован в StepStone.

В 1988 году компания NeXT Software лицензировала язык Objective C, усовершенствовала его библиотеки и добавила новые – AppKit и Foundation Kit. На их основе позднее была создана среда разработки NEXTSTEP.

В 1992 к усовершенствованию языка и компилятора подключились разработчики проекта GNU в рамках проекта OpenStep. С тех пор GCC поддерживает Objective C.

Не добившись успеха на рынке в качестве производителя компьютеров, компания NeXT переключило все свое внимание на создание и продажу средств разработки ПО.

20 декабря 1996 года компания Apple купила NeXT Software, а среда разработки NEXTSTEP стала основной средой разработки для будущей основной версии операционной системы Apple — OS X.

После покупки NeXT, Apple взяла их SDK (компилятор, библиотеки, IDE) за основу для своих дальнейших разработок. IDE для разработки кода получила название Xcode, а для GUI – Interface Builder. Фреймворк Cocoa для GUI разработок (и не только) на сегодня является наиболее значимой средой разработки программ на Objective C.

В 2007 году компания Apple презентовала обновленную версию языка и назвала его Objective C 2.0, данная версия языка является актуальной в настоящее время. Используется в разработке Apple OS X, iOS.

Swift


В 2014 году компания Apple представила новый язык программирования – Swift. Он стал самым быстрорастущим языком программирования в истории.

«С открытием исходного кода Swift разработчики всего мира могут вносить свой вклад в этот язык программирования и делать его доступным на новых платформах, — сказал тогда Крейг Федериги, старший вице-президент Apple по программному обеспечению. — Эффективность и простота Swift дадут молодым программистам стимулы к обучению, к тому же теперь они смогут распространять свои идеи повсюду: от мобильных устройств до облачных систем».

Создатель языка Swift – Крис Латтнер. Он пришел в Apple в 2005 году. Там он занимался разработкой LLVM. Apple использовала LLVM для того, чтобы изменить способ использования Objective C при создании приложений.

LLVM (Low Level Virtual Machine) — это универсальная система анализа, трансформации и оптимизации программ или, как её называют разработчики, «compiler infrastucture».
Крис Латтнер курирует все инструменты разработчиков Apple: все, с помощью чего создаются программы для телефонов, планшетов и компьютеров Apple, как сторонними разработчиками, так и инженерами компании. Будучи аспирантом университета штата Иллинойс, он создал своего рода средства для разработчика под названием LLVM, которые сегодня лежат в основе Xcode.
Латтнер также использовал LLVM в качестве основы для Swift. Эти два продукта специально были созданы для работы в тандеме.

Над Swift он начал работать летом 2010 года. Латтнер держал это в секрете полтора года. Он создавал Swift в свободное от основной работы время.

Через полтора года он рассказал о проекте топ-менеджерам Apple. Высоко оценив работу Латтнера, они направили ему в помощь нескольких разработчиков. Однако проект был все еще окутан ореолом таинственности. Даже люди, косвенно принимавшие участие в создании языка и помогавшие Крису, были сильно удивлены, над чем именно он работал. Еще через полтора года проект Латтнера попал в список главных направлений компании, а команда разработчиков существенно расширилась.

По мнению Apple, язык Swift имеет все шансы изменить ИТ-индустрию.

2 июня 2014 года компания выпустила тестовую версию для сторонних разработчиков и программистов. Apple позиционирует это язык как более быстрый и эффективный способ создания программ для iPhone, iPad и Mac.

Расширение аудитории


Языку программирования необходимо несколько лет, чтобы стать популярным хотя бы в узких кругах энтузиастов. Достаточно показательна ситуация с языком Go, который компания Google представила еще в 2009 году. Над Go работали лучшие умы (Кен Томпсон и Роб Пайк), однако и по сей день прикладываются немалые усилия для его популяризации. Однако Apple делает все, чтобы Swift стал исключением и последовал примеру языков Java и C# в 1990-х и начале 2000-х соответственно.

Swift создан для среднестатистического программиста. На языке можно писать даже самые простые приложения, а наделенный довольно умными инструментами, язык предлагает эффективный способ учиться написанию самостоятельно. Но главная причина будущей популярности языка кроется в другом. Сотни тысяч разработчиков сегодня создают приложения для устройств Apple, используя Objective C. Устройства Apple пользуются большой популярностью, а значит эти разработчики продолжат создавать для них приложения, но уже на Swift. По мнению Apple, он значительно лучше и эффективнее, чем Objective C.

3 декабря 2015 года компания открыла исходный код Swift. Всемирное сообщество разработчиков — от создателей приложений до компаний и учебных заведений — может развивать Swift и оптимизировать язык, чтобы сделать его доступным на новых вычислительных платформах.

«Не было никакого реального стимула использовать Google Go» — говорит Пол Янсен, который отслеживал прогресс различных языков программирования в течение около пятнадцати лет. «Swift отличается наличием стимула».

В рейтинге TIOBE Swift занимает 14-ю позицию. За год он поднялся на 3 позиции. Язык Go переместился с 95 позиции на 20, что очень впечатляет. А Objective C опустился с 6 места на 15. Таким образом, можно сказать, что Swift технически обошел своего предшественника.

Сегодня на GitHub, популярном хранилище разработок с открытым исходным кодом, более 2500 проектов используют Swift.

Swift – это не просто язык, это язык, который тесно связан со всем, что требуется разработчику для работы. Сюда входит не только интегрированная среда разработки, но и многие другие инструменты (например, отладчик), которые уже знакомы каждому разработчику Apple.

Swift быстр (скорость реализации некоторых алгоритмов в 3,9 раза больше, чем на Python) и лаконичен (разработчики избавились от многословности Objective C). Ещё одно важное нововведение — это возможность писать код и видеть результаты в режиме реального времени.

До этого на протяжении долгого времени процесс создания программного продукта и сам продукт были разделены, и из-за этого программисты должны были тратить много времени на проверку и оптимизацию кода. В Swift они могут вносить поправки и сразу видеть результат. Это значит, что разработчики смогут быстрее проверять в деле свои концепты и в целом быстрее создавать приложения.

P.S. Apple не первая компания, которая выпустила новый язык программирования в недавнем прошлом. Это уже сделали Facebook, Google и Mozilla. К чему это приведет — покажет время.

Зачем язык программирования Swift нужен Apple и вам — Look At Me

2 июня на конференции WWDC компания Apple представила новый язык программирования Swift. Разбираемся, зачем он нужен и почему разработчики возлагают на него такие большие надежды. 

Что такое Swift?

Это новый язык программирования, разработанный Apple для создания приложений для iOS и OS X. Он построен на основе C и Objective-C, но более простой и гибкий. Кроме того, создатели Swift позаимствовали лучшие элементы языков программирования Javascript и Python.

 

Чем он лучше других языков программирования?

Разработчики Apple постарались создать максимально современный язык: Swift быстр (скорость реализации некоторых алгоритмов в 3,9 раза больше, чем на Python) и лаконичен (разработчики избавились от многословности Objective-C). Ещё одно важное нововведение — это возможность писать код и видеть результаты в режиме реального времени. До этого на протяжении долгого времени процесс создания продукта и сам продукт были разделены, и из-за этого программисты должны были тратить много времени на проверку и оптимизацию кода. В Swift они могут вносить поправки и сразу видеть результат. Это значит, что разработчики смогут быстрее проверять в деле свои концепты и в целом быстрее создавать приложения.  

 

Как научиться программировать на этом языке?

Одновременно с релизом Swift Apple выпустила книгу о нём, которую можно бесплатно скачать в iTunes Store. Судя по реакции специалистов, многие из которых прочитали её в первые часы после презентации языка на WWDC, в ближайшие недели стоит ждать сотни видеотуториалов и обсуждений — первые паблики уже появились.

 

Зачем это Apple?

Во-первых, Swift  — это ответ Apple на появление языка программирования Go, который разработала конкурирующая компания Google. С момента появления OS X Apple использовала только Objective-C, и появление Swift — это большой шаг в будущее. Во-вторых, создавая простой и современный язык, Apple надеется привлечь на свою сторону не только опытных разработчиков, которые уже умеют работать с Objective-C и C, но и новичков, которые наверняка используют данную им возможность и начнут изучать Swift. Рынок приложений снова вырастет, а значит, влияние Apple увеличится.

 

Flappy Bird уже воссоздали на языке Swift и выложили на GitHub

 

Что говорят эксперты?

Антон Домашнев

iOS-разработчик Look At Media

«О таком языке мечтали многие из программистов под iOS и OS X, потому что он удобнее Objective-C, но я не могу сказать, что Objective-C — плохой язык и сильно нуждался в замене. Однако мне определённо нравится то, что Swift намного более читаем, и код, написанный на Swift, будет в разы короче аналогичного кода на Objective-C, что увеличит скорость разработки. Судя по тому, что я увидел на WWDC, нам стоит ожидать бума на игры для iOS, так как Apple представила очень интересную утилиту Interactive Playgrounds, которая поспособствует увеличению интереса к разработке игр для девайсов Apple. Сегодня я начну читать учебник по этому языку — судя по тому, что было показано на презентации, переход на Swift не будет сложным, так как много конструкций похожи на те, которые мы используем сейчас в разработке на Objective-C. Новые свои проекты я собираюсь писать на Swift».

   

Владимир Бобров

Технический директор Look At Media

«Безусловно, релиз Swift — это крутой шаг как для компании Apple, так и для сообщества разработчиков. Новый язык позволит привлечь большее количество разработчиков за счёт снижения порога входа в экосистему разработки Apple, который был довольно высоким из-за языка Objective-C. Кроме этого, предложенный набор инструментов (Interactive Playgrounds, REPL) позволит быстрее отлаживать свои программы и игры. Полагаю, что свойства языка Swift и огромная поддержка со стороны Apple позволят ему добиться большой популярности в среде разработчиков ПО, ориентированных на массового пользователя».

 

Что ещё?

В Swift можно использовать эмодзи.

Swift (язык программирования) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Swift.
Swift
Класс языка мультипарадигмальный ( протоколо-ориентированный, объектно-ориентированный, функциональный, императивный)
Появился в 2014
Автор Крис Латтнер[d] и Apple
Расширение файлов .swift
Выпуск 4.1[1] (2018-03-29; 210 дней тому назад)
Основные реализации: LLVM
Испытал влияние Objective-C, C++, Java[2], Rust, Scala, Python, Ruby, Smalltalk, Groovy[3], язык D[4]
Лицензия с версии 2.2 Open Source (Apache 2.0 with a Runtime Library Exception[5][6])
ОС macOS, iOS, tvOS, watchOS, Linux
Сайт swift.org

Swift — открытый мультипарадигмальный компилируемый язык программирования общего назначения. Создан компанией Apple в первую очередь для разработчиков iOS и macOS. Swift работает с фреймворками Cocoa и Cocoa Touch и совместим с основной кодовой базой Apple, написанной на Objective-C. Swift задумывался как более лёгкий для чтения и устойчивый к ошибкам программиста язык, нежели предшествовавший ему Objective-C[7]. Программы на Swift компилируются при помощи LLVM, входящей в интегрированную среду разработки Xcode 6 и выше. Swift может использовать рантайм Objective-C, что делает возможным использование обоих языков (а также С) в рамках одной программы.

История

Старший вице-президент по разработке программного обеспечения Apple Крейг Федериги во время анонса этого продукта заявил, что язык программирования Swift был заложен ещё в платформе NeXT (ОС NeXTSTEP выпускалась в 1989—1995 годах), которая стала основой для современной macOS, а затем и iOS[8].

Разработка текущего варианта языка Swift началась в 2010 году Крисом Латтнером[en], руководителем отдела разработки инструментов для создания программного обеспечения Apple и одним из основных разработчиков LLVM. Swift заимствовал идеи из «Objective-C, Rust, Haskell, Ruby, Python, C#, CLU, и ещё из стольких многих языков, что сложно перечислить»[9].

2 июня 2014 года на конференции WWDC Swift был официально представлен вместе с бесплатным руководством по использованию языка объёмом в 500 страниц, доступным на сервисе «iBook Store»[10].

8 июня 2015 года компания Apple объявила о выпуске новой версии Swift 2.0, которая получила более высокую производительность, новое API обработки ошибок, улучшения синтаксиса языка, а также функцию проверки доступности функций Swift для целевых ОС[11].

3 декабря 2015 года была выпущена бета версия Swift 3.0 с поддержкой операционных систем OS X, iOS и Linux и лицензированная под открытой лицензией Apache 2.0 license with a Runtime Library Exception[12][13]. Версия 3.0 обратно не совместима с более ранними версиями языка; начиная с нативной среды разработки XCode версии 9 более версии языка Swift-2 и ранее не поддерживаются. 

В начале апреля 2016 неназванный источник СМИ в корпорации Google сообщил, что компания рассматривает возможность перевода языка Swift в язык "первого класса" для платформы Android[14]. Ранее уже предъявлялись прототипы Swift компилятора для Android[15][16][17].

19 сентября 2017 года была выпущена версия Swift 4.0.

Описание

Swift заимствовал довольно многое из Objective-C, однако он определяется не указателями, а типами переменных, которые обрабатывает компилятор. По аналогичному принципу работают многие скриптовые языки. В то же время, он предоставляет разработчикам многие функции, которые прежде были доступны в C++ и Java, такие как определяемые наименования, так называемые обобщения и перегрузка операторов.

Часть функций языка выполняется быстрее по сравнению с другими подобными языками. Например, сортировка комплексных объектов выполняется в 3,9 раз быстрее, чем в Python, и почти в 1,5 раза быстрее, чем в Objective-C[18][неавторитетный источник?][19].

Код, написанный на Swift, может работать вместе с кодом, написанным на языках программирования C и Objective-C в рамках одного и того же проекта[2].

Репозитории Swift

Apple разделила код Swift на несколько открытых репозиториев.

  • Компилятор и стандартная библиотека:
    • Swift: основной Swift репозиторий, который содержит исходный код для компилятора Swift, стандартная библиотека и SourceKit;
    • Swift-Evolution: документы, относящиеся к продолжающемуся развитию Swift, включая цели для предстоящих выпусков, предложения для изменений и расширений Swift;
  • Библиотеки ядра:
    • Swift corelibs-foundation: исходный код для Foundation, который предоставляет общую функциональность для всех приложений;
    • Swift corelibs-libdispatch: исходный код для libdispatch, который предоставляет примитивы параллелизма для работы на многоядерном аппаратном обеспечении;
    • Swift corelibs-xctest: исходный код для XCTest, который обеспечивает фундаментальную инфраструктуру тестирования для Swift-приложений и библиотек;
  • Менеджер пакетов:
    • Swift package-manager: исходный код для менеджера пакетов Swift;
    • Swift llbuild: исходный код для llbuild, система низкого уровня, который использует Swift package-manager;
  • Клонированные репозитории:
    • Swift опирается на несколько других проектов с открытым кодом, особенно на компилятор LLVM.
    • Swift llvm: исходный код LLVM, с кусочками Swift-дополнений;
    • Swift clang: исходный код для Clang, с кусочками Swift дополнений;
    • Swift lldb: исходный код Swift-версии LLDB, для отладки Swift программ;

Пример кода

// Переменные
var implicitInteger = 70
var implicitDouble = 70.0
var explicitDouble: Double = 70
// Константы
let numberOfApples = 3
let numberOfOranges = 5
let appleSummary = "I have \(numberOfApples) apples."
let fruitSummary = "I have \(numberOfApples + numberOfOranges) pieces of fruit."
print("Hello, world")

let people = ["Anna": 67, "Beto": 8, "Jack": 33, "Sam": 25]
for (name, age) in people {
    print("\(name) is \(age) years old.")
}

См. также

Примечания

  1. Inc., Apple. Swift 4.1 Released! (англ.), Swift.org (29 March 2018). Проверено 30 марта 2018.
  2. 1 2 Apple анонсировала новый язык программирования Swift (рус.). Sotovik.ru (5 июня 2014). Проверено 5 июня 2014.
  3. Laforge, Guillaume. Apple's Swift programming language inspired by Groovy (англ.) (2 June 2014). Проверено 3 июня 2014.
  4. 1 2 Building assert() in Swift, Part 2: __FILE__ and __LINE__ - Swift Blog -. Apple Developer. — «Swift borrows a clever feature from the D language: these identifiers expand to the location of the caller when evaluated in a default argument list.». Проверено 26 сентября 2014.
  5. ↑ swift/LICENSE.txt at master · apple/swift · GitHub
  6. ↑ Apple (Россия) - Информация для прессы - Apple открывает исходный код языка Swift
  7. ↑ Главные задачи нового языка программирования Apple Swift — скорость и простота разработки (рус.). 3DNews (3 июня 2014). Проверено 3 июня 2014.
  8. ↑ Главные задачи нового языка программирования Apple Swift — скорость и простота разработки (рус.). 3DNews (3 июня 2014). Проверено 3 июня 2014.
  9. ↑ Chris Lattner's Homepage (June 3, 2014). — «I started work on the Swift Programming Language in July of 2010. I implemented much of the basic language structure, with only a few people knowing of its existence. A few other (amazing) people started contributing in earnest late in 2011, and it became a major focus for the Apple Developer Tools group in July 2013 [...] drawing ideas from Objective-C, Rust, Haskell, Ruby, Python, C#, CLU, and far too many others to list.». Проверено 3 июня 2014.
  10. ↑ The Swift Programming Language. — Apple, 02 June 2014.
  11. ↑ Swift 2.0 будет с открытым кодом в конце года. (рус.). Habrahabr (9 июня 2015). Проверено 9 июня 2015.
  12. ↑ Apple открыла исходный код своего «языка будущего». (рус.). CNews (4 декабря 2015). Проверено 5 декабря 2015.
  13. ↑ About Swift — Официальный сайт.
  14. ↑ https://thenextweb.com/dd/2016/04/07/google-facebook-uber-swift/
  15. ↑ http://romain.goyet.com/articles/running_swift_code_on_android/
  16. ↑ https://academy.realm.io/posts/swift-on-android/
  17. ↑ https://github.com/apple/swift/blob/master/docs/Android.md
  18. ↑ How can Swift be so much faster than Objective-C in these comparisons?. programmers.stackexchange.com. Проверено 18 мая 2016.
  19. Swanner, Nate. Google may be considering Swift for use on Android (англ.), The Next Web (7 апреля 2016). Проверено 10 марта 2017.

Ссылки

10 навыков и знаний необходимых начинающему iOS разработчику / Habr

Профессия iOS разработчик сейчас довольно востребована, хорошо оплачивается и, возможно даже, модная, а потому привлекает много людей. 

Ко мне и коллегам на собеседования приходит много кандидатов на открытые у нас вакансии, и я отчетливо вижу у многих новичков отсутствие базовых знаний или просто неуверенное владение ими. Хотя в интернете и много статей, книг и курсов (платных и бесплатных), из которых можно получить необходимые знания, не всегда просто понять, на изучении каких тем стоит сконцентрироваться.

В этой заметке я поделюсь информацией про то, какие навыки и знания я считаю важными для начинающего iOS разработчика, попробую объяснить зачем они нужны и дам ссылки на материалы для их изучения. 

Материал адресован в первую очередь тем, кто хочет начать обучение, восполнить пробелы или понять свою готовность работать iOS разработчиком. Буду стараться пояснить все простыми словами.

Сразу скажу, что большая часть материалов, на которые буду давать ссылки, на английском языке. Я понимаю, что учиться на английском может быть сложнее и медленнее в начале, но это даст плоды позже — вы не сможете всегда находить хорошие актуальные материалы на русском. 

Первые шаги


Перед тем как углубляться в последующие темы, я рекомендую подготовить фундамент, а именно 
- пройти (прослушать и воспроизвести все задания) бесплатный курс CS 193P от Stanford University и прочитать на сайте Apple документацию по Swift.

Абсолютно нормально, если вы при этом поймете или запомните не все темы, зато у вас появится основа — структурированные базовые понимания устройства iOS приложений и конструкций языка Swift. Уделив время этим вещам на старте, вам будет сильно проще добавлять знания по каждой из тем.

1. Auto Layout, Storyboard, верстка из кода


Создание интерфейса приложения на основе макета — базовый навык для iOS программиста. Знать стоит не только основные компоненты, из которых собирается интерфейс (UIView, UILabel, UIButton, UIImageView и т. д.), но и то как их расположить на экране, чтобы добиться желаемого положения и размера на разных по размеру экранах, в том числе при повороте устройства. 

Для простоты я бы выделил 3 способа создания интерфейса:
  • визуальный способ через Interface Builder
  • полностью описать интерфейс из кода
  • комбинированный вариант, когда часть содержимого экранов заведена через Interface Builder, а их настройка вынесена в код.


Навыков верстки интерфейса только через через Interface Builder на StoryBoard вам может быть недостаточно. Помимо того, что через StoryBoard вы сможете сделать далеко не все, нужно понимать, что над крупными приложениями работают несколько разработчиков, и для объединения результатов их работы используется система контроля версий (чаще всего это Git). Когда несколько человек работают над одним участком кода, результат их работы не всегда возможно объединить автоматически. Если интерфейс был сверстан программистом из кода, проводить слияния проще и быстрее чем в случае, когда код был сгенерирован Interface Builder-ом.


Чтобы освоить тему, рекомендую:


Как понять, что вы освоили тему в достаточной мере? Возьмите любое из приложений, которыми вы пользуетесь на iPhone. Можно начать со стандартных, к примеру, Apple Music. Попробуйте полностью воспроизвести один или пару экранов, которые вы видите, а также их поведение при повороте.

2. Жизненный цикл ViewController


Предположим для простоты, что каждый экран в мобильном приложении — это ViewContoller, а точнее — это наследник класса UIViewContoller. iOS разработчику важно знать, как устроен жизненный цикл экрана, а точнее — какие методы будут выполняться при подготовке, появлении, повороте, уничтожении и других состояниях экрана.

Материалы по теме:


3. Работа с UITableView и UICollectionView


Большая часть интерфейсов мобильных приложений сделаны на основе таблиц. Вы должны уметь добавить на экран таблицу, подготовить ячейки, реализовать нужные протоколы, назначить делегат и источник данных.
Помимо этого важно понимать, зачем нужны идентификаторы, и что понимается под переиспользованием ячеек.

Материалы по теме:


4. Grand Central Dispatch


Приложения должны уметь параллельно решать несколько задач. К примеру, пока пользователь листает ленту новостей, загружаются данные из сети, и интерфейс при этом не блокируется.

Grand Central Dispatch — одна из важных и довольно непростых тем, которую вам точно стоит знать, если вы собираетесь программировать под iOS.

Материалы по теме:


5. Работа с сетью, получение данных из JSON


Какие из ваших любимых приложений продолжают работать без подключения к Интернету? Думаю, что если откинуть игры, вы увидите, что большая часть приложений работает с данными из сети. Что в этом случае должен уметь начинающий iOS разработчик? Думаю, что создать сетевой запрос, получить и обработать данные. Знаний о URLSession для начала должно хватить. Это самый базовый подход, и я рекомендую в первую очередь освоить применение именно его. Возможно будет не лишним знать о существовании такой популярной библиотеки как Alamofire, но это не должно быть в ущерб URLSession.

Чаще всего данные, которые приходят в приложения по сети, передаются в формате JSON. Нужно уметь эти данные получить и обработать, к примеру, вывести на основе их какой-нибудь список. При этом желательно, чтобы вы умели делать это не только с помощь одной из популярных библиотек, к примеру, SwiftyJSON, но также владели стандартными средствами языка, были знакомы с Codable.

Довольно подробно про работу с URLSession рассказано в статье от Audrey Tam. Материалов по работе с JSON довольно много, можно посмотреть статью Anand Nimje.

Чтобы освоить тему на практике рекомендую сделать приложение с прогнозом погоды, в котором есть поле ввода названия города, создается запрос к API (подойдет OpenWeatherMap), и на основе полученного JSON выводится информация о погоде.

6. Знания Swift


Тут очень поможет прочтение документации. Изучение Swift может занять время, но на выходе вы должны взять с собой и свободно ориентироваться в следующих темах: 
  • классы
  • структуры
  • перечисления
  • протоколы
  • коллекции
  • методы работы с коллекциями (перебор, сортировка, фильтрация, map, reduce и т.д.)
  • работа с опционалами и исключениями

Эти темы нужно знать и владеть ими в том объеме, в котором они приведены в документации — все это пригодится в работе. Очень хорошо, если для каждой темы вы можете привести пример задачи, которая с их помощью решается. 

Тщательно разберите отличия структур и классов — не только потому что этот вопрос вам зададут на собеседовании с большой вероятностью, просто это нужно будет в работе.

Параллельно с прочтением документации по Swift можно смотреть видео марафон по Swift Алексея Скутаренко. Этот марафон не заменит прочтение документации из-за того, что в нем раскрыты не все темы, а еще он опубликовал 4 года назад, и за это время в Swift произошли небольшие изменения. Алексей проделал грандиозный труд, полезного материала и мыслей там много.

7. Сильные и слабые ссылки, ARC, утечки памяти


Как сделать так, чтобы у приложения не было проблем с нехваткой памяти?
Что такое ссылки, какие бывают типы ссылок? Что именно делает ARC, и как избежать Retain Cycle, и что это вообще такое? Тема не сложная, но крайне важная. Ознакомиться можно, к примеру, в SwiftBook.

8. Протоколы и делегаты


При разработке под iOS вы часто будете встречать делегирование, а точнее передачу отвественности от одного объекта к другому. 
Для примера классическая задача — таблица с ячейками, в каждой из которых есть кнопка «добавить элемент в избранное». Вы должны уметь создать для этой ситуации протокол, назначить делегат, реализовать у него поддержку протокола. 

Материалы по теме:

9. Архитектурные подходы: MVC, MVVM, MVP, VIPER


Для простоты создания и поддержки программных продуктов при разработке их разделяют на отдельные блоки. К примеру, один блок отвечает только за работу с данными, а другой за внешний вид. У такого подхода есть ряд преимуществ, к примеру, вы сможете изменить внешний вид, не трогая логику, или при необходимости сможете поменять источник данных, опять же не меняя остальные части приложения. Очевидно, что эти подходы используются не только в iOS, скажу больше — они пришли сюда из других платформ. Есть несколько устоявшихся подходов к разделению ответсвенности между разными блоками, для работы с iOS я рекомендую хорошо разобраться с MVC и MVVM.

Вместо нормального объяснения разделения отвественности в архитектуре я часто слышу на собеседованиях, что-то вроде «MVC это плохо, потому что это Massive View Controller, а MVVM гораздо лучше».

Материалы по теме:


10. Хранение данных, Core Data


Как мы говорили выше, многие приложения работают с данными из сети. Нужно уметь сохранять эти данные на устройстве, а также сохранять то, что вводил пользователь. В базовый набор способов для хранения данных для начинающего iOS программиста, на мой взгляд, входят
  • Keychain для чего-то небольшого и секретного
  • UserDefaults для небольших настроек
  • Core Data для хранения объектов, связей между ними

В этом списке нет SQLite, Realm, Firebase. Осваивать их можно при желании, но точно не в ущерб приведенным выше способам. Если у вас уже есть опыт работы с SQL, то использование SQLite на iOS я рекомендую освоить про запас, весьма вероятно, что вам такой подход к хранению покажется удобнее.

Материалы по теме:


Итог


Я считаю, что равномерно распределив указанные выше темы и уделяя учебе от 20 часов в неделю, реально даже с нуля освоить всё это за срок в 4-5 месяцев.
С таким багажом знаний можно начинать брать заказы на небольшие приложения или ходить на собеседования. К примеру, при наличии вакансии мы бы человека с таким набором знаний взяли в нашу мобильную команду.

Напишите свое законченное приложение


Я уверен, что iOS разработчику стоит иметь своё приложение. Речь идет про законченное приложение, которое решает какую-то нужную задачу или проблему (ничего страшного, если решает только для автора приложения). В процессе написания своего приложения вы столкнетесь с творческими задачами поиска подходящих решений, это не только позволит лучше закрепить теоретические знания, но и доставит вам удовольствие.

Не стесняйтесь своих приложений, показывайте их на собеседованиях. Даже если приложение простое, даже если дизайн делали сами, и получилось не самое красивое приложение (если приложение нужное, функционал потом можно расширить, а дизайн сделать новый).

P.S.


Пожалуйста, расскажите в комментариях, какие темы вы считаете важными для освоения начинающими iOS разработчиками

Стоит ли изучать Swift?

Если думаете, какой язык программирование изучить, советуем обратить внимание на Swift, и вот почему.

Swift – мощный и интуитивно понятный язык программирования для macOS, iOS, watchOS и tvOS, но отличается от Objective-C более широким набором возможностей, которые ограничивались связью с C. Кроме того, Swift можно назвать безопасным, поскольку язык имеет строгую типизацию: в любой момент времени вы точно знаете, с объектом какого типа вы работаете. Главным его преимуществом является скорость: как в работе над проектом, так и при запуске готового приложения. Именно за это преимущество перед другими языками (по заверениям создателей, он вобрал в себя всё лучшее от других языков программирования) его и назвали Swift (в переводе — быстрый).

Этот вопрос широко обсуждался с момента появления Swift, но как и тогда, аргументов в пользу его изучения больше. Да и сама Apple не раз давала понять, что будущее — за Swift. При этом, его можно использовать параллельно с Objective-C, чтобы не возникало проблем с разными версиями. По этой же причине многие работодателю относятся серьезно к тому, что кто-то отказывается изучать Objective-C, считая, что Swift ещё достаточно сырой.

Apple хвастается тем, что Swift до 2.6 раз быстрее, чем Objective-C, и на 8,4 раза быстрее, чем Python 2.7. Думаем, что вопроса почему нужно заботиться о быстром выполнении кода не возникает — и так должно быть понятно, что более быстрый код работает более эффективно и плавно, что позволяет пользователю получилось удовольствие от взаимодействия с устройством.

Можно сказать, что это так. Swift был разработан, чтобы новички в программировании могли легко начать создавать собственные приложения, поэтому научиться программировать невероятно легко. В Apple сравнивают своё детище с языком сценариев, а программисты с BASIC.

Да!

Вообще говоря, это спорный вопрос. Swift постоянно совершенствуется, поэтому истинными экспертами являются лишь его создатели. Даже если вы сами создали несколько отличных приложений и освоили ряд продвинутых курсов и учебных пособий, вы всё равно не будете одним из лучших, а потому на собеседованиях говорят, что постоянно совершенствуются, а не достигли совершенства уже к этому моменту).

Во всяком случае, когда вы поиграетесь со Swift и прощупаете его, поймёте, нравится вам это или нет и приступите к работе над реальными проектами, тогда можно будет сказать, что вы по крайней мере стремитесь стать профессионалом. А вообще, всё зависит от вас.

Когда-то, Objective-C был основным языком программирования Apple для написания приложений, ещё со времён OS X. Но за это время языки и практика программирования сильно изменились, особенно в области мобильной разработки. Вместо того, чтобы дорабатывать старое, Apple решила пойти другим путём и изменить сам подход разработчиков к работе, сделав процесс более интерактивным.

Ну, не факт, что в ближайшие годы Apple закончит разработку Swift, ведь это будет означать его убийство. Здесь, как и в случае с любым новым языком, существует вероятность ошибок. Но всё постоянно обновляется, потому что это в интересах самой Apple. Кстати, в Google уже подумывают над возможностью запуска Swift-приложений на Apple, так что у него всё ещё впереди.

Вероятнее всего, на Ruby или Python. Хотя здесь можно узнать и синтаксис из C.

Cocoa и Cocoa Touch - это фреймворки, которые работают на OS X и iOS соответственно. Оба они в основном реализованы с Objective-C и интегрированы с Xcode (если вы ещё не в курсе, то это среда разработки). Они состоят из библиотек, API-интерфейсов и рантаймов. Поскольку Swift — это язык для разработки под iOS, он также работает с Cocoa и Cocoa Touch. Если интересно, по ссылке более подробная информация со страницы для разработчиков на сайте Apple.

Ну вот, теперь, когда вы знаете кое-что о Swift, вы можете подумать, стоит ли его изучать. Хотя наш совет — начать изучение как можно скорее, для этого помогут наши статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *